Художественная культура XIX века.




Для художественной культуры первой половины XIX в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное со­существование разных художественных стилей. В художественном сознании первых десятилетий XIX в. проис­ходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мо­тивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг, становится побудитель­ным источником его поступков.

Основное направление в художественной культуре первых де­сятилетий XIX в. - романтизм. В России он возник в перелом­ную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действи­тельности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.

Внимание к отечественной истории было характерно для худо­жественной культуры в целом. К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Отечественная история была предметом раздумий А.С.Пушкина, особенно в последний период его творчества ("Борис Годунов", "Капитанская дочка", "Медный всадник", "Арап Петра Великого", "История пу­гачевского бунта").

В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В.А.Жуковского (1783-1852). Его баллады, исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии "душу и сердце", составили "целый период нравственного развития нашего общества", как писал Белинский. Развитие ли­рики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, про­никнутой чувством борьбы "за угнетенную свободу человека", было характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декаб­ристы способствовали утверждению мысли о ее высоком граж­данском назначении.

В русле романтического движения закладывались основы рус­ского исторического романа (А.А.Бестужев-Марлинский, М.Н.Загоскин), формировалось понимание национальной само­бытности и народности литературы. Поэты-романтики много сделали для художественного перевода. По существу, они впер­вые познакомили русского читателя с произведениями современ­ных западноевропейских и античных писателей. В.А.Жуковский был талантливым переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера.

Важнейшая проблема национальной культуры, в частности ли­тературы, - народность художественных произведений, эволю­ция самого этого понятия. Поиск сущности народности первона­чально связывался с растущим интересом к отечественной исто­рии. По мнению Н.М.Карамзина, ключ к пониманию самобытно­сти русской литературы надо искать в истории, что и определило широкое развитие исторического жанра в искусстве романтизма.

Идейные искания 30-40-х годов все более находили отражение в глубоком осмыслении понятия "народность". Если официаль­ная народность исходила из "беспредельной преданности и пови­новения самодержавию", то в понимании передовых деятелей культуры народность означала "верность изображения картин русской жизни".

В последние предреформенные десятилетия развитие художе­ственной культуры характеризовалось движением от романтиз­му к реализму. В литературе это движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

В развитии русской национальной литературы и культуры в целом роль А.С.Пушкина (1799-1837) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о рус­ском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет".

Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в период становления дворянской рево­люционности (первое стихотворение Пушкина "К другу стихотворцу" было напечатано в 1814 г.). Его творчество - закономер­ный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, «стоявших перед Россией со времени Петра I до декабристов. С Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художествен­ного направления. "Евгений Онегин" Пушкина был первым русским реалистическим романом, "в высшей степени народным произведением" (В.Г.Белинский). Впервые отдельным изданием роман был опубликован в 1833 г.

Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творче­ство М.Ю.Лермонтова (1814-1841), отразившее трудное время - погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 г. разочарование. Неприятие поэтом окружающей действи­тельности приобретало ярко выраженный социальный характер. Его роман "Герой нашего времени" (1841), сохраняя романтичес­кие черты, явился одним из первых произведений литературы критического реализма.

Огромна роль Н.В.Гоголя (1809-1852) в русской литературе. "Мертвые души" (1-й том вышел в 1842 г.) - одно из ярких реали­стических изображений русской жизни того времени. В.Г.Белин­ский оценил его как "творение чисто русское, национальное, вых­ваченное из тайников народной жизни".

Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Соци­альность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни - общепризнанная особенность и характерная черта. Од­ним из открытий писателей "натуральной школы" (ранние произ­ведения И.А.Гончарова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Ф.М.До­стоевского и др.) был "маленький человек" с его нелегкой жи­тейской судьбой.

Предметом пристального внимания русской литературы стано­вилась судьба крепостного крестьянина (повести Д.В.Григо­ровича, очерки из крестьянской жизни В.И.Даля, цикл рассказов "Записки охотника" И.С.Тургенева). Новый, невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А.Н.Ост­ровский.

Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально дей­ственный характер, воздействие "на понятия и нравы общества" отмечали многие современники.

В первой половине XIX в. активизируется собирательская и исследовательская деятельность в области русского фольклора. Много занимались этим славянофилы. Собрание народных песен П.В.Киреевского, составившее 11 томов, является наиболее пол­ным сводом русского фольклора.

Состояние театрально-сценического искусства было показате­лем "общественного просвещения и духа времени" (В.Г.Белинский). Несмотря на монополию императорских театров, начало которой было положено в 1803 г., драматическую цензуру, вли­явшую на репертуар, театр играл все более заметную роль в общественно-культурной жизни.

Центром театральной культуры в Москве был Малый театр. В 1824 г. произошло окончательное разделение труппы бывшего Петровского театра на драматическую и балетную. Драматические спектакли были перенесены в здание, построенное архитек­тором О.И.Бове и получившее название Малого театра. Большой театр с 1825 г. предназначался только для оперных и балетных спектаклей. В Петербурге имелось несколько театров, наиболee известный из них - Александрийский (архитектор Росси), открытый в 1832 г. исторической драмой М.В.Крю­ковского "Князь Пожарский".

В отличие от московского Малого театра, где были сильны демократические традиции, театр северной столицы Российской империи носил официально-парадный характер. Театры существовали также во многих губернских го­родах. Расцвет романтизма на сцене связан с творчеством замечатель­ного русского актера П.С.Мочалова (1800-1848), прославивши­йся игрой в пьесах Шиллера и Шекспира. Вершиной его творче­ства стала роль Гамлета. Успех Мочалова в этой области объяс­нялся современным прочтением пьесы. Герой Мочалова воспри­нимался зрителями как русский Гамлет 30-40-х годов XIX в. Драматургия А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, особенно А.Н.Ост­ровского способствовала утверждению реалистической драмы в театральном репертуаре.

Реформатором актерского искусства, основоположником реализмa на русской сцене был великий актер М.С.Щепкин (1788-1863). "Он создал правду на русской сцене, - писал о нем Герцен,- он первый стал не театрален на театре". Метод игры Щепкина
явился основой сценической школы актерского искусства в течение многих последующих десятилетий.

Театр первой половины XIX в. воспитал плеяду замечательных русских актеров, которыми и доныне по праву гордится русская сцена (Е.С.Семенова, В.А.Каратыгин, П.С.Мочалов, М.С.Щепкин, А.Е.Мартынов). В этот период начинается становление режиссуры, искусства оформления спектакля.

Музыка этого времени, опираясь на лучшие традиции народно­сти и демократизма, испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 года. Композиторы стали чаще обращаться к героико-патриотическим, национальным сюжетам (опера К.А.Кавоса "Иван Сусанин", 1815). Видным представителем романтизма в музыке был А.Н.Верстовский (1799-1862). Постановка наиболее известной его оперы "Аскольдова могила", созданной на либретто М.Н.Загоскина, состоялась в 1835 г.

В обществе усилился интерес к камерным и публичным кон­цертам. Внимание многих композиторов, писателей, художников привлекали музыкальные вечера у А.А.Дельвига, В.Ф.Одоев­ского, в литературном салоне З.А.Волконской. Огромным успехом пользовались летние концертные сезоны в Павловске, которые стали устраиваться с 1838 г., когда сюда была проведена железная дорога из Петербурга. Неоднократно в этих концертах выступал австрийский композитор и дирижер, знаменитый "король вальсов" И.Штраус.

В истории русского музыкального искусства особая роль при­надлежит М.И.Глинке (1804-1857). С его именем связано воз­никновение русской музыкальной классики, национальной школы в музыке. Событием в культурной жизни России была постановка оперы Глинки "Жизнь за царя" (1836). Оперу довольно су­хо встретила великосветская публика, "кучерская музыка" не вызвала ее симпатий. Но многие передовые люди России востор­женно приветствовали спектакль. В числе поклонников оперы были Пушкин, Гоголь, Белинский, Одоевский, Хомяков.

Глинка - родоначальник основных жанров отечественной про­фессиональной музыки. Он "создал национальную русскую опе­ру, национальную инструментальную музыку... русский национальный романс", - писал о нем В.В.Стасов. Глинка - компози­тор, для которого высшими принципами искусства были идей­ность и народность. "Создает музыку народ, - говорил он А.Н.Се­рову (композитор и музыкальный критик), - а мы, художники, только ее аранжируем".

Для творчества А.С.Даргомыжского (1813-1869) наряду с принципами реализма и народности становится характерным большая социальная, драматическая напряженность, горячее со­чувствие к "маленькому человеку" (опера "Русалка", 1856). Дар­гомыжский выступил новатором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности (мелодичный речитатив в опере "Каменный гость").

В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданствен­ности, высокой нравственности и демократической направленно­сти.

Искусство критического реализма - основное художественное направление того времени - было тесно связано с идейными иска­ниями. Его отличала повышенная социальная активность. Лите­ратура и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современ­ная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т.д.).

Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н.Г.Чернышевского. Искусство, по его мнению, это проявление реальной человеческой сущности, поэтому "прекрасное есть жизнь". Общественная функция искус­ства должна состоять не только в воспроизведении и объяснении жизни, но и в вынесении "приговора о явлениях ее". Подобный тезис представлял собой новый аспект в понимании искусства.

В художественной литературе нашли отображение соци­альные проблемы пореформенного времени. Дух обличительства, критическое отношение к действительности были характер­ны для произведений русских писателей этих лет. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним. Правда, эти пути по-разному понимались: одни видели избавление от социальных несправедливостей в нрав­ственном усовершенствовании человека, другие призывали к ак­тивной борьбе против них. Но русскую литературу всегда отли­чали демократизм, любовь к простому человеку, стремление по­мочь ему освободиться от векового угнетения.

Литература пореформенного времени представляла собой "яркое созвездие великих имен". В эти годы создавали произведе­ния крупнейшие русские писатели, творческий путь которых на­чался еще в предшествующую эпоху. Новое поколение писате­лей-реалистов, которое пришло в литературу в 60-70-е годы, принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе тех лет ведущее место принадлежало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, ко­свенные вопросы жизни и быта крестьянства (очерки В.А.Слепцова, Г.И.Успенского и др.).

С общественным подъемом связано появление демократического романа, в котором действующим лицом стал разночинец (повесть Н.Г.Помяловского "Мещанское счастье"). Программным произведением 60-х годов был роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?", опубликованный в "Современнике" в 1863 г. Это было повествование о "новых людях", их морали и нравственных ценностях.

Отражением острой идейно-художественной борьбы в литературе 60-70-х годов было появление так называемого антинигилиского романа ("Бесы" Ф.М.Достоевского и др.).

70-е годы - время наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную культуру внесли И.С.Тургенев (1818-1883) и Ф.М.Достоевский (1821-1881). В романе Тургенева "Отцы и дети", опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи.

Творчество Ф.М.Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя. Он выступал против смуты и крови как средства обновления мира. Н.А.Некрасова (1821-1877/78) разночинская молодежь считала идейным вождем. Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии Некрасова центральное место. В ней выражена не только мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы рабства (поэма "Кому на Руси жить хорошо"). Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Л.Н.Толстого (1828-1910). Он ставил в своих романах, повестях, публицистике "великие вопросы". Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея "Война и мир"). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого "Анна Каренина", в котором, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит бесспорный приговор морали, нравам, устоям этого общества.

Состояние театра в пореформенную эпоху определялось ус­пехами отечественной драматургии. Общественность, в частно­сти театральная, привлекала внимание к животрепещущим воп­росам развития театра: улучшению профессионального актерско­го образования, расширению сети театров за счет создания част­ных антреприз. В 1882 г. монополия казенных театров была от­менена. Однако еще раньше частные спектакли возникали под видом "домашних спектаклей", "семейных вечеров" и т.д. Так, появились в Москве Артистический кружок - общественно-художественная организация (1865-1883), созданная по инициа­тиве А.Н.Островского, Н.Г.Рубинштейна, В.Ф.Одоевского; пер­вый народный театр на Политехнической выставке (1872).

Основными центрами театральной культуры продолжали оста­ваться Малый и Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России. В 60-е годы они действовали более чем в 100 городах. В это время открылись театры в Орле, Рязани, Костро­ме, Смоленске, Саратове, Пензе и др. Появился новый зритель из среды разночинской интеллигенции. Театр становился культур­ным центром провинции.

С усилением острых проблем в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме.

Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрыв­но связано с именем А.Н.Островского (1823-1886), который счи­тал театр "признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи". Драматургия Островского - замечатель­ное явление национальной художественной культуры. С поста­новки пьесы "Не в свои сани не садись" в 1852 г. на сцене Малого театра произведения Островского заняли ведущее место в его репертуаре. На драматургии Островского воспитывались многие талан­тливые русские актеры (П.М.Садовский, Н.Х.Рыбаков, П.А.Стрепетова, А.Е.Мартынов, Н.А.Никулина и др.).

Музыкальная культура этого времени также отличалась неко­торыми новыми чертами. В 1859 г. по инициативе А.Г.Рубинштейна (1829-1894) было организовано Русское музыкальное общество "для развития музыкального образования, вкуса к му­зыке в России и поощрения отечественных талантов". Общество устраивало симфонические и камерные концерты. В Петербурге А.Г.Рубинштейном (1862), а затем в Москве Н.Г.Рубинштейном (1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России. В Петербурге в 60-е годы композитором М.А.Балакиревым и преподавателем пения Г.Я.Ломакиным была открыта бесплатная музыкальная школа, существовавшая до 1917 г. Она ставила задачи - распространения музыкальных знаний, пропаганды сочинений Глинки, Даргомыжского, композиторов "могучей кучки", произведений зарубежных композиторов (Л.Бетховена, Листа, Г.Берлиоза и др.).

Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композито­ре "могучая кучка" [М.А.Балакирев (1836/37-1910), М.П.Мусоргский (1839-1881), Ц.А.Кюи (1835-1918), А.П.Бородин (1833-87), Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В.В.Стасов (1824-1906). Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием идей 60-70-х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов "могучей кучки" было стремление передать в музыке "правду жизни", национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной темы ("Борис Годунов", "Хованщина" М.П.Мусоргского).

Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П.И.Чайковского (1840-1893). Он - один из величайших композиторов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица"; оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама"; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл "Времена года" и т.д.). Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия. Наряду с лирическим жизнеутверждающим началом музыке Чай­ковского присущи черты трагедийности, особенно сильные в последних его произведениях.

Реальная жизнь и ее проблемы ставили новые задачи и перед изобразительным искусством, в частности перед живописью. Одна из статей "Современника" (1859) призывала художников "вдохновляться историей и движением современного общества".

1880-е годы в истории русского классического романа не оставили что-либо значительного. Яркие, непревзойденные произведения были созданы в предшествующий период ("Отцы и дети" Тургене­ва; "Война и мир", "Анна Каренина" Толстого; "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы" Достоевского; "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина; "Обрыв" Гончарова и др.). Но ушли из жизни крупнейшие русские писатели - Достоевский, Тургенев, Островский. Мировоззренческий кризис Л.Толстого отразился на его творчестве, изменились условия общественной жизни. На­ступил период, когда "почва действительности" оказалась небла­гоприятной для создания больших произведений. Писатели, при­шедшие в литературу в конце 70-х - начале 80-х годов (В.М.Гаршин, В.Г.Короленко и др.), были авторами произведений малых форм (рассказ, новелла, небольшая повесть).

В 1880 г. в литературу приходит А.П.Чехов (1860-1904). В журнале "Стрекоза" был опубликован его первый рассказ "Письмо ученому соседу". В творчестве Чехова, особенно в ран­ний период, отразилась идейная атмосфера, порожденная эпохой 80-х годов. Он писал о "хмурой точке" жизни, пошлости и мещан­стве, захлестнувших обывателя, рисовал широкую картину жизни различных слоев русского общества рубежа столетий, по сути своей остро критическую.

Писатель восставал против мира пошлости, мечтал о светлой жизни и прекрасной человеческой личности. Л.Толстой сказал о Чехове: "Это был несравненный художник... художник жизни... и достоинство его творчества то, что оно понятно не только вся­кому русскому, но и всякому человеку вообще".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: