Комментарий к упражнению 1.1




Отношение к себе

Немного теории

Другие люди, мир вокруг - это зеркала, в которых мы можем увидеть различные грани самих себя. Что-то нас задевает и расстраивает, что-то -радует и вдохновляет. Путь работы над собой идет в двух направлениях: внутрь и вовне себя. Только так достигается гармония. Наше отношение к самим себе также вступает в некоторый резонанс с окружающей средой. Люди могут даже не осознавать, например, откуда у них раздражение по отношению к нам. А сами то мы как к себе относимся?

Здесь могут быть две крайности, как два полюса: самопревозношение и самоумаление (самобичевание). Эти состояния зачастую переходят одно в другое. Крайности всегда стремятся стать своей противоположностью. Потому важно оба этих полюса исключить. Возгордившись, мы создаем потенциал, который рано или поздно "выстрелит" в свою противоположность - уныние. Необходим "срединный путь".

Что это за "срединный путь"? Как к нему прийти? Вот хорошие вопросы, над которыми стоит поразмышлять на досуге. Но я намеренно не даю здесь готовых ответов. Моя цель в данный момент - побудить к размышлению над тем или иным вопросом. И чтобы это побуждение не осталось просто строчкой на листе, я предлагаю все-таки не оставить выделенное поле без попыток ответа:

 

 

* место для размышлений

 

 

Практика

Задание 1.1

Запиши в эту табличку все негативные мысли в отношении самого себя, которые время от времени появляются в твоей голове (с примерами соответствующих им ситуаций).

*Эти мысли наиболее часто преследуют тебя, отравляя настроение, отнимая силы и желания.

Негативные мысли Ситуации
   
   
   
   
   
   
   

 

Упражнение 1.1"Страж мышления".

Осознаешь ли ты ответственность за то, какие мысли выбираешь? Или мысль об ответственности пока вызывает у тебя лишь сопротивление? Принял ли ты уже решение осознанно формировать свои мысли в отношении себя и направлять их в созидательное русло? Что тебе это даст, как изменится твоя жизнь?

 

 

Итак, посмотрим, что для этого можно сделать уже сегодня. Начни вырабатывать у себя привычку отслеживать все негативные мысли, которые приходят в отношении самого себя (особенно внимательным следует быть в тех ситуациях, которые ты указал в первой табличке). В отношении данных ситуаций необходимо разработать некоторые превентивные меры, чтобы заранее предупредить появление подобных мыслей. "Включи" внутреннего наблюдателя и назови то, что происходит в твоем уме. Что стоит за этими мыслями? Потренируйся отражать негативные мысли заранее. Напиши еще раз в следующую табличку наиболее частые негативные мысли в отношении себя, а рядом напиши разоблачение негативной мысли и аргументы против.

 

Негативные мысли Какова их причина и скрытая "выгода"? Аргументы против
     
     
     
     
     
     
     

 

Комментарии к заданиям

На что следует обратить внимание в задании 1.1?

В первой колонке таблички ("Негативные мысли") - обрати внимание, на ком скрыто или явно лежит ответственность за то, что ты думаешь о себе. Например:

Негативные мысли Ситуации
Я неудачник Комментарий: Важно понять, что за убеждение стоит за этими словами. То ли это я лопух: все время наступаю на одни и те же грабли и ничему не учусь. То ли мир настолько несправедливо и неправильно устроен, то ли люди и обстоятельства против меня. *Это поможет выявить необходимость работы над личной ответственностью для снятия с себя роли жертвы. Всегда и во всем / в учебе / на работе / в отношениях и т.д.   Лучше всего конкретизировать ситуации или сферы жизни, а не обобщать. Еще лучше, если возможно точно отследить, всегда ли работает подобное восприятие. Или негативная реакция характерна, например, в ситуации социального сравнения. Пример: мы считали себя сногсшибательными и невероятно успешными, пока не зашли на страничку коллеги в соц.сети. Это поможет выявить конкретные "крючки", которые запускают негативную цепочку мыслей-ассоциаций.

