Сщм. Игнатий Богоносец и его наследие.




Учение о Логосе.

Иустин Философ: Разговор с Трифоном Иудеем – выражал участие в творении мира 2-го лица Троицы – Логоса, (Он посредник между Богом и миром)

Феофил Антиох.: О Логосе употр. ту же терминологию что и Иустин Ф., но с меньшей субординацией. Пишет: Бог не выразим чел. словами, невидим, непознаваем и т.д. и проявл. Себя через Своего Сына – Слово.

Ириней Лионский: утверждение полноты Божества и Человечества во Христе. Логос, участвующий в творении мира. Рождение Сына от Отца для творения мира. Сын с Св.Дух как две руки Бога. Но подобные фразы чаще даются не догматически, а лишь толковательно.

Экклезиология Общая

Дидахи. иерархическое служение (епископы и диаконы), пророки (ходят и проповедуют, в одном месте «Д» они называются архиереями).

Климент Римский. Экклезиол.: Богоучрежденность церковной иерархии, соборное признание претендентов, спасение через Церковь.

2 Посл. св. Клим. Рим. учение о предсуществующей Церкви – «сотворил мужчину и женщину » – «мужчина – Христос, женщина – Церковь». Видимая Церковь во плоти Христа, невидимая – в Св.Духе. Прослеживаются эсхатологич. аспекты.

Игнатий Богоносец: не возможно быть христианином не участвуя в жизни Ц. Ц. становиться собой когда ее члены сходятся вместе для совершения общего таинства. Иерархия впервые. Глава евхар. собрания – еп. Епископу надо следовать как Хр. Пресвит. как апостолам.

Пастырь Ермы – идея о предсуществующей Церкви (как и во 2-м Посл. св.Климента Рим.), и о том, что ради Церкви сотворен мир. Церковь как башня, люди – камни. Церковь как возрастание земли к небу.

Иустин Философ: в Апологии упоминание об иерархии(дьяк., предстоятель),

Ириней Лионский: идея апост. преемства не как формальности, а как вероучения. Хар-ки Церкви: единство – одну душу, уста, сердце; святость – из чистоты и истинности; апостольский характер – непрер. традиция веры; кафоличность – соборность; непогрешимость учения; истинная харизма.

Киприан Карфаг.: утверждает единственность Церкви. В 66 письме он говорит о Ц., как о народе, приверженном свящ. и стаде, послушному своему пастырю. Отличая ее от Церкви кафолической, соединенной в единстве епископата.

«Вне Церкви нет спасения»; «Епископство одно, и каждый епископ целостно в нем участвует»

 

1. Дидахи. Особенности памятника и его значение.

«Учение 12 апостолов» (или «Дидахи», как оно называется по-гречески). «Учение 12 апостолов», которое, как явствует из его содержания, не принадлежит самим апостолам, а является изложением церковного учения, которое существует как изначальное учение Церкви и передается поэтому от имени 12 апостолов.

Рукопись нашел греч. митр. Филофий Вриенний в КПле 1873 г..

Сост. в нач. II века, по другим данным – 60-80 гг. В Сирии или Египте.

Клим. Алекс. причислял «Д» к Свящ.Пис., нисколько не сомневаясь в апостольском достоинстве произведения. Евсевий Кесар. сомневался в истинности и относит к категории спорных и подложных. Св. Афанасий Александрийский также исключает это сочинение из канона Нового Завета, хотя признает полезность его для церковного наставления верующих. Около V в. выходит из употребл.

Сочинение ценно, потому что знакомит нас и с жизнью, и с учением Церкви очень раннего времени.

Содержание (состоит из четырех частей):

1. гл. 1-6 учение о двух путях (путь жизни и путь смерти) – этическая концепция автора.

2. гл. 7-10 «литургическая»: предписания о крещении, посте и молитве; таинство Евхаристии и «агапы.»

3. гл. 11-15 канонические и церковно-дисциплинарные вопросы.

4. «эсхатологическое заключение» всего произведения (о пришествии антихриста).

О крещении: оглашение, покаяние. Крещение совершается во имя Отца и Сына и Святого Духа. Некоторые сектанты указывают, что будто бы Св. Писание нам предписывает иную форму крещения, когда говорится где-нибудь в Деяниях о крещении во имя Христово. Но там речь идет не о формуле крещения, а дается суммарное указание на то, что крещение совершается не просто во имя Божие, но во имя Бога Отца, Бога Сына и (подразумевается) Святаго Духа.

Совершается в воде живой, если нет – в другой.

Говорится о возможности обливательного крещения, хотя оно не признается нормальным и допускается только в исключительных случаях.

О посте перед крещением.

О посте: в среду и пятницу, а не с иудеями (пн. и чт.). Т.е. установление о посте в ср. и пт. древнее.

«Отче наш» с миним. разночт. с Мф. (здесь в ед. ч. «долг» у Мф. «долги»). Причем в «Учении...» указывается, что эта молитва должна совершаться каждым христианином трижды в день.

Евхаристия: «И как был этот хлеб преломленный рассеян по горам и собранный стал един, так да соберется и Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие».

О церковном строе: иерархическое служение (епископы и диаконы), пророки (ходят и проповедуют, в одном месте «Д.» они называются архиереями).

Датировка Литература двух путей: Послание Варнавы, Каноны свв. Апостолов. Апостольские постановления. Сирия, Египет 60-80 гг., возможно нач. II века. Найдена Филофеем Вриеннием, митр. Никомедийским в КПом подворье Святогробского монастыря в 1873г., Iиздание им же в 1883 г. Рукопись датирована 11 июня 1056г. Пользовалась широкой известностью: Климент Алекс., Ориген, Евсевий относит к апокрифам, постепенно перестала переписываться и забылась, но его читали Зонара (XII в.), Властарь и Никифор Каллист (XIVв.), Руфин.

Композиция. Это Катехизическое наставление для нужд одной из церквей. Основу его составляет учение о Святой Троице, которое намечается самыми беглыми штрихами.

1-6 гл. иудео-христианское учение о двух путях + Евангелические вкрапления; 7-10 гл. Литургическая часть («Сказав все это, крестите...(7.1)). Молитвы коренятся в иудейской традиции («Отрок Божий»); 11-13 гл. Дисциплинарная часть о поведении пророков, апостолов, приходящих и христопродавцев; 14-15 гл. Рука второго редактора – более продвинутый этап, первые определенные параллели с письм. Евангелием (15, 3-4) о устроении Церкви. 16 Эсхатологическая. Возможно добавлена тогда же.

Учение Акцент на нравственности, а не на догматике (анафема на поведение, а не на мысль). Догматическое учение. Вера в Троичность Бога. Дух наравне с О. и С. (7 о крещении), Христос – судия. Церковь – соборное единство. Катехизация, крещение, покаяние, евхаристия. Этическое учение автора «Дидахе» является расширенным толкованием известных заповедей (возлюбить Бога и ближнего, не убивать и т.д.). Два пути. Соблюдение этих заповедей есть «путь жизни», а нарушение их - «путь смерти». Первый путь предполагает воздержание «от плотских и мирских похотей», любовь к ближним и к врагам, нестяжание и т.д.; второй путь является полной противоположностью первого: вступивший на него предается прелюбодеянию, похоти, разврату, он делается чужд кротости, терпению и пр. Примечательно, что ключевым понятием этического учения в «Дидахе» служит термин «путь», который предполагает, что цель этого пути находится за пределами земной жизни, т.е. трансцендентна ей. Поэтому этика сочинения неразрывно связана с эсхатологией, которая также выдержана в «библейских тонах». Здесь говорится: «В последние дни приумножатся лжепророки и губители, и обратятся овцы в волков, а любовь превратится в ненависть. Ибо когда возрастет беззаконие, [люди] возненавидят друг друга, будут преследовать и предавать друг друга; тогда явится искуситель мира, словно Сын Божий, сотворит знамения и чудеса, земля предастся в руки его и соделает он беззакония, каких никогда не бывало от века.» Предвозвещение антихриста ясно слышится в словах автора «Дидахе», который здесь сохраняет верность духу Нового Завета.

Литургическая часть. Исповедь и пост в среду и пятницу и перед принятием таинства. Живая холодная вода, во имя О. и С. и СД. Три раза в день Отче наш. Тексты благодарения. Пророки благодарят как хотят. По насыщении благодарение за создание мира и моление о Церкви.

Иерархически – дисциплинарная часть. Лицами, несущими в Церкви иерархическое служение, называются епископы и диаконы. Кроме того, в Церкви существуют пророки, которые ходят из одной общины в другую и проповедуют. В одном месте «Д.» эти пророки называются архиереями. Поскольку не существовало еще точной терминологии в отношении степеней церковной иерархии, мы можем действительно усмотреть в тех пророках, о которых говорит «Дидахи» аналогии епископам в современном смысле слова, потому что пророки эти имеют полномочия в отношении нескольких или даже многих церковных общин, в то время как епископы и диаконы несут свое служение в рамках одной общины. У епископов более оседлая жизнь. Церковное единство по образу хлеба.

В целом, «Дидахе» является, безусловно, ценнейшим памятником раннехристианской письменности, проливающим свет как на вероучение, так и на богослужение и ежедневную жизнь древнехристианской Церкви. Данное произведение нельзя недооценивать, но нельзя и абсолютизировать его значение, ибо оно, естественно, не охватывает всех граней жизни и учения Церкви во второй половине I в. Лишь вкупе с другими памятниками древне-церковной письменности «Дидахе» обретает свое истинное значение. По характеристике А. Карашева, содержание сочинения «представляет очень много ценных данных. Одни из них подтверждают те немногие сведения из жизни древней Церкви, какие сохранились до нас в современных памятнику писаниях; другие делают несомненными существование в практике ранней Церкви таких черт церковной жизни, на какие ясные указания мы доселе получили из литературы только конца второго и третьего века». Поэтому находка этого сочинения значительно обогатила и церковно-историческую, и патрологическую науку. Но не только. По словам С. Л. Епифановича, «проникнутое теплотою и любовью к «братьям по вере», выражая необыкновенно реальное и светлое отношение к Богу и сотворенному Им миру, «Дидахе» вводит читателя в атмосферу первохристианской Церкви».

 

2. Сщмч. Климент Римский.

Жизнь (+Источники): По Евсевию Кесарийскому годы епископства св. Климента в Риме – с 92 по 101. Согласно св. Иринею Лионскому, он был третьим епископом Рима (после Лина и Анаклита), и св. Ириней говорит о нем как о «видевшем блаженных Апостолов и общавшемся с ними, еще имевшем проповедь Апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими». Тертуллиан сообщает, что св. Климент принял посвящение от самого ап. Петра, но затем чтобы не нарушать мира церковного, он устранился от епископской должности, поэтому списки римских епископов числят Климента на четвертом месте, если начинать с самого св. Петра (то есть между Петром и Климентом было еще два епископа).

По Пред., погиб муч. в Херсонесе, мощи открыты св. Мефодием и Кириллом: часть их они принесли в дар римской церкви, а остальное было перенесено в Киев, где мощи были положены в Десятинной церкви.

«Послание к Коринфянам» (называемое иногда «Первым посланием св. Климента»). Единственное подлинное. Оно дошло до нас в двух греческих рукописях (V и XI вв); имеются несколько переводов этого послания на латинский (XI в) и сирийский (XII в) языки, а также фрагменты двух коптских переводов (рукопись одного датируется IV или V в.). Данное послание пользовалось большим авторитетом и весьма почиталось в древней Церкви: Климент Александрийский сообщает, что в его время послание св. Климента читалось за богослужением, написано в 96-97 гг. Множество цитат, исповедание богодухновенности.

Повод к написанию: Это послание написано по поводу каких-то тяжелых смут, происходивших в Коринфской церкви. Климент обращается (правда, не от своего лица, а от лица Римской церкви) к Коринфу не просто со словом братского увещания, а как власть имеющий. Причина волнений в коринфской общине не имела серьезной догматической подоплеки: это была обычная схизма (раскол), у истоков которой стояли всего несколько лиц, обуреваемых гордыней и честолюбием. Указанная схизма послужила для св. Климента причиной изложения некоторых важных моментов христианского вероучения, основой которого является догмат о Святой Троице. Впрочем, триадология в послании только намечается в самых общих чертах, но детально не разрабатывается. Троичность признается, но Бог – Отец, «Сын Божий» употреблен один раз, остальные – «Предстоятель», «Архиерей». Акт рождения совпадает с усыновлением людей. Дух – Источник, Излияние, Полнота свойств, ведущих ко спасению.

Тайна внутритроичной Жизни и отношения Божественных Лиц между собой лишь предполагаются св. Климентом, но в эту тайну он не дерзает проникать. Главный акцент в послании ставится на спасительном излиянии действия Божиего на мир, т.е. на тайне Домостроительства Божиего.

Домостроительство Божие. Распространяется не только на человечество, но и на весь тварный мир в первую очередь на человека, как венец творения. Участвуют все Ипостаси Святой Троицы: Богу Отцу принадлежит изволение устроить Царство Божие; Сын – главное орудие Домостроительства спасения, а Св. Дух как Полнота благодатных средств, ведущих ко спасению.

Последовательно нисходящая церковная иерархия. Важность покаяния, смирения, кенозиса и любви. Ясное осознание взаимосвязи всех частей христианского учения. Вхождение в гармонию вселенского бытия через погружение в полноту (литургическую, нравственную, богословскую) кафолической Церкви.

Экклесиология: Церковь есть не человеческое, а Божественное установление. Это проявляется, согласно св. Клименту, прежде всего в богоучрежденности церковной иерархии. Церковь св. Климент сравнивает с воинским подразделением, где «ни великие без малых, ни малые без великих не могут существовать. Все соединены друг с другом и от этого [происходит большая] польза». Второе сравнение, приводимое св. Климентом, это сравнение с телом в духе экклесиологии св. Апостола Павла: «голова без ног ничего не значит, равно и ноги без головы, и малейшие члены в теле нашем нужны и полезны для целого тела; все они находятся в согласии друг с другом и стройным подчинением своим служат во здравие целого тела». Гармоничное устроение Тела Христова проявляется прежде всего в богослужении, совершаемом в определенные времена и часы; благодаря церковному богослужению нам открываются «глубины божественного ведения». Последняя фраза (τα βάθη της θειας γνώσεως) указывает на ту традицию православного «гносиса», у истоков которой стоят свв. Апостолы Иоанн и Павел и которая затем обрела наиболее четкие формы свои в александрийской школе.

Согласно св. Клименту, вся церковная иерархия имеет не только божественное, но и апостольское происхождение. В акте поставления на церковное служение он различает два основных момента: собственно «поставление» и «одобрение»; первый момент предполагает «рукоположение» (см. Деян. 14:23), а второй – активное участие в этом поставлении и всего народа Божиего, т.е. соборное признание.

Церковная иерархия обеспечивает единство Церкви – идея также наиважнейшая для экклесиологии св. Климента.

Этика: Христос есть образ для определения нравственных норм поведения ее членов.

«Второе посл. св. Кл.Римского». Это проповедь 150 г. Евс.Кесар. (сомнения в подлинности), автор, видимо, из новообращ. язычников. Блаж. Иероним уже решительно отрицает подлинность этого послания.

Место написания. В качестве предполагаемых называются Рим, Коринф и Египет (но, скорее всего, Рим).

Христология. Христос – Бог («Об Иисусе Христе должны думать как о Боге и Судии»), Логос, «Родоначальник нетления». Воплощение – прямая причина спасения, онтологическая и гносеологическая – бытие и знание.

Не вполне православная экклесиология (14 гл.). Предсуществующая Церковь: «Мы будем принадлежать к первой, духовной Церкви, сотворенной прежде солнца и луны», или к «Церкви Жизни», которой и даруется полнота спасения. Данную идею он сочетает с учением Апостола Павла о Церкви как Теле Христовом, но подобное сочетание обретает в миросозерцании автора причудливые черты. Он считает, что именно о такой предсуществующей Церкви изрекается в Священном Писании: «И сотворил Бог человека, мужчину и женщину» (Быт. 1:27); под «мужчиной» здесь подразумевается Христос, а под «женщиной» – Церковь. Эта Церковь принадлежит не настоящему миру, т.е. миру материальному, но, происходя свыше, является духовной, хотя и сделалась зримой в последние дни, чтобы спасти человечество. Подобное появление «духовной Церкви» произошло «во плоти Христа», т.е., вероятно, в зримой и реальной Церкви. И если члены Церкви соблюдают ее нетленной во плоти, то они обретут ее таковой же и во Святом Духе.

Духовная явилась во плоти Христовой – продолжение иудейской мысли о сотворении мира для Израиля (Церкви). Из бесплодной стала Матерью (Ис.54). Александрийская школа.

Полемическое возвышение значения плоти для спасения, грех против нее – грех против Церкви, хранить ее в чистоте крещения.

Увещательная пастырско-нравственная сторона: жить и делать так, как Он говорил, тогда и придет Его Царство (12). Эсхатологические чаяния, предпочтение мира грядущего. Горшок после печи не исправить, поэтому будем каяться сейчас когда мы – глина в руках Художника.

Экклезиология: учение о предсуществующей Церкви – «сотворил мужчину и женщину» – «мужчина – Христос, женщина – Церковь». Видимая Церковь во плоти Христа, невидимая – в Св.Духе. Прослеживаются эсхатологич. аспекты.

Сотериология: Спасение как «возведение от небытия к бытию» и от незнания к знанию.

Во плоти крестимся, во плоти воскресаем, во плоти должны каяться.

Неподлинные творения

«О девстве » 3-4 век, греч. оригинал утерян, коптский и сирийский. Неизвестный автор Палестины. 1 часть: Единство веры и дел. Отделение от мира (космоса). Пребывание в трудах и служении: посещение больных, одержимых (эксорцисты). 2 часть: правила поведения, избегание общения с противоположенным полом во избежание блудной похоти, не открывать тайн язычникам – «протомонашество».

«Псевдо-Климентины »: Данная группа, имеющая весьма разнородный характер, состоит из пяти произведений:

1. Послания ап. Петра к Иакову + «Свидетельство для получающих книгу»

2. Послание Климента к Иакову

3. «Беседы» («Гомилии», числом 20)

4. «Встречи», или «Узнавания» (10 кн)

5. «Сокращение деяний Петра».

Из этих сочинений основное значение имеют «Беседы» и «Встречи», являющиеся стержнем «Псевдо-Климентин». Они представляют собой две самостоятельные редакции, в основе которых, как предполагают исследователи, лежит одно, не дошедшее до нас, сочинение под названием «Проповеди Петра» (его не следует путать с одноименным произведением, которое цитирует Климент Александрийский). Также предполагается, что оно было создано неизвестным автором ок. середины III в., вероятно, в Сирии. Позднее, в первые десятилетия IV в., произведение подверглось переработке неким редактором, для миросозерцания которого были характерны арианские тенденции, и обрело форму «Гомилии». Чуть позднее, ок. середины IV в., «Проповеди Петра» еще раз перерабатываются, на этот раз православным редактором, в результате чего появляется редакция «Встреч» («Узнаваний»). Роман с занимательным сюжетом (Климент – язычник путешествует и знакомится с апостолами, становится спутником Петра и т.д.

Вероучительная сторона памятника – синкретизм, иудаизм для евреев, христианство – для язычников. Неприятие ВЗ жертв, но соблюдение дел закона. Истинному пророку предшествует ложный (Ева – Адаму, Каин – Авелю… Христу – Креститель, Христу пред вторым пришествием Антихрист). В принципе, Адам, как родоначальник линии истинных пророков, отождествляется в «Псевдо-Климентинах» с Христом, Который изображается в качестве «предсуществующего Пророка Истины», сообщающего людям спасительное ведение («гносис»). Данный «Пророк Истины», явившись сначала в теле Адама, затем периодически воплощается в ветхозаветных праведниках (Енохе, Ное, Моисее и др.). Высшим воплощением Его был Иисус, возвративший изначальной религии ее универсальное значение. Тем самым уникальный и неповторимый акт Воплощения Бога Слова в «Псевдо-Климентинах» подменяется периодическими реинкарнациями предмирного «Зона Христа». Естественно, отсутствует здесь и идея искупления.

В общем, данный памятник, безусловно, чужд духу кафолической Церкви. Потребовалась коренная переработка его, чтобы он, преимущественно в виде «Встреч», частично был усвоен церковным сознанием. Впрочем, такое усвоение затронуло главным образом не вероучительный, а повествовательный материал, содержащийся в «Псевдо-Климентинах». Легендарные детали «апокрифического романа» были позднее включены в различные версии «Жития» св. Климента, в том числе отразились и в «Четиих Минеях» св. Димитрия Ростовского.

 

4. Сщм. Игнатий Богоносец и его наследие. Послание сщм. Поликарпа Смирнского.

Сщм. Игнатий Богоносец и его наследие.

Жизнь: Евсевий Кесарийский пишет, что Игнатий «второй после Петра епископ Антиохийский. Рассказывают, что он был отправлен из Сирии в Рим и отдан на съедение зверям за исповедание Христа». С большой долей вероятности можно предположить, что в молодые годы св. Игнатий был знаком со свв. Апостолами Петром и Павлом, проповедовавшими в Антиохии, т.е. являлся прямым преемником этих Апостолов и продолжателем их дела. Был еп. Антиохийский погиб при имп. Траяне. Сущ. легенда что ребенок из Мф. 18:2-3 это Игнатий, но Ин. Златоуст гов. что он не видел Господа во плоти. Игн. был 1 писатель нееврейского происхождения – мало ссылок на В.З.

Труды: Семь посланий: к Ефесянам, Магнезийцам, Траллийцам, Римлянам, Филадельфийцам, Смирнянам и к св. Поликарпу Смирнскому, которые он написал по пути из Антиохии в Рим, во время остановок в Смирне и Троаде. Сборник этих посланий святого мученика был составлен, по всей видимости, вскоре после его кончины, и, вероятно, собрал их св. Поликарп Смирнский.

Осн. темы посланий: Основной темой всего богословия св. Игнатия является тема «единства». Прежде всего – оттенить единство Христа с Богом Отцом. Также основные темы – экклезиология и христология

Христология: Четко различает две природы Господа. Полемика против докетов, Игнатий утверждает дейст. плотской природы Христа.

Сотериология (Хр. умер на кресте – мученичество есть совершенное Ему подражание). Мученичество – возрождение к новой жизни.

Экклесиология: не возможно быть христианином, не участвуя в жизни Ц. Ц. становиться собой, когда ее члены сходятся вместе для совершения общего таинства. Иерархия впервые. Глава евхар. собрания – еп. Епископу надо следовать как Хр. Пресвит. как апостолам.

Связь экклесиологии с христологией особенно подчеркивается св. Игнатием: Церковь как бы отражает единение двух природ во Христе, ибо единство верующих должно быть телесным и духовным (Магн. 13).

[Асмус] Одна из преимущественных задач св. Игнатия, как богослова, борьба с докетизмом. Докеты – это еретики, которые отрицали реальность Боговоплощения. Для них Христос был, прежде всего учитель, а для того, чтобы научить людей истине, Он принял на Себя обличие человека, но не был человеком в реальности. Это еретическое учение св. Игнатий опровергал со всей энергией, называя докетов неверными и безбожниками.

Учение св. Игнатия связано не только с верой во Христа, но также с литургической жизнью. На каждом шагу он или намекает на литургическую природу Церкви или прямо о ней говорит. Святое Причастие он замечательно определяет, как врачевство бессмертия, противоядие смерти и жизни вечной во Христе Иисусе. Евхаристию он определяет, как плоть Господа нашего Иисуса Христа, плоть, которая пострадала за наши грехи и которую Отец воскресил Своей Благостью. С учением о Евхаристии у св. Игнатия тесно связана экклизиология – учение о Церкви. Св.Игнатий сознавал, что Церковь, хотя и существует конкретно в виде отдельных местных общин, однако, эти общины составляют единое целое. Это единое целое св. Игнатий первый в истории Церкви называет Кафолической Церковью. Православная Церковь появилась несколько позже, в начале IV века. Там, где епископ – там множество, также как, там, где Христос Иисус – там Кафолическая Церковь. Св. Игнатий много говорит о епископском служении. Судя по тому, как изображает жизнь Церкви Св. Игнатий, в его время, в самом конце первого и в самом начале второго века в Церкви уже твердо установилось то, что называется монархическим епископатом, т.е. церковные общины возглавляются епископами. Св. Игнатий говорит о трех степенях священства – о епископе в единственном числе, о пресвитерах, о диаконах, причем епископа св. Игнатий неоднократно называет образом Христовым или образом Бога Отца, в то время, как пресвитеры по св. Игнатию – это образ Апостольского Лика. Власть епископа в Церкви непререкаема. Св. Игнатий советует всем, к кому он обращается с Посланиями, уважать и непререкаемо слушаться епископа даже, если он юн по возрасту.

5.Сщмч. Поликарп Смирнский

Жизнь: Родился ок. 70 г. (хотя возможно и ок. 80 г.) и примерно ок. 110 г. был уже епископом Смирнским. Св. Ириней сообщает: он «не только был наставлен Апостолами, но Апостолами был поставлен во епископа Смирнской церкви. Его я видел в моей ранней молодости, – ибо он жил долго и в глубокой старости окончил жизнь эту славнейшим мученичеством, – он всегда учил тому, что узнал от Апостолов, что передает и Церковь и что одно только истинно». Особо подчеркивает св. Ириней связь св. Поликарпа с Апостолом Иоанном Богословом и другими «самовидцами Господа».

Ученик Иоанна Богослова, друг Игнатия. Принимал участие в обсуждении празднования пасхи в Риме в 155г. (соглас. синоптиков и Ин.). Мученичество от 147 до 167 гг.

Труды: Дошло лишь одно «Послание к Филиппийцам». Большинство исследователей склоняются к предположению, что данное послание на самом деле есть синтез двух посланий.

Догматическое содержание данного произведения (точнее, двух произведений) очень небогато; оно является по преимуществу «пастырским посланием», целиком посвященным этическим вопросам.

Что касается нравственного учения, отраженного в послании, то основной темой его является тема праведности. Главными добродетелями, позволяющими стяжать эту праведность, являются вера, надежда и любовь, ибо «кто в них пребывает, тот исполнил заповедь праведности». Причем, преимущественный акцент св. Поликарп ставит на одной из этих добродетелей – вере, сопровождаемой добрыми делами. Однако вера, в таком ее понимании, немыслима без Господа, поэтому второй основной темой послания является тема «подражания Христу». Все мировоззрение св. Поликарпа – «христо-центрично», так как Господу, по его словам, «все покорено, небесное и земное» и «все дышащее» служит Ему (гл. 2). Подобный «христоцентризм» неотделим и от эсхатологизма, ибо вся жизнь христианина просвещается чаянием будущего века.

«Мученичество св. Поликарпа». Окружное послание Смирнской церкви – Филомелийской. Написано в течение года после смерти – один из первых мученических актов. Описываются гонения в Смирне, не одобряются те христиане (например фригиец по имени Коинт), которые сами себя предавали в руки преследователей, ибо «Евангелие так не научает», т.е. здесь осуждается «мученический фанатизм», чуждый, как и всякий фанатизм, духу христианского Благовествования. Св. Поликарп, наоборот, проявил чисто евангельскую мудрость и благоразумие: он сначала, по увещанию своей паствы, скрылся, но за тем был взят и принуждаем к хулению Христа. Пламя не коснулось его, был заколот, а затем сожжен. Значительна молитва перед смертью. В ней Отец – Вседержитель (Пантократор), Христос – «отрок, чадо, служитель» (но не «раб») Отца, единственный Посредник. Дух – «животворящий». Четкое вероисповедание.

Учение: Ц. –странствующая, не имеет постоянного места на земле (Муч. Поликарпа). В посл. к Филипп. призывает к молитве за власть держащих.

[2-й вариант] Св. Игнатий Богоносец и его наследие.

Противостояние иудействующим и докетам. Богословие единства: Христа с Отцом, людей в Церкви. План спасения до времени пребывал в безмолвии Божьем, явился через воплощение. Взаимообщение свойств, синэнергия.

Святой Дух вместе с Отцом и Сыном деятельно участвует в Домостроительстве спасения: верующие суть «камни храма Отца, уготованные для здания Бога Отца» они «поднимаются вверх» посредством «машины» Иисуса Христа, т.е. Креста, и как бы «канатом», поднимающим их наверх, является Святой Дух (Ефес. 9). Особенно тесно связан Святой Дух с Господом, а поэтому св. Игнатий иногда высказывается о «Его (Господа) Святом Духе» (Филад., предисловие). Совокупное действие этих двух Лиц Троицы направлено прежде всего на Церковь, вследствие чего христология и пневматология св. Игнатия органично перерастают в экклесиологию.

Неслиянное единение верующих в хоре, повиновение иерархии по образу единения природ Христа. Первый сказал о кафоличности (соборном единстве во Христе). Учение о небесной Церкви. Духовная брань с темными силами.

Мистика мученика, тайнозрительное богословие «Я желаю страдать, но не знаю, достоин ли. Ревности во мне многие не видят, а она сильно берет меня» (Трал. 4) (Фанатичность?). Духовные – плотские.

Постоянно говорится о единстве. Призыв «сходиться мыслью Божией. Ибо Иисус Христос, общая наша жизнь, есть мысль Отца, как и епископы... находятся в мысли Иисуса Христа» (ЕФ. 3). Без епископа, сами по себе ничего ни делайте (Магн. 7). Это основано на откровении: «Дух возвестил мне, говоря так: «без епископа ничего не делайте, блюдите плоть свою, как храм Божий, любите единение, бегайте разделений, будьте подражателями IX, как и Он – Отцу Своему» (Фил. 7). «Пресвитерам следует покоить епископа» (Трал. 12). «Человек, предназначенный к единению» (Фил. 8). Иудейство уверовало в христианство, а не наоборот (Магн. 10). Если докеты правы, то он напрасно страдает. (Трал. 10) «Кто подле меча – подле Бога, кто посреди зверей – посреди Бога; только бы это было во имя IX» (Смир. 4).

Св. Поликарп Смирнский. Мученичество св. Поликарпа.

«Послание к Филиппийцам» – симбиоз двух посланий. Пастырское наставление. Праведность через веру (жизнь в вере), надежду и любовь. Христоцентричность (Он – центр неба и земли и все к Нему) и подражание Христу, эсхатологичность.

6. Св. Иустин Философ.

Источники: Ц.И. Евс. Кес. и протокол его мученичества.

Жизнь: Родился ок. 100 г. в г. Сихеме, в семье провинциальной аристократии. Поиск истины (в «Разговоре с Трифоном иудеем»): учитель-стоик, перипатетик (потребовал деньги вперед), пифагореец (потребовал знания музыки, астрономии, геометрии и пр.), платоник (долгое время «умозрение нетелесного», «созерцание идей», преуспел и уже надеялся «узреть Бога»). Встреча со старцем, который называет пророков любомудров. Эллины уповало на разум, рассуждение, доказательство, умозрение; христианство – на откровение, на харизматическое богообщение. Вопрос о душе: бессмертна по природе или по благодати через добродетель, аскезу. Философия приводит ко Христу, она божественного происхождения, позднеантичная философия становится и искусством жизни, поэтому легок переход в хр-во. Также был впечатлен мучч. Крещение 132-137 гг. Миссионерские путешествия, при имп. Пие (138-161 гг.) прибыл в Рим, где и жил. Открытие частной философской школы. Противник – фил. кинической школы Кресцент. Обезглавлен с 6 учениками в 163-167 гг.

«Теория заимствования» – семена Истины из Писания попали на греч землю и дали скудные, но плоды

«Мученические акты» Симеона Метафраста, где описывается его смерть. Евсевий: «И. Оставил много полезных произведений...». Утеряно «Против ересей», «Против Маркиона» (упоминает Ириней), «К эллинам» (Евсевий) и др.

Но сохранились три произведения: две «Апологии» и «Диалог с Трифоном Иудеем ».

«Первая Апология», 150 г., 68 глав. Обращается к правителям: основные положения – 1) преследование за имя неразумно и несправедливо; 2) обвинение в преступлениях ложны; 3) образ жизни непорочен и свят.

Он говорит, что слово «христианин» так же, как слово «философ» означает приверженца учения и вовсе не может быть основанием для обвинения; наказывать можно только за преступление в то время, как те преступления, в которых обвиняют христиан – это клевета.

Во второй половине первой «Апологии» св. Юстин излагает христианское учение. Он детально говорит о вероучении, о богослужении, исторически обосновывает христианство и показывает почему столь большое число людей принимает веру. Христианину особенно интересно то, что св. Юстин говорит о христианском богослужении. Божественная Литургия входила в состав так называемого «Тайного учения». Сами христиане узнавали о смысле Божественной Литургии уже после Крещения. Язычники тем более ничего не знали о Литургии и Евхаристии, и по своему незнанию они изобретали самые чудовищные клеветы относительно главного христианского богослужения. И вот, очевидным образом, св. Юстин приоткрывает завесу перед своими языческими читателями, именно для того, чтобы опровергнуть эти клеветнические слухи, которые были распространены и в простом народе, и среди образованных противников христианства.

«Вторая Апология», 15 глав, 161 г., повод – обезглавливание 3-ех христиан. Причина этого бесовские козни, которых ожидает наказание.

«Разговор с Трифоном иудеем», 142 гл.. Трифон бежал от восстания фанатика Бар Кохбы, «эллинизированный иудаизм» – нац. исключительность, отрицание Боговоплощения, Нового Израиля, богосыновства. Взаимополезный диалог, антагония наметилась только с раввинистическим иудаизмом, которые активно боролись с христианством.

Как сообщает Евсевий Кесарийский, диалог между св. Юстином и Трифоном состоялся в Ефесе. В том виде, в каком «Диалог» записан св. Юстином, он представляет собой протокольную запись собеседования.

В диалоге св. Юстин много говорит о самом себе, о том, как он пришел к христианской вере. Затем он излагает свои воззрения на «Ветхий Завет». Моисеев Закон, как он говорит, имел только временное значение, христианство – это новый и вечный Закон и не для одного народа, а для всего человечества. Очень важная часть «Диалога» посвящена обоснованию того, что Христу нужно поклоняться, как Богу (главы 48 – 108). Затем св. Юстин доказывает, что верующие во Христа – это Новый Израиль, Новый Избранный Народ Божий и, в конечном счете, именно к ним относятся те Обетования, которые в «Ветхом Завете» прообразовательно отнесены к ветхозаветному народу Божию.

Сомнительные творения: много из-за авторитета. «Увещание к эллинам» (38 глав), III в. Моисей раньше философов, свет Истины попал и на греч. почву.

«Речь к эллинам» (III в.) – обличение греческой мифологии, автор был обращенным из язычников и пересказывает причины обращения.

«О монархии», или «О единовластительстве», 6 глав защита монотеизма, опора на языческую мифологию.

Неподлинные творения: 4 приписываются одному автору: «Вопросы и ответы к православным» (161 вопрос), «Вопросы христиан к язычникам» (5 шт), «Вопросы язычников к христианам» (15 шт), «Опровержение некоторых аристотелевских мнений» (65 пп. к перипатетикам) – IV-V вв. Диадор Тарсский или блаж. Феодорит Кирский. «Изложение правого исповедания» – блаж. Феодорит Кирский – догматические триадологические и христологические проблемы. «Послание к Зене и Серену» – вопросы христианской этики конец IV в. В «Параллельных местах» Дамаскина есть 10 глав «О воскресении» – полемика с гностиками II-III вв.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: