226.
Для тех, кто клятву даст с женой не сообщаться боле,
Назначено четыре месяца (под крышей дома) выждать,
И коль за этот срок муж обратится вновь к жене, -
Аллах, поистине, всемилостив и всепрощающ!
227.
Но если их желание развода неизменно, -
Аллах ведь слышит все и знает обо всем.
228.
И жены, получившие развод,
Пусть выждут время трех регулов,
И им запрещено сокрыть,
Что им Аллах создал в их чреве,
Коль веруют они в Аллаха и Последний День.
Для их мужей достойнее всего
При этом их принять обратно,
Коль они склонны к примиренью.
И здесь для женщин справедливы те права,
Что и права над ними у мужчин, -
Но у мужей сих прав - на степень больше.
Аллах всесилен, мудр безмерно!
229.
Развод возможен в две ступени,
После чего вы продолжайте вместе жить благопристойно
Иль отпустите от себя с благодеяньем.
Вам недозволено брать из того,
Чем вы ее (во время брака) одарили,
Разве что оба вы таите опасенья,
Что не сумеете блюсти пределы,
Которые для вас Аллах установил.
И если вы, (кто призван рассудить их),
Боитесь тоже, что они не соблюдут
Пределов, установленных Аллахом,
Не будет в том греха,
Если жена даст выкуп за свою свободу.
Вот таковы пределы, которые Аллах установил.
А если кто преступит эти грани,
Пребудет (пред Аллахом) нечестивым.
230.
И если муж с женою (окончательно) развелся,
То в жены недозволена она ему (опять),
Пока не выйдет замуж за другого
И тот не даст развода ей.
И здесь на них греха не будет,
Коль они вновь друг к другу возвратятся
И чувствуют, что смогут соблюдать
Пределы, что Аллах установил.
Вот таковы Его пределы,
Которые Он изъясняет тем,
Кто обладает разуменьем.
231.
И при разводе с женами своими,
Когда назначенный им срок истек,
Верните их с достоинством обратно
Или с достоинством их отпустите.
Но против воли не удерживайте их,
Чиня им зло и непристойность.
А кто поступит так -
Зло причинит своей душе.
Знамений Господа не обращайте в шутку,
С признаньем помните Господню милость к вам
И то, что ниспослал Он Книгу вам и мудрость,
Чтобы наставить вас на верный путь.
А потому страшитесь Господа
И знайте: Он всеведущ!
|
232.
И при разводе с женами своими,
Когда назначенный им срок истек,
Вы не препятствуйте их браку с бывшими мужьями,
Коль меж собой они достойно согласятся, -
И это - наставление для тех,
Кто верует в Аллаха и Последний День;
Для вас сие - благочестивее и чище, -
Аллах ведь знает то, чего не ведаете вы.
233.
Кормящей матери выкармливать ребенка надлежит
Два полных года,
Если отец желает норму завершить;
Ему же надлежит нести расход
На добростойное питание ее и вещи.
И ни одна душа не понесет тот груз,
Что больше, чем она поднимет, -
Так пусть же материнская душа
За детище свое обид не терпит,
А равно и отец ребенка,
А равно и наследник их.
И если оба пожелают
С согласия меж ними и совета
Ребенка от груди отнять,
На них греха не будет.
Как равно и на вас не ляжет грех,
Коль вы ребенка своего
Поручите вскормить другой,
Благопристойно уплатив по договору.
Страшитесь гнева Господа и знайте:
Он видит все, что делаете вы.
234.
И если кто из вас уйдет из жизни,
Оставив овдовевших жен,
Им надлежит срок выжидать по вас
Четыре месяца и десять дней;
Когда же истечет назначенный им срок,
На вас греха не будет от той разумности,
С какой они сочтут собой распорядиться, -
Аллаху, истинно, известно все то, что делаете вы.
|
235.
На вас греха не будет в том,
Коль к этим женщинам намеком тайным
Вы обратитесь с предложением о браке
Или сокроете в своей душе намерение это, -
Ведь ведает Господь о том,
Что вы о них в заветной памяти храните.
Но тайных обещаний не давайте им
И речь пристойную ведите.
На узы брака с ними не решайтесь,
Пока не истечет назначенный им срок,
И знайте: ведает Господь
Все, что сокрыто в ваших душах.
Остерегайтесь гнева Бога
И знайте: всепрощающ и воздержан Он!
236.
На вас греха не будет в том,
Коль вы развод даете женам,
К которым вы еще не прикасались,
Иль не скрепили договора о предбрачном даре.
Вы одарите их согласно своему достатку:
Богатый - сообразно своему, а бедный - своему,
Дав им дары в благопристойной мере,
Как подобает всем благотворящим.
237.
Но если вы развод даете женам,
К которым вы еще не прикасались,
А ваш предбрачный дар уже исчислен,
Им половина этой доли надлежит,
Коль они сами (в вашу пользу) не простят
Иль не простит (в их пользу) тот,
В руках которого завязан узел брака;
Но уступить жене (вторую половину доли) -
Благочестивее всего для мужа.
Великодушие и благость меж собой
Забвению не предавайте, -
Аллах ведь видит все, что делаете вы.
238.
Свои молитвы строго соблюдайте,
Особо (чтите) среднюю молитву,
Благоговейно стойте пред Аллахом
(В своем молитвенном призыве).
239.
Но если вас преследует опасность,
Молитесь пешими иль не сходя с коня;
Когда ж опасность вас минует,
Вы призовите Господа хвалой,
Как Он вас научил
И как дотоле вы не знали.
240.
И те из вас, которые уйдут из жизни,
Оставив овдовевших жен,
Должны им завещать на содержание надел
И проживание под крышей дома сроком на год.
Но коль они покинут стены дома,
На вас греха не будет от той разумности,
С какой они сочтут собой распорядиться, -
Ведь всемогущ Аллах и мудр!
|
241.
Для разведенных жен на содержание -
Надел благопристойный.
(Господь) вменил сие благочестивым.
242.
Так вам Аллах Свои знамения толкует,
Чтоб вы могли уразуметь.
243.
Неужто ты не видел тех,
Которые, остерегаясь смерти,
Покинули свои жилища -
А было их немало тысяч.
Господь сказал "Умрите!" им,
Потом же возвратил их к жизни, -
Ведь полон щедрости Господь к земному люду,
Но большинство из них Ему неблагодарны.
244.
А потому боритесь на пути Господнем
И знайте, что Аллах все слышит и ведущ обо всем!
245.
Так кто же тот,
Кто даст Аллаху щедрый займ,
Что будет Им великим множеством возвышен?
Аллах лишь повергает вас в нужду
Иль осыпает изобильем;
К Нему лежит и ваше возвращенье.
246.
Неужто ты не видел родовую знать сынов Исраиля,
Что были после Мусы?
Посланнику, кто был средь них, они сказали:
"Дай нам царя, чтоб мы могли
Сражаться на пути Аллаха".
И он сказал: "Не может ли случиться так -
Когда назначат вам сраженье,
Не станете сражаться вы?"
Они ответили:
"Что ж на пути Аллаха нам не воевать,
Коль из домов мы изгнаны
И с нашими детьми разлучены?"
Когда ж назначено сражение им было,
Отворотилися они, за исключением немногих, -
Аллах, поистине, прекрасно различает нечестивых!
247.
И их пророк сказал им:
"Аллах послал Талута царствовать над вами".
Они ответили:
"Как может он над нами править,
Когда достойнее мы сами этой власти?
К тому ж не одарен он ни богатством, ни умом".
Но он сказал: "Избрал Господь его над вами
И щедро одарил и мудростью, и удалью мужскою".
Поистине, Аллах дарует царство
Тому, кого сочтет Себе угодным.
(Своею милостью) объемлет всех Он и ведает над всем и вся!
248.
И их пророк сказал им:
"Знамением его предназначенья
К вам явится ковчег (Завета),
В котором вам от Господа сакина
И что осталось от потомков Мусы и Харуна, -
И ангелы его вам принесут;
И в этом кроется знамение для вас,
Коль вы, поистине, уверовали (в Бога)".
249.
Когда Талут с войсками выступил в поход,
Сказал он:
"Господь пошлет на испытание вам реку,
И кто напьется из нее,
Средь воинов моих не будет,
А несколько глотков с ладони будет прощено".
Но все испили из нее, кроме немногих.
Когда же все они чрез реку перешли,
И он, и те, которые уверовали с ним,
Сказали те: "Теперь у нас нет мОчи
Джалута с его войском одолеть".
