Общее положение западного мира второй половины ХХ века определялось главным образом итогами Второй мировой войны. Хотя в этой войне было много победителей, однако единственным из них, кто действительно выиграл от войны, были США. Значительно меньший, но все-таки выигрыш имела Англия. Положение остальных победителей - Франции и особенно Советского Союза - мало чем отличалось от побежденных.
Поэтомy в сложившейся ситуации на ведущие позиции в мировой истории выходят США. Они оказались самой сильной и мощной во всех отношениях державой. К тому же после войны (до конца 40-х годов) только они обладали атомной бом6ой. В силу этого послевоенное восстановление и эволюция западного и отчасти всего остального мира шла под контролем США.
Фактором, сдерживавшим лидерские и зкспансионистские устремления США, выступал СССР, возглавлявший социалистическую систему. Возникшая в результате распада мира на две системы - капиталистическую и социалистическую - "холодная война" также существенно влияла на мировое развитие. Однако последовавший в 1991 г. распад СССР и исчезновение мировой социалистической системы еще больше укрепили современное положение США как ведущей мировой державы.
В эволюции западного мира во второй половине ХХ века происходят глубокие и важные изменения. Главный их источник - научно-техническая революция, начавшаяся с середины века. Научные открытия и достижения привели сначала к технической, а затем к технологической революции, что вызвало коренные изменения и в производстве, и во всем обществе.
Прежде всего, произошел переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. В результате "деиндустриализации" многие традиционные отрасли промышленности - угледобыча, машиностроение и др. - в той или иной степени уступили место высоким и тонким технологиям. Благодаря этому резко возросла эффективность производства, что позволило сделать его массовым, то есть способным удовлетворить материальные потребности подавляющего большинства членов общества.
Само общество при этом становится постиндустриальным и массовым. Таковым его делает как массовое потребление, так и новейшие средства массовой информации, включающие телевидение, компьютерные системы, спутниковую связь, радио, прессу. Эти средства позволяют очень быстро сделать любую информацию достоянием всех людей. Все это соединяет и объединяет людей, хотя и стирает различие между ними, нивелируя их личности.
Значительные изменения происходят и в культуре. Она начинает существовать как бы в трех измерениях, распадаясь на три основные составляющие: гуманитарную традиционную, научно – техническую интеллектуальную и массовую. Влияние традиционной гуманитарной культуры в целом падает, но она продолжает развиваться. В искусстве ее в основном представляет реализм и неореализм (итальянское кино – реж. Р.Росселини, Л. Висконти). Научно – техническая культура второй половины ХХ века достигает грандиозных успехов, становится главным фактором общественного развития. К научно – технической интеллектуальной культуре относится неомодернизм, который связан с новейшей техникой и технологией, число новых течений неомодернизма неуклонно возрастает.
В целом гуманитарная традиционная, научно – техническая интеллектуальная культуры является таковой для ограниченной части общества. Обе они составляют то, что иногда называют "высокой" или "элитарной" культурой. Ее существование становится все болеё сложным и проблематичным.
В отличие от традиционной гуманитарной и интеллектуальной, массовая культура становится во второй половине ХХ века господствующей. Она представляет co6oй совершенно новое явление, порождаемое индустриальной и постиндустриальной цивилизацией. В прошлом ее аналогом отчасти могут выступать массовые действа и зрелища Древнего Рима, особенно бои гладиаторов. В еще меньшей степени к ее примерам можно отнести мистерии средневековой культуры. Однако во всеобъемлющем своем виде массовая культура сформировалась и утвердилась лишь в ХХ столетии. Ее родиной стали США. Американский социолог З. Бжезинский по этомy поводу отмечает: "Если Рим дал миру право, Англия - парламент, а Франция - культуру и национальную республику, то современные Соединенные Штаты Америки дали миру научно - технический прогресс и массовую культуру".
Появление массовой культуры именно в США нельзя считать случайностью. Данная страна имеет довольно короткую историю существования: всего два столетия. Складывающаяся американская нация фактически обрубала корни, связывавшие каждый исходный ее элемент с культурой его исторической родины, и не пустила корни в культуру коренныx американских народов - индейцев.
В силу этого Америка оказалась в значительной мере лишенной исторического и культурного прошлого: в нем отсутствуют огромные эпохи - древность и Средневековье. В данных условиях традиционная гуманитарная культура не получила должного развития. В ней нет длительных, устойчивых и солидных традиций и школ. В философии США смогли создать весьма скромное в философском плане течение – прагматизм. И именно эта философия, ставшая по сути идеологией, определяет своеобразие американского менталитета. Она составляет основу морали, в которой высшей ценностью и целью выступает личный успех, оправдывающий любые средства и пути к нему. Американская религиозность, которая нередко всячески подчеркивается, во многом является внешней. В ней нет достаточной глубины и искренности. Видимо, поэтому американские храмы легко превращаются в дискотеки. Примерно такое же положение наблюдается в искусстве. США не успели создать настоящее классическое искусство. Исключением в этой области является литература, которая по своему художественному уровню не уступает европейской.
Сказанное отчасти относится и к научно-технической, интеллектуальной культуре. 3десь CIIIA добились грандиозных и впечатляющих успехов и достижений. Однако и в этой области сказалось влияние прагматизма, а также отсутствие собственных традиций и предпосылок. США ставили перед собой в первую очередь достижение первенства и превосходства в экономике и политике.
Наука при этом рассматривалась прагматически и инструментально, в качестве одного из главных средств для достижения поставленных целей. Ради этого Америка активно использовала научный потенциал других стран, породив особое явление - "утечку мозгов". В частности, в развитии физики и математики значительную роль сыграли ученые, эмигрировавшие из Германии и других стран, включая таких, как А. Эйнштейн. Одним из создателей современного телевидения стал изобретатель В. К. Зворыкин - выходец из России. Другой выходец из России - авиаконструктор И. И. Сикорский - явился создателем современных вертолетов и самолетов.
В США не сложился собственный модернизм и авангард в искусстве. Американский авангард в архитектуре возник и существовал во многом благодаря архитекторам - эмигрантам из европейских стран, особенно из Германии.
Возникшие в послевоенное время течение неомодернизма и неоавангарда (поп-арт, фотореализм и др.) были ближе к массовой культуре, чем к модернизму. Даже американское кино обязано своей мировой славой не только и не столько своим режиссерам, сколько иностранным постановщикам, которых Голливуд завлекает фантастическими гoнорарами.
В целом можно сказать, что США с самого начала развивались главным образам как индустриальная цивилизация, а не культура. В этом плане они ближе к Древнему Риму, достижения которого находились по преимуществу в рамках цивилизации, чем к Древней Греции, которая прославилась своей культурой. Появление и быстрый успех массовой культуры были также обусловлены некоторыми другими особенностями развития США.
В Европе высокая культура изначально находилась на привилегированном положении. Они имела поддержку со стороны государства и общества, была централизована и представляла собой довольно стройную систему. Ее основу составляла государственная система образования, куда входили университеты и другие учебные заведения.
Что касается народной, массовой культуры, включавшей в себя народные развлечения, игры, искусство жонглеров и мимов, то ее развитие было пущено на самотек. Она в известной мере противопоставляла себя культуре официальной, высокой, находящейся под контролем государства и Церкви.
В США все было наоборот. Здесь высокая культура была предоставлена сама себе, ока имела слабую поддержку со стороны государства, в ней отсутствовала какая-либо система и централизация. В образовании преобладали частные колледжи и университеты. В то же время массовая культура с самого начала находилась под государственным контролем, она имела солидную поддержку со стороны государства и должна была выражать идеалы и ценности официальной идеологии и политики.
Возникновение массовой культуры было подготовлено всем ходом развития западноевропейской цивилизации и культуры. Первой важной вехой на этом пути было книгопечатание (XV век), изобретателем которого стал И. Гуттенберг. Оно означало настоящий переворот в культуре и цивилизации и положило начало образованию того, что канадский социолог М. Маклюэн назвал "галактикой Гуттенберга". Примечательно, что в течение целых столетий, до появления массовой культуры, книгопечатание выступало средством распространения высокой культуры - сначала Библии, а затем литературы. В XVII веке появляются газеты и журналы - еще один важный элемент массовой информации.
Переломным временем становится конец XIX - начало ХХ веков. Можно сказать, что начиная с XIX века индустриальная цивилизация создает свою собственнyю культуру, которая все больше теснит традиционную, гуманитарную. Во второй половине XIX века была изобретена фотография - сначала черно - белая, а затем цветная - которая поставила под сомнение существование живописи. В конце века одновременно (1895) появляются радио и кинематограф, поставившие под вопрос существование театра.
В том же XIX веке изобретаются телефон и телеграф, составившие важнyю часть современной системы связи. В 30-е годы ХХ века возникает телевидение, объединившее в себе все прежние способы коммуникации и означавшее глyбокий переворот в цивилизации и культуре. По мнению исследователей, появление телевидения означало конец прежней "цивилизации письменности", или "галактики Гуттенберга", уступившей место новой, электронной и телевизиокнной цивилизации, объединяющей все человечество в единую "глобальнyю деревню". К середине ХХ века формирование современной системы средств массовой информации и коммуникации завершается, а вместе с ней все необходимое цдля возникновения массовой культуры.
Сам ход научно-технического прогресса с необходимостью вел к созданию массовой культуры, которая могла появиться в любой западной стране. Раньше и быстрее всех это сделали США. Будучи не слишком отягощенной историческим и культурным прошлым, Америка оказалась наиболее восприимчивой к культурным возможностям научно-технического прогресса.
Именно в США индустриальная цивилизация впервые породила особую "культурную индустрию", которая создала массовую культуру, ставящую под вопрос существование традиционной гуманитарной, высокой культуры. Поэтому не без основания считается, что массовая культура представляет собой типично американский путь развития, существенно отличающийся от истории культурного развития других стран.
Его своеобразие проявляется в том, что американская система образования отдает заметное предпочтение изучению массовой и популярной культуры - научной фантастике, кино, рок- и поп-мyзыке, спортивным играм, включая футбол. Правда, в последнее время США активно осуществляют программу "гуманитаризации образования", в соответствии с которой отказываются от узкой специализации и уделяют гораздо больше внимания изучению традиционной гуманитарной, высокой культуры.
Массовая культура явилась следствием создания системы средств массовой коммуникации, появления новых способов производства, распространения и потребления культуры. Однако массовая коммуникация, составляя необходимое условие существования массовой культуры, не исчерпывает ее внутренней природы. Последняя определяется свойствами и качеством, которые должны соответствовать вкусам массового потребителя - зрителя, читателя, слушателя. По своему способу существования массовой может быть и высокая культура. Однако она таковой не является, поскольку ее качество не соответствует вкусам широкой публики, она для них оказывается недоступным.
Уровень и качество массовой культуры, как правило, являются низкими и, как исключение, средними. В этом плане она отличается от народной культуры. Уровень и вкус последней также могут быть невысокими, однако это компенсируется неподдельной искренностью, подкупающей наивностью, жизненным смыслом. Она создается самим народом, имеет глубокие корни и традиции, выражает характер народа, его мечты и чаяния, народнyю мудрость. В народном искусстве часто создаются подлинные шедевры. Многие его произведения живут веками. До последнего времени многие профессиональные художники черпали свое вдохновение в народном творчестве.
Массовая культура создается не народом, но для народа. Ее создают профессионалы, которые выступают не столько как художники, сколько как ремесленники. Их "творения" часто называют "китчем'; под которым имеется в виду яркая, но безвкусная массовая продукция, а также всевозможные подделки под уникальные вещи.
Массовая культура паразитирует на народной и высокой культуре. Она эксплуатирует жанры, сюжеты и темы народной культуры. То же самое она делает с высокой культурой. В качестве примеров можно указать на то, как "Пигмалион" Б. Шoy превратился в "Мою прекрасную леди", а "Ночи Кабирии" Ф. Феллини - в фильм "Милая Чарити".
Массовая культура близка к популярной, хотя и не совпадает с ней. Гlоследняя включает в себя лучшие достижения массовой культуры, а также часть высокой, получившей широкий успех у публики.
Гораздо ближе массовая культура находится к рекламе. Обе они неразрывно связаны с коммерцией и коммерческим успехом. У них много общих черт: простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребителю, склонность к гиперболам и преувеличениям. Обе они двигаются в русле единой тенденции. Массовая культура сближается с рекламой, а реклама теснит высокую культуру.
Основными видами и формами, в которых существует массовая культура, являются комиксы, иллюстрированные, рекламные и информационные журналы, видеозаписи, видеоклипы, видеоигры, книги в мягкой обложке. Некоторые из них, особенно видеозаписи и книги, могли бы открыть широкий доступ массового зрителя к высокой культуре, к классике мирового искусства. Отчасти они это делают, но лишь в самой малой степени. В целом же они выступают: способами распространения продуктов массовой культуры, культурной индустрии.
В своей борьбе за потребителя массовая_ культура выработала весьма эффективные способы. В литературе таковым выступает система бестселлеров с тиражами более 10 млн. экз.
. В кино и м.узыке используется «система звезд». Наиболее известными среди них являются Мэрилин Монро - секс-символ Америки, Фрэнк Синатра, Сильвестр Сталлоне, Элвис Пресли, Баб Дилан и т.д..
Основными жанрами массовой культуры и массовога искусства являются детектив, вестерн, мелодрама, фантастика, секс, эротика, порнография, мюзикл, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы, гангстеризм и т. д.
Главное назначение массовой культуры состоит в развлечении, удовольствии и наслаждении, вызвать психологическое напряжение и острые ощущения, удовлетворить интерес к невероятному, таинственному, необычномy, экстравагантному, фантастическому, шокирующему, устрашающему, загадочному.
Массовая культура обеспечивает проведение досуга, выступающего как свободное время, которое надо чем-то заполнить, как-то "убить". И оно действительно оказывается "убитым", поскольку духовная и практическая польза от такого времяпровождения очень мала. Тем не менее такой досуг не является совершенно пустым.
Эволюция массовой культуры претерпела существенные изменения. В 50 - 60-е гг. она подвергалась суровой критике. Ей предъявлялись серьезные обвинения: подавление и стандартизация личности, усреднение индивидуальности, манипуляция общественным сознанием, девальвация исторических, культурных и художественных ценностей, примитивизация вкусов, размывание границ между высоким и низким, подлинным и мнимым, священным и обыденным и т. д.
Английский писатель О. Хаксли в романе-антиутопии "О дивный, новый мир" предсказывал гибель европейской культуры под нашествием массовой культуры. Непримиримую позицию по отношению к ней занял немецкий философ Т. Адорно, выдвинувший понятие "культурная индустрия". Свои надежды на успешное противостояние массовой культуре он возлагал на авангард.
В 70-е годы ситуация меняется и прежняя критика уступает место положительным оценкам и даже восхвалению массовой культуры. Правда, это было характерно главным образом для США. Американский социолог Д. Белл относил к заслугам массовой культуры то, что она устанавливает социальную гармонию, превращает американское общество в единое целое. В 80-е годы положительный взгляд на массовую культуру начинает преобладать во всех европейских странах, включая ЮКЕСКО, и эта ситуация сохраняется в наши дни.
Такое положение в целом представляется вполне закономерным и естественным. Дело в том, что проявление и утверждение массовой культуры было обусловлено не только ходом научно-технического прогресса, но и уровнем культурного развития большинства людей. Массовая культура вполне отвечает вкусам и запросам большинства людей.
Думается, что гуманисты Возрождения, философы Просвещения и марксисты несколько заблуждались в своих взглядах на человека, завышая его потребности и возможности. Им казалось, что стоит только сделать человека свободным и создать для него нормальные условия существования, как он тут же направит все свои усилия на постижение высокой духовной культуры и свое самосовершенствование. Исторический опыт во многом развеял эти иллюзии. Церковь в этом плане придерживается более трезвого взгляда на человека, считая его по своей природе слабым и греховным, но оставляя ему возможность через веру и покаяние спасти свою душу.
Массовая культура еще больше занижает духовный потенциал человека, считая, что надо отказаться от попыток его переделать, что следует оставить его в покое, оставить таким, какой он есть. При этом она, как и прежний гуманизм, также впадает в крайность, объявляя обычного, массового человека безнадежным, не способным на восприятие и освоение высоких духовных ценностей.
В соревновании с высокой культурой за массового человека она одерживает верх. Это еще раз указывает на то, что массовая культура представляет собой нормальное и естественное явление. Пока будут массы - будет и массовая культура. Поэтому все попытки отвергнуть, запретить или преодолеть массовую культуру являются нереальными. Однако это не означает полное смирение с ней: попытки изменить и улучшить ее остаются вполне возможными и реальными.
К такому пониманию проблемы склоняется все большее число представителей высокой культуры, сторонников модернизма и авангарда. Они отказываются от прежнего противостояния с массовой культурой и идут ей навстречу, надеясь своим участием в ней улучшить ее качество. К этому их побуждает желание как творческого, так и финансового успеха, поскольку в наши дни модернизм исчерпал себя как меновая стоимость, как товар. Из этого движения к компромиссу возникла культура постмодернизма. Оптимисты полагают, что высокая культура опускается вниз, в массовую культуру, чтобы поднять ее на более высокий уровень. Пессимисты считают, что высокая культура опустится в массовую и растворится в ней, перестанет существовать. Будущее покажет, кто прав.