Рекомендации. Прими превентивные меры в отношении тех ситуаций, которые удалось выделить по второй колонке. Можно сознательно их избегать или постараться свести к минимуму (например, не бороздить просторы соц.сетей без необходимости, глазея на чужие фотографии). Однако, я должна предупредить, что это не избавит от корня проблемы. Для этого требуется выход на более глубинные вопросы.

 

Комментарий к упражнению 1.1

Что такое скрытая "выгода" негативных мыслей в отношении себя? Это та скрытая и неосознаваемая причина, по которой мы до сих пор продолжаем думать негативные мысли, несмотря на понимание, что ничего хорошего это нам не дает. Что-то мешает нам отказаться от них. Важно обнаружить этот скрытый "крючок", который нас держит.

После заполнения табличка примет примерно следующий вид.

Негативные мысли Какова их причина и скрытая "выгода"? Аргументы против
Я неудачник Освобождает от ответственности, можно ничего не делать, сложить ручки и жаловаться. Это более безопасный и энергосберегающий режим. Лучше молчать и казаться дураком, чем заговорить и развеять все сомнения в этом:) У меня куча достижений, уважение коллег, умница жена и пр.
Я непрактичный человек, надо было думать заранее о последствиях Извращенное чувство удовольствия во время самобичевания (Хороший вопрос для размышлений: какова природа этого извращенного удовольствия?) "Ошибочный" опыт многому меня научил, заставил задуматься. (Да и что такое ошибка и верный выбор?)

 

Задание 1.2

Заполни табличку:

Я должен... Кому? Иначе (что произойдет, что это будет означать?)
     
     
     
     
     
     
     

 

Напиши все те убеждения-долги, которые подспудно внушались тебе другими людьми. Важно отметить, что эти люди, скорее всего, делали это неосознанно. И сами формулировки могли и не звучать никогда из их уст в том виде, в каком ты их запишешь. Но эти формулировки должны максимально точно отражать те представления, которые формировались у тебя под влиянием этого человека. Именно они многое формировали в твоей жизни до сих пор.

Формулируем убеждения-долги:

1. 2. 3.  

 

Твой выбор. Что ты намерен делать с этими убеждениями-долгами? Принимаешь ли ты их в том виде, в каком они есть сейчас? Или ты хочешь их трансформировать? Запиши под теми же номерами убеждения, которые ты действительно выбираешь и хочешь впустить в свою жизнь (трансформируй убеждения-долги в осознанные выборы).

1. 2. 3.  

 

Упражнение 1.2"Освобождение себя".

Ты сделал еще один шаг к тому, чтобы осознать свою внутреннюю свободу. Да, это не так просто, как могло показаться. Когда человек слишком долго носит оковы, ему непривычно чувствовать себя без них. Это может вызывать тревогу, как и все неизвестное и непривычное.

Почему тебе важно осознать (почувствовать) свою свободу?

   

 

Заполни следующую табличку. Напиши еще раз свои убеждения-долги из таблички к заданию 1.2, а рядом напиши, почему ты выбираешь то, что ты пишешь.

*А если все твое существо кричит, что эти убеждения-долги против твоей свободы, тогда напиши, что не дает тебе сделать иной выбор, и как на самом деле ты хотел бы поступить.

Должен ли я? Я выбираю... (не должно быть обусловлено каким-либо иным долгом)
   
   
   
   
   

 

 

Комментарии к заданиям

После заполнения табличка к заданию 1.2 примет примерно следующий вид.

 

Я должен... Кому? Иначе (что произойдет, что это будет означать?)
Я должен изменить жизнь А. Товарищу А. Иначе это значит = я неблагодарный, ленивый
Я должен всегда помогать другим Всем Иначе это значит = я жестокосердый, невоспитанный

 

Табличка с виду простая, но можно и не справиться с ней сразу. Здесь требуется хороший навык самонаблюдения, многие вещи в нас прячутся под чужими масками. Там, где мы думаем, что это наши желания и выборы, могут оказаться скрытые и некогда воспринятые манипуляции и внушенное чувства долга. Мы можем запутаться по отношению к кому и что мы должны. Первую колонку можно записать также и в форме "не должен" (например, "не должен говорить о своих желаниях окружающим").

Возможно, понадобится некоторое время, чтобы отследить эти вещи. Ведь мы могли слишком долго вести себя неестественно и притворяться, играя навязанную нам роль. Метафора: мы перестали ощущать маску на лице, поскольку привыкли к ней, поэтому надо немножко "пошевелиться" (например, поставить под сомнение свои взгляды и принципы), чтобы начать ее замечать.

Все долги создают в нас скрытое внутреннее напряжение, уводят от самих себя. Они ведут к тому, что мы не знаем, чего хотим, следуем за чужими желаниями. Мы ведь должны хотеть именно этого, а другого нельзя хотеть. Мы не можем себе в этом даже признаться, мы боимся внутренней санкции - чувства вины.

Как определить, является ли нечто в нас воспринятым долгом, или это естественное внутренне желание, истинно наш выбор? Это можно проверить, задав себе вопрос: если я этого не сделаю, возникнет ли у меня чувство вины или стыда?

При заполнении таблички следует обратить внимание на то, от кого конкретно идет посыл "долженствования". Возможно, именно с этого человека и начнется список, причем это может казаться не убеждением-долгом, а подлинно личным выбором. Необходимо проверить все на подлинность, вызывает ли этот долг чувство вины или стыда в случае своего неисполнения.

Означает ли все вышесказанное, что все убеждения-долги негативны и от них следовало бы избавиться? Смысл этого задания не в том, чтобы бросить все свои возможные обязательства. Смысл упражнения в том, чтобы осознанно трансформировать убеждения-долги в личные выборы. Упражнение направлено на то, чтобы ты начал ощущать немного больше свободы и пространства, которое есть у тебя внутри, чтобы ты начал осознавать свою ответственность за все, что с тобой происходит. Конечно, это не всегда просто, и порой требует индивидуального подхода и проработки.

Ниже в дневнике приводится табличка, где необходимо сформулировать убеждения-долги. Это может выглядеть, например, так.

Формулируем убеждения-долги:

1. Я никогда не должен говорить о своих желаниях и потребностях. 2. Я должен думать в первую очередь о других. 3. Я должен всегда помогать людям, никогда не отказывать. ...

Затем мы записываем под соответствующими номерами свои осознанные выборы в отношении записанных убеждений-долгов. Это может выглядеть примерно так.

Твой выбор:

1. С этой минуты я выбираю признавать свои потребности и желания, проговаривать их самому себе в первую очередь. И, если это необходимо, я буду говорить об этом другим людям. Я с уважением отношусь к потребностям и желаниям других людей тоже. Теперь я буду также внимателен и к своим нуждам. 2. Если я буду в первую очередь думать о других, кто будет думать обо мне и нести за меня ответственность? Я беру ответственность за свою жизнь на себя, именно поэтому я выбираю в первую очередь думать о себе и своей жизни. Иначе мне придется перекладывать ответственность за нее на других (порождая при этом в себе обиды и разочарования). 3. Я отказываюсь от роли Бога, я не могу помогать всем и во всем. Я обычный человек, у которого есть свои ограничения, потребности и заботы. Я выбираю свободу. Если я захочу и у меня будет возможность помочь, я помогу. Иначе кто поможет мне?

Очень часто люди мучаются вопросами о том, как правильно поступить и где находить критерии правильности. Что правильно и что неправильно, что нравственно и нет, хорошо и плохо? Почему благие побуждения приводят нас к неудачным результатам? Существуют ли критерии правильного выбора? Дорогой друг, попробуй написать ниже свои мысли по этому поводу:

 

 

***

место для размышлений

 

 

Если в ходе выполнения данного упражнения, тебе удалось осознать, кто из людей сформировал в тебе те или иные убеждения-долги, то полезно выполнить также следующее задание. Необходимо написать письмо этому человеку (в стол, конечно). Не винить этого человека, а поблагодарить за его благие намерения. Этот человек сам не свободен от своих убеждений-долгов. Если можешь, помоги и этому человеку почувствовать внутреннюю свободу. Но это в любом случае - его выбор и свобода.

Взяв ответственность за жизнь хотя бы одного человека, мы теряем свою внутреннюю свободу, потому что в этот момент мы ее отрицаем одновременно со свободой того человека, за которого делаем выбор. Мы хотим реализовать чужие мечты и устроить чужую жизнь раньше, чем реализуем свою. Это большая ошибка.

Хорошие вопросы, над которыми также было бы полезным поразмышлять. Почему несмотря на то, что нас всех воспитывают в духе альтруизма (жить надо ради желаний других, а не только самого себя) наше общество нельзя назвать счастливым? Что такое подлинная забота о себе? В чем разница между любовью к себе и эгоизмом?

 

 

***

место для размышлений

 

 

Тем, что мы берем ответственность за жизнь другого человека на себя, мы многого его лишаем, как, например, возможности стать осознаннее, сделать важные выборы. Мы боимся, что эти выборы будут неверными. Но что значит верный выбор - верный, по нашему мнению?

Отрицая свободу другого, мы в тот же момент лишаем себя своей свободы тоже. И тогда мы становимся взаимными рабами. Отсюда проистекает наша неусыпная бдительность в отношении чужих долгов (мы осуждаем, мы оцениваем, мы рассуждаем о выборах других людей). Они должны лишь потому, что должны мы!!!

Если мы чувствуем, что мы должны столько всего своим детям или родителям, как мы сможем спокойно смотреть на то, как другие этого не дают своим родителям и детям? Если мы должны работать и одновременно вести домашнее хозяйство и быть матерью троих детей, как мы сможем допустить такую несправедливость, когда этот долг не выполняет другой человек?

"Почему он до сих пор не родил детей, это почему еще он до сих пор не работает и не вкалывает, как я?"

"Если я должен сначала отучиться десять лет в вузе, заработать на квартиру и машину, прежде чем брать такую ответственность и создавать семью, рожать детей, как я могу не заметить, что кто-то нарушает этот долг? Почему эти люди не позаботились о том, чтобы дать своим детям лучшее, почему они решили остаться в темноте невежества, а не обзавестись научными степенями?"

"Если я не должен ходить в короткой юбке и с растрепанными волосами, почему это другие нарушают это правило?"

Если мы должны были быть хорошим и послушным детьми, как мы можем списать этот долг со своих собственных детей?

За любым осуждением стоит наш собственный "долг". За подлинным выбором стоит свобода: как своя, так и других людей. Многие нравственные нормы, которые кажутся нам незыблемыми и истинными, ведут лишь к росту осуждения и ненависти к тем, кто эти нормы нарушает. И происходит это только потому, что нормы эти не являются подлинно нашим выбором, предпочтением. Они становятся нашим долгом, который мы обязаны нести. Именно поэтому в религиозной среде на поверку столько лицемерия, нетерпимости и осуждения.

Не бойся осознать свои убеждения-долги, только так ты сможешь сделать действительно свободный выбор. Он может даже совпадать с тем, что ты делал до этого. Но качество его уже будет совсем иным. Оно не будет тебя искажать, угнетать, лишая чувства свободы.

Комментарий к упражнению 1.2"Освобождение себя"

После заполнения табличка к упражнению может выглядеть следующим образом.

Должен ли я? Я выбираю... (не должно быть обусловлено каким-либо иным долгом)
Помочь А. изменить её жизнь Я выбираю помочь ей прийти к большей осознанности, менять свою жизнь она может лишь сама. Я не хочу больше действовать в отношении ее и кого бы то ни было из чувства долга. Как бы она ни жила, это правильно для нее. Это ее выбор. Как я могу ее жалеть, и винить себя за ее выбор? Раз она выбирает это, да будет так. Я всегда отныне хочу выбирать лишь помощь человеку в повышении уровня осознанности.

Подведем небольшие итоги этапа.

* Какие выводы я могу сделать по итогам проведенного самоанализа?

 

* Какие действия я смогу предпринять уже сегодня, чтобы преобразить свое мышление и жизнь?

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: