Западная культура второй половины ХХ века. Массовая культура




Общее положение западного мира второй половины ХХ века определялось главным образом итогами Второй миро­вой войны. Хотя в этой войне было много победителей, одна­ко единственным из них, кто действительно выиграл от вой­ны, были США. Значительно меньший, но все-таки выигрыш имела Англия. Положение остальных победителей - Франции и особенно Советского Союза - мало чем отличалось от побе­жденных.

Поэтомy в сложившейся ситуации на ведущие позиции в мировой истории выходят США. Они оказались самой силь­ной и мощной во всех отношениях державой. К тому же после войны (до конца 40-х годов) только они обладали атомной бом6ой. В силу этого послевоенное восстановление и эволю­ция западного и отчасти всего остального мира шла под кон­тролем США.

Фактором, сдерживавшим лидерские и зкспансионистские устремления США, выступал СССР, возглавлявший социалистическую систему. Возникшая в результате распада мира на две системы - капиталистическую и социалистическую - "холодная война" также существенно влияла на мировое раз­витие. Однако последовавший в 1991 г. распад СССР и исчез­новение мировой социалистической системы еще больше ук­репили современное положение США как ведущей мировой державы.

В эволюции западного мира во второй половине ХХ века происходят глубокие и важные изменения. Главный их источ­ник - научно-техническая революция, начавшаяся с середины века. Научные открытия и достижения привели сначала к тех­нической, а затем к технологической революции, что вызвало коренные изменения и в производстве, и во всем обществе.

Прежде всего, произошел переход от индустриальной к по­стиндустриальной цивилизации. В результате "деиндустриали­зации" многие традиционные отрасли промышленности - угледобыча, машиностроение и др. - в той или иной степени уступили место высоким и тонким технологиям. Благодаря этому резко возросла эффективность производства, что позво­лило сделать его массовым, то есть способным удовлетворить материальные потребности подавляющего большинства членов общества.

Само общество при этом становится постиндустриальным и массовым. Таковым его делает как массовое потребление, так и новейшие средства массовой информации, включающие телевидение, компьютерные системы, спутниковую связь, ра­дио, прессу. Эти средства позволяют очень быстро сделать лю­бую информацию достоянием всех людей. Все это соединяет и объединяет людей, хотя и стирает различие между ними, ниве­лируя их личности.

Значительные изменения происходят и в культуре. Она начинает существовать как бы в трех измерениях, распадаясь на три основные составляющие: гуманитарную традиционную, научно – техническую интеллектуальную и массовую. Влияние традиционной гуманитарной культуры в целом падает, но она продолжает развиваться. В искусстве ее в основном представляет реализм и неореализм (итальянское кино – реж. Р.Росселини, Л. Висконти). Научно – техническая культура второй половины ХХ века достигает грандиозных успехов, становится главным фактором общественного развития. К научно – технической интеллектуальной культуре относится неомодернизм, который связан с новейшей техникой и технологией, число новых течений неомодернизма неуклонно возрастает.

В целом гуманитарная традиционная, научно – техническая интеллектуальная культуры является таковой для ограниченной части общества. Обе они составляют то, что иногда называют "высокой" или "элитарной" культурой. Ее существование ста­новится все болеё сложным и проблематичным.

В отличие от традиционной гумани­тарной и интеллектуальной, массовая культура становится во второй половине ХХ века господ­ствующей. Она представляет co6oй совершенно новое явле­ние, порождаемое индустриальной и постиндустриальной ци­вилизацией. В прошлом ее аналогом отчасти могут выступать массовые действа и зрелища Древнего Рима, особенно бои гладиаторов. В еще меньшей степени к ее примерам можно отнести мистерии средневековой культуры. Однако во всеобъ­емлющем своем виде массовая культура сформировалась и утвердилась лишь в ХХ столетии. Ее родиной стали США. Американский социолог З. Бжезинский по этомy поводу от­мечает: "Если Рим дал миру право, Англия - парламент, а Франция - культуру и национальную республику, то совре­менные Соединенные Штаты Америки дали миру научно­ - технический прогресс и массовую культуру".

Появление массовой культуры именно в США нельзя счи­тать случайностью. Данная страна имеет довольно короткую историю существования: всего два столетия. Складывающаяся американская нация фактически обрубала корни, связывав­шие каждый исходный ее элемент с культурой его историче­ской родины, и не пустила корни в культуру коренныx амери­канских народов - индейцев.

В силу этого Америка оказалась в значительной мере ли­шенной исторического и культурного прошлого: в нем отсут­ствуют огромные эпохи - древность и Средневековье. В данных условиях традиционная гуманитарная культура не получила должного развития. В ней нет длительных, устойчи­вых и солидных традиций и школ. В философии США смогли создать весьма скромное в философском плане течение – прагматизм. И именно эта философия, ставшая по сути идеологией, определяет своеобразие американского менталитета. Она со­ставляет основу морали, в которой высшей ценностью и це­лью выступает личный успех, оправдывающий любые средства и пути к нему. Американская религиозность, которая нередко всячески подчеркивается, во многом является внешней. В ней нет достаточной глубины и искренности. Видимо, поэтому американские храмы легко превращаются в дискотеки. При­мерно такое же положение наблюдается в искусстве. США не успели создать настоящее классическое искусство. Исключе­нием в этой области является литература, которая по своему художественному уровню не уступает европейской.

Сказанное отчасти относится и к научно-технической, интеллектуальной культуре. 3десь CIIIA добились грандиозных и впечатляющих успехов и достижений. Однако и в этой облас­ти сказалось влияние прагматизма, а также отсутствие собст­венных традиций и предпосылок. США ставили перед собой в первую очередь достижение первенства и превосходства в эко­номике и политике.

Наука при этом рассматривалась прагматически и инстру­ментально, в качестве одного из главных средств для достиже­ния поставленных целей. Ради этого Америка активно исполь­зовала научный потенциал других стран, породив особое явление - "утечку мозгов". В частности, в развитии физики и математики значительную роль сыграли ученые, эмигрировав­шие из Германии и других стран, включая таких, как А. Эйнштейн. Одним из создателей современного телевидения стал изобретатель В. К. Зворыкин - выходец из России. Другой вы­ходец из России - авиаконструктор И. И. Сикорский - явился создателем современных вертолетов и самолетов.

В США не сложился собственный модернизм и авангард в искусстве. Американский авангард в архитектуре возник и су­ществовал во многом благодаря архитекторам - эмигрантам из европейских стран, особенно из Германии.

Возникшие в послевоенное время течение неомодернизма и неоавангарда (поп-арт, фотореализм и др.) были ближе к массовой культуре, чем к модернизму. Даже американское ки­но обязано своей мировой славой не только и не столько сво­им режиссерам, сколько иностранным постановщикам, кото­рых Голливуд завлекает фантастическими гoнорарами.

В целом можно сказать, что США с самого начала развива­лись главным образам как индустриальная цивилизация, а не культура. В этом плане они ближе к Древнему Риму, достижения которого находились по преимуществу в рамках цивили­зации, чем к Древней Греции, которая прославилась своей культурой. Появление и быстрый успех массовой культуры были также обусловлены некоторыми другими особенностями развития США.

В Европе высокая культура изначально находилась на при­вилегированном положении. Они имела поддержку со сторо­ны государства и общества, была централизована и представ­ляла собой довольно стройную систему. Ее основу составляла государственная система образования, куда входили универси­теты и другие учебные заведения.

Что касается народной, массовой культуры, включавшей в себя народные развлечения, игры, искусство жонглеров и ми­мов, то ее развитие было пущено на самотек. Она в известной мере противопоставляла себя культуре официальной, высокой, находящейся под контролем государства и Церкви.

В США все было наоборот. Здесь высокая культура была предоставлена сама себе, ока имела слабую поддержку со сто­роны государства, в ней отсутствовала какая-либо система и централизация. В образовании преобладали частные колледжи и университеты. В то же время массовая культура с самого начала находилась под государственным контролем, она имела солидную поддержку со стороны государства и должна была выражать идеалы и ценности официальной идеологии и поли­тики.

Возникновение массовой культуры было подготовлено всем ходом развития западноевропейской цивилизации и культуры. Первой важной вехой на этом пути было книгопечатание (XV век), изобретателем которого стал И. Гуттенберг. Оно оз­начало настоящий переворот в культуре и цивилизации и по­ложило начало образованию того, что канадский социолог М. Маклюэн назвал "галактикой Гуттенберга". Примечатель­но, что в течение целых столетий, до появления массовой культуры, книгопечатание выступало средством распростране­ния высокой культуры - сначала Библии, а затем литературы. В XVII веке появляются газеты и журналы - еще один важ­ный элемент массовой информации.

Переломным временем становится конец XIX - начало ХХ веков. Можно сказать, что начиная с XIX века индустриальная цивилизация создает свою собственнyю культуру, которая все больше теснит традиционную, гуманитарную. Во второй поло­вине XIX века была изобретена фотография - сначала черно­ - белая, а затем цветная - которая поставила под сомнение существование живописи. В конце века одновременно (1895) появляются радио и кинематограф, поставившие под вопрос существование театра.

В том же XIX веке изобретаются телефон и телеграф, со­ставившие важнyю часть современной системы связи. В 30-е годы ХХ века возникает телевидение, объединившее в себе все прежние способы коммуникации и означавшее глyбо­кий переворот в цивилизации и культуре. По мнению исследователей, появление телевидения означало конец преж­ней "цивилизации письменности", или "галактики Гуттен­берга", уступившей место новой, электронной и телевизиокнной цивилизации, объединяющей все человечество в единую "глобальнyю деревню". К середине ХХ века формирование современной системы средств массовой информации и ком­муникации завершается, а вместе с ней все необходимое цдля возникновения массовой культуры.

Сам ход научно-технического прогресса с необходимостью вел к созданию массовой культуры, которая могла появиться в любой западной стране. Раньше и быстрее всех это сделали США. Будучи не слишком отягощенной историческим и куль­турным прошлым, Америка оказалась наиболее восприимчи­вой к культурным возможностям научно-технического про­гресса.

Именно в США индустриальная цивилизация впервые по­родила особую "культурную индустрию", которая создала мас­совую культуру, ставящую под вопрос существование традици­онной гуманитарной, высокой культуры. Поэтому не без основания считается, что массовая культура представляет со­бой типично американский путь развития, существенно отли­чающийся от истории культурного развития других стран.

Его своеобразие проявляется в том, что американская сис­тема образования отдает заметное предпочтение изучению массовой и популярной культуры - научной фантастике, кино, рок- и поп-мyзыке, спортивным играм, включая футбол. Правда, в последнее время США активно осуществляют про­грамму "гуманитаризации образования", в соответствии с ко­торой отказываются от узкой специализации и уделяют гораз­до больше внимания изучению традиционной гуманитарной, высокой культуры.

Массовая культура явилась следствием создания системы средств массовой коммуникации, появления новых способов производства, распространения и потребления культуры. Од­нако массовая коммуникация, составляя необходимое условие существования массовой культуры, не исчерпывает ее внут­ренней природы. Последняя определяется свойствами и каче­ством, которые должны соответствовать вкусам массового по­требителя - зрителя, читателя, слушателя. По своему способу существования массовой может быть и высокая культура. Од­нако она таковой не является, поскольку ее качество не соот­ветствует вкусам широкой публики, она для них оказывается недоступным.

Уровень и качество массовой культуры, как правило, явля­ются низкими и, как исключение, средними. В этом плане она отличается от народной культуры. Уровень и вкус последней также могут быть невысокими, однако это компенсируется неподдельной искренностью, подкупающей наивностью, жиз­ненным смыслом. Она создается самим народом, имеет глубо­кие корни и традиции, выражает характер народа, его мечты и чаяния, народнyю мудрость. В народном искусстве часто создаются подлинные шедевры. Многие его произведения живут веками. До последнего времени многие профессиональные художники черпали свое вдохновение в народном творчестве.

Массовая культура создается не народом, но для народа. Ее создают профессионалы, которые выступают не столько как художники, сколько как ремесленники. Их "творения" часто называют "китчем'; под которым имеется в виду яркая, но безвкусная массовая продукция, а также всевозможные под­делки под уникальные вещи.

Массовая культура паразитирует на народной и высокой культуре. Она эксплуатирует жанры, сюжеты и темы народной культуры. То же самое она делает с высокой культурой. В качестве примеров можно указать на то, как "Пигмалион" Б. Шoy превратился в "Мою прекрасную леди", а "Ночи Кабирии" Ф. Феллини - в фильм "Милая Чарити".

Массовая культура близка к популярной, хотя и не совпада­ет с ней. Гlоследняя включает в себя лучшие достижения мас­совой культуры, а также часть высокой, получившей широкий успех у публики.

Гораздо ближе массовая культура находится к рекламе. Обе они неразрывно связаны с коммерцией и коммерческим успе­хом. У них много общих черт: простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребителю, склонность к гиперболам и преувеличениям. Обе они двигаются в русле еди­ной тенденции. Массовая культура сближается с рекламой, а реклама теснит высокую культуру.

Основными видами и формами, в которых существует мас­совая культура, являются комиксы, иллюстрированные, рек­ламные и информационные журналы, видеозаписи, видеокли­пы, видеоигры, книги в мягкой обложке. Некоторые из них, особенно видеозаписи и книги, могли бы открыть широкий доступ массового зрителя к высокой культуре, к классике ми­рового искусства. Отчасти они это делают, но лишь в самой малой степени. В целом же они выступают: способами распро­странения продуктов массовой культуры, культурной индустрии.

В своей борьбе за потребителя массовая_ культура вырабо­тала весьма эффективные способы. В литературе таковым вы­ступает система бестселлеров с тиражами более 10 млн. экз.

. В кино и м.узыке использует­ся «система звезд». Наиболее известными среди них являются Мэрилин Монро - секс-символ Америки, Фрэнк Синатра, Сильвестр Сталлоне, Элвис Пресли, Баб Дилан и т.д..

Основными жанрами массовой культуры и массовога ис­кусства являются детектив, вестерн, мелодрама, фантастика, секс, эротика, порнография, мюзикл, мистика, ужасы, сата­низм, катастрофы, гангстеризм и т. д.

Главное назначение массовой культуры состоит в раз­влечении, удовольствии и наслаждении, вызвать психологиче­ское напряжение и острые ощущения, удовлетворить интерес к невероятному, таинственному, необычномy, экстравагантно­му, фантастическому, шокирующему, устрашающему, загадоч­ному.

Массовая культура обеспечивает проведение досуга, высту­пающего как свободное время, которое надо чем-то запол­нить, как-то "убить". И оно действительно оказывается "уби­тым", поскольку духовная и практическая польза от такого времяпровождения очень мала. Тем не менее такой досуг не является совершенно пустым.

Эволюция массовой культуры претерпела существенные из­менения. В 50 - 60-е гг. она подвергалась суровой критике. Ей предъявлялись серьезные обвинения: подавление и стандартизация личности, усреднение индивидуальности, манипуляция общественным сознанием, девальвация исторических, куль­турных и художественных ценностей, примитивизация вкусов, размывание границ между высоким и низким, подлинным и мнимым, священным и обыденным и т. д.

Английский писатель О. Хаксли в романе-антиутопии "О дивный, новый мир" предсказывал гибель европейской культуры под нашествием массовой культуры. Непримиримую позицию по отношению к ней занял немецкий философ Т. Адорно, выдвинувший понятие "культурная индустрия". Свои надежды на успешное противостояние массовой культу­ре он возлагал на авангард.

В 70-е годы ситуация меняется и прежняя критика уступает место положительным оценкам и даже восхвалению массовой культуры. Правда, это было характерно главным образом для США. Американский социолог Д. Белл относил к заслугам массовой культуры то, что она устанавливает социальную гар­монию, превращает американское общество в единое целое. В 80-е годы положительный взгляд на массовую культуру начи­нает преобладать во всех европейских странах, включая ЮКЕСКО, и эта ситуация сохраняется в наши дни.

Такое положение в целом представляется вполне законо­мерным и естественным. Дело в том, что проявление и утвер­ждение массовой культуры было обусловлено не только ходом научно-технического прогресса, но и уровнем культурного развития большинства людей. Массовая культура вполне отве­чает вкусам и запросам большинства людей.

Думается, что гуманисты Возрождения, философы Про­свещения и марксисты несколько заблуждались в своих взгля­дах на человека, завышая его потребности и возможности. Им казалось, что стоит только сделать человека свободным и соз­дать для него нормальные условия существования, как он тут же направит все свои усилия на постижение высокой духов­ной культуры и свое самосовершенствование. Исторический опыт во многом развеял эти иллюзии. Церковь в этом плане придерживается более трезвого взгляда на человека, считая его по своей природе слабым и греховным, но оставляя ему воз­можность через веру и покаяние спасти свою душу.

Массовая культура еще больше занижает духовный потенциал человека, считая, что надо отказаться от попыток его переделать, что следует оставить его в покое, оставить таким, какой он есть. При этом она, как и прежний гуманизм, также впадает в крайность, объявляя обычного, массового человека безнадежным, не способным на восприятие и освоение высо­ких духовных ценностей.

В соревновании с высокой культурой за массового челове­ка она одерживает верх. Это еще раз указывает на то, что мас­совая культура представляет собой нормальное и естественное явление. Пока будут массы - будет и массовая культура. По­этому все попытки отвергнуть, запретить или преодолеть мас­совую культуру являются нереальными. Однако это не означа­ет полное смирение с ней: попытки изменить и улучшить ее остаются вполне возможными и реальными.

К такому пониманию проблемы склоняется все большее число представителей высокой культуры, сторонников модер­низма и авангарда. Они отказываются от прежнего противо­стояния с массовой культурой и идут ей навстречу, надеясь своим участием в ней улучшить ее качество. К этому их побуждает желание как творческого, так и финансового успеха, поскольку в наши дни модернизм исчерпал себя как меновая стоимость, как товар. Из этого движения к компромиссу воз­никла культура постмодернизма. Оптимисты полагают, что высокая культура опускается вниз, в массовую культуру, чтобы поднять ее на более высокий уровень. Пессимисты считают, что высокая культура опустится в массовую и растворится в ней, перестанет существовать. Будущее покажет, кто прав.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: