Сбор и анализ материала сделал Никола Ворон (ст. Елизаветинская).




Особенности казачьих игр

Главные преимущества казачьих игр — это лаконичность, выразительность и доступность.

Важной особенностью казачьих игр является применение певалок, считалок, и речитативов.

К примеру:

Дуб, калач, стань, не плачь!

Шики-быки новы-быки…

Свисти, Левка, шопоти, Левка, поворачивайся!

 

Кидалки-швырялки

Метание камней в цель. Количество участников не ограничено. На определенном расстоянии устанавливается ряд целей. Возможна частичная маскировка их. Задача участвующих определенным количеством разновесных камней поразить все цели противника.
Зимой хорошо осваивать «снежки», летом, при наличии водоема с глинистым дном, — «глиняный бой» (участники в обязательном порядке должны экипироваться очками для плавания, во избежание попадания глины в глаза).

Участник учится быстро определять расстояние до цели, соотносить силу броска с весом снаряда, точно поражать цель. В дальнейшем эти навыки должны были помочь в успешном освоении различного метательного оружия: нож, сулица, топор, граната.

Шапка

Участников двое, остальные стоят вокруг. Оба участника одевают шапки. Задача сохранить шапку на голове (придерживать руками головной убор нельзя) и сорвать шапку с соперника (входить в клинч и бороться нельзя, наносить удары нельзя). Допускаются обманные движения и подсечки. Победитель отдает сорванную шапку тому, с кем хочет продолжить игру. Проигравший выходит из круга и в дальнейших сходах не участвует. Если шапок лишаются одновременно оба участника — следует переиграть.

Игра проходит лучше под походные казацкие песни, исполняемые участниками стоящими вокруг поединщиков. Хотя это совсем не обязательно.
Вариант этой игры известен как один из элементов конной борьбы верхом. Участники садятся на плечи своих товарищей. Задачи игры остаются теми же – сорвать шапку с противника и сохранить свою. Первый вариант игры очень хорошо закрепляет и развивает «приставной шаг» и «уклонения». Имею ввиду шаги с места «назад – вперед» «влево-вправо», проныры «влево-вправо», уход корпусом с линии удара. Все это достаточно просто показать. Показать для чего это нужно в рамках игры и не более. Ни в коем случае не стоит настаивать на безукоризненном исполнении этих элементов. Ребенок должен сам понять необходимость этих движений. Игровой азарт сделает свое дело, а неоднократное повторение освоенного в будущем даст свои результаты.

Позволит быстрее освоить азы боя без оружия, а именно – перемещение, уход с линии атаки, определение дистанции для удара рукой.

Смоленый волк. Участников трое-четверо. Один «волк», два-три «охотника». «Волку» дают в каждую руку по короткой палочке – «зубу» (идеальным будет небольшой отрез жесткой резины со скругленным концом). Охотникам дают вязанки камыша (возможны варианты, как-то — перевязанные снопы сена, небольшие мешки с опилками, подушки). Важно, чтобы «охотник» держал свое «смоленое» оружие перед грудью, по возможности не прижимая его к себе. Задача «охотников» — коснуться «засмолить» «волка». Задача волка зацепить «зубами» корпус «охотников». «Покусанный» «охотник» выбывает из игры. Перемещение ограничено достаточно большим кругом. Постепенно круг можно сужать. После окончания одного схода, участники меняются ролями.

Участник – «волк» приобретает навыки, способные впоследствии помочь в освоении боя против нескольких противников, ножевого боя, правильного перемещения в рукопашной. «Охотники» развивают в себе навыки ведения совместных наступательных действий, уклонения, перемещения.

Лозины

Участвуют до десяти человек. Делятся на две команды, в каждой команде выбирают «царя». Всем, кроме «царей» раздаются тоненькие ивовые прутики (можно по прутику в каждую руку). Задача каждой из команд дотронуться лозиной до «царя» противников. Каждое касание прутиком «замораживает» участника на 15 секунд. После трех касаний, участник выбывает из игры. Участники защищаются и атакуют только прутиками, элементы борьбы не допускаются. Хлестать по голове запрещается. (в любом случае желательно иметь защитные очки) «Царь» может только убегать и уклоняться.

Игра помогает развить в ребятах способность работать в команде на достижение конечной цели, развивает базовые навыки сабельного и палочного боя, в том числе и против нескольких противников.

Мячики

Количество участников – от двух человек. Вариант первый «пеший». Одному из участников дают деревянную палку – макет шашки (можно в каждую руку), другому – несколько мячиков (отлично подходят мячи для большого тенниса). Задача первого защититься от мячей с помощью палки (либо с перемещением, либо, не сходя с места). Задача второго – попасть в противника мячиком.
Вариант второй «конный». Правила и задачи остаются теми же, только участник усаживается на высокую лавку, спортивного коня или на плечи товарища.

Данная забава развивает навыки, в дальнейшем способствующие быстрейшему освоению сабельного или палочного боя, развивает координацию движений, учит «видеть» атаку и успешно отражать ее. «Пеший» вариант также развивает навыки уклонения и перемещения.

Сбор и анализ материала сделал Никола Ворон (ст. Елизаветинская).

 

Плетень

Команды становятся в шеренгу, скрещивают руки перед собой и таким образом берутся за руки своих соседей справа и слева. Ведущий говорит слова, под которые команды выполняют определенные движения:

Мы плели (первая команда поднимает руки и опускает)
Плели плетень (вторая команда поднимает руки и опускает)
Любовались (первая команда поднимает руки и опускает)
Целый день (вторая команда поднимает руки и опускает)
Расплетались (обе команды расцепляют руки, поворачиваются направо и кладут руки впереди стоящему игроку)
Очень долго (обе команды поворачиваются в левую сторону и кладут руки на плечи впереди стоящему игроку)
Только никакого толка (на этих словах команды опять должны быстро стать шеренгой, «сплести» руки и поднять их вверх. Кто быстрее.)

Перетяжка

Играющие делятся на две команды. Вожак одной команды берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется также за эту палку, а за него берется его команда; затем стараются перетянуть палку – каждый на свою сторону.

Горячее место

Обозначается чертою на земле «горячее» место. Играющие меряются на палочке, и верхний становится поодаль от «горячего» места и оберегает его. Все остальные играющие стараются проникнуть в «горячее» место; первый не допускает до этого и старается побить, т.е. ударить или поймать желающего попасть в «горячее» место. Побитый делается помощником первого и вместе с ним ловит остальных играющих. Проникнувший в «горячее» место может спокойно отдыхать там, сколько ему угодно, но все-таки когда выйдет оттуда, остальные играющие, сделавшиеся помощниками одного, его поймают. Когда все переловлены или побиты, игра начинается снова, и первый побитый остается охранять «горячее» место.

Бешеная телушка

Игроки берут за руки друг друга и начинают кружиться. Кто оторвется - тот бешеная телушка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: