XIX век - время серьезных изменений в сознании людей, развития общественно-политической мысли. Ускорение темпа жизни, внутренние и внешнеполитические события несомненно влияли на этот процесс.
Отечественная война 1812 г. усилила идейное размежевание в русском обществе, привела к росту настроений против существовавших в России порядков, при которых русский народ, отстегавший независимость страны, продолжал оставаться в крепостной зависимости.
Отношение к крепостничеству и самодержавию было стержневым вопросом идейной борьбы первой половины XIX в. В общественном сознании мысль о самодержавии как наиболее неприемлемой форме политической власти в России была очень распространенной. Декабристы первыми предприняли попытку свергнуть крепостничество и самодержавие в России революционным путем. Большая роль в их общественных воззрениях отводилась просвещению как силе, способствующей общественному прогрессу. Но в отличие от просветителей XVIII в. они считали прогресс несовместимым с крепостным правом.
Вторая четверть XIX в. - время осмысления политических и социальных вопросов, поднятых декабристами, поисков путей их решения.
Общественная мысль стремилась к выработке понимания таких проблем как роль народа в общественном движении, Россия - Запад и отношение к западноевропейскому политическому и социальному устройству. Наряду с главным вопросом - отношением к крепостничеству и самодержавию - решение этих проблем вело к появлению различных течений общественной мысли и их размежеванию.
С осмыслением важнейших социально-политических вопросов связан повышенный интерес в России к немецкой классической философии. Диалектика, идея развития, становилась знаменем антифеодальных сил. В 30-40-е годы произведения Фихте, Шеллинга, Гегеля были широко известны в среде интеллектуальной молодежи, изучались в университетских кружках.
|
"Брожение умов" заставило правительство искать пути усиления идеологического влияния на умственную, идейную жизнь общества. В середине 30-х годов вырабатываются "коренные начала" официальной идеологии - самодержавие, православие, народность, - которые должны были сохранить политическую и социальную стабильность, составить нравственную основу воспитания в обществе и стать "последним якорем спасения" России.
"Это было также "решение" вопроса о крепостничестве и самодержавии с точки зрения правительства. Положения теории "официальной народности" пропагандировались в учебниках, лекциях профессоров, в публицистике, литературе. Однако безраздельно господствовать в умах, на что рассчитывали сторонники этой теории, она уже не могла.
П.Я.Чаадаев (1794-1856) одним из первых подверг официальную идеологию уничтожающей критике. Его "Философическое письмо", опубликованное в 1836 г. в журнале "Телескоп", было, по словам Герцена, подобно "выстрелу, раздавшемуся в темную ночь", оно "потрясло всю мыслящую Россию". Чаадаев пытался по-своему решить "проклятые вопросы" эпохи, поставленные декабристами, смог пробудить общественное мнение о судьбах России. Но в отличие от официальных политиков и идеологов А..Х.Бенкендорф, С.С.Уваров) Чаадаев нигилистически оценивал историю России, пессимистически смотрел на ее настоящее, будущее видел только в приобщении к европейской цивилизации на основе католической религии. Именно тезис - только через католицизм возможен путь к социальному и культурному возрождению - был отвергнут фактически всем мыслящим русским обществом.
|
Однако "Письмо" Чаадаева стало катализатором умственного движения, заставляло задумываться над вопросами, которые он поставил. Чаадаев создал философскую концепцию русской истории, и его идеи восприняли и пытались интерпретировать многие из последующих русских мыслителей.
Мысль о необходимости социально-политических преобразований прочно входит в общественное сознание; формирующиеся в 30-40-е годы течения общественной мысли - западничество, славянофильство, утопический социализм, - различаясь по степени
радикализма, философской основе, исходили из неизбежности «социальных преобразований для дальнейшего движения общества».
40-е годы XIX в. явились "замечательным десятилетием" в развитии общественной мысли и духовной культуры в целом. Своеобразными общественно-культурными центрами были литературные салоны в столичных и некоторых провинциальных городах. В одном из таких широко известных салонов - в доме А.П.Елагиной в Москве происходили знаменитые споры славянофилов и западников о путях развития России.
К 30-м годам относится развитие идей утопического социализма. В России он распространялся в форме крестьянского или общинного социализма.
В общественном сознании продолжали жить взгляды на просвещение как средство обновления и улучшения жизни.
|
Отмена крепостного права, развитие капитализма, рост демократических и революционных настроений привели в движение широкие общественные силы, в развитии общественной мысли возросла роль разночинской интеллигенции.
Основные вопросы общественно-политической мысли - аграрный и судьбы самодержавия в России - в пореформенное время в условиях проведения буржуазных реформ все более приобретали характер злободневных проблем, требовавших практического решения. В общественном сознании формировалась демократическая программа обновления России. Народническая доктрина общественной мысли оформилась на рубеже 60-70-х годов. Главным носителем народнических идей была разночинская интеллигенция.
Широкое демократическое движение активизировало буржуазный либерализм в стране.
В целом 60-70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейно-культурной жизни общества. Для этого времени характерны преобладание демократических идей в общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований, поиски их осуществления в интересах народа. Все это создавало соответствующие предпосылки для развития художественной культуры.