Эпоха создания Вандомской колонны (I Империя 1804-1814)
Архитектура Франции этого времени (так называемый стиль империи — «ампир») представляла собой новую фазу в развитии классицистической архитектуры.
Слайд 3
Архитектура призвана была прославлять и возвеличивать захватническую политику Наполеона. Создавая новый стиль, зодчие того времени исходили из архитектуры Римской империи, величественные, триумфально-приподнятые формы которой как нельзя лучше отвечали запросам новой эпохи. Между империей римских цезарей и империей Наполеона через разделяющие их полторы тысячи лет был переброшен мост.
Слайд 4
Для формирования нового стиля имели большое значение итальянские кампании второй половины 90-х годов 18 века (1796—1799) и египетский поход 1798— 1799 годов. Они популяризировали во Франции памятники античного Рима и Древнего Египта.
Слайд 5
В наполеоновское время строительство не отличалось размахом: войны отвлекали все силы и средства страны. Большинство возводившихся сооружений представляло собой триумфальные памятники, помимо этого реконструировались некоторые старые здания и отделывались дворцовые интерьеры.
Слайд 6
Одной из парижской достопримечательности, которая заслуживает внимание, является Вандомская площадь. Площадь построена в форме прямоугольника со срезанными углами, окруженного зданиями в едином классическом архитектурном стиле, а в центре возвышается колонна, высотой в 44 м. со статуей Наполеона. Изначально площадь называлась площадью Людовика Великого (1 ноября 1661—14 апреля 1711), но позднее была переименована в честь дворца герцога Вандомского.
Слайд 7
В августе 1810 года в Париже на Вандомской площади была торжественно открыта Вандомская колонна. Хотя Вандомской она стала называться значительно позже. В проектной работе она называлась Аустерлицкой, после установки «Колонной побед» или «Колонной Великой Армии»
|
Лишь после из-за изменений в судьбе наполеоновских войск, ее стали называть уже непосредственно не по причине установки, а по географическим соображениям. Ведь изначально Наполеон Бонапарт (получив должность первого консула) задумал увековечить подвиг солдат в итальянских победах еще в 1800 году.
Слайд 8
В 1803 году Наполеон (со времен свой итальянской компании 1796 года ставший поклонником искусства Италии) решил воздвигнуть на Вандомской площади монумент в стиле римской колонны Траяна, запечатлевшей победу Римского императора над даками. От простых мыслей до разговора прошло порядка трех лет. Но не смотря на это, декрет о постройке был подписан только через три года (1 января 1806 года).
Слайд 9
И руководителем работ был назначен барон Доминик Виван Денон. Но по всей видимости этот барон и руководить особо не горел желанием, поэтому в хрониках настоящими управляющими считаются два скульптора Жак Гондуин и Ж.Б Лепер.
В конечном итоге, строительство Вандомской колонны было завершено только в августе 1810 года. Общая высота колонны 44 метра (в разных источниках разные цифры, то 43,5 метра, то 44,3 метра, правду наверно можно выяснить только в исторических архивах, но если брать среднее число, то порядка 44 метров). Ширина колонны в основании 3,67 метра (кверху она сужается).
Слайд 11
Как уже было сказано, первоначальное название колонна носила Аустерлицкая, т.е. она была не только исторически воздвигнута в знак победы над врагами, но еще и физически была выплавлена из захваченных 1200 пушек австрийской и русской армии. Эти 1200 пушек были использованы для изготовления барельефов, прославляющих подвиги французской армии. Бронза, полученная таким образом была использована французским художником Пьером Баржером для создания фриза, отражающего 76 эпизодов кампании 1805 года. Фриз во всех подробностях воссоздает военную эпопею Аустерлица: прибытие Наполеона в Страсбург, битвы Вертижен и Эльхинген, вступление в Вену и в Пресбург, победа под Аустерлицом, встреча императоров и триумфальное возвращение в Париж.
|
Слайд 12
Колонна располагается на пьедестале, который в свою очередь украшен множеством барельефом с изображением трофеев победы над австрийской армией.
Слайд 13
Внутри же колонны находится лестница, и при том достаточно длинная (176 ступенек), которая ведет на площадку, на которой и установлена статуя Наполеона, в одеждах римского Императора, увенчанного лавровым венцом, в левой руке он держит меч, а в правой – глобус с символом «Крылатой победы» (богини, символизирующей победу над врагом).
Слайд 14
Памятник в период Реставрации (1814,1815-1848)
Дальше стоит рассказать о трагической судьбе статуи Наполеона.
Первая статуя Наполена на Вандомской колонне была создана скульптором Шоде. Наполеон был одет в римскую тогу. Но после поражения в 1814 году войск Наполеона парижане сняли скульптуру Наполеона с площадки и установили там белый флаг Бурбонов с лилиями. И буквально через 4 года (1818 году) скульптуру Наполеона не оставили «в живых», ее отправили на переплавку в статую Генриха IV, которая была установлена на Новом мосту.
|
Слайд 15
И только в 1833 году, после Июльской революции Луи-Филипп I приказал создать новую статую Наполеона и установить ее на Вандомской колонне (тут важно то, что раньше Наполеон был одет в римскую тогу, но в новом варианте он был уже «одет» в офицерский мундир). Скульптором новой фигуры Наполеона выступил Сюрре.
Вандомская колонна в период II республики (1848-1852)
В 1863 году Наполеон III, опасаясь, что высокохудожественная статуя может пострадать от непогоды, распорядился снять её и выставить в Доме Инвалидов, поближе к гробнице Наполеона I, а для колонны сделать копию. С тех пор скульптура Наполеона второго варианта так и находится в Доме Инвалидов и ее теперь называют Маленький Капрал.
Вандомская колонна с восстановленной статуей Наполеона I стала, с одной стороны, символом поклонения бонапартистов, с другой — объектом критики противников Наполеона.
Революционно настроенным парижанам даже без скульптуры Наполеона Вандомская колонна была как для быка красная тряпка. Они ее называли символом милитаризма, и живым доказательством завоевательских войн. Один из поэтов ее описывал, как кровавый ручей в мирном домашнем саду. Знаменитые французские поэты О. Барбье и А. Ламартин также выражали своё негодование. Требовали разрушения колонны философ Конт, публицисты П. Ланжаллэ и П. Корье.
Слайд 16