Отрывки художественных произведений




6. Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Эльконина, "чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность". Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием "гормональная буря". Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка. Подростковый возраст как "переходный" в полной

мере разворачивается только в индустриальном обществе, где возникает большая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к

 

 

поколениям взрослых и детей. В современном обществе социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания.

7. Подростковый возраст как «переходный» в полной мере разворачивается только в индустриальном обществе, где возникает большая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и детей. В современном обществе социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания. Первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо.

8. Подростковый кризис — ломка, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма, связанную с особенностями интеллекта подростка и его аффективной сферы. Подросток затрудняется в дифференциации предмета своего мышления и мышления других людей. Поскольку он более всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, т.е. непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств. Феномен «воображаемая аудитория», один из компонентов эгоцентризма, состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находится на сцене. Другой компонент подросткового эгоцентризма — личный миф. Личный миф — это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.

9. Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, видеть себя “изнутри” и понимать свои достоинства, опираться на сильные стороны своей личности.

К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость). Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации. Кризис перехода к юности (15—18 лет) связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.

 

10. Подростковый период является критической порой. Он связан с разительными физическими переменами, изменениями во внешнем виде. Это не устраивает подростков. В большинстве случаев они не признают свою внешность. Да и как это принимать ее, если она постоянно преподносит неожиданности: увеличивается или не увеличивается грудь, появляются угри. Тело

 

растет, становится угловатым или чрезмерно округлым, притягивая всеобщее внимание. Начинает изменяться и лицо: меняет форму нос, начинает пробиваться волосяной покров. Дети не могут быстро воспринять такие изменения, не принимают их и погружаются в депрессию. Это обостряется тем, что отличительной психологической особенностью подростка является склонность находить себе идеальный образец. Это может быть какой-то популярный человек или знакомый. И идеал далек от подростка. В этом же возрасте человек пробует строить любовные отношения, и первый опыт часто оказывается негативным. Поэтому подозрения подростков касательно своей неприглядности оправдываются тем, что пассия, которой очарован, не реагирует. Подросткам присуща самокритика. Они способны преувеличивать, видеть изъяны там, где их не существует. Поэтому они твердо и решительно не удовлетворены своим внешним видом. Видя эти переживания, можно успокоить себя тем, что это временно. Все дети через это проходили. Но стоит помнить, что не каждый с этим справился. Подростковые комплексы изредка переходят в извращенное отрицание своей внешности — дисморфию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: