IV. Закрепление изученного




Задачи

Образовательная:

· уметь различать стили речи;

· выявить основные особенности публицистического стиля речи;

· определять жанры публицистики;

· определять тему, идею, проблему текста, его композицию;

· совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля;

· создавать собственный текст на основе данного.

Развивающая:

· извлекать основное содержание из прочитанного;

· точно формулировать мысли, строить высказывание по вопросу или тексту;

· развивать умения сотрудничать с другими людьми при выполнении общего задания.

Воспитательная:

· формировать мотивированность на активное творческое усвоение материала;

· воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития;

· воспитывать чувство патриотизма, чувства уважения к истории своей семьи, своей страны.

Ход урока

I. Оргмомент. Подготовка к восприятию темы урока

II. Актуализация изученного ранее

III. Изучение нового материала

- Предметом более пристального внимания сегодня будет публицистический стиль и его жанры. Публицистика — это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы. Предмет публицистики — жизнь в обществе, экономика, экология — все, что касается каждого.

Публицистика уходит корнями в глубокую древность. За тысячелетия публицистика эволюционировала, развилась во многих отношениях, в том числе и в жанровом. Вспомним, что под жанром подразумевается исторически сложившийся и развивающийся тип произведения.

Публицистический стиль представлен множеством жанров:

· 1. газетные — очерк, статья, фельетон, репортаж;

· 2. телевизионные — аналитическая программа, информационное сообщение, интервью, диалог в прямом эфире;

· 3. ораторские — выступление на митинге, тост, дебаты;

· 4. коммуникативные — пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты;

· 5. рекламные — очерк, объявление, плакат, лозунг.

- Сегодня мы остановимся подробнее на жанре – «статья в газету». Представьте, что вы – юные журналисты. Вам предстоит написать статью в школьную газету. Подумайте, какими умениями нужно обладать, чтобы принять участие в создании школьной газеты? (уметь писать статью в газету, знать её композицию)

- Дадим определение «статьи».

Статья – жанр публицистики, который информирует читателей о событиях общественной жизни и помогает разобраться в этих событиях.

- Давайте сравним жанры заметки и статьи.

- Заметка – это сообщение о каком-то факте, а статья – это предоставление причин и взаимосвязи фактов, где автор ставит проблему и предлагает путь решения.

Статья — один из жанров публицистики: задача речи - воздействие на читателя языковые средства, воздействующие на читателя (прямые обращения к читателю; побудительные, вопросительные, восклицательные предложения; повторы; однородные члены с многосоюзием и парным соединением; вопросно-ответные построения высказывания, вводные слова).

Статьи бывают (запись в тетрадь)

· Информационные: новости, интервью, описания, статьи-вопросы.

· Публицистические: эссе, очерк, зарисовки, фельетоны

· Аналитические статьи. рецензии; отзывы, прогнозы, рекомендации

IV. Закрепление изученного

1) Анализ текстов статей по группам 3 варианта

- Сейчас я предлагаю вам познакомиться с текстами разных статей.

1) Статья в газету о дне матери.

«От всей души всем мамам посвящается…»

В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.

Чествование женщины-матери в нашей школе имеет свою традицию. Среди многочисленных праздников, отмечаемых нами, День Матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут.

26 ноября школа гостеприимно открыла двери для гостей, приглашенных на праздничный концерт, который прошел в актовом зале. Со словами приветствия и поздравления выступила директор школы Т.Е.Булгакова. Малыши, старшеклассники, педагоги, работники школы дарили свою любовь, талант всем присутствующим. Самое трогательное поздравление: «Мама, будь всегда со мною рядом! Мама, мне ведь большего не надо!» прозвучало от учащихся начальной школы. Исполнение на аккордеоне вальса «На сопках Маньчжурии» Ивановой Светланы никого не оставило равнодушным, живая музыка затронула родительские сердца. На сцене были представлены песни - лирические и зажигательные в исполнении девочек 4-7 классов; задорный танец девушек-старшеклассниц «Хип-хоп» и нежный «Вальс». Праздник разнообразили сценки: «После родительского собрания», «На уроке», «Шутка на пол минутки». Триумфом вечера было выступление вокальной группы педагогов школы «Созвездие». А каким трепетным был момент, когда девчонки и мальчишки вручали своим мамам и бабушкам сделанные своими руками подарки, «Письмо маме», написанное учениками 7- 8 классов, в которые они вложили всю свою любовь. В школе весь вечер звучала музыка, раздавался весёлый смех. (Заместитель директора по ВР Чернышева О.В. МОБУ «СОШ № 23» города Оренбурга).

Статья о детстве.

1)Человек радуется, когда он взрослеет. (2)Счастлив, что расстаётся с детством. (З)Как же! (4)Он самостоятельный, большой, мужественный! (5)И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной. (6)Но потом... (7)Потом становится грустно.

(8)И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства.

(9)Вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота. (10)Вот закрыли детский садик, в который ты ходил, и там возникла какая-то контора. (11)А потом ты узнал: умерла Анна Николаевна, твоя первая учительница.

(12)В сердце всё больше пустот — как бы оно не стало совсем пустым, страшным, точно тот край света возле лестницы в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звёзды!

(13)Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (14)Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.

(15)Без детства холодно на душе.

(16)Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. (17)Носились над головой стрижи — стремительные птицы, чей полёт похож на след молнии, и по ним мы узнавали погоду. (18)Если летят понизу, прямо над твоею головой, с лёгким шелестом рассекая воздух, значит, к дождю, а если вьются в бездонной высоте мелкими точками, значит, к ясному дню, можно не опасаться — самая надёжная примета.

(19)Расцветало море одуванчиков. (20)Расстроился из-за чего-то, огорчился — выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь ещё вспоминать, что это тебя так расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом своим волшебно сотрут всё в голове. (21)А когда они отцветут? (22)Когда дунет ветер посильней? (23)Праздник на душе, ей-богу! (24)Несутся по небу тучи, белые, летучие. (25)А от земли к тучам взлетают миллиарды парашютиков — настоящая метель. (26)В такой день ходишь ликующий, будто это ты сам летел над землёй и поглядел на неё сверху.

(27)В моём детстве в реке была рыба, клевали на удочку здоровущие окуни, не то что сейчас — всякая мелкота!

(28)Мне кажется, что всё было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. (29)Кому дано волшебное право сравнивать детства? (30)Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала? (31)Нет таких. (32)Моё детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое бы время он ни жил. (ЗЗ)Но жаль прогонять заблуждение. (34)Оно мне нравится и кажется важным.

(35)Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. (36)У каждого детства свои глаза. (37)Но как бы сделать так, чтобы, несмотря на трудности, мир остался по-детски ненаглядным? (38)Как бы сделать? (39)Неужели нет ответа? (А. Лиханов)

* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) — русский писатель, автор книг для детей и юношества, журналист, общественный деятель.

Статья об экологии.

1)Сушествует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем, когда его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.

(4)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (5)Мы привыкли, что мир — зелёный. (6)Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи. (7)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (8)Подумаешь! (9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров. (11)Не человека же засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте.

(13)Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. (14)Антифриз растёкся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (15)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее чёрное пятно. (16)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом плешина снова затянулась травой.

(17)Под окном, конечно, заметно. (18)Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (19)Но ведь это под собственным окном! (20)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (21)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (22)Жалко ли её? (23)Подумаешь, высыпали шлак (железные обрезки, щебень), придавили несколько миллионов травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка! (24)Трава. (25)Трава она и есть трава. (26)Её много. (27)Она везде. (28)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... (29)Разве что вот в пустыне её поменьше. (30)Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (31)Страшное, жуткое, безнадёжное

зрелище!

(32)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля, обнаружившего, что на обугленной поверхности планеты он — единственный зелёный росточек, пробивающийся из мрака к солнцу. (В. Солоухин)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997 гг.) — русский советский поэт и писатель, публицист.

- На региональном экзамене, а также в ГИА в 9 и 11 классах есть задания, в которых вам предстоит работа с текстом, а именно уметь определять стиль текста, тип текста, проблему поднимаемую автором и авторскую позицию.

- Определим стиль данного текстапублицистический; жанр – статья.

- Газетная статья – это рассуждение проблемного характера. Найдем в толковом словаре значение слова «тема», «идея», «проблема».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: