Подростковый кризис. Решение задач на определение типа акцентуации. Тип акцентуации - основные черты, индивидуальный подход и коррекция.




Подростковый кризис

В 12-14 лет в психологическом развитии многих людей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости.

Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости.

Подростковый кризис отличается от всех других кризисов большей продолжительностью. Л.И. Божович указывала на его неоднородность: он характеризуется в первой фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня («Способность к целеполаганию»), а на второй фазе (15-17 лет) – осознанием своего места в будущем.

По мнению Л.И. Божович, кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острой, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста.

К позитивным сдвигам автор относит новый уровень самосознания (центральное новообразование), который связан со способностью подростка познать самого себя как личность, с присущими именно ей качествами. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми.

По мысли Л.С. Выготского, ключом к пониманию психологии подростка является проблема интересов. Автор отмечает, что подростничество распадается на две фазы – негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Л.С. Выготский полагает, что первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Следующая фаза – фаза интересов – характеризуется вызреванием нового ядра интересов.

Давая характеристику симптомам негативной фазы подросткового возраста, Выготский отмечает:

 

 

а) их крайнюю вариативность;

б) ситуационную зависимость (например, негативизм проявляется в семье и отсутствует в школе и наоборот);

в) неоднородность и сложность поведения.

Наиболее популярным среди отечественных исследователей подросткового кризиса является клиническое описание младших подростков, данное в большой работе под редакцией Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков».

Главный тезис авторов состоит в том, что у детей этого возраста формируется «чувство взрослости» - стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Если ребенок, испытывающий уже «чувство взрослости», сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание.

Этот тезис, весьма схож с позицией Л.И. Божович. Депривация стремления к взрослости приводит к внешней конфликтности поведения и именно в этом случае квалифицируется как кризис.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Социальная ситуация развития в понимании Л. С. Выготского — это "...совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной". Содержание социальной ситуации развития определяет образ жизни ребенка, его социальное бытие, создает условия развития основных психологических новообразований возраста. Общение является необходимым условием психического развития ребенка, в деятельности происходит становление и развитие психологических новообразований возраста.

 

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым. Подросток стремиться отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, а путем возникновения нового качества отношений.

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте характеризуется двумя особенностями:

- сфера значимых отношений смещается в сторону группы сверстников;

меняется характер развития — от развития как преимущественного присвоения

 

социокультурного опыта к развитию как саморазвитию, где особое значение приобретает активность самого подростка — субъекта развития.

 

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте смещает акцент значимых межличностных отношений: на авансцену выходят отношения в группе сверстников, а отношения с близкими (родителями) и социальными взрослыми (учителями) отходят на второй план. Со сверстниками подростка связывают близкие межличностные (приятели, друзья) и социальные отношения (одноклассники, знакомые по двору или секциям, кружкам).

 

Традиционно референтную группу сверстников составляют подростки-одногодки, однако главным становится не хронологический возраст, а общность интересов, переживаемых эмоций, разделенная событийность и общее значение явлений, объектов, действий.

 

2. Данный период характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела в длину. Продолжается окостенение скелета (до этого скелет ребенка представлен в большей степени хрящами), кости приобретают упругость и твердость. Возрастает сила мышц.

 

В данном возрасте происходит половое созревание. Усиливается деятельность желез внутренней секреции, в частности половых желез. Поступление в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности.

 

В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков может появляться раздражительность, возникать ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с взрослыми. Для данного возраста достаточно характерны гнев, упрямство, эгоизм, уход в себя, острота переживаний.

 

Стремление к взрослости проявляется в следующем:

- подростки очень чувствительны к внешним формам обращения к себе как к «взрослой личности»;

- отчетливо обнаруживается тяготение к внешним формам проявления взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать), которые могут принять и отрицательные формы (курение, выпивка, развязный, грубый тон и т. п.).

- возникает ориентация на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», подражание избранным образцам. Моделью могут быть родители, герои кинофильмов, книг и т. д. Могут стать моделью и сверстники, выделяющиеся из окружающих какими-то особыми качествами, заметными достижениями.

