Для художественной культуры первой половины XIX в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование разных художественных стилей. В художественном сознании первых десятилетий XIX в. происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг, становится побудительным источником его поступков.
Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX в. - романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.
Внимание к отечественной истории было характерно для художественной культуры в целом. К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Отечественная история была предметом раздумий А.С.Пушкина, особенно в последний период его творчества ("Борис Годунов", "Капитанская дочка", "Медный всадник", "Арап Петра Великого", "История пугачевского бунта").
В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В.А.Жуковского (1783-1852). Его баллады, исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии "душу и сердце", составили "целый период нравственного развития нашего общества", как писал Белинский. Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы "за угнетенную свободу человека", было характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении.
|
В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А.А.Бестужев-Марлинский, М.Н.Загоскин), формировалось понимание национальной самобытности и народности литературы. Поэты-романтики много сделали для художественного перевода. По существу, они впервые познакомили русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных писателей. В.А.Жуковский был талантливым переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера.
Важнейшая проблема национальной культуры, в частности литературы, - народность художественных произведений, эволюция самого этого понятия. Поиск сущности народности первоначально связывался с растущим интересом к отечественной истории. По мнению Н.М.Карамзина, ключ к пониманию самобытности русской литературы надо искать в истории, что и определило широкое развитие исторического жанра в искусстве романтизма.
Идейные искания 30-40-х годов все более находили отражение в глубоком осмыслении понятия "народность". Если официальная народность исходила из "беспредельной преданности и повиновения самодержавию", то в понимании передовых деятелей культуры народность означала "верность изображения картин русской жизни".
|
В последние предреформенные десятилетия развитие художественной культуры характеризовалось движением от романтизму к реализму. В литературе это движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
В развитии русской национальной литературы и культуры в целом роль А.С.Пушкина (1799-1837) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет".
Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в период становления дворянской революционности (первое стихотворение Пушкина "К другу стихотворцу" было напечатано в 1814 г.). Его творчество - закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, «стоявших перед Россией со времени Петра I до декабристов. С Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направления. "Евгений Онегин" Пушкина был первым русским реалистическим романом, "в высшей степени народным произведением" (В.Г.Белинский). Впервые отдельным изданием роман был опубликован в 1833 г.
Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творчество М.Ю.Лермонтова (1814-1841), отразившее трудное время - погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 г. разочарование. Неприятие поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный характер. Его роман "Герой нашего времени" (1841), сохраняя романтические черты, явился одним из первых произведений литературы критического реализма.
|
Огромна роль Н.В.Гоголя (1809-1852) в русской литературе. "Мертвые души" (1-й том вышел в 1842 г.) - одно из ярких реалистических изображений русской жизни того времени. В.Г.Белинский оценил его как "творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайников народной жизни".
Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни - общепризнанная особенность и характерная черта. Одним из открытий писателей "натуральной школы" (ранние произведения И.А.Гончарова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского и др.) был "маленький человек" с его нелегкой житейской судьбой.
Предметом пристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина (повести Д.В.Григоровича, очерки из крестьянской жизни В.И.Даля, цикл рассказов "Записки охотника" И.С.Тургенева). Новый, невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А.Н.Островский.
Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально действенный характер, воздействие "на понятия и нравы общества" отмечали многие современники.
В первой половине XIX в. активизируется собирательская и исследовательская деятельность в области русского фольклора. Много занимались этим славянофилы. Собрание народных песен П.В.Киреевского, составившее 11 томов, является наиболее полным сводом русского фольклора.
Состояние театрально-сценического искусства было показателем "общественного просвещения и духа времени" (В.Г.Белинский). Несмотря на монополию императорских театров, начало которой было положено в 1803 г., драматическую цензуру, влиявшую на репертуар, театр играл все более заметную роль в общественно-культурной жизни.
Центром театральной культуры в Москве был Малый театр. В 1824 г. произошло окончательное разделение труппы бывшего Петровского театра на драматическую и балетную. Драматические спектакли были перенесены в здание, построенное архитектором О.И.Бове и получившее название Малого театра. Большой театр с 1825 г. предназначался только для оперных и балетных спектаклей. В Петербурге имелось несколько театров, наиболee известный из них - Александрийский (архитектор Росси), открытый в 1832 г. исторической драмой М.В.Крюковского "Князь Пожарский".
В отличие от московского Малого театра, где были сильны демократические традиции, театр северной столицы Российской империи носил официально-парадный характер. Театры существовали также во многих губернских городах. Расцвет романтизма на сцене связан с творчеством замечательного русского актера П.С.Мочалова (1800-1848), прославившийся игрой в пьесах Шиллера и Шекспира. Вершиной его творчества стала роль Гамлета. Успех Мочалова в этой области объяснялся современным прочтением пьесы. Герой Мочалова воспринимался зрителями как русский Гамлет 30-40-х годов XIX в. Драматургия А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, особенно А.Н.Островского способствовала утверждению реалистической драмы в театральном репертуаре.
Реформатором актерского искусства, основоположником реализмa на русской сцене был великий актер М.С.Щепкин (1788-1863). "Он создал правду на русской сцене, - писал о нем Герцен,- он первый стал не театрален на театре". Метод игры Щепкина
явился основой сценической школы актерского искусства в течение многих последующих десятилетий.
Театр первой половины XIX в. воспитал плеяду замечательных русских актеров, которыми и доныне по праву гордится русская сцена (Е.С.Семенова, В.А.Каратыгин, П.С.Мочалов, М.С.Щепкин, А.Е.Мартынов). В этот период начинается становление режиссуры, искусства оформления спектакля.
Музыка этого времени, опираясь на лучшие традиции народности и демократизма, испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 года. Композиторы стали чаще обращаться к героико-патриотическим, национальным сюжетам (опера К.А.Кавоса "Иван Сусанин", 1815). Видным представителем романтизма в музыке был А.Н.Верстовский (1799-1862). Постановка наиболее известной его оперы "Аскольдова могила", созданной на либретто М.Н.Загоскина, состоялась в 1835 г.
В обществе усилился интерес к камерным и публичным концертам. Внимание многих композиторов, писателей, художников привлекали музыкальные вечера у А.А.Дельвига, В.Ф.Одоевского, в литературном салоне З.А.Волконской. Огромным успехом пользовались летние концертные сезоны в Павловске, которые стали устраиваться с 1838 г., когда сюда была проведена железная дорога из Петербурга. Неоднократно в этих концертах выступал австрийский композитор и дирижер, знаменитый "король вальсов" И.Штраус.
В истории русского музыкального искусства особая роль принадлежит М.И.Глинке (1804-1857). С его именем связано возникновение русской музыкальной классики, национальной школы в музыке. Событием в культурной жизни России была постановка оперы Глинки "Жизнь за царя" (1836). Оперу довольно сухо встретила великосветская публика, "кучерская музыка" не вызвала ее симпатий. Но многие передовые люди России восторженно приветствовали спектакль. В числе поклонников оперы были Пушкин, Гоголь, Белинский, Одоевский, Хомяков.
Глинка - родоначальник основных жанров отечественной профессиональной музыки. Он "создал национальную русскую оперу, национальную инструментальную музыку... русский национальный романс", - писал о нем В.В.Стасов. Глинка - композитор, для которого высшими принципами искусства были идейность и народность. "Создает музыку народ, - говорил он А.Н.Серову (композитор и музыкальный критик), - а мы, художники, только ее аранжируем".
Для творчества А.С.Даргомыжского (1813-1869) наряду с принципами реализма и народности становится характерным большая социальная, драматическая напряженность, горячее сочувствие к "маленькому человеку" (опера "Русалка", 1856). Даргомыжский выступил новатором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности (мелодичный речитатив в опере "Каменный гость").
В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности.
Искусство критического реализма - основное художественное направление того времени - было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т.д.).
Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н.Г.Чернышевского. Искусство, по его мнению, это проявление реальной человеческой сущности, поэтому "прекрасное есть жизнь". Общественная функция искусства должна состоять не только в воспроизведении и объяснении жизни, но и в вынесении "приговора о явлениях ее". Подобный тезис представлял собой новый аспект в понимании искусства.
В художественной литературе нашли отображение социальные проблемы пореформенного времени. Дух обличительства, критическое отношение к действительности были характерны для произведений русских писателей этих лет. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним. Правда, эти пути по-разному понимались: одни видели избавление от социальных несправедливостей в нравственном усовершенствовании человека, другие призывали к активной борьбе против них. Но русскую литературу всегда отличали демократизм, любовь к простому человеку, стремление помочь ему освободиться от векового угнетения.
Литература пореформенного времени представляла собой "яркое созвездие великих имен". В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху. Новое поколение писателей-реалистов, которое пришло в литературу в 60-70-е годы, принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе тех лет ведущее место принадлежало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, косвенные вопросы жизни и быта крестьянства (очерки В.А.Слепцова, Г.И.Успенского и др.).
С общественным подъемом связано появление демократического романа, в котором действующим лицом стал разночинец (повесть Н.Г.Помяловского "Мещанское счастье"). Программным произведением 60-х годов был роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?", опубликованный в "Современнике" в 1863 г. Это было повествование о "новых людях", их морали и нравственных ценностях.
Отражением острой идейно-художественной борьбы в литературе 60-70-х годов было появление так называемого антинигилиского романа ("Бесы" Ф.М.Достоевского и др.).
70-е годы - время наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную культуру внесли И.С.Тургенев (1818-1883) и Ф.М.Достоевский (1821-1881). В романе Тургенева "Отцы и дети", опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи.
Творчество Ф.М.Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя. Он выступал против смуты и крови как средства обновления мира. Н.А.Некрасова (1821-1877/78) разночинская молодежь считала идейным вождем. Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии Некрасова центральное место. В ней выражена не только мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы рабства (поэма "Кому на Руси жить хорошо"). Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Л.Н.Толстого (1828-1910). Он ставил в своих романах, повестях, публицистике "великие вопросы". Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея "Война и мир"). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого "Анна Каренина", в котором, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит бесспорный приговор морали, нравам, устоям этого общества.
Состояние театра в пореформенную эпоху определялось успехами отечественной драматургии. Общественность, в частности театральная, привлекала внимание к животрепещущим вопросам развития театра: улучшению профессионального актерского образования, расширению сети театров за счет создания частных антреприз. В 1882 г. монополия казенных театров была отменена. Однако еще раньше частные спектакли возникали под видом "домашних спектаклей", "семейных вечеров" и т.д. Так, появились в Москве Артистический кружок - общественно-художественная организация (1865-1883), созданная по инициативе А.Н.Островского, Н.Г.Рубинштейна, В.Ф.Одоевского; первый народный театр на Политехнической выставке (1872).
Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России. В 60-е годы они действовали более чем в 100 городах. В это время открылись театры в Орле, Рязани, Костроме, Смоленске, Саратове, Пензе и др. Появился новый зритель из среды разночинской интеллигенции. Театр становился культурным центром провинции.
С усилением острых проблем в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме.
Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрывно связано с именем А.Н.Островского (1823-1886), который считал театр "признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи". Драматургия Островского - замечательное явление национальной художественной культуры. С постановки пьесы "Не в свои сани не садись" в 1852 г. на сцене Малого театра произведения Островского заняли ведущее место в его репертуаре. На драматургии Островского воспитывались многие талантливые русские актеры (П.М.Садовский, Н.Х.Рыбаков, П.А.Стрепетова, А.Е.Мартынов, Н.А.Никулина и др.).
Музыкальная культура этого времени также отличалась некоторыми новыми чертами. В 1859 г. по инициативе А.Г.Рубинштейна (1829-1894) было организовано Русское музыкальное общество "для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов". Общество устраивало симфонические и камерные концерты. В Петербурге А.Г.Рубинштейном (1862), а затем в Москве Н.Г.Рубинштейном (1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России. В Петербурге в 60-е годы композитором М.А.Балакиревым и преподавателем пения Г.Я.Ломакиным была открыта бесплатная музыкальная школа, существовавшая до 1917 г. Она ставила задачи - распространения музыкальных знаний, пропаганды сочинений Глинки, Даргомыжского, композиторов "могучей кучки", произведений зарубежных композиторов (Л.Бетховена, Листа, Г.Берлиоза и др.).
Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторе "могучая кучка" [М.А.Балакирев (1836/37-1910), М.П.Мусоргский (1839-1881), Ц.А.Кюи (1835-1918), А.П.Бородин (1833-87), Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В.В.Стасов (1824-1906). Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием идей 60-70-х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов "могучей кучки" было стремление передать в музыке "правду жизни", национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной темы ("Борис Годунов", "Хованщина" М.П.Мусоргского).
Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П.И.Чайковского (1840-1893). Он - один из величайших композиторов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица"; оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама"; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл "Времена года" и т.д.). Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия. Наряду с лирическим жизнеутверждающим началом музыке Чайковского присущи черты трагедийности, особенно сильные в последних его произведениях.
Реальная жизнь и ее проблемы ставили новые задачи и перед изобразительным искусством, в частности перед живописью. Одна из статей "Современника" (1859) призывала художников "вдохновляться историей и движением современного общества".
1880-е годы в истории русского классического романа не оставили что-либо значительного. Яркие, непревзойденные произведения были созданы в предшествующий период ("Отцы и дети" Тургенева; "Война и мир", "Анна Каренина" Толстого; "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы" Достоевского; "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина; "Обрыв" Гончарова и др.). Но ушли из жизни крупнейшие русские писатели - Достоевский, Тургенев, Островский. Мировоззренческий кризис Л.Толстого отразился на его творчестве, изменились условия общественной жизни. Наступил период, когда "почва действительности" оказалась неблагоприятной для создания больших произведений. Писатели, пришедшие в литературу в конце 70-х - начале 80-х годов (В.М.Гаршин, В.Г.Короленко и др.), были авторами произведений малых форм (рассказ, новелла, небольшая повесть).
В 1880 г. в литературу приходит А.П.Чехов (1860-1904). В журнале "Стрекоза" был опубликован его первый рассказ "Письмо ученому соседу". В творчестве Чехова, особенно в ранний период, отразилась идейная атмосфера, порожденная эпохой 80-х годов. Он писал о "хмурой точке" жизни, пошлости и мещанстве, захлестнувших обывателя, рисовал широкую картину жизни различных слоев русского общества рубежа столетий, по сути своей остро критическую.
Писатель восставал против мира пошлости, мечтал о светлой жизни и прекрасной человеческой личности. Л.Толстой сказал о Чехове: "Это был несравненный художник... художник жизни... и достоинство его творчества то, что оно понятно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще".