«Школа № 97»
Эссе «Преподавание — искусство отдавать». (Абрахам Джошуа Гешель) »
Выполнила:
Гусева Марина Павловна
учитель начальных классов
г. Нижний Новгород 2021г
«Преподавание — искусство отдавать». (Абрахам Джошуа Гешель) »
Отдавать — значит жить.
Если прекратишь отдавать, то не для чего будет жить.
Одри Хёпбёрн
Я начинала работать учителем в своей родной школе. Это был порыв, стремление поделиться знаниями с другими.
Однажды меня спросила опытная коллега:
- Ну как ты?
- Устаю после уроков ужасно! – ответила я честно.
- Это так и должно быть, – сказала она мне. – Значит, ты хорошо работаешь, в полную силу.
Её слова мне запомнились надолго и открыли саму суть нашего педагогического труда. Только так, работая от души и выкладываясь на уроках сполна, можно и нужно давать детям знания, воспитыватьих, учить жизни.
Я – учитель 21 века, а это значит, что мне необходимо быть образцом для обучающихся в профессиональном и нравственном плане. Учить других – значит постоянно совершенствоваться самой, и поэтому я систематически повышаю уровень профессиональной компетенции, обучаясь на курсах, осваивая различные методики и технологии.
Целью моей педагогической деятельности является с оздание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.
Приоритетным направлением в моей работе является реализации коммуникативно-деятельностного подхода при формировании речевых навыков и читательской грамотности младших школьников.
Задача ликвидации речевой безграмотности стоит на одном из первых мест во всей мировой педагогике. Овладение связной речью является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. В современном обществе проблема косноязычия, неумения точно и правильно выразить свои мысли является одной из самых актуальных.
|
Работая в школе более двадцати лет, я на практике вижу, насколько различается уровень грамотности выпускников от поколения к поколению, к сожалению, в худшую сторону. Это показывает и статистика при проведении выпускных проверочных работ в конце начальной школы. Дети перестали систематически читать, и это приводит к многочисленным проблемам не только в обучении, но и в процессе социализации обучающихся.
Поэтому так важно именно в начальных классах делать упор на формирование навыков правильного, осознанного чтения, становление читательской грамотности. Я убеждена, что воспитывать начитанных школьников – значит, выпускать в жизнь хорошо образованных людей. В этом мне видится залог сохранения и процветания нашей нации и государства в целом.
Моя ведущая педагогическая идея связана с гипотезой о том, что невозможно обучать навыкам правильной речи только на уроках русского языка и литературного чтения. Наша речь – единый непрекращающийся процесс, осуществляющийся ежеминутно. Поэтому я стараюсь развивать данные навыки на каждом уроке, независимо от предмета, а также во время внеурочной и внеклассной работы, используя каждый фрагмент урока или занятия как потенциальную речевую ситуацию. Формирование речевых навыков происходит только в социуме, в процессе учебного сотрудничества, живого общения между детьми и учителем.
|
Организацию учебной и внеурочной деятельности я строю на основе системно - деятельностного подхода, используя современные образовательные технологии (личностно-ориентированное обучение, дидактические игры, метод проектов, дискуссии, мозговой штурм и прочие).
В своей работе руководствуюсь принципами уважительного диалога, взаимодействия и взаимопомощи, сотворчества и личного примера.
Я стараюсь применять такой набор методик, так организовывать и строить занятия, чтобы и дети, и учитель получали удовольствие от процесса обучения.
Обучение и воспитание не прекращается в момент окончания уроков. Во время проведения внеурочной и внеклассной работы есть возможность общаться с детьми в более непринужденной обстановке, на более разнообразные темы.
Давно известно, что энтузиазм заразителен. Моя цель – «зажечь» детей, чтобы в них «проснулся» интерес и тяга к знаниям. Мой девиз по жизни: «Дорогу осилит идущий». Все мои ученики – добрые спутники, с которыми я делюсь в дороге всем, что имею.
Те учителя, которые посвятили себя школе, очень часто становятся для своих подопечных вторыми родителями. Полжизни мы отдаём чужим детям, открываем для них сложный и прекрасный мир, пестуем их, как родных, помогаем родителям воспитывать детей и устанавливать с ними более тесные отношения, советуем, как научить ребёнка учиться.
Считаю, что педагог предстает перед учеником в трёх ипостасях: как человек, воспитатель и специалист-предметник. Это мы, учителя, даём воспитанникам правильные установки и взгляды на современное общество, знакомим с его проблемами и показываем пути их решения. Это мы стараемся сделать их творцами собственной судьбы. Это мы, как энергетические доноры, делимся своими знаниями, жизненным опытом, стремлениями и открытиями. Это благодаря нам ученики находят своё место в обществе, формируются как полноценные, гармоничные и творческие личности и граждане своей страны.
|
Преподавание – это действительно искусство отдавать. Отдавать себя детям, в моём понимании, – это образ жизни, призвание и обычное состояние учителя. А еще это искусство слушать и понимать детей, «держать руку на пульсе», жить их проблемами и помогать справляться с ними.
Но, отдавая, мы получаем. Этот непреложный закон бумеранга безотказно работает во взаимоотношениях учителей и учеников. Они тоже делятся с нами своей энергией, задором юности, и помогают идти в ногу со временем.
А еще учитель должен обладать искусством восстанавливать свои силы, чтобы быть интересным детям. Сейчас я могу сказать, что научилась это делать. Кроме школы, я реализую себя в творчестве. Пишу сказки для маленьких детей, сочиняю стихи, пою и выступаю на концертах, много читаю и люблю бывать на природе.
Я никогда не жалела о выборе профессии, потому, что учитель – это моё призвание. Я – счастливый человек, потому что вижу, какие хорошие люди вырастают из моих учеников. Значит, всё, что я в них вложила, не напрасно.
Детские глаза
Вхожу я в класс, и, прямо от порога,
Который год, в жару и в холода,
Меня зовут и спрашивают строго
Внимательные детские глаза.
Им лгать нельзя, кривить душой – преступно.
И лишнего никак нельзя сказать.
И слов моих, правдивых абсолютно
Ждут детские пытливые глаза.
Воспитывать в них нужно только лучшее.
В моих руках сейчас бесценный клад:
Живые человеческие души,
Доверчивые детские глаза.
Как жалко, что урок не бесконечен!
Колодец знаний мой не исчерпать!
И тихо тайный голос шепчет:
Должна ты мудрость всю отдать!
За тонкие невидимые нити
Внимания, любви и доброты
Ведём детей мы к жизненным открытиям,
Чтобы исполнились их планы и мечты.
И в этом счастье для учителя навек:
Себя по капле раздавая в целый класс,
Смотреть, как зарождается в ребёнке Человек,
И видеть блеск счастливых детских глаз.
М. Гусева