Предложения с обособленными уточняющими, пояснительными и присоединительными членами




Простое предложение может быть осложнено уточняющими, пояснительными и присоединительными членами, которые объединяются общей выделительной интонацией и функцией добавочного сообщения. Эти члены предложения, как и полупредикативные, произносятся с интонацией обособления, имеют определенную синтаксическую самостоятельность и смысловую значимость, но не выражают полупредикативных отношений,не могут трансформироваться в сказуемое.Кроме того,полупредикативными являются только второстепенные члены предложения, а уточняющими, пояснительными и присоединительными могут быть и главные и второстепенные члены предложения. Но как и полупредикативные, они обладают двусторонней смысловой и грамматической связью в составе предложения.

Уточняющими являются такие члены предложения,которые суживают, конкретизируют, уточняют объем понятия, заключенного в уточняемом члене предложения, всегда характеризуют действие или предмет с одной стороны, но не дублируют друг друга, обычно находятся в постпозиции к уточняемому члену предложения. Ср. А справа, глубоко внизу ,мощно лилась Волга (Пауст.).

В функции уточняющих членов могут выступать определение, приложение, дополнение, обстоятельство, подлежащее и сказуемое: От ворот к крыльцу между высокими, в рост человека, сугробами была расчищена дорога (Пан.); Внизу, в тени,шумел Дунай; Вышка была высокаяне менее десяти метров (Пауст.).

Пояснительные (поясняющие) члены предложения разъясняютсодержание определяемого члена предложения, обозначают то же понятие и в том же объеме, что и поясняемый член, но называют его другим словом-синонимом. При пояснении наблюдается полное совпадение понятий поясняемого и поясняющих слов, которые могут быть взаимозаменяемыми. Средством связи поясняемого и поясняющего компонентов могут быть интонация и пояснительные союзы то есть, или (‘то есть’), а именно и др.,а в функции поясняющих и поясняемых слов могут выступать и главные и второстепенные члены. Например: Солнце заходило за тучи, дул хиус – холодный ветер с реки (А.Рыб.); Отец не баловал Асю, то есть не нянчился с нею (Т.); На станции Волочаевка белые создали второй, дальневосточный Перекоп (Пауст.); Из лесного оврага неслось воркованье диких голубей, или горлинок (Акс.); Так ли,сяк ли,Теркин дома, то есть снова на войне (Тв.).

Пояснительные члены предложения могут быть однородными: Настоящие руки,из таких,которые не подведут в работе, – верные, сильные, крепкие (Ю.Герман).

Специфическую особенность имеют присоединительные члены предложения. Она обусловлена тем,что в составе простого и сложногопредложений имеется особая разновидность синтаксической связи – присоединение,которая отличается от сочинения и подчинения тем,чтопередает мысль, возникшую после основного высказывания Ср.: Было очень тепло, даже жарко (Чак.).Поэтому такие включенные в результате присоединения члены предложения и словосочетания называются присоединительными членами. Они заключают в себе важное добавочное сообщение по отношению к основному, дополнительные сведения к одному из компонентов предложения, выделяются интонационно в самостоятельную синтагму (в устной речи перед присоединительным членом делается отчетливая интонационная пауза).

К качестве присоединительных могут выступать как главные, так и второстепенные члены предложения, которые стоят обычно в конце или середине предложения.

Средством связи присоединительных членов в составе предложения выступают специальные слова и сочетания слов с присоединительным значением, то есть соединительные союзы в присоединительном значении (и, да, да и и др.), противительные союзы в присоединительном значении (хотя и, но), слова и сочетания с присоединительным значением даже, особенно, в том числе, в первую очередь, главным образом и др.Например: Но разве м ало мы знаем случаев маскировки, да еще какой! (Ю.Г.); Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду (Пауст.); Но вернутьсядомой не было никакой возможности, особенно в ночную пору (Т.); В кузове было полно народу, главным образом женщин; Одни занимались уборкой парусов, другие прилежно изучали карту, и в том числе дед (Гонч.).

Довольно редко присоединительные члены включаются в предложение бессоюзно: Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые (Л.Т.).

Вводными называются слова, сочетания слов и предложения,которые выражают субъективное отношение говорящего к сообщаемому, дают ему общую модальную или эмоционально-экспрессивную оценку, указывают на источник сообщения, способ его оформления, характеризуют способ выражения мысли и не связаны грамматически с членами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью.

Основным значением вводных единиц является значение модальной эмоционально-экспрессивной оценки сообщения (модус предложения). Вводные единицы имеют специфические особенности, которые отличают их от всех других компонентов предложения. Основные из них следующие:

– вводные единицы не расширяют содержание сообщения, а выражают лишь отношение к нему говорящего, но тесно связаны по смыслу содержанием высказывания;

– они имеют формальную самостоятельность, автономность, но не имеют коммуникативной самостоятельности;

– занимают разную позицию в предложении (начало, середина, конец), хотя, если они характеризуют содержание отдельного слова, то располагаются рядом с ним;

– характеризуются своим синтагматическим выделением в составе предложения, то есть интонацией вводности, понижением голоса и более быстрым темпом произношения по сравнению с основной частью предложения.

По структуре вводные единицы могут быть выражены отдельным словом, сочетанием слов и предложением: Наверно, тропинка приведет к деревне (Сол.); К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце (Пришв.); Вы, если я не ошибаюсь, писатель? (Пауст.).

По способу морфологического выражения вводные компоненты могут быть именными и глагольными, представленными различными частями речи.

Ядро вводных единиц составляют модальные слова, выражающие модальную оценку говорящим степени достоверности высказывания: уверенности, неуверенности, сомнения, предположения, возможности и др.: конечно, наверное, безусловно, вероятно, видимо, пожалуй, по-видимому, возможно, может быть и др.

В функции вводных употребляются также:

– падежные формы существительных без предлогов и с предлогами: правда, словом, без сомнения, к слову, к счастью, к сожалению, к примеру, в частности и др.;

субстантивированные прилагательные: главное, самое важное, в общем, между прочим, самое лучшее и др.;

местоимения с предлогами: кроме того, между нами, сверх того, помимо того и под.;

глагольные формы: видать, вообрази, думается, кажется, признаться, поверишь ли, разумеется и др.;

наречия: наконец, кстати, поистине, напротив, во-первых, во-вторых, по-моему;

целые словосочетания: кстати сказать, короче говоря, между нами говоря, без всякого сомнения, не в обиду будь сказано и др.

Выделяются следующие основные группы вводных слов и сочетаний слов по их значению:

вводные слова и сочетания слов с модальным значением, выражающие оценку говорящим степени достоверности высказывания: уверенности, неуверенности, сомнения, предположения, возможности: конечно, безусловно, действительно, разумеется, несомненно, по сути дела, само собой разумеется, понятное дело; видимо, по-видимому, видно, возможно, кажется, по всей вероятности, наверное, может быть, пожалуй, допустим и др.: Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок (Пауст.); Безусловно, затянувшиеся дожди меша-и уборке урожая; Действительно, молодой человек спал (Кор.)

вводные слова и сочетания слов со значением эмоциональной оценки высказывания (радости,удивления,досады,сожаления,огорчения, возмущения, негодования): к счастью, к изумлению, на счастье, на радость, к сожалению, на беду, чего доброго, на мою беду и др.: К счастью для Алексея,в той же школе проходил переподготовку и майор Стручков (Б.П.); Найденов, к изумлению Нагульного,в одну секунду смахнул с плеч кожанку,присел к столу (Шол.);

вводные единицы, характеризующие способ выражения мысли: вернее,лучше сказать,по-нашему сказать,собственно говоря,короче говоря, другими словами, строго говоря, точнее, если можно так выразиться и др.: Клавдия ушла, вернее, убежала, смущенно закрыв только лицо (Лаптев); Нрава она была смирного, или, лучше сказать, запуганного (Т.);

вводные единицы, указывающие на источник сообщения: по словам, по слухам, по-моему, по-нашему, по сообщениям, на мой взгляд, как говорили, по мнению и др.: Но, по слухам, какая-то часть упорно сражалась под Каменском (Фад.); Пушкин, по его собственным словам, каждой осенью расцветал вновь (Пауст.);

вводные единицы, выражающие смысловые отношения между частями сообщения,указывающие на итог,последовательность расположения рассуждений, степень их значимости и др.: итак, кстати, главное, наоборот, во-первых, во-вторых, наконец, в частности, между прочим и др.: Итак, в наше время невозможна идеальная поэзия (Бел.); Сказал бы я, во-первых, не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно, а главное,поди-тка послужи (Гр.);

вводные слова со значением призыва к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание, вызвать интерес к сообщаемому, обратить внимание на сообщаемые факты и др.: простите, вообразите, судите сами, можете себе представить, если хотите знать, как видите, заметьте себе и др.: Вообразите, наши молодые уже скучают (Т.); Где же это, позвольте ,было? (Павл.);

вводные слова со значением ссылки на обычность сообщаемого: бывает,случается,как всегда,как водится,по обыкновению и др.: Хотя, надо сказать, уж как, бывало, в окопах честят Николушку, а Россия все-таки своя (А.Т.); Из ста с лишним учеников знало урок, случалось, только четверо (Помял.).

Вставными конструкциями называются предложения,словосочетания и отдельные слова, которые вносят в основное высказывание различные дополнительные, попутные замечания, пояснения, уточнения, поправки, грамматически не связаны с основным предложением, но прикреплены к содержанию отдельного предложения, конкретизируя его содержание в целом или отдельных его членов, характеризуются специфической интонацией включения.

Как и вводные единицы, они не имеют коммуникативной самостоятельности, но отличаются от них тем, что не выражают субъективного отношения говорящего к высказываемой мысли (модально-эмоциональной оценки), не могут предшествовать основному высказыванию, а всегда стоят в середине или конце предложения,отличаются особой интонацией включения со значительной паузой на месте разрыва основного предложения. Ср.: Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой;

Вставки расширяют объем информации предложения, дополняя его уточнением места, времени действия, указывая на причину происходящего, сообщая добавочные сведения о лице или предмете, указывая на обстоятельства, сопутствующие тому, о чем сообщается в основном предложении, раскрывая особенности поступков и действий лица, дополняя, уточняя сказанное в целом или об отдельных членах в основном предложении и др. Ср.: Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут )и насмешливо (Л.Т.) –поясняется причина; Кто-то(казалось, его поверенный по делам)писал ему из Москвы,что известнаяособа скоро должна вступить в законный брак с молодой прекрасной девушкой (П.) –добавочные сведения о лице; Кончив сегодня твой рассказ (кстати сказать, очень хороший), я вспомнил, что давно уже не имел от тебя письма (Ч.) –характеристика предмета; Я уже писал о том, как работает Федин (в «Золотой Розе») (Пауст.)и др.

Вставки могут быть представлены отдельным словом, сочетанием слов, простым и сложным предложением, придаточной частью с союзами или союзными словами:

Вставки могут включаться в основное предложение бессоюзно, с помощью сочинительных или подчинительных союзов и союзных слов: Дисканты и альты (иногда басы и тенора) в эти хоры набирались из учеников (Помял.); Нет, вы (или ты) этого не должны знать! (Пауст.); Светлые широкие глаза она увидела потом ввокзальном туннеле шумного города – когда с отцом возвращалась домой, –и ей стало непонятно весело и страшно (К.Ф.).

Вставки надо отличать от присоединительных конструкций, которые, как и вставки, содержат добавочные сведения, относящиеся к основному сообщению, но передают мысль, возникающую после основного высказывания. Ср.: Было даже страшно, иногда (М. Г.).

Обращение –это слово или сочетание слов,называющее лицо илипредмет, к которому обращено сообщение или вопрос говорящего: Откуда ты, прелестное дитя? (П.); Стой, ямщик, жара несносная, дальше ехать не могу (Н.).

Основной функцией обращения является название адресата речи,который представляет собой особый семантический компонент сообщения или вопроса, не имеющий функции самостоятельного сообщения, не обладающий признаками предложения. Значение адресата речи обычно соответствует грамматическому понятию второе лицо. Поэтому обращение-существительное, вводимое в предложение, часто контактирует с глаголом-сказуемым в форме второго лица и местоимениями ты или вы, указывающими на второе лицо. При этом обращение-существительное и местоимение ты или вы выступают в предложении как взаимосвязанные звенья выражения адресата речи: Ах, степь ты,степь зеленая, вы, пташечки певучие ,разнежили вы девицу,отняли хлеб у мельника (Кольц.).

Однако надо учитывать, что местоимения второго лица ты, вы обычно не являются обращениями, а выполняют функцию подлежащего предложениях с обращением: Ты, Волга, русская река, легла врагу преградой (Тв.); Прекрасны вы, поля земли родной … (Л.).

Вместе с тем, одиночное местоимение ты или вы может быть обращением, если при соответствующей интонации оно приобретает признак адресата речи: Цыц, ты! Она тебе больше не слуга (М. Г.); Слушайте, вы! –обратился он к нахалу… –Извольте же сейчас пересесть на другое место (Купр.).

Обращению присуща особая, звательная интонация, то есть оно произносится более высоким тоном, с сильным ударением, с паузой после обращения.

Предложения с обращениями отличаются эмоционально-экспрессивной окраской и выразительностью. Этому способствуют наличие перед обращением междометий, частиц, повторение слов-обращений, употребление в качестве обращений или при них слов с эмоционально-экспрессивными или оценочно-характеризующими оттенками в значении: О Волга! После многих лет я вновь принес тебе привет (Н.); Эй,вы! Кончайте скорее! Домой! (Дост.); Эх ты, зоренька-зарница, рано на небе взошла; «Барин, барин!» – промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом (Т.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: