РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ»




Психолог:

«Добрый день, уважаемые родители! Очень рада, что Вы согласились на работу со мной. Надеюсь, что наша совместная работа принесет пользу, как Вам, так и мне. Я постараюсь ответить на все Ваши вопросы, мы вместе придем к правильному решению различных ситуаций. Наша работа будет состоять из нескольких этапов. Сначала мы поработаем с Вами отдельно от детей, я познакомлю Вас с типами семейных взаимоотношений, и Вы постарайтесь определить, какой тип преобладает в Вашей семье».

Упражнение «Солнышко»

Цель: создание позитивной атмосферы (доброжелательно-доверительных отношений, чувства психологической безопасности, эмоциональной открытости и сплоченности); формирование мотивации на работу; ознакомление участников с основными принципами работы в группе.

Расположение участников в помещении: по кругу.

Принятие правил работы в группе. Обсуждение вопросов о конфиденциальности.

Психолог: «Я расскажу Вам о правилах работы в группе.

1. Активно работать: стараться высказывать свою точку зрения, говорить о своих чувствах, мыслях, ситуации, не отмалчиваться.

2. Уважительно относиться к каждому участнику группы.

3. Придерживаться конфиденциальности.

4. Строить общение по принципу «здесь и теперь» (говорить о том, что волнует сейчас, обсуждать то, что происходило только с вами).

5. Психологам допускается вести записи.

6. Соблюдать принятые правила.

Если у вас есть какие-то дополнения, мы можем их внести в список.

Именно семья, родители являются для ребенка первоначальной группой, в которой происходит его социализация. То есть ребенок в системе социальных отношений. Развитие личности будет зависеть именно от того, насколько успешной будет эта социализация. И сегодня я хочу познакомить Вас именно с типами семейных взаимоотношений, показать как тот или иной тип влияет на развитие ребенка, а также мы поговорим о стилях общения, ведь неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Существуют следующие типы семейных взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство, сотрудничество.

Каждый родитель получает характеристику типов семейных взаимоотношений, происходит их обсуждение (какие типы получились в результате диагностики, к какому типу придерживаются сами родители-опекуны, хотели бы изменить тактику воспитания).

Психолог: «Если мы будем говорить о стилях общения, то стоит заметить, что стиль общения должен быть благоприятным. Известный американский психолог Карл Роджерс назвал его личностно-центрированным, то есть в центре внимания находится личность того человека, с которым ты сейчас общаешься. Прежде всего – это понимание ребенка, его нужд и потребностей, знание закономерностей развития его личности. В воспитании ребенка очень важно управлять своими эмоциями».

Упражнение «Без маски»

Гнев является той эмоцией, которая затрудняет конструктивное общение. Членам тренинговой группы предлагается по очереди брать по одной карточке и без подготовки продолжить фразу, начало которой написано на карточке. Желательно, по отношению к воспитываемому ребенку.

1. Я злюсь, потому что…

2. После того, как я сержусь, мне бывает…

3. Особенно меня раздражает, когда…

4. …назад у меня был приступ гнева.

5. В результате выплеснутого гнева я потерял…

6. В результате выплеснутого гнева я приобрел…

Вопросы для обсуждения:

1. Важен ли гнев в нашей жизни? Зачем он нам дается? (чувство самосохранения, разумная агрессия).

2. Чем опасен гнев?

3. На кого люди гневаются?

4. Что лежит в основе гнева? (обида, амбиции, нереальные ожидания и т.д.)

5. Как часто у Вас получается контролировать гнев?

6. Назовите способы освобождения от гнева.

«Способы освобождения от гнева»:

• Осознать, понять, дать себе отчет, что вы гневаетесь.

• Просчитать до 10, прежде чем реагировать.

• Снять мышечный зажим с лица и живота.

• Прокричать эмоцию (выехать подальше от людей и накричаться).

• Посмотреть на ситуацию с юмором, донести её до абсурда в сознании.

• Продышать эмоцию (дыхание диафрагмой).

• После поговорить об этом с тем, кому доверяете.

• Заняться спортом, физической работой.

Данные способы даются каждому родителю на память для личного пользования.

Упражнение «Проективный рисунок»

Предлагается нарисовать свой неконструктивный гнев, заполнить им весь лист (передать его через цвет, форму или образ), а после рассказать о способах избавления от неконструктивного гнева.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие эмоции испытывали в процессе выполнения упражнения, как они менялись?

2. Какие мысли приходили в голову, какие образы, что менялось?

Психолог: «Итак, для того, чтобы построить конструктивное общение с ребенком, Вы должны избавиться от негативных эмоций. Также очень важный момент, это научиться принимать ребенка не за что-то, а просто за то, что он есть».

Упражнение «Счастливая встреча»

Психолог: «Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ребенок, которому Вы заменяете родителя: вот он приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь «испортить» его в течение этих минут, это совершенно немыслимо».

Рекомендации: «Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются)». Примечание: Неплохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи. Выполняя эти задания, необходимо обращать внимание на реакцию ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.

Упражнение «Метод сказкотерапии»

Психолог: «Как важно для ребенка, когда взрослые вовремя идут на помощь, не требуют его сверх возможностей и способностей, не делают работу за него, а вместе с ним. Представьте себе картину: малыш увлеченно возится с мозаикой. Получается у него не все как надо, детальки рассыпаются, перемешиваются, не сразу вставляются, да и цветочек получается «не такой». Маме хочется вмешаться, научить, показать. И вот она не выдерживает: «Подожди, – говорит мама, – надо не так, а вот так». Но ребенок недовольно отвечает: «Не надо, я сам».

Вопросы для обсуждения:

1. Что мама сделала не так?

2. Какие чувства у Вас вызывает эта ситуация?

3. Как бы вы поступили на месте этой мамы?

4. Как вы поступаете в похожих ситуациях по отношению к воспитываемым Вами детям?

5. Как Вы думаете, для чего я прочитала Вам эту историю? При чем здесь воспитание, общение, принятие и помощь?

Родители высказывают свое мнение, идет обсуждение.

Рекомендации: «Обязательно в течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребенком, чтобы время, проводимое вместе с вами, было для него положительно окрашено.

Упражнение «Клубок».

Клубок ниток в руках психолога. Он говорит о своих чувствах. Конец нити зажимается в руке, а клубок перекидывается любому участнику. Клубок передается из рук в руки, участники оказываются связанные одной нитью.

«Сейчас мы подведем итог нашей встречи. С какой целью пришли на занятие и что получили в итоге, довольны ли нашей встречей? Возможно, будут какие-то пожелания в плане темы следующего занятия?»

Анкетирование «Обратная связь».

1. Степень включенности в занятие 012345678910

2. Что мешало Вам быть более активным на занятии.

3. Ваши ошибки в ходе занятия а) по отношению к себе, б) по отношению к группе, в) по отношению к психологу.

4. Самые значительные для Вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось лучше понять себя, в чем-то разобраться.

5. Что Вам понравилось? Почему?

6. Ваши замечания психологу (по содержанию, по форме занятия).

 

 

«ЧУВСТВА РОДИТЕЛЕЙ, КАК С НИМИ БЫТЬ?»

Цель тренинга: профилактика неблагополучия детско – родительских отношений.

Задачи тренинга:

1. Познакомить родителей с эффективными способами регуляции эмоций.

2. Формировать положительные установки в воспитании и развитии детей.

3. Повышать психологическую грамотность родителей.

Время проведения тренинга: 60 минут.

Психолог: «Давайте поприветствуем друг друга, отметим, с какой целью Вы пришли на занятия, чего ждете от встречи».

Упражнение «Добрые дела»

Участникам нужно вспомнить, какое доброе дело сделали за сегодняшний день по отношению к воспитываемым детям, и рассказать о нем.

Вопросы для обсуждения:

1. Для кого было сделано доброе дело?

2. Что при этом чувствовали?

3. Как отблагодарили Вас?

4. Какой должна быть идеальная форма благодарности, на Ваш взгляд?

5. Способны ли Вы на добрые дела по отношению к Вашим детям, которым Вы заменяете родителей? Что Вам мешает их совершать чаще?

Комментарий: даётся установка на постоянное свершение добрых дел, а также на умение их замечать и благодарить себя за них.

«Добрые дела по отношению к нашим детям сопровождаются нашей любовью. Детям очень важно видеть, как мы проявляем к ним такое чувство, как любовь. Наша задача - научиться проявлять любовь к ребенку, согревать ее своей душевной добротой. Мы попытаемся построить модель человеческих отношений между родителем и ребенком».

Родители получают выдержки из книг:

Алан Фромм «Азбука для родителей».

«Пути проявления любви к ребенку:

- уважение его желаний;

- проявлять любовь постоянно;

- отдавать все свое свободное время без остатка.

Родительская любовь принесет гораздо больше счастья, когда он будет видеть, что она постоянно проявляется в отношениях родителей только к нему, но и друг другу».

С.А. Соловейчик «Педагогика для всех».

«Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; Я благодарен ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет,- мы есть, мы живые люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка …»

«Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его, и я благодарен ему за то, что я могу его любить, и тем самым возвышаюсь в духе своем».

Идет обсуждение прочитанного.

Упражнение «Круг общения»

Участники делятся считалкой: «Мамочки – детки» на два круга. Внутренний круг – «мамочки» - закрывают глаза, встают лицом к внешнему кругу – «детки». «Детки» двигаются по часовой стрелке вокруг «Мамочек» и на сигнал останавливаются. Упражнение выполняется молча.

Задание:

1. Пообщайтесь друг с другом руками:

· поздоровайтесь;

· потанцуйте;

· поборитесь;

· помиритесь;

· попрощайтесь.

2. Перед вами маленький, плачущий ребёнок, который чем-то расстроен. Пожалейте его.

3. Вы встретили хорошего друга, которого давно не видели. Покажите, как вы рады его видеть.

Рефлексия.

Упражнение «Рецепт счастья»

Участникам предлагается совместно придумать «рецепт счастья». Психолог для примера зачитывает оригинальный «рецепт счастья» от Ирины Беляевой: «Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на пути».

Упражнение «Хлопки»

Психолог благодарит всех за участие в занятии, за активность, искренность и предлагает членам группы поблагодарить друг друга хлопками.

 

 

«ВМЕСТЕ С МАМОЙ»

Цель тренинга: профилактика неблагополучия детско – родительских отношений.

Задачи тренинга:

1. Формировать положительные установки в воспитании и развитии детей.

2. Повышать психологическую грамотность родителей.

Время проведения тренинга: 60 минут.

Оборудование: листы А4, ватманы, карандаши, покрывало, релаксирующая музыка, магнитофон.

Упражнение «Я и мама (папа)»

Инструкция: Родитель и ребенок садятся спиной друг к другу. Вам нужно ответить на вопросы. Вопросы к маме: какого цвета глаза у вашего ребенка? Во что он одет? Как у него сегодня прошел день и т. д.? Вопросы к ребенку: какого цвета глаза у мамы? Какого они цвета? Когда мама сердится (радуется)? Во что одета сегодня мама, какие украшения на ней? и т. д.

Упражнение «Самолетик» (родитель и ребенок сидят за столами)

Инструкция: каждой команде выдает по одному листу формата А4. «У вас есть пять минут, чтобы сложить из этого листа самолетик. Один человек может сделать только один перегиб, затем передать конструкцию второму участнику». Затем пары выстраиваются в шеренгу и по очереди запускают свои самолеты. Побеждает та команда, чей самолет улетит дальше.

Упражнение «Имитатор»

Инструкция: «Ваша задача — всем одновременно произнести (сымитировать) звук, похожий на:

· кипящий чайник;

· пылесос;

· скрипучую дверь;

· тормозящую машину;

· сирену машины «скорой помощи»;

· потрескивание дров в камине;

· заколачивание гвоздя в стену;

· жужжание электрической бритвы;

· барабанящий по крыше дождь.

 

Первоначально можно разрешить группе выделить лидера, который будет подавать сигнал к старту.

Упражнение «Скульптура»

Цель: исследование межличностных отношений в семье.

Инструкция: сейчас каждому из вас нужно будет подумать и слепить скульптуру своей семьи. Кто-то один из вас сейчас будет скульптором, остальные участники - глина. Скульптор выбирает себе того, кто будет папой, мамой или мужем, женой и кого-то на свою роль. Когда скульптура будет готова, скульптор встает на свое место, заменяя участника его изображающего.

Обсуждение упражнения.

1. Какое впечатление от упражнения?

2. Что было неожиданным?

3. Что-то хотелось бы сейчас изменить в своей скульптуре?

Упражнение «Держи дистанцию»

Цель: показать участникам, на примере упражнения, важность сохранения дистанции общения.

Инструкция: все участники тренинга разбиваются на две разные группы. Каждая из групп строится в шеренгу так, чтобы напротив каждого участника первой группы, лицом к нему находился один участник второй группы. Расстояние между участниками 2 метра. Если число участников нечетное и поделить группу поровну нельзя, то ведущий становится участником упражнения.

Участникам первой группы дается задание: «Вам необходимо произнести «Стоп» в тот момент, когда, на ваш взгляд, расстояние сократится до комфортного общения». По команде ведущего участники второй группы очень медленно начинают подходить к первой группе. При этом контакт глаз обязателен для участников обеих групп. После того как каждый из участников первой группы произнесет свое слово «Стоп», ведущий просит участников второй группы продолжить движение.

Целесообразно провести обсуждение и лекцию ведущего по поводу комфортных зон общения, о том, чем обусловлены раздражительность или согласие с точки зрения соблюдения личной дистанции.

Упражнение «Семейное дерево»

На ватманах нарисованы 2 дерева отдельно друг от друга – «детское» и «взрослое».

«Напишите на «яблочках» ассоциации, связанные со взрослыми (для детей) и с детьми (для взрослых) и украсьте ими «детское» и «взрослое» дерево».

Написанное проговаривается и размещается на деревьях.

Вопросы для обсуждения:

1. Что неожиданного увидели?

2. Легко ли было выполнять задание?

Упражнение «Покрывало»

Цель: развитие доверия, релаксация.

Инструкция: все участники становятся вокруг покрывала и берутся за него. Один участник садится или ложится на покрывало, остальные приподнимают его и бережно покачивают, и опускают. Упражнение выполняется под релаксирующую музыку.

Рефлексия

Психолог благодарит всех за участие в занятии, за активность, искренность и предлагает членам группы поблагодарить друг друга.

 

Список литературы:

1. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. — М., "КСП", 2002.

2. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - М.- изд. Ось-89, 2001.

3. Гин А. Общение детей и взрослых: советы родителям // Сельская школа. – 2007. - N 2. - С. 39-44.

4. Корнеева Т. В. Психологические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье // Ребенок в детском саду. – 2007. - N 3. - С. 3-8.

5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб. Изд. Речь, 2000.

6. Набиуллина В. Р. Типы семейного воспитания и их разновидности // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - N 11. - С. 3-7.

7. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р. В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 495 с.

8. Рождественская Н. А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14, Психология. – 2002. - N 2. - С. 48-55.

9. Фромм А. Азбука для родителей. — Л., 1991.

10. Шведовская А. А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. – 2006. - N 1. - С. 69-84.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: