Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества в XX - XXI вв.




Разработка новой Конституции. Решение о разработке новой российской Конституции было принято уже на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Б. Н. Ельциным. Однако до подписания Беловежских соглашений и распада СССР оппозиционные силы блокировали все попытки пересмотреть Конституцию 1977 г.

В 1992 г. работа над Основным Законом России вступила в новый этап. Дискуссии развернулись вокруг вопроса об основах политического строя.

Президент выступал за создание президентской республики. Центральной фигурой президентской республики является глава государства. Он обладает большими полномочиями и является гарантом соблюдения Конституции. Президент обеспечивает реализацию принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Другую точку зрения выражали рабочие комиссии Верховного Совета. Они предлагали сохранить традиционное для советской политической системы положение о полновластии Советов как источника всей -- законодательной, исполнительной и судебной -- власти. Проект ставил в центр новой политической системы Верховный Совет РСФСР.

Напряженная борьба Президента и Верховного Совета заняла весь 1992 г. и первые девять месяцев 1993 г. Противостояние вокруг проекта Основного Закона зашло в тупик: ни Президент, ни Верховный Совет не соглашались на компромисс.

Летом 1993 г. Ельцин созвал Конституционное совещание. Он предложил, чтобы в его работе приняли участие представители всех ветвей власти, регионов, политических партий, религиозных и общественных организаций. Но руководство Верховного Совета от участия в совещании отказалось. Они развернули кампанию по отстранению Президента от власти.

Политический кризис 1993 г. К осени ситуация стала неразрешимой. Преодолеть кризис, не меняя действующую Конституцию, было невозможно.

21 сентября 1993 г. Президент издал указ о поэтапной конституционной реформе. Он приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти -- Государственную думу, нижнюю палату Федерального собрания России. Президент поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить на всеобщее голосование (референдум) согласованный проект Основного Закона.

Руководство Верховного Совета во главе с председателем Р. И. Хасбулатовым этому указу не подчинилось и приняло постановление о прекращении полномочий Президента. Верховный Совет приступил к формированию подконтрольных ему органов исполнительной власти. Исполняющим обязанности главы государства был объявлен вице-президент А. В. Руцкой.

Конфликт становился все более острым. Президент приказал окружить здание Верховного Совета, а депутатам покинуть его. 2 октября в столице начались организованные оппозицией акции протеста, быстро переросшие в массовые столкновения с милицией. Появились баррикады. 3 октября восставшие захватили здание московской мэрии, попытались штурмом взять телецентр в Останкино. С обеих сторон имелись жертвы. Для восстановления порядка Президент объявил в столице чрезвычайное положение, ввел войска и бронетехнику. 4 октября по зданию Верховного Совета был открыт огонь. К концу дня Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления арестованы.

Конституция 1993 г. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть -- впервые в современной России -- по партийным спискам. Результаты выборов были во многом неожиданными. На первое место вышли представители Либерально-демократической партии России. Значительное количество избирателей проголосовало за «Выбор России» и КПРФ.

За предложенный проект Конституции высказались 58,4% участников референдума. Новый Основной Закон ликвидировал советскую систему власти. Полновластие Советов ушло в прошлое.

Из Конституции Российской Федерации

Статья 1

Российская Федерация -- Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства.

Статья 3

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Конституция закрепила принцип разделения властей. Глава Российского государства -- Президент. Он наделен широкими полномочиями: определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает гарантом Конституции и целостности России.

Высшим органом исполнительной власти является Правительство. Оно разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны, государственную безопасность и общественный порядок, проводит единую политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения.

Законодательные функции закреплены Конституцией за Федеральным собранием (парламентом), состоящим из двух палат -- Совета Федерации и Государственной думы. Порядок принятия законов таков: объекты законов обсуждаются и принимаются в Думе, затем их утверждает Совет Федерации. Одобренный законопроект поступает Президенту. Президент подписывает закон и публикует его. В случае если глава государства отказывается подписать закон, Дума 2/3 голосов может преодолеть президентское вето и ввести закон в действие.

Третья ветвь власти -- судебная система. Ее высшими органами являются Конституционный суд, следящий за соответствием принимаемых законов и указов Конституции, Верховный суд, высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам, и Высший арбитражный суд, разбирающий хозяйственные споры между предприятиями и организациями.

Российская многопартийность. Итоги и последствия августовского кризиса 1991 г. имели решающее значение для развития российской многопартийности в 90-е гг.

Деятельность КПСС указом Президента Б. Н. Ельцина в сентябре 1991 г. была запрещена. Левый фланг политических партий страны заметно ослаб. Возникли до десяти политических организаций коммунистического толка. Ситуация изменилась после принятия Конституционным судом решения по вопросу о конституционности деятельности КПСС в советское время (этот судебный процесс получил название «дело КПСС»). В 1993 г. была создана Коммунистическая партия Российской Федерации, которая стала самой массовой политической партией страны. Ее численность стабильно удерживалась на отметке 500 тыс. человек. Фракция КПРФ в Государственной думе в 90-е гг. была одной из самых многочисленных. После октябрьских событий 1993 г. оформились небольшие социалистические и социал-демократические партии.

Значительным авторитетом и влиянием в начале 90-х гг. пользовались либеральные партии. Кризис коммунистической идеологии и практики способствовал росту интереса населения к либерализму. Вы знаете из курса новой истории, что либерализм высшей ценностью признает личную свободу и выступает за такое государство, которое, охраняя общественный порядок, не ограничивает эту свободу. Либералы были последовательно объединены в партии и движения «Выбор России», «Демократический выбор России», Союз правых сил. Но под влиянием экономических трудностей, особенно после кризиса

1998 г., настроения людей изменились. Численность либеральных партий снизилась, а программные установки были скорректированы.

ЛДПР сумела найти свой устойчивый электорат -- избирателей, поддерживающих ее на всех выборах.

Предпринимались и попытки создания центристских политических партий. В этом направлении эволюционировала Демократическая партия России. В 1995--2000 гг. авторитетным было движение «Наш дом -- Россия», которое называли «партией власти».

Российский парламентаризм. В 90-е гг. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой политической системы. Выборы в Государственную думу проходили в 1993, 1995 и 1999 гг.

С 1995 г. Дума избирается на 4 года. По Конституции Дума утверждает Председателя Правительства, решает вопрос о доверии Правительству, назначает председателя Центрального банка, объявляет амнистию, утверждает федеральный бюджет. Однако главным в ее деятельности является разработка законодательства, внесение и рассмотрение законопроектов. В 90-е гг. принято более 1000 законов по вопросам государственного строительства и экономической жизни, социального развития и обороны, экологии и бюджетной политики, национальной безопасности и финансам. Среди них такие важные для общества, как Гражданский, Уголовный, Семейный, Налоговый кодексы и др.

В Думе работают 450 депутатов. 225 депутатов избираются по округам, 225 -- по партийным спискам. Большую роль в деятельности Думы в 90-е гг. играли политические партии. Определенным противовесом им стали объединения и группы, в которые входили депутаты различной партийной принадлежности.

Верхней палатой парламента является Совет Федерации. В него входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. С середины 90-х гг. ими стали главы местных администраций и руководители законодательных органов регионов. Такой порядок нарушал принцип разделения властей: в высшем законодательном органе работали представители исполнительной власти -- главы местных администраций.

В 90-е гг. завершилось формирование системы законодательной власти в России. Таков важнейший результат развития российского парламентаризма.

Президентские выборы 1996 г. Большое значение в политической жизни страны имели президентские выборы 1996 г. Впервые в истории России вопрос о смене высшей власти решался путем всенародного волеизъявления. В выборах участвовали 11 кандидатов -- Президент РФ Б. Н. Ельцин, бывший президент СССР М. С. Горбачев, лидеры политических партий и движений, предприниматели и общественные деятели. Выборы проходили в два тура. 3 июля 1996 г. победу одержал Б. Н. Ельцин.

Президентом России одно и то же лицо не может избираться более чем два раза. Такая норма содержится в Конституции. Вопрос о преемнике волновал Б. Н. Ельцина. Было ясно, что для сохранения стабильности в обществе главой государства должен стать человек, который продолжит демократические реформы. Назывались разные кандидатуры. В августе 1999 г., назначая В. В. Путина на должность Председателя Правительства, Президент заявил, что именно его видит своим преемником на высшем государственном посту. Новый премьер-министр проявил себя энергичным и компетентным, стратегически и масштабно мыслящим руководителем. Общество увидело в нем политика нового поколения, способного объединить различные политические силы для решения важнейших государственных задач.

На выборах в Государственную думу 17 декабря 1999 г. поддержанное В. В. Путиным общественно-политическое объединение «Единство» получило большинство голосов избирателей. Духовная жизнь России. Исторические условия развития культуры. В идеях и образах российской культуры, особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха -- распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик, драматическое противостояние ветвей власти в 1993 г. и изменение стратегического положения России. Культура по-своему реагировала на противоречия времени: обретенную творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения, снятие цензурных ограничений и материальную зависимость от спонсоров и меценатов.

Из Конституции Российской Федерации

Статья 13

  • 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
  • 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной...

Политика мирного сосуществования. Со смертью в 1953 г. И.В. Сталина, который в странах Запада имел репутацию лидера, не склонного ни к каким компромиссам, «холодная война» вступила в новую фазу, охватившую период с 1954 по 1962 г.

Стороны сумели сделать примерно одинаковые выводы из тупиковой ситуации в Корее и Индокитае. Военное решение было недостижимо без применения ядерного оружия, что, однако, расценивалось и в Москве, и в Вашингтоне как неприемлемый риск. Альтернативой ему выступал компромисс, принятие определенных правил игры, что стало возможным благодаря смене руководства в СССР.

В 1953 г. было подписано соглашение о перемирии в Корее, в 1954 г. -- в Индокитае. В 1955 г. было достигнуто соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Германией, подписан мирный договор с Австрией, с территории которой выводились советские и американские войска. Австрия приняла на себя обязательство нейтралитета в блоковом противостоянии, что смягчило напряженность в Европе.

В СССР новая формула взаимоотношений, допускающая компромиссы там, где противоборство заводило в тупик, была принята на XX съезде КПСС как «мирное сосуществование». Эта концепция предполагала, что соперничество двух систем не прекращается, но может протекать в мирной форме, допускающей соглашения в тех случаях, когда они оказываются взаимовыгодными. В США популярными стали концепции сдерживания и взаимного гарантированного уничтожения. Они предполагали, что возможность СССР и США нанести друг другу неприемлемый ущерб в случае ядерного конфликта создает ситуацию, при которой они вынуждены поддерживать диалог.

В то же время рамки диалога в 1954--1962-е гг. оставались очень узкими. США не скрывали, что в районах, которые считаются представляющими жизненно важный интерес для стран Запада, они не намерены терпеть усиление советского влияния и готовы идти на применение силы для его преодоления. В свою очередь советские лидеры считали для себя обязательным выражать не только симпатию, но и оказывать поддержку любым силам, выступающим под революционными, особенно марксистскими лозунгами. При этом и СССР, и США оказывались заложниками своих союзников. Последние, имея собственные интересы, нередко прибегали к авантюрам, обостряющим международную напряженность, надеясь на поддержку старших партнеров.

Так, в 1956 г. Великобритания и Франция, совместно с Израилем, осуществили агрессию против Египта, режимом которого была национализирована компания Суэцкого канала. СССР выступил с угрозой применения ракетно-ядерного оружия, а США вынуждены были предостеречь своих союзников, что поддержка Вашингтона не будет автоматической. Это вынудило Великобританию и Францию отступить. При этом их отношения с США претерпели значительное охлаждение. Обе эти страны ускорили работу по созданию собственного ядерного оружия. Впоследствии Франция вышла из военной организации НАТО.

В 1957 г. Китай, начав подготовку к захвату Тайваня, оказался на грани войны с США. Однако СССР также ограничился лишь словесной поддержкой, что вызвало крайнее раздражение в Китае. Он также создал собственное ядерное оружие, впоследствии расторг союзные отношения с СССР.

Проблема союзников имела и иное измерение. Поиск новых партнеров великими державами, стремящимися изменить соотношение сил в свою пользу или считающими те или иные районы мира сферой жизненно важных интересов, создавал не только дополнительные источники напряженности, но и побуждал их в известной мере поступаться принципами. Так, США, декларируя верность идеалам демократии, призывая к уважению прав человека, неоднократно приходили на помощь авторитарным, диктаторским режимам, считая, что они играют важную роль в сдерживании коммунистической угрозы. Естественно, подобная солидарность, особенно когда она выливалась в крупномасштабные военные акции, как, например, война во Вьетнаме, в которую США начали втягиваться с середины 1960-х гг., вызывали недоумение и протесты демократической общественности в самих США и других странах Запада.

Аналогичные тенденции проявлялись в политике СССР. Любой диктаторский режим, заявивший о принятии социалистической идеи, конфликтующий с США и их союзниками, мог рассчитывать на получение поддержки СССР. Фактор внутреннего общественного мнения в странах с тоталитарными режимами имел намного меньшее значение, чем в государствах Запада. В то же время в коммунистическом движении, в общественном мнении неприсоединившихся к блокам стран присутствие СССР во всех районах мира, где происходили кризисы и конфликты, вызывало раздражение.

Отношения с Западом. К середине 60-х гг. международная обстановка осталась для СССР противоречивой: единый в прошлом «социалистический лагерь» находился в состоянии раскола из-за «антисоветской деятельности» китайского руководства; отношения с Западом вновь осложнились из-за начавшейся открытой агрессии США во Вьетнаме; политика СССР в странах «третьего мира» не приносила многих ожидаемых результатов.

Брежневское руководство в своей внешней политике по-прежнему исходило из тезиса о радикальном изменении соотношения сил в мире в пользу СССР и союзных ему стран, в то время как позиции США и НАТО оценивались как ослабленные. Такие настроения в советских верхах еще более усилились в связи с достижением к началу 70-х гг. стратегического паритета с США (что лишало любую из сверхдержав возможности победы в ядерной войне), а также ростом освободительного движения. Согласие Запада на ведение переговоров о разрядке международной напряженности расценивалось в Кремле как признак его слабости, успех советской дипломатии. Действительно, США не только были вынуждены считаться с новыми военно-стратегическими реалиями, но и пытались выйти из вьетнамского тупика. Не последнюю роль сыграло и то, что, по мнению Запада, тоталитарные и авторитарные режимы способны были сохранять свою силу лишь в условиях военного противостояния и жесткой политической конфронтации. Поэтому одним из главных итогов разрядки западным политикам виделось не только ослабление международной напряженности, но и размывание структур власти в СССР и союзных ему странах.

Тем не менее к концу 60-х -- началу 70-х гг., после целой полосы кризисов, началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом.

В 1969 г. нейтральные страны Европы и страны НАТО поддержали предложение стран Варшавского блока о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от применения силы. В декабре того же года аналогичный договор был заключен между ФРГ и Полыней, а в декабре 1973 г. -- между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом этого города. В мае 1972 г., в ходе первого в истории визита президента США (Р. Никсона) в Москву, были подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений. Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны они явились той основой, на которой наметился поворот от конфронтации к разрядке в отношениях Восток -- Запад.

Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В августе 1970 г. был подписан советско-западногерманский договор, по которому признавались окончательными послевоенные границы в Европе и был зафиксирован отказ от применения силы. В декабре того же года аналогичный договор был заключен между ФРГ и Полыней, а в декабре 1973 г. -- между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В сентябре 1971 г. было подписано соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом этого города. В мае 1972 г., в ходе первого в истории визита президента США (Р. Никсона) в Москву, были подписаны договоры об основах взаимоотношений двух стран, об ограничении систем противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений. Наряду с подписанным в 1973 г. (в ходе визита Брежнева в США) соглашением о предотвращении ядерной войны они явились той основой, на которой наметился поворот от конфронтации к разрядке в отношениях Восток -- Запад.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США, Канады. Стержнем этого документа стала Декларация принципов взаимоотношений стран -- участниц Совещания: суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод и др.

Проведение Совещания и принятие его Заключительного акта стало победой всех миролюбивых сил. Однако советское руководство расценивало хельсинкский процесс исключительно как собственную победу и попыталось ее закрепить. Причем оно рассматривало его итоги лишь с точки зрения признания границ в Европе и своего особого положения в ней. Западные же страны полагали, что ключевым является пункт о соблюдении прав человека в СССР и странах Восточной Европы, и попытались использовать его для их ослабления. Исходя из этого диаметрально противоположного понимания сущности и перспектив хельсинкского процесса, обе стороны пытались использовать новую ситуацию для изменения в свою пользу соотношения сил в Европе и мире. Все это объясняет тот факт, что судьба разрядки оказалась недолгой. Вслед за начавшейся на Западе кампанией в защиту прав человека СССР начал размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на территории ГДР и ЧССР. Это создавало дополнительную угрозу западноевропейским странам и изменяло в пользу СССР стратегический баланс сил в Европе и мире. С началом войны в Афганистане (декабрь 1979 г.) разрядка оказалась похороненной вовсе.

Региональные конфликты. Уже с начала 60-х гг. советское руководство (как, впрочем, и руководство США) стремилось ослабить прямое военное противостояние с США, перенося центр тяжести конфронтации в различные регионы.

В течение более десяти лет (1964 -- 1975) СССР оказывал всестороннюю помощь и поддержку Демократической Республике Вьетнам в ее борьбе против американской агрессии.

С июня 1967 г., после начала арабо-израильской войны на Ближнем Востоке, СССР занял однозначно проарабскую полицию и направил в Египет и Сирию не только огромное количество оружия, но и военных специалистов.

На стороне Индии СССР выступил не только во время ее войны с Пакистаном в середине 60-х п., но и в новом индо-на-кистанском военном конфликте в 1971 г.

Многолетняя война за освобождение от португальских колонизаторов Анголы, Мозамбика, Гвинеи (Бисау) при поддержке СССР в середине 70-х гг. завершилась провозглашением их независимости. Однако затем началась ожесточенная вооруженная борьба различных политических сил за власть в этих странах. СССР поддерживал группировки промарксистской ориентации, оказывая им значительную экономическую, финансовую, военную помощь, направляя военных советников. В Анголе и Мозамбике был провозглашен курс на строительство социализма.

С 1974 г. после свержения монархии и начала гражданской войны в Эфиопии СССР стал оказывать массированную военную поддержку режиму М. X. Мариама, провозгласившего социалистический путь развития Эфиопии и ставшего слепо копировать советскую модель

Многолетняя поддержка СССР (с помощью Кубы) никарагуанских повстанцев способствовала свержению в 1979 i. режима Сомосы и приходу к власти нового руководства, которое в ходе обострившейся гражданской войны получало крупномасштабные поставки со стороны СССР.

Все эти локальные конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования.

Афганская война. Крупнейшей внешнеполитической ошибкой советскою руководства стала война в Афганистане. В гражданский конфликт различных политических сил оказался вовлеченным «ограниченный контингент советских войск», вступивший по приказу высшего руководства СССР 25 декабря 1979 г. на территорию Афганистана. Такое решение было принято несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым. Даже некоторые члены правительства узнали об этом из газет, не говоря уже обо всем народе.

В этой войне погибло около 14 тыс. советских солдат, ранено 35 тыс., пропало без вести или попало в плен более 300. Общие потери афганского народа составили около 1 млн. человек.

«Братская помощь» афганскому народу обошлась советским людям потерями десятков миллиардов рублей. Она значительно подорвала авторитет СССР в мире, а начавшийся новый виток гонки вооружений поставил экономику страны в крайне тяжелые условия, ускорив нарастание структурною кризиса.

Отношения с соцстранами. «Доктрина Брежнева». В странах Восточной Европы назревали кризисные явления в экономической и политической жизни. Советская тоталитарная модель переставала работать. В декабре 1967 г. произошла смена руководства компартии Чехословакии, лидером которой стал А. Дубчек. В апреле 1968 г. была принята программа действий нового руководства, реализация которой была названа «Пражской весной». Программа открывала дорогу последовательной экономической реформе и всесторонней демократизации общества.

Однако по мере ее реализации нарастало беспокойство в Москве и в руководстве союзных стран о «судьбах социализма». Попытки демократизировать общество закончились вводом в августе 1968 г. в Чехословакию войск СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии.

Эта акция усилила раскол среди стран социализма. Еще больше отдалились от СССР Китай, Румыния, Югославия. В августе 1968 г. вышла из ОВД Албания.

Чехословацкий урок заставил брежневское руководство пересмотреть характер сотрудничества с союзниками. Были предприняты шаги по усилению экономической и военной интеграции стран Восточной Европы. Целой серией межгосударственных договоров и соглашений в рамках СЭВ, а также путем создания почти 30 межгосударственных учреждений был значительно ограничен их суверенитет, одновременно усилились роль и значение СССР в содружестве.

Эти меры получили на Западе название «доктрины Брежнева».

Тем не менее, несмотря на действие этой доктрины, ситуация постепенно выходила из-под контроля Москвы.

В 1970 г. начались массовые выступления рабочих в Польше, приведшие к образованию независимого профсоюза «Солидарность». Эта была первая в социалистической стране массовая общественно-политическая сила, возникшая «снизу» и ставшая реальной альтернативой власти. Несмотря на введение в декабре 1981 г. военного положения, действия «Солидарности» привели в конечном счете к падению коммунистического режима.

Окончательно дистанцировались от СССР в эти годы Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР. Сложность отношений с ними была обусловлена в основном их большей или меньшей самостоятельностью в проведении внутренней и внешней политики.

В конце 60-х гг. отношения с КНР обострились настолько, что начались вооруженные провокации на границе, потребовавшие ее значительного укрепления. В 1979 г. вспыхнула война между Китаем и Вьетнамом, в которой советская поддержка была на стороне последнего.

С годами все более очевидным становился кризис системы, существовавшей не только в СССР, но и в других странах «государственного социализма». Списать его издержки на «происки ЦРУ» становилось уже невозможно.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: