О влиянии дыхания на состояние организма человека известно давно, однако возможность самостоятельного использования этого эффекта проявилась после того, как К.П.Бутейко предложил уникальную систему оздоровления при помощи волевого уменьшения дыхания.
К.П.Бутейко обнаружил, что одним из общих симптомов, сопутствующих многим заболеваниям, является глубокое дыхание, которое способствует удалению из организма углекислого газа (СО2). Ввиду важности СО2 в обмене веществ, организм сопротивляется его потере за счет спазма бронхов и сосудов. Спазм уменьшает доставку СО2 к легким и задерживает его в организме. Однако спазм сосудов, по которым кроме СО2транспортируется и кислород (О2), приводит к уменьшению доставки О2 к тканям, что становится причиной кислородного голодания и возникновения вследствие этого многих заболеваний.
Для выздоровления К.П.Бутейко предложил использовать волевое уменьшение дыхания самим человеком для накопления СО2 в организме. Избыток СО2 расширяет бронхи и сосуды, за счет чего ко всем тканям поступает достаточное количество О2 и происходит нормализация всех метаболических реакций. При этом болезни начинают отступать.
Для контроля дыхания используется максимальная пауза (МП) на выдохе, которая определяет в секундах время от остановки дыхания после нормального выдоха до появления неприятных ощущений, заставляющих сделать вдох. МП измеряется один раз в день и определяется количество СО2 в альвеолярном воздухе. Чем больше МП, тем выше содержание СО2. Постепенно уменьшая дыхание, больные видят, как растет МП и одновременно уходят их болезни.
К.П.Бутейко обратил внимание на то, что выздоровление идет тем же путем, что и болезнь, но в обратном направлении и значительно быстрее. «Все болячки должны вновь появиться, чтобы обостриться и ликвидироваться,— говорит он.— Это нормальная реакция выздоровления. При этом может повышаться температура, так как ускоряются обменные процессы иувеличивается выработка иммунных тел. Появляется головная боль, боль в мышцах и суставах, болят следы старых операций, так как идет очищение организма. В это время надо тормозить дыхание, не давать ему усиливаться, дать время организму перестроиться. Когда МП достигнет нормы — 60 сек., исчезают основные симптомы болезни. При дальнейшем уменьшении дыхания состояние заметно улучшается. При МП 180 сек. человек совсем здоров».
|
К.П.Бутейко обнаружил, что при увеличении МП свыше 180 с. резко сокращается потребность в питании. «Раньше человек лежал, не двигался, ел много, а теперь бегает целый день и ест в 3 раза меньше», — говорит он. Было отмечено, что растительная пища, голодание и физическая нагрузка способствуют уменьшению дыхания и, следовательно, увеличению количества СО2в организме и росту МП. И, наоборот, употребление обильной белковой пищи, чая, кофе, шоколада усиливает дыхание и, следовательно, уменьшает количество СО2 и увеличивает МП.
К.П.Бутейко отмечает, что, уменьшая дыхание до МП 180— 240 сек. и доводя пульс до 30 — 40 ударов в минуту, бывшие больные Становятся «сверхздоровыми» людьми, обладающими высокой работоспособностью, выносливостью, защищенностью от простудных заболеваний.
Дыхание по методике В.В.Гневушева
Ученый—физиолог В.В.Гневушев в своих исследованиях пришел к выводу, что при дыхании по типу «реже и глубоко» происходит увеличение легочной вентиляции.
|
Для того чтобы легочная вентиляция уменьшалась, автор рекомендует увеличить глубину вдоха, уменьшить время выдоха и снизить частоту дыхания в 3 — 4 раза.
Дыхание по методике В.В.Гневушева рассчитано на состояние покоя, а также сочетается с физическими упражнениями.
В начале обучения по методике В.В.Гневушева следует усвоить:
1. Дышать всегда носом.
2. Вдох плавный и бесшумный.
3. Выдох совершается за более короткое время, чем вдох.
4. Тип дыхания смешанный (т.е. полное дыхание).
Схема выполнения дыхательного интервала
1. ДИ (дыхательный интервал) 4 — 3, т.е. вдох — с мысленным счетом до 4, а выдох — с мысленным счетом до 3.
2- ДИ (5 — 4).
3- ДИ (6 — 4).
4. ДИ (6 — 3).
5. ДИ (8 — 3).
6. ДИ (12 — 3).
7. ДИ (15 — 3).
8. ДИ (18 — 3).
Следующий этап — многократное повторение усвоенных дыхательных интервалов:
1. ДИ (4 — 3) х 2 (т.е. повторить два раза).
2. ДИ (6—4) х 2... х 4... х 6.
3. ДИ (12 — 3) х 2... х 3... х 4.
Дыхание по методике М.С. Тартаковского
Способствует развитию дыхательной мускулатуры, укрепляет мышцы грудной клетки, улучшает кровообращение и работу сердечной мышцы. При дыхательных движениях активно тренируется одна из мощных мышц организма — диафрагма (грудобрюшная преграда). Ритмично поднимаясь и опускаясь вглубь брюшной стенки, диафрагма воздействует на печень, желудок, кишечник, активно их массируя. Эта дыхательная гимнастика также улучшает звучание голоса.
Комплекс 1.
Цель: укрепление мышц брюшного пресса, активизация диафрагмы, подготовка аппарата внешнего дыхания к физическим упражнениям.
|
1. Глубоко, но медленно подышать, перемежая грудное и брюшное дыхание по формуле: 4 вдоха —выдоха (грудных) + 4 (брюшных), 3 + 3, 2 + 2, 1 + 1, 1 + 1, 1 + 1, 1 + 1...
2. Плотно скрестив руки в нижней части грудной клетки, проделать предыдущее упражнение, преодолевая сопротивление стиснутых рук.
3. Глубоко вдохнуть, максимально выпячивая живот. На паузе (при сомкнутой голосовой щели) — втянуть живот, поднимая и расширяя грудную клетку. Выдохнуть.
4. Глубоко вдохнуть, втягивая живот, максимально поднимая и расширяя грудную клетку. На паузе — максимально выпятить живот (грудная клетка сожмется и опустится).
5. Глубокий вдох — полный выдох. Присесть на корточки, обхватив руками колени, продолжая выдох, сколь это возможно: как бы выдавить из себя воздух. На паузе — выпрямиться во весь рост, втягивая в себя живот, чтобы он как бы «присох к спине». Медленно выдохнуть.
6. Глубокий вдох — максимальный выдох. На паузе — «поиграть» диафрагмой, выпячивая и втягивая живот. Медленно вдохнуть.
Не злоупотребляйте этими упражнениями: они весьма эффективны, 2 — 3 повторения — и довольно.
Комплекс 2.
Цель: воспитание навыков «контрарного» дыхания, т.е. с обратным знаком вдоха и выдоха. Активизация работы органов внешнего дыхания.
1. Стоя; руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены — выдох. На вдохе — сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги не гнуть), стремясь коснуться ладонями пола. Медленно выпрямляясь — выдох.
2. Стоя; руки в стороны. На вдохе — захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе — развести руки.
3. Стоя; руки на поясе. На вдохе — медленно и глубоко присесть, на выдохе — медленно выпрямиться.
4. Стоя; правая нога впереди левой; прямая правая рука отведена назад, прямая левая — вперед—вверх. На вдохе — энергично сменить положение рук, взмахнув левой ногой до касания носком правой руки. Возвращаясь в и.п. — выдох.
5. Сидя на пятках, соединить руки сзади в «замок». На вдохе — медленно наклониться до касания лбом пола, на выдохе — медленно выпрямиться.
6. Сидя на пятках; голова наклонена к коленям, руки выпрямлены вперед. На выдохе — потянуться вперед, скользя ладонями по полу, до положения лежа на животе, на вдохе — вернуться в и.п.
7. Лежа на спине. На вдохе, поднимая прямые ноги и сгибая туловище, коснуться носками пола за головой, на выдохе — медленно опустить ноги.
8. Лежа на спине; стопы согнутых ног подтянуты к тазу, руки—на лодыжках. На вдохе — руками притянуть колени к животу, на выдохе — вернуться ви.п.
Заключить занятие свободной ходьбой (можно — на месте) с произвольным дыханием.