Но те, которые уверовали, зная:
Им предстоит Аллаха лицезреть,
Сказали: "Как часто небольшая сила
Господней волей побеждала многочисленных врагов!"
Поистине, благоволит Господь к тому,
Кто терпелив и стоек духом.
250.
И вот когда они предстали
Перед Джалутом и его войсками,
Они взмолили: "О наш Господь!
Влей стойкость в нас, и укрепи наши стопы,
И помоги против неверных!"
251.
И с изволения Аллаха
Они неверных в бегство обратили,
И умертвил Дауд Джалута,
И одарил его Аллах и мудростью, и властью
И научил его всему, что он желал.
И, если б не удерживал Аллах
Одних людских племений над другими,
Бедой бы преисполнилась земля, -
Но полон щедрости Аллах к мирам Своим!
252.
Вот таковы знамения Господни,
И Мы их в Истине тебе читаем -
Ведь ты, поистине, в одном ряду посланников (Моих).
253.
И всех посланников Мы наделили разными дарами,
Возвысив (миссию) одних перед другими;
Средь них был тот, с кем речь держал Аллах,
Других Он (на пророчество) возвысил степенями.
И Исе, сыну Марйам, Мы даровали Ясные Знаменья
И Дух Святой для укрепления (пророчества) его.
И будь на то желание Аллаха,
Пришедшие за ними вслед
Не воевали б меж собой, -
Они же разошлись между собой,
И были среди них
Те, кто уверовал, и те, которые не обратились.
И будь на то желание Господне,
Они б не воевали меж собой.
Но Свою Волю (на земле) вершит Всевышний!
254.
О вы, кто верует!
Расходуйте из благ, что Мы вам даровали,
Пока не наступил тот День,
Когда не будут (приняты в защиту)
И ни оплата торгом (за грехи),
Ни дружба, ни заступничество (верных), -
Неверные, поистине, дурные люди.
255.
Аллах! Нет божества, кроме Него,
Живущего и самосущего извечно!
Не склоняет Его ни сон, ни дремота,
Всем в небесах и на земле владеет Он Один.
Кто может перед Ним вступиться без изволения Его (на то)?
Он знает все, что предварило их (приход)
И что последует за их (уходом).
А им из знания Его назначено постичь
Лишь (малость) ту, что Он дозволит.
Престол Его (Державия) простерся
Над небесами и землей, -
Сохранность их Ему не в тягость.
В Своем могуществе, поистине, велик Он
И (в высшей степени) возвышен.
256.
Не разрешил в религии Он принужденья,
Разнится ясно истина от заблужденья;
Кто зло отверг и верует (в Аллаха),
Обрел себе надежную опору,
Для коей сокрушенья нет, -
Аллах, поистине, все слышит и всеведущ!
257.
Аллах - Друг и Хранитель тех, кто верует (в Него),
Из тьмы Он выведет их к свету.
Но станут идолы напутствовать неверных
И поведут от света к мраку их.
Они все - обитатели Огня
И в нем останутся навечно.
258.
Ужель не видел ты того,
Кто с Ибрахимом в спор вступил о Боге
За то, что царством одарил его Аллах?
И Ибрахим сказал:
"Поистине, Господь мой - Тот,
Кто жизнь и смерть дарует".
Но тот сказал: "Дарую я и жизнь, и смерть".
Ответил Ибрахим:
"Поистине, Господь повелевает Солнцу
Восходить с востока -
Ты с запада вели ему взойти".
Так был в смущение повергнут тот,
Кто пренебрег Господней верой.
Аллах не направляет тех, кто нечестив.
259.
Иль (странник) тот, кто близ селенья проходил,
Разрушенного до единой кровли.
И он сказал: "Как может оживить его Господь,
Когда оно уже застыло в смерти?"
И странника поверг Господь во смерть на сотню лет,
Затем Он оживил его и вопросил:
"Как долго здесь ты находился?"
Ответил тот: "Быть может, день иль часть его".
Но Бог сказал: "О нет!
Сто долгих лет ты пробыл здесь.
Теперь взгляни на свою пищу и питье -
Их порча не коснулась вовсе.
Теперь на своего осла взгляни -
(Лишь кости от него остались).
Тебя Мы сделали знаменьем для людей.
И далее - смотри на кости:
Совокуплю Я их и в плоть одену!"
Когда сие ему предстало ясно,
Сказал он: "Знаю я теперь,
Что всемогущ Аллах над всем!"
260.
И (вспомните), как Ибрахим сказал:
"О мой Господь! Дай мне узреть,
Как мертвым жизнь Ты возвращаешь".
(Господь) сказал: "Ты разве не уверовал еще?"
"О да! Я верую, - воскликнул Ибрахим, -
Но сердцем (и умом) хочу проникнуть".
(Господь) сказал:
"Тогда возьми четырех птиц
И приручи к тебе слетаться,
Затем порежь на части их
И помести на каждый холм отдельно,
А после этого ты созови их, -
Они стремительно к тебе слетятся.
Так знай же ты:
Аллах всесилен, мудр (безмерно)!"
261.
И те, кто на пути Господнем
Расходует из своего добра,
Тому единому зерну подобны,
Что породило семь колосьев,
Хранящих сто таких же зерен в каждом.
Господь удвоит Свой надел тому,
Кого сочтет Своей угодой, -
Поистине, объемлет все Он и всеведущ!
262.
И те, кто на пути Господнем
Расходует из своего добра
И вслед за тем попреков и обид не посылает,
Награду Господа получат -
На них не ляжет страх,
Не отягчит печаль их.
263.
Речь добрая, прощение обид
Превыше милостыни всякой,
За коей следует попрек.
Аллах свободен от любой нужды и кроток!
264.
О вы, кто верует!
Благодеяния свои не обращайте в тщЕту,
Послав им вслед попреки и обиды,
Подобно тем, кто лишь для виду
Расходует из своего добра, а сам не верует
Ни в Господа, ни в День Последний.
Они подобны обнаженному холму,
Едва покрытому землей:
Прольется дождь обильный на него -
Останется он голым камнем!
А также и для них - бесплодным будет то,
Что (на земле) приобрели они (деяньями своими), -
Аллах не направляет тех, кто нечестив.
265.
Те, кто расходует из своего добра,
Желая заслужить благоволение Аллаха
И свои души (верой) укрепить,
Подобны саду на холме высоком:
Прольется на него обильный дождь -
И он взрастит свои плоды вдвойне.
А коль дождя обильного не будет,
Его заменит легкая роса!
Аллах ведь видит все, что делаете вы.
266.
И кто захочет обладать прекрасным садом
Из финиковых пальм и виноградных лоз,
Что омывается обильными ручьями,
Где для его довольства всякие плоды,
В то время как постигнет его старость,
А дети же слабы, -
Чтоб вихрь огненный обрушился на сад
И поглотил в нем все дотла?
Так вам Господь Свои знаменья изъясняет,
Чтоб вы могли уразуметь.
267.
О вы, кто верует!
Благотворите лучшим из добра,
Что вы приобрели,
Иль из того, что из земли
Мы милостью Своей для вас изводим.
И не стремитесь ухватить дурное,
Чтобы потом благотворить из этой доли,
А сами б этого не взяли,
Зажмурив разве что глаза.
И знайте, что Аллах свободен от любой нужды
И преисполнен славы!
268.
Вас бедностью пугает Сатана
И побуждает вас к поступкам непристойным -
Аллах же обещает вам Свое прощение и милость, -
Поистине, (Своею милостью)
Объемлет всех Он и ведает над всем и вся!
269.
Он мудростью дарит того, кого захочет, -
И тот, кому дарована она,
Получит всеобъемлющие блага,
Но осознают это те,
Кто обладает разуменьем.
270.
И что б на пОдать вы ни издержали,
Какой обет ни дали б вы, -
Аллах, поистине, об этом знает,
И нет заступников у скверных!
271.
И если на виду вы милостыню подаете,
Сие для вас пристойно;
Когда ж вдали от всяких глаз
Вы бедным по нужде ее даете,
Сие есть лучшее для вас,
Что вам часть прегрешений сгладит, -
Аллах ведь знает то, что делаете вы!
272.
Не на тебя возложено вести их праведной стезей, -
Аллах ведет прямым путем того,
Кого сочтет Себе угодным.
И что бы вы из благ своих ни издержали,
Сполна воздастся вашим душам, -
Ведь вы даете только потому,
Что ищете Господнего благодаренья;
И что бы вы из своего добра ни издержали,
Сполна вам будет воздано,
И вам не нанесут обид несправедливых.
273.
(Вам пОдать надлежит давать)
И тем в нужде, кто на пути Господнем
Удержаны (от промыслов своих)
И в поисках (себе достатка)
Не могут двигаться по сей земле.
Их скромность побудит незнающего думать,
Что нет нужды у них ни в чем,
И ты их различишь по видимому знаку:
Своими просьбами они не докучают людям;
И что бы вы из своего добра ни издержали,
Господь, поистине, об этом знает.
274.
И те, кто днем и ночью милостью дарит
Сокрыто или явно,
У Господа найдут награду,
На них не ляжет страх,
Не отягчит печаль их.
275.
И кто снедаем лихоимством,
Предстанет (в Судный День) никак иначе, как тот,
Кого поверг в безумство Сатана
Своим прикосновеньем, -
И это потому, что говорит он:
"Ведь лихоимство - то же, что и торг".
Но запретил Господь вам лихоимство
И разрешил вам торг вести,
И тот, кто, получив от Господа завет сей, воздержался,
Прощение (сего греха) за прошлое получит -
Деяние его (на Суд) перед Аллахом (ляжет).
Но тем, кто (мерзость эту) повторит, -
Стать обитателями Ада
И там навечно пребывать.
276.
Аллах сурово воспрещает лихоимство
И воздает за всякое благодеянье, -
Он нечестивых грешников не любит.
277.
Поистине, те, кто уверовал и доброе творит,
Молитву соблюдает по часам
И правит очистительную подать,
Найдут у Господа награду -
На них не ляжет страх,
Не отягчит печаль их.
278.
О вы, кто верует!
Побойтесь Бога и откажитесь от того,
Что вам назначено лихвой,
Если, поистине, уверовали вы.
279.
Но если вы не сделаете это,
Услышьте, что грядет война вам от Аллаха и посланника Его.
А коль удержитесь (от лихоимства),
Ваш капитал останется при вас;
Ущерба и обид другим не причиняйте,
Тогда и сами вы не пострадаете от них.
280.
И если ваш должник испытывает тягость,
То ждать вам надлежит,
Пока дела его не облегчатся.
А если вы ему сей долг
Благодеяньем обратите,
Сие есть лучшее для вас.
О, если бы вы только знали!
281.
И бойтесь Дня,
Когда вы все вернетесь к Богу
И каждая душа сполна получит то,
Что уготовила себе вперед,
И ни один не понесет обид несправедливых.
282.
О вы, кто верует!
Коль меж собой вы сделку заключили о долгах
На срок определенный,
То письменно условие составьте,
И пусть писец записывает верно
По отношению к обеим сторонам -
Ему не дОлжно отказаться делать так,
Как научил его Господь.
А потому - пусть пишет.
И пусть диктует тот, кто в долг берет,
И Господа, Владыку своего, при сем страшится, -
Не убавляя из того, что занимает.
Но если тот, кто в долг берет,
Умом или здоровьем слаб
Иль диктовать сам не способен,
Пусть опекун его диктует верно;
И призовите двух свидетелей сему из вашего округа;
И если не найдется двух мужчин,
Тогда двух женщин и мужчину,
На чье свидетельство согласны вы,
И коль одна из них собьется (в показаньях),
Другая ей поможет вспомнить.
Свидетелям, когда их призовут,
Не дОлжно от свидетельств отказаться.
И не брежите письменно означить долг -
Будь мал он иль велик, -
Указывая срок уплаты.
Сие пред Богом справедливее всего,
И для свидетельства пригодней,
И ближе к устранению сомнений среди вас.
Но если меж собой вы поведете наличный торг,
На вас не ляжет грех,
Коль письменно его вы не сочтете.
Свидетелей зовите всякий раз,
Когда вы меж собою торг ведете;
И над свидетелем, и над писцом
Не дОлжно быть насилий,
А ежели не так - то вы престУпите (пределы Бога).
Страшитесь гнева вашего Владыки!
Поистине, Он (мудро) учит вас, -
Ведь Он о всякой вещи знающ!
283.
А коль в пути вы и писца не можете найти,
Вам надлежит давать залог.
И кто из вас в залог доверил вещь другому,
То тот, кому доверена она,
Залог сей в целости вернуть обязан.
И пусть страшится своего Владыку
И никаких свидетельств не таит, -
Ведь у того, кто (с умыслом) утаивает их,
Разъедено грехами сердце, -
Аллах ведь знает все, что делаете вы.
284.
И лишь Аллах владеет всем,
Что в небесах и на земле (пребудет).
Откроете ли вы иль утаите, что у вас (в душе), -
Аллах вас призовет ответ держать пред Ним.
И Он один Своим желанием решит,
Кто будет Им прощен, а кто - наказан, -
Ведь всемогущ Аллах над всем!
285.
Посланник верует во все,
Что Господом его ему открыто,
И знают это праведные (люди), -
Они все веруют в Аллаха, в ангелов Его,
В Его посланников и в Книги,
(Которые несут им Свет и Руководство,
И говорят): "Мы средь посланников
Его не делаем различий.
Его мы слышим и Ему послушны!
Лишь от Тебя прощенье нам,
И лишь к Тебе мы все вернемся".
286.
И не возложит Бог на душу груз,
Что больше, чем она поднимет;
Окупит доброе Он ей сполна,
Сполна накажет за дурное.
"Владыка наш! Ты пощади нас,
Коли забудемся и упадем во грех!
Владыка наш! Не возложи те тяготы на нас,
Что возложил на тех, которые до нас (грешили).
Владыка наш! Не положи на плечи нам тот груз,
Поднять который нету мОчи!
Прости нам и пошли Свое прощенье,
Будь милостивым к нам!
Ты - Покровитель наш,
Так помоги же нам против неверных".
Сура 3. Семейство Имрана
1.
Алеф - Лям - Мим.
2.
Аллах! Нет божества, кроме Него -
Вечноживущего и Самосущего!
3.
Он - Тот, Кто Книгу в Истине тебе послал
В знак подтверждения ниспосланного прежде.
И до нее Он (с Мусой) ниспослал Закон,
За ним - Евангелие (с Исой)
4.
Как руководство для людей,
А также ниспослал вам Аль Фуркан
(Для различения добра и зла).
Для тех же, кто Знамениям Аллаха не поверит,
Суровым будет наказание Его, -
Он всемогущ!
Возмездия Блюститель!
5.
Поистине, от Божьих глаз
Ничто не скроется ни на земле, ни в небе!
6.
Он - Тот, Кто назначает форму вам
Еще в утробах матерей в Ему угодном виде.
И нет другого божества, кроме Аллаха,
Исполненного мудрости и мощи.
7.
Он - Тот, Кто Книгу ниспослал тебе, -
Одни айаты в ней несут открытый смысл,
Собой являя как бы Матерь Книги;
Другие - скрыты в толковании своем.
Но те, (чье сердце по земле) в грехах (блуждает),
Желая смуты, следуют тому,
Что отвечает их угоде, -
Выискивая скрытое значенье,
Которое известно лишь Аллаху
И открывается лишь тем,
Которые глубоким знанием владеют.
"Мы веруем в (Святую) Книгу, - говорят они, -
Где все (айаты) явлены от Бога!
И весть ее способен охватить
Лишь тот, чей разум светел".
8.
(И говорят они):
"Владыка наш!
Не дай нашим сердцам свернуть с пути,
По коему Ты нас уже направил;
Яви нам милосердие Твое, -
Ведь Ты, поистине, Податель всех щедрот!
9.
Владыка наш!
Ты соберешь весь род людской
В тот День,
О коем никаких сомнений быть не может.
Поистине, обетование Свое
Господь не нарушает".
10.
Неверных перед Богом не избавят
Ни их добро, ни дети их, -
Им быть растопкой для Огня!
11.
Такой же стала (участь) Фараона и его людей,
А также тех, которые до них (грешили).
Они сочли знаменья Наши ложью,
И вот тогда Аллах сразил их за грехи, -
Ведь в наказании Своем Аллах суров!
12.
(О Мухаммад)! Скажи неверным:
"Вы скоро будете побеждены и собраны в Аду, -
Поистине, сколь жуткий упокой!"
13.
Знамением для вас два войска были,
Которые сошлись в бою (неравном).
Одно из них сражалось на пути Господнем,
Другое же - на стороне неверных,
И их глазам количество других
Представилось двойным числом, -
Ведь жалует Господь Свою поддержку
Тому, кого сочтет (достойным).
И в этом - назидание для тех,
Кто зрить способен (в корень).
14.
И как прекрасно видится всем людям
Любовь земных страстей:
Тут женщины и сыновья,
Тут горы серебра и злата,
И меченые кони, и стада скота,
И вспаханная нива.
Сие - лишь сладостная тщЕта ближней жизни,
Обитель у Аллаха - много краше!
15.
Скажи: "Не сообщить ли мне
Вам нечто лучшее, чем это?"
У Господа для тех, кто чтит Его, -
Сады, реками омовенны,
Где пребывать навечно им.
Для них там чистые супруги
И благодарное довольствие Аллаха, -
Аллах, поистине, блюдет служителей Своих -
16.
Таких, кто говорит: "Владыка наш!
Уверовали мы!
Прости нам наши прегрешенья,
Убереги от мук Огня!"
17.
И в ком воздержанность, терпение и стойкость,
Правдивость и смирение пред Богом,
Кто щедро милостью дарит
И кто на утренней заре
Взывает к Богу о прощенье.
18.
И нет другого божества, кроме Аллаха, -
Сие свидетельствует Сам Аллах,
И ангелы Его, и те, кто одарен познаньем
И справедливость с твердостью блюдет.
И нет другого божества, кроме Него, -
Он всемогущ и мудрости исполнен!
19.
И, истинно, ислам - религия Аллаха,
И не делились меж собою те,
Кто следовал Писанию Святому,
А несогласье родилось,
Когда пришло познание и зависть.
Тех, кто не верует в знамения Аллаха, -
Так ведь Аллах, поистине, в (Своих) расчетах скор!
20.
И если спор они с тобой начнут, скажи:
"Я предался Аллаху,
И то же сделали все те, кто шел за мной".
Скажи и тем, кто получил Писание (Господне),
И невеждам:
"А вы Господней Воле предались?"
И если предались, они идут прямой стезею,
А если отвратились - что ж!
Ведь на тебе - лишь передача им (Моих посланий).
Аллаха взор, поистине, на тех,
Которые Ему (всем сердцем) служат.
21.
Тем, кто не верует в знамения Господни,
Его пророков убивая не по праву,
И убивают тех, кто к справедливости зовет,
Ты возвести о наказании суровом.
22.
Они все - те, деяния которых станут тщЕтой
И в ближнем мире, и в далеком,
И им нигде заступников не будет.
23.
Неужто ты не видел тех,
Которым часть Писания ниспослана была?
Их призывают к Книге Бога,
Чтобы она их споры разрешила, -
Но, отвратившись, часть из них уходит.
24.
И это потому, что говорят они:
"Нас огнь Ада не коснется, -
Быть может, лишь на считаные дни", -
Но в их религии прельщают их
Лишь вымыслы их собственных страстей.
25.
А чем (откупятся) они,
Когда Мы соберем их всех
В тот День,
О коем никаких сомнений нет?
И каждая душа сполна получит то,
Что уготовила себе своим стараньем, -
И ни одна не понесет обид несправедливых.
26.
Скажи: "О мой Господь,
Владычества Держитель!
Ты изымаешь власть желанием Своим,
Ее даруешь (людям) по Своей угоде.
Величишь волею Своей иль унижаешь,
Кого Своим желаньем предпочтешь.
В Твоей Руке - все блага мирозданья,
Ты всемогущ на всем и вся!
27.
Ты вводишь ночь на смену дня
И зажигаешь день средь ночи,
Из мертвой плоти извлекаешь жизнь
И вызываешь смерть из глубины живого,
Ты шлешь бессчетные дары
Тому, кого Своим желанием сочтешь!"
28.
Пусть те, кто верует,
При выборе партнера и друзей
Не отдают неверным предпочтенье
Пред теми, кто благочестив.
А те, кто будет это делать,
Поддержки уАллаха не найдут,
Помимо случая того, когда им от неверных
Идет опасность иль угроза, -
Так вас Аллах предупреждает
От (гнева) Самого Себя, -
Ведь лишь к Нему вы все вернетесь!