 

- взрослые становятся образцами в деятельности. Подростки овладевают в общении с ними многими полезными навыками и умениями. Тяготение к взрослым - противоречивое и сложное явление.

 

У подростков первичными ячейками общения являются однополые группы мальчиков и девочек. Затем две такие группы образуют смешанную компанию. Позже, внутри этой компании складываются пары, которые становятся все более устойчивыми, а большая прежняя компания распадается или отходит на задний план.

 

Во время общения со сверстниками проигрываются всевозможные стороны человеческих отношений, строятся взаимоотношения, которые основаны на кодексе товарищества, реализуется желание глубокого взаимопонимания.

 

Под интимно-личным общением со сверстниками понимается деятельность, которая способствует практическому освоению моральных ценностей и норм.

 

Интимно-личное общение способствует формированию самосознания, как основы новообразования психики. Распространены ситуации, когда причиной ухудшения успеваемости являются нарушения в общении со сверстниками. Этап младшего школьного возраста характеризуется тем, что при решении проблем успеваемости возможна гармонизация направления общения со сверстниками, повышение самооценки и др. Во время подросткового возраста все наоборот. При снятии напряжения в общении, уменьшении личностных проблем возможно улучшение успеваемости.

 

3. Под ведущей деятельностью в подростковом возрасте одни ученые понимали общение со сверстниками, другие общественно значимую функцию, третьи социально значимую деятельность. По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Тем не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но подросток может сочетать в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Например, девочки, планирующие себе в будущем профессиональную карьеру, часто обладают мужскими чертами характера и интересами, хотя одновременно могут иметь и чисто женские качества.

 

А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности. Во-первых, в рамках ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. Во-вторых, в ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. В-третьих, от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности.

 

Представления о ведущей деятельности и ее определяющей роли в психическом развитии оказались весьма плодотворными в отечественной возрастной психологии. Ведущая

 

 

деятельность является одним из основных критериев в возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, получившей у нас наибольшее признание.

 

Вместе с тем некоторые психологи рассматривают в качестве определяющих возрастное психическое развитие, другие аспекты деятельности. Так, Н.Н. Поддьяков полагает, что «универсальным психологическим механизмом самообновления и развития» является поисковая деятельность, которая в возрасте от рождения до 6 лет представлена деятельностью экспериментирования».

 

Д.Б. Эльконин полагал, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Деятельность общения выступает своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей.

 

В.В. Давыдов в качестве ведущей для подростков определяет общественно значимую- деятельность, включающую в себя такие ее виды, как трудовая, учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная. Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации этих видов деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом.

 

Т.В. Драгунова изучила и описала направления в развитии взрослости у подростков. Существование различных направлений определяется различием в характере образцов, на которые подросток ориентируется в приобретении черт взрослости. Усвоение различных образцов взрослости происходит в практике отношений со взрослыми и товарищами, через прямое заимствование или подражание, путем самовоспитания и самообразования.

 

Подражание внешним проявлениям взрослости. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к разным сторонам их жизни и деятельности, приобрести их особенности, качества, умения и привилегии. При этом подросток подражает наиболее зримо выступающим отличительным чертам взрослых. Прежде всего это касается тех прав, обладание которыми выделяет взрослых по внешнему облику и манере поведения. В совокупности они представляют отличительные признаки внешней взрослости.

 

4. Одним из центральных моментов развития в среднем подростковом возрасте становится формирующееся «чувство взрослости»: школьник остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует признания прежде всего равных с окружающими взрослыми прав. Чувство взрослости выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, утверждении своего личностного достоинства и требовании ко взрослым уважать эти стремления и считаться к ними. Это переживание имеет существенное значение для развития личности в подростковом возрасте. Оно выступает как стимул активности подростка, направленный на переориентацию с «детских» норм на «взрослые», на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с точки зрения

 

подростков, подтверждают представление о них как о взрослых. Присваиваются, прежде всего, внешние атрибуты взрослости (образцы которых подростки часто находят в особой юношеской субкультуре), а также моральные нормы, присущие взаимоотношениям взрослых людей.

 

Исследователи считают, что причины развития внутриличностных конфликтов подросткового возраста и, как следствие, внешних конфликтов следует искать вокруг личностных новообразований этого периода. Одним из таких главных личностных новообразований, направляющих развитие личности подростка, является развитие «чувства взрослости».

 

Развитие социальной взрослости есть становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых как полноценного и равноправного члена. Этот процесс предполагает развитие не только объективной, но и субъективной готовности, которая необходима для усвоения общественных требований к деятельности, отношениям и поведению взрослых, поскольку именно в процессе овладения этими требованиями развивается социальная взрослость.

 

Анализ лежащих за внешними формами поведения мотивов помогает понять, что лежит за поведением подростка - стремление утвердить свою независимость, самостоятельность.

 

5. В подростковом возрасте особенно важно интеллектуальное развитие подростков. По мнению Бине, человек, обладающий интеллектом, - это тот, кто правильно судит, понимает и размышляет и кто, благодаря своему здравому смыслу и инициативности, может приспосабливаться к обстоятельствам жизни.

 

В подростковом возрасте новообразования в развитии познавательной сферы (внутренний план действий, произвольность познавательных процессов, рефлексия) младшего школьника закрепляются, усложняются и распространяются на все сферы деятельности и жизни.

 

Формируется теоретическое рефлексивное мышление, этому способствует усвоение системы теоретических знаний на уровне теоретических обобщений и с помощью вербально сложившихся гипотез.

 

Развивается способность к дедуктивному рассуждению. Подростки овладевают новыми логическими операциями Уподобление, аналогия, отрицание, утверждение, корреляция и др.. Они становятся способными на системный поиск решения интеллектуальной задачи, строят различные подходы к решению, ищут ошибки и противоречия в суждениях. Подростки отказываются от дословного запоминания учебного материала, и на первое место выдвигается словесно-логическая произвольная память.

 

Приемы логического запоминания совершенствуются, текст трансформируется, воспроизводится основное содержание прочитанного. Активно развиваются внутренняя и письменная речь. Существенные изменения в подростковом возрасте испытывает

 

 

воображение. Старая форма воображения, которое проявляется у младших детей в игре, рисовании и т.д., «сворачивается».

 

Подростки критически относятся к продуктам своему собственному детскому творчеству. Воображение сближается с теоретическим мышлением, что способствует развитию новых форм творчества: конструирование, написание стихов и тому подобное.

 

С одной стороны, для этого периода характерны негативные проявления: дисгармоничнисть в перестройке организма, сложность периода полового созревания, нестабильность, подвижность личностного роста, появление новых протестующих форм поведения по отношению к взрослым и тому подобное.

 

Но с другой стороны, этот период характеризуется появлением положительных черт: более разнообразными и содержательными становятся отношения с окружающим миром, отчетливо проявляется пластичность и сенситивность к социальному развитию, возрастает самостоятельность, склонность к самоанализу, самокритичность. Формируется потребность в личностном самоопределении. Кризис этого возраста связан с рефлексией и глубоким недовольством собой: потребности в положительной оценке со стороны взрослых, которые для него значимы, потребность в самоуважении, потребность в общении с ровесниками.

 

Однако, правильно организованная педагогическая работа с подростками доказывает их высокую сесзитивность к личностно-ориентированное взаимодействие, когда взрослые понимают эмоциональное состояние подростка, делают корректное замечание по поводу недостатков, учитывают способность их к диалогическому общению и др.

 

У подростков развивается чувство ответственности за себя и других, способность обнаруживать самостоятельный выбор, понимать и усваивать нравственные понятия и «гражданский долг перед обществом, в котором возможно полное и свободное развитие личности».

 

6. Л.С.Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее “ключом ко всей проблеме психологического развития подростка”. Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С.Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.

 

В процессе изучения основ наук расширяется кругозор подростка, область его интересов становится значительно более широкой по сравнению с интересами младшего школьника. Интересы младшего школьника в основном вращаются вокруг узко конкретного содержания его жизни, связаны по преимуществу с его деятельностью в школе и дома. С расширением круга знаний, обогащением жизненного опыта у подростков появляются новые, самые разнообразные интересы, развиваются и углубляются, в частности, познавательные, общественно-политические интересы и устремления.

 

Интересы подростка отличаются большей устойчивостью по сравнению с интересами детей младшего школьного возраста. Часто приходится наблюдать, как какой-нибудь интерес сохраняется у школьника в течение всего подросткового возраста, углубляясь и обогащаясь

содержанием, и впоследствии сохраняется на всю жизнь. Наряду с этим для подростка характерна большая любознательность в соединении с активностью, которые часто приводят к неустойчивости и разбросанности интересов, периодически сменяющимся стремлением заниматься то одним, то другим или многими делами одновременно.

 

Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму увлечений, причем таких, которые буквально захватывают подростков в ущерб всем прочим занятиям. Если шахматы — то десятки партий в день, если чтение — то бессонные ночи за книгами, если уж увлечение техникой — то до самозабвения.

 

Интересы в этом возрасте становятся более осознанными. Подросток часто сознательно направляет и поддерживает их. В этой связи возникают и опосредствованные интересы (что редко встречается в младшем школьном возрасте) — подросток может с увлечением заниматься тем, что еще недавно казалось ему неинтересным и скучным, если это имеет отношение к объекту его интереса. Например, интересуется он моделированием кораблей или самолетов, а для этого нужно иметь представление о теории устойчивости корабля, аэродинамической теории, для чего, в свою очередь, надо хорошо знать математику и физику и уметь производить довольно сложные вычисления. Вот и заинтересовался подросток математикой, которую еще вчера «терпеть не мог».

 

Наконец, интересы подростка отличаются большей активностью, действенностью, чем интересы младшего школьника. Подросток не просто чем-то интересуется, к чему-то неравнодушен; он стремится удовлетворить свои интересы в деятельности. Не просто интересоваться техникой, а сооружать модели, приборы, конструировать, не просто интересоваться, агротехникой, а работать на опытном участке, выращивать растения, не просто быть футбольным «болельщиком», а самому играть в футбол.

 

 

Задачи:

68. Демонстративное поведение в психологии объединяет в себе различные поведенческие реакции, которые направлены на привлечение зрителей. Основными чертами такого подросткового поведения являются безграничный эгоцентризм, огромная потребность в повышенном внимании к себе. Другое направление реализуется посредством действий, устремленных на то, чтобы вызвать у окружающих чувства сострадания, сочувствия к себе. В этих случаях подростки могут использовать различные приемы, например, рассказ о своих несчастьях, истерики, обмороки и др. В таких рассказах виновные в несчастьях подростков будут постоянно меняться. Учителям они будут рассказывать, печальные истории, связанные с родителями, родителям наоборот.

 

Если сверстники признают его красивым, веселым, умным, его самооценка растет. Если реакция сверстников негативная или вовсе отсутствует (никто не замечает ребенка), самооценка ползет вниз.

Что делать в данной ситуации?

· Не усугублять и не критиковать. Подросток и без того не уверен в собственной привлекательности, а если сомнения подтвердят родители, то самооценка упадет окончательно. Нельзя критиковать даже из благих побуждений

· Поддерживать подростка. Не забывать хвалить, а если повода для похвалы пока нет, можно выдавать кредит доверия: «Я вижу твой потенциал. Я знаю, что ты способный. Я в тебя верю».

· Создавать возможности для новых знакомств: кружки, секции, лагерь отдыха, путешествия. Попадая в новый коллектив, ребенок может по-новому раскрыться. Люди увидят другую его сторону, а он посмотрит на себя их глазами. Бывает так, что в школе у ребенка не сложились отношения с одноклассниками, он ни с кем не общается. Но при этом в театральном кружке все в восторге от его таланта и чувства юмора. Чем шире круг общения, тем больше разных граней личности раскрывается и тем объемнее становится представление о себе.

69. Для подростка внешность - это не просто отражение в зеркале. Это уверенность и общительность, это пропуск в любую компанию и статус в коллективе сверстников. У подростка отношение к своей внешности может составлять основу самооценки в целом. Самооценка складывается из знаний о себе и отношения к себе. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми в семье и в социуме. Но эти знания не остаются нейтральными - со временем они окрашиваются различными эмоциями - как отрицательными, так и положительными. И эти эмоции могут быть очень сильными и напряженными.

70. Подросткам свойственно почти инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками. Действительно, в своей группе подросток удовлетворяет потребность коммуникации.

 

 

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу,их общение настолько интенсивно, что говорят типично подростковой «реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно.

Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании.

Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.

При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе. Иногда значительное влияние на личность оказывают подростковые группы, образующиеся в летних лагерях.

Однако это потребность не в любом общении, а в контактах именно со сверстниками — «нерегламентированное общение» со взрослыми его заменить не может.

 

Видимо, важнее чувство причастности к своей возрастной когорте, сплочения со сверстниками, определение своего места среди них.

В группе есть такие роли, как «адъютант лидера» — обычно физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», мечтающий занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают и т. п. Нередко такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников-чужаков, особенно членов других аналогичных групп, в борьбе с которыми протекает жизнь. Состав группы довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму — условные знаки, свой «язык», свои клички, особые отметки на одежде, обряды — например, описанное Б. Н. Алмазовым «братание кровью» — подростки, сделав надрезы на предплечьях, прижимают друг к другу кровоточащие поверхности кожи.

Свободные подростковые группы — это другой тип групп, отличающийся нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера — его роль исполняют разные члены

 

 

группы в зависимости от того, чем в данный момент подростки заняты. Состав обычно разнополый и нестабильный — одни уходят, другие приходят. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований, которым необходимо соответствовать, чтобы примкнуть к группе.

71. Отношения с окружающими — наиболее важная сторона жизни подростков. В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — с взрослыми, другая — со сверстниками.

Подростки, в большинстве случаев, стремятся к доверчивого, нерегламентированному типа взаимоотношений со взрослыми. Это создает благоприятные возможности для реализации такой потребности общения как решение характерной для этого периода проблемы познания самого себя, своих возможностей и своего места в жизни. Преобладание в реальности регламентированного типа отношений препятствует развитию потребности в общении со взрослыми, что побуждает подростков к поиску ответов на возникающие вопросы в кругу сверстников. Последние, обладая достаточным социальным опытом и необходимыми знаниями, дают противоречивую или неадекватную информацию и по своему усмотрению интерпретируют любые факты.

Особенно благоприятными бывают ситуации доверчивого, нерегламентированному общения, когда взрослый выступает в качестве друга. С ним легко проводить время, находить темы для разговоров, а также заниматься совместной деятельностью. Такой тип взаимоотношений помогает подростку по-новому посмотреть на мир взрослых и, благодаря ему, приобрести самоутверждающего позиций для собственной жизни. В результате этого создаются глубокие эмоциональные и духовные контакты со взрослыми, которые поддерживают подростка в сложных или критических жизненных ситуациях.

Наиболее глубокое и содержательное общение возможно при дружеских взаимоотношениях. Общение с другом по нормативам референтной группы согласуется с проявлениями привязанности, нежности и симпатии. Не только девочки-подростки проявляют свои чувства объятиями и стремлением прикоснуться друг к другу, это свойственно и ребятам-подросткам. Наряду с дружественными "потасовка" и борьбой, ребята проявляют симпатию и привязанность друг к другу через объятия после долгой разлуки и рукопожатия при встрече. Подростковая дружба, начавшись в 11-13 лет, оставляет следы высоких стремлений к личностному совершенствованию в душе взрослого человека на всю жизнь. Круг общения подростков не ограничивается только близкими друзьями. У подростков появляется много знакомых, приятелей и, что существенно, возникает притяжение к неформальным группам или компаний. Активные подростки могут одновременно входить в несколько групп, например, в группу, которая сложилась на занятиях в спорткомплексе, в группу своего или соседнего двора, в одну из микрогрупп класса.

72. Подросток — еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Образ «Я» может недостаточно развит. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты.

73. Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания старшего подростка является структурным стержнем личности, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру, определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Потребность в авторитете особенно велика у детей подросткового возраста. Как известно, в этом возрасте на нравственное развитие человека заметно оказывают влияние авторитеты, мнения и оценки сверстников. Но в решении жизненно важных вопросов подростки и юноши чаще ориентируются на мнение родителей. Но некоторые из них недооценивают своего влияния на детей. Это подтверждают результаты некоторых исследований, установивших тенденцию снижения престижа родителей в семейном воспитании. В результате дети подвергаются влиянию «авторитетов со стороны», с улицы. И нередко нормы морали, жизненные принципы, усвоенные на улице, оказываются сильнее семейных принципов и норм.

74. Переживание разрыва между идеальным образом и действительным своим положением, как правило, приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Саша начнет заниматься самовоспитанием, если его идеальный образ представится достижимым. Тогда мальчик не только будет мечтать о том, каким может стать в будущем, но и начнет развивать в себе желаемые качества.

75. Эта ситуация связана с процессом полового созревания, повышенной возбудимости и обострённого чувства собственного достоинства. В конфликтной ситуации, в разгар баталий, в состоянии повышенного возбуждения контроль сознания подростка снижается, поэтому в таких ситуациях не должно быть никаких разговоров на темы морали. Разговор должен состояться в период затишья, наедине, утром, может быть, в выходной после завтрака. Не обвиняя подростка, отметить, что события последнего времени нельзя назвать приятными. Подчеркнуть, что сейчас у него новый период жизни, связанный с половым созреванием, это последний этап детства, который часто оказывается трудным и беспокойным. Сказать, что мы понимаем твои проблемы и любим по-прежнему. А ты уже сам в состоянии решать свои проблемы правильно и не допускать нашего вмешательства. То, к чему ты стремишься, наступит очень скоро. Тебе 14, будет и 18 лет, тогда не будем нести за тебя ответственность. Придёт время, когда ты поступишь учиться куда захочешь, сам выберешь себе профессию или место работы. Мы будем с уважением относиться к твоему мнению ответственного взрослого человека. Взрослость – это не только самостоятельность, но и большая ответственность! Однако, может быть, вы сами неконструктивно строите общение с подростком, который учиться поведению в конфликтных

 

 

ситуациях прежде всего в семье. Родителям необходимо занимать понимающую позицию в спорах, но не допускать манипулирования со стороны ребенка.

76. Только понимая трудности развития в подростковом возрасте взрослый сможет правильно отреагировать на поведение подростка. Приведенный факт должен служить сигналом о необходимости проанализировать свою систему взаимодействий взрослого с подростком. Подросток же, в свою очередь, будет иметь возможность получить положительный опыт построения нового типа взаимоотношений со взрос-лым, что необходимо для полноценного развития личности. Часто у подростка может наблюдаться защитный тип поведения в форме протеста и неподчинения.

77. Взрослыми, отношения с которыми имеют принципиальное значение для жизни и развития подростка, являются преимущественно его родители и учителя. Проявляются первые признаки ценностного конфликта, выражающегося в стремлении подростка отстаивать собственные взгляды и ценности, противопоставляя их нормам и требования взрослых. В полной мере этот конфликт проявляется уже в следующем — юношеском периоде развития. В подростковый период такой конфликт выражается в активном отстаивании собственного понимания справедливости в самых разных областях — от реакции на замечание учителя, «несправедливой» отметки до споров по политическим, экономическим проблемам. Подросток с каким-то особым удовольствием начинает «обличать» родителей и вообще взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам, которые проповедуют, обвинять их в лицемерии, он как бы специально нацелен на выискивание недостатков у взрослых. Причины этого содержатся в особенностях представления подростка о себе, в специфике его мышления и связанных с ней особенностях нравственного развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: