Прочитайте сказку «О царевиче Хлоре», написанную Екатериной Великой для своих внуков и дайте оценку ее воспитательного значения.




Семинарское занятие № 6

 

Школа и педагогическая мысль в России в XVIII-XIX в.

Цель семинарского занятия:

рассмотреть особенности развития образования в России в XVIII-XIX в.; проанализировать передовые педагогические взгляды того времени; ознакомиться с жизнью и деятельностью известных отечественных деятелей, внесших вклад в развитие образования молодежи.

 

Основные понятия:

светская культура, профессиональное образование, учебные заведения, педагогическая литература.

 

Вопросы для обсуждения

 

Деятельность Петра Первого по развитию отечественного образования.

2. Развитие профессионального образования при правлении Петра Первого.

3. Деятельность сподвижников Петра Первого по созданию и развитию учебных заведений.

4. Педагогические взгляды М.В. Ломоносова.

5. Педагогические взгляды и деятельностьИ.И. Бецкого.

6. Педагогические взгляды Н.И. Пирогова.

7. Взгляды К.Д. Ушинского по вопросу распространения и изучения педагогической литературы («О пользе педагогической литературы»).

8. Идеи трудового воспитания молодежи в трудах К.Д. Ушинского («Труд в его психическом и воспитательном значении»).

 

Литература

 

1. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А. Соловков. – М.: Педагогика, 1985. – 480 с.

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX вв. / Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1990. – 608 с.

3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. – 560 с.

4. Антология педагогической мысли: В 3-х т. – Т. 2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Сост. Н.Н. Кузьмин. – М.: Высш. шк., 1989. – 463 с.

5. История среднего профессионального образования в России. Авторский коллектив. Руководитель авторского коллектива В.М. Жураковский. – М.: НМЦ СПО, 2000. – С.26-70.

6. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2002. – С.217-290.

7. История педагогики и образования. От зарождения вос­питания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб­ное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – С. 128-153.

8. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Сост. и авт. ввод, очерков С. Ф. Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 432 с.

 

Вопросы для самоконтроля

Каковы основные преобразования в сфере культуры были произведены при правлении Петра Первого?

2. Какие первые профессиональные учебные заведения были открыты по указу Петра Первого?

3. Назовите сподвижников Петра Первого в деле развития российского образования.

4. Каковы педагогические взгляды М.В. Ломоносова?

5. Каковы педагогические взгляды и деятельностьИ.И. Бецкого?

6. Каковы педагогические взгляды Н.И. Пирогова?

7. Каковы педагогические взгляды К.Д. Ушинского?

 

 

Проблемные задания

Задание № 1.

Ознакомьтесь с отрывком из романа Евгения Федорова «Каменный пояс» и поразмышляйте над вопросом: «Как, прочитанное, связано с проблемой развития отечественного образования?».

«Царь Петр Алексеевич в своем стремлении к морю на деле увидел, сколь бедна Россия фабриками и заводами. А между тем в стране все было для умножения производства. Кругом таились неисчерпаемые сокровища: горы, богатые рудами, дремучие леса, изобилующие драгоценным пушным зверем, многоводные рыбные озера и реки, неоглядные плодородные равнины. Но богатства эти из-за нерадивости бояр лежали втуне, равнины простирались незаселенными, плохо возделанными, городишки были редкие, деревянные, села разорены алчностью бояр. Уныние скребло душу Петра от этой неприглядной картины, еще горше ему стало, когда он столкнулся с положением горного дела. Нужны были пушки, ядра, фузеи, гвозди, и во всем этом была зависимость от иноземцев. Металлы, прежде всего железо, привозились из-за границы. Железо славилось шведское, провоз был труден, цены непомерные. Царю было очевидно, что в будущей войне со Швецией туго будет с железом. Хочешь не хочешь, а думай о своем металле. Россия – страна обширная, много в ней гор и рудных земель: и под Липецком, и под Тулой, и в Олонецком крае, и под Устюжной, и на востоке — Каменный Пояс, а в недрах их неисчерпаемые богатства. Ко всему этому русские люди были известны как рудознатцы, умеющие найти руды и плавить их. Многовековый опыт накопился в русском народе. В давние‑предавние времена седой старины славяне с железными топорами, косами и сохами пробирались по лесам, занимали девственные земли, выжигая и выкорчевывая чащобы на участках под пашню, строили починки и деревни. Русские издавна выплавляли железо в сыродутных горнах с ручными мехами – получалось губчатое железо, и оно легко отделялось от посторонней примеси ручной проковкой железными молотами. Старинные умельцы строили и небольшие шахтные печи, которые получили название домниц. Одним из древнейших мест, где знали добычу и плавку железа, была Устюжна. Этот старинный русский город лежал при устье Ижины, впадающей в Мологу. С незапамятных времен жители Устюжны были кузнецами, плавили железо из руды. А руду эту добывали на восток от города, в урочище, которое звалось Железным Полем, поэтому и сама Устюжна получила прозвище «Железнопольской». Известно из летописей, что новгородцы издавна добывали железо в своей земле. По древним актам ведомо, что в очень давние времена в Печорском крае крестьяне сами делали медную посуду, а медь для этого выплавляли из местной руды. Эту посуду они доставляли в Архангельск для продажи иноземцам. Еще в первой половине тринадцатого века князь Даниил Галицкий имел «кузнецов меди». Они добывали медь и отливали медные колокола. Великий князь Иван III вызвал из Венеции известного мастера Аристотеля Фиораванти, который и начал в Москве в 1479 году литье пушек. По изготовлению оружия древняя Русь шла уже в шестнадцатом веке впереди Запада. В старинных мастерских русские изготовляли орудие, заряжавшееся с казенной части, и много было умного по идее, совершенного по исполнению. В этом же веке русские литейщики начинают вытеснять иноземных мастеров. Всему миру известны были искусные русские мастера Андрей Чохов, Булгак Наугорородов, Семен Дубинин и многие другие.

Все было в стране, чтобы развить горнозаводское дело. Царь Петр Алексеевич всерьез помышлял о горном деле. Он выписывал из‑за границы знатоков, но все это было не то. Ему хотелось широко и по‑хозяйски поставить горное дело. Не десятки и сотни пудов железа нужны были для затеянного им большого дела, а десятки и сотни тысяч. Притом рудознатные мастера из иноземцев хотя и знающие, но люди чужие и пришлые. Дело ж требовалось ставить по‑иному: для разработки рудных богатств нужны были свои, сметливые, дерзкие и предприимчивые люди».

 

Задание № 2.

«Юности честное зерцало», содержит нормы поведения для юношества. «Зерцало» было составлено в эпоху Петра I (в 1717 году), когда в соответствии с духом петровских реформ издавались «полезные» книги –разного рода руководства и наставления. При составлении «Зерцала» использовались аналогичные иностранные сочинения, в основном –немецкие. Эта книга была популярна в XVIII веке, при Петре она издавалась трижды. Некоторые «пропагандируемые» нормы были приняты еще в допетровской Руси, но некоторые идеи морали могли появиться только в условиях реформы Петра (поощрение личных заслуг молодого дворянина, стремление к службе, пропаганда наук). Прочитайте отрывок из «Юности честное зерцало» и ответьте на вопросы.

 

«В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга. В доме ничего своим имянем не повелевать, но имянем отца или матери, от челядинцев (домочадцы, слуги из челяди) просительным образом требовать, разве что у кого особливыя слуги, которыя самому ему подвержены бывают. Для того, что обычайно служители и челядинцы не двум господам и госпожам, но токмо одному господину охотно служат. А окроме того, часто происходят ссоры и великия между ими бывают от того мятежи в доме, так, что сами не опознают, что кому делать надлежит.

Дети не имеют без имянного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должни учинить вежливо и учтиво.

У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо.

Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

Когда родители или кто другии их спросят (позовут), то должни они к ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: что изволите, государь батюшко; или государоня матушка. Или что мне прикажете, государь; а не так: что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзостно отвещать: да, так, и ниже вдруг наотказ молвить, нет; но сказать: так, мои государь, слышу, государь: я выразумел, государь, учиню так, как вы, государь приказали. А не смехом делать, яко бы их презирая, и не слушая их повеления. Но исправно примечать все, что им говорено бывает, а многажды назад бегать и прежняго паки вдругорядь не спрашивать.

Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, разумно, а не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить, и потом мнение свое, что достойно, предъявить. Ежели случиться дело и речь печальная, то надлежит при таких быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну и являть себе весела с веселыми. А в прямом деле и в постоянном быть постоянну и других людей разсудков отнюдь не презирать и не отметать. Но ежели чие мнение достойно и годно, то похвалить и в том соглашатца. Еже ли же которое сумнительно, в том себя оговорить, что в том ему разсуждать не достойно. А еже ли в чем оспорить можно, то учинить с учтивостью и вежливыми словами, и дать свое рассуждение на то, для чего. А ежели кто совету пожелает или что поверит, то надлежит советовать сколько можно и поверенное дело содержать тайно.

Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает».

Вопросы для обсуждения:

1. Каким Вы видите портрет идеального молодого человека в соответствии с нормами «Зерцала»?

2. Какие позиции «Зерцала» являются актуальными в наше время?

Задание № 3.

Прочитайте отрывок из романа Валентина Пикуля «Фаворит», в котором автор дает нам возможность познакомиться с характером Екатерины Великой. Познакомьтесь с деятельностью императрицы в деле просвещения и представьте более полный портрет Екатерины Великой.

 

««Золотой век» Екатерины никогда не был «золотым» для народа. Если окинуть мысленным взором прошлое, увидим, что русских людей жизнь не баловала, постоянно требуя от них напряжения ума, нервов, мускулов. От поколения к поколению, от деда к внукам передавалось тяжкое наследие былых времен, осложненное новыми проблемами, новыми нуждами. Прошлое никогда не исчезает бесследно и, volens-nolens, отражается в будущем, а все то важное, что не успели свершить пращуры, доделывали на Руси их потомки...

Нет, читатель, это не Екатерина выбрала для себя самый бурный период русской истории, – это само время избрало ее, и об этом следует помнить. Конечно, она имела полное право гордиться Россией, что всегда и делала, когда с юмором, а когда и с гневом предупреждая иностранных послов, чтобы не слишком-то обращали внимание на зипуны и лапти, на корки хлеба в котомках нищих, на устойчивый запах редьки и квашеной капусты в провинции...

Вот ее слова: «Русский народ есть особенный народ в целом свете, который отличается догадкою, умом, силою. Я знаю это по двадцатилетнему опыту. Бог дал Русским особые свойства... верю, взойдет звезда Востока, откуда должен возсиять свет, ибо там (в России) больше, чем где-нибудь, хранится под пеплом духа, мощи и силы!».

Так она отзывалась о народе, который своими подвигами принес ей славу. «России я обязана всем, и даже именем – Екатерина!» – говорила она. Однако не следует забывать, что Екатерина была дитя своего века, и она немало сделала для того, чтобы этот же умный народ с каждым годом угнетался все больше. Жившая в своем веке просвещенного абсолютизма, она была женщиной умной, образованной. Естественно, она не жаловала придворных дураков: «Если один дуралей камень в Неву закинет, так потом сорок Вольтеров не знают, как его оттуда вытащить». Но даже и глупцов она выслушивала с приятной улыбочкой. Разговоров с женщинами недолюбливала, зато обожала вести диалоги с мужчинами, пусть даже грубые, излишне откровенные. Близким своим она раскрывала секреты своей власти: Терпимость – вот главное оружие властелина! Легче всего в гнев войти да головы отрубать! Но гнев должен быть непременно обдуман: одни лишь негодяи злятся безо всякого плана... Но, прощая слабости другим, она требовала терпимости и к своим слабостям. В придворной церкви императрица ставила за хорами ломберный столик и, попивая кофе, играла в карты. Иногда, впрочем, выглядывала, как белка из дупла, чтобы проследить, старательно ли молятся ее придворные дамы».

Задание № 4.

Прочитайте сказку «О царевиче Хлоре», написанную Екатериной Великой для своих внуков и дайте оценку ее воспитательного значения.

Задание № 5.

Иван Иванович Бецкой (1704-1795) – видный деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II, президент Императорской Академии искусств, инициатор создания Смольного института и Воспитательного дома. В 1764 г. Бецкой представил Екатерине II доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей, который впоследствии получил силу закона и был опубликован под названием “Генеральноеучреждение о воспитании обоего пола юношества”.В докладе говорилось о необходимости воспитать в России “новую породу людей – образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, и разночинцев – “третий чин людей”, способных развивать промышленность, торговлю, ремесло. Для этого необходимо, считал Бецкой, организовать закрытые воспитательно-образовательные учреждения, в которых дети с пяти-шестилетнего возраста должны пребывать в течение 10-12 лет. Их следует изолировать от окружающих, с тем чтобы не подвергать развращенному влиянию среды. От императрицы Бецкой получил задание преобразовать имеющиеся учебные заведения и открыть новые. Он изменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах и гимназиях, удлинил в них сроки пребывания воспитанников. Им был открыт также ряд новых воспитательно-образовательных учреждений для разных сословий, кроме крепостных крестьян, в том числе основан Институт благородных девиц (Смольный институт) в Петербурге для дворянок с отделением при нем для девочек из мещан.

Прочитайте отрывок из работы И. И. Бецкого “Генеральноеучреждение о воспитании обоего пола юношества” и ответьте на вопросы.

“При сих воспитательных учреждениях первое прила­гать должно старание, чтоб вселять в юношество страх божий, утверждать сердце в похвальных склонностях и приучать их к основательным и приличествующим состоя­нию их правилам; возбуждать в них охоту к трудолюбию, и чтоб страшились праздности,как источника всякого зла и заблуждения; научить пристойному в делах их и разговорах поведению, учтивости, благопристойности, со­болезнованию о бедных, несчастливых и отвращению от всяких продерзостей; обучать их домостроительству во всех оного подробностях, и сколько во оном есть полезно­го; особливо же вкоренять в них собственную склонность к опрятности и чистоте как на самих себе, так и на при­надлежащих к ним, одним словом, ко всем тем добродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию и которыми в свое время могут они быть прямыми гражда­нами, полезными общества членами и служить оному украшением.

Такие и тому подобные правила, когда посеются в сердцах воспитываемого юношества, надеяться можно, тем лучший плод произведут, что согласоваться будут с младостью и непорочностью их возраста. Просвещая при­том их разум науками и художествами, по природе, полу и склонности каждого, обучаемы быть должны с примеча­нием таким, что прежде нежели отрока обучать какому художеству, ремеслу или науке, подлежит рассмотреть его склонности и охоту и выбор оных оставить ему само­му. Душевные его склонности всемерно долженствуют в том над всеми прочими уважениями преимуществовать; ибо давно доказано, что не предуспеет он ни в чем том, чему будет прилежать по неволе, а не по своему желанию”.

Вопросы для обсуждения.

1. Какой педагогический принцип является основополагающим в воспитании молодежи?

2. Как относится И. И. Бецкой к просвещению женщин?

3. Каким видит автор нравственное воспитание?

4. Каким видит автор умственное воспитание?

5. Каким видит автор трудовое воспитание?

 

 

Задание № 5.

Основатель отечественной педагогики К.Д. Ушинский (1824 – 1870) особое внимание в воспитании молодежи уделял труду. Он видел счастье и духовное обогащение в постоянном ежедневном труде. Результатом труда человека являются не только материальные ценности, а и духовные сокровища, состояние счастья от результатов своей деятельности. И это состояние у человека отобрать невозможно никому. Ученый писал: “Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья”.

К.Д. Ушинский указывал на психическую потребность человека трудиться и получать наслаждение от этого. В работах педагога мы прослеживаем четкую связь между семейным счастьем и трудом всей семьи, без серьезной работы семейное счастье выглядит как романтическая химера. Педагог делает акцент на воспитании в труде не только мальчиков, но и девочек. В семье, где работает один мужчина, а женщина не работает – нет счастья, так как нет общих интересов: “Женщина, как кумир, вечно отдыхающая от лени на ложе из роз, самое нелепое создание развращенного воображения французских романистов”.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!