Нетарифные методы гос. тамож. Регулирования




· Требования по декларированию

· Требования к товаросопроводительным документам

· Финансовые гарантии доставки

· Требования к транспортным средствам

Все эти методы нетарифного регулирования применяются практически во всех странах мира. Степень жёсткости применения этих методов зависит от торговой политики проводимой каждым государством.

В теории выделяют 2 вида торговой политики:

1.Политика свободной торговли – она направлена на привлечение в конкретную страну товаров из других стран. В этом случае рынок данной страны открыт, уровень конкурентной борьбы высокий, государство обеспечивает свободное перемещение товаров на территории данной страны.

2.Политика протекционизма – в этом случае гос. разрабатывает такую систему методов регулирования, которая обеспечивает льготные условия для вывоза товаров и жёсткие условия по ввозу товаров в страну. Тем самым создаются условия для функционирования национальных производителей и создаются барьеры для проникновения иностранных производителей на рынок данной страны.

На практике эти 2 вида торговой политики в чистом виде не встречаются. Каждое государство на определённом этапе развития придерживается определённой политики. Среди всех нетарифных методов регулирования наибольшее распространение имеют лицензирование и квотирование. Лицензирование предполагает выдачу уполномоченным гос. органом разрешений(лицензий) на ввоз или вывоз определ товаров и услуг в страну.

Лицензии бывают: Генеральные (постоянные), Временные, Разовые, Сезонные, Экспортные, Импортные

Квоты – количественные ограничения на ввоз и вывоз определённых видов товаров. Количественные ограничения могут быть: По стоимости, По весу, По количеству

Лицензии и квоты на экспорт и импорт товаров применяются в различных странах. Помимо них используются различные методы неэкономического характера. Большинство государств устанавливают различные ограничения, направленные на уменьшение объёмов импорта или экспорта. К ним отн-ся:

· Ветеринарные требования (применяются к животным организациям)

· Санитарно – карантинные (растения, животные)

· Фитосанитарные (растения)

· Требования по сертификации (к любым)

· Экологические требования (транспорт, химическая промышленность)

2. А) Тарифные методы регулирования - большая группа методов непрямого воздействия гос-ва на экспорт и импорт товаров.

Тар.мет.регул-ния направлены на ограничение объемов экспорта и импорта и на регулирование товарной структуры экспорта и импорта.

К таким методам относят:

1)Деят-ть томож. органов

2)Разработка и внедрение системы томож-х тарифов

3)Разрабока и внедрение системы томж-х режимов

4)Применение правил определения томоженной стоимости товаров

Тарифное регулир-ние ВЭД осуществляется через деят-ть томож-х органов. Все правила и принципы деят-ти томож-х органов сформулированы в Томоженном кодексе.

Томож. политика – совокупность правовых,экономических и организационных принципов и правил,применяемых к товарам,транспортным ср-вам и лицам при их перемещении черех томоженную границу.

Томож. политика явл-тся составной частью экономической политики гос-ва. Совокупность методов тарифного регулирования, применяемые в конкретном государстве,зависит от уровня экономич. развития этого гос-ва(чем выше уровень развития,тем менее жестко реализуются тариф.методы).

Томож. политику реализуют томож. органы. В их структуру входят: Гос.томож-й комитет, региональные томож-ые управления, томоженные посты, томожни.

Функции томож. органов:

1)Участвуют в разработке томож.политики

2)принимают меры по защите прав и интересов граждан и предприятий при осуществлении томож-го дела

3)Защищают и обеспечивают экономическую безопасность страны в приделах своих полномочий

4)Защищают экономические интересы в приделах своих полномочий

5)Взымают томоженные платежи,пошлины,налоги и сборы

6)Ведут борьбу с контробандой и др. нарушениями томоженных правил

7)Ведут томоженную статистику внешней торговли

8)Ведут контроль за перемещением валюты

Б) Составной частью тарифного регулирования явл применение там-ых режимов. Таможенный режим - совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Согласно там-ому кодексу все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через там-ую границу.Никто не может быть лишен право или ограничивать в праве, кроме случакв предусмотренных законом.

Правило таможенных режимов применяется к товаром и транс-ым средствам, перемещаемых с коммерческой целью.

Любой там-ый режим определяет:

Условия, на кот товары перемещаются через границу

Определяют порядок взимания налоговых платежей, пошли, сборов

Порядок применения мер экономической политики. Меры экон-ой политики-разного рода ограничения или запреты на ввоз или вывоз товаров, устанавливаемых исходя из целей эконом- ой политики.

В мировой практике и в таможенном кодексе РБ используются 15 там-ых режимов:

16. Режим пропуска товаров для своб-го обращения(режим импорта)

17. Реж. реимпорта

18. транзита

19. Таможенного складирования

20. Продажи через магазин без пошлин и торговли

21. Переработки на там-ой территории

22. Переработки под там-ым контролем

23. Временного ввоза или вывоза товаров

24. Контроля территории свободной таможенной зоны

25. Контроля терр таможенного склада

26. Переработки вне таможенной терр

27. Экспорта

28. Реэкспорта

29. Уничтожения

30. Отказов в пользу гос-ва

Лицо, перемещающее товары через границу вправе выбирать любой таможенный режимили изменять его по своему желанию.

Режим пропуска товаров для свободного обращения - там-ый режим при кто ввозимые на терр Рб товары остаются постоянно на этой терр без обязательства об их обратном вывозе. Этот режим предполагает оплату всех таможенных пошлин налогов и сборов и соблюдение всех мер экономической политики.

Режим реимпорта -там-ый режим, при кот белорусские товары, вывезенные ранее в реж реэкспорта возвращены обратно на терр Рб без взимания там-ых пошлин, налогов и сборов и бех применения мер экон-ой политики. Требования этого режима след.:

· Товары должны находится в неизменном состоянии, что и на момент вывоза.

· Товары м.б. возвращены в течении 10 лет с момента вывоза

· Если товары возвращены в течении первых 3 лет с момента вывоза, то там-ый орган возвр-ет уплачен.сумму экспор пошлин.

Режим уничтожения -там-ый режим, при кот иностранные товары уничтожаются под там-ым контролем на терр Рб без взимания там-ый пошлин, налогов и сборов без применения мер экономической политик.Этот режим примен-ся в отношении товаров с истекшим сроком годности, не прошедших санитарно- эпидемиологический контроль и предоставляющих угрозу для жизни, здоровья населения. Данный режим примен-ся по решению там-ого органа

Режим отказа в пользу госуд. - тамож режим при кот лицо, перемещающее товары через границы добровольно отказалось от них без взимания там-ый пошлин, налогов и сборов и без примен. мер экон-ой политики. Для применения этого режима требуется разрешение налог-ых орган.

В) Таможенный тариф представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам при перемещении через таможенную границу.

Основными целя ми применен ия таможенного тарифаявляются:

• рационализация товарной структуры ввоза товаров в страну;

• поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;

• защита, национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции

• создание условий для прогрессивных изменений в структуре произ­водства и потребления товаров;

• пополнение доходов государства;

• обеспечение условий для облегчения доступа национальным экспор­терам на рынки других стран.

Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам:

По количеству ставок для одного товара: простые; сложные.

По характеру происхождения: автономные, конвенциальные, особые, антидемпинговые, специальные, преференциальные.

По направлениям: экспортные, импортные.

По методу исчисления: специфические, комбинированные

По времени действия: автономные (генеральные), временные, сезонные.

Осн видами тамож-х пошлин явл-ся конвенциональные и автономные.

Конвенциональные пошлины применяются к вещам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наи­большего благоприятствования в торговле. Их размеры устанавливаются в соответствии с международными договорами и являются минимальными.

Автономные таможенные пошлины, напротив, применяются к вещам, которые происходят из стран и их союзов, не пользующихся в стране ре­жимом наибольшего благоприятствования. Они являются одним из основных инструментов защиты национальной экономики от неблагоприятного воздействия внешних экономических факторов и по размеру являются максимальными.

Особые таможенные пошлины могут быть как конвенциональными, так и автономными.

Специальные пошлины носят автономный характер, отличаются повышенными размерами ставок и применяются в качестве защитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других стран.

Преференциальные таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении вещей, происходящих из го­сударств, заключающих договоры о взаимном снижении размеров таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из развивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой преференций в соответствии с нормами Международной торговли. По инициативе конкурирующих с импортом фирм в случае доказательства факта демпинга может быть установлен антидемпинговый тариф.

ДЕМПИНГ - это международная дискриминация в ценах, при которой товары на внешнем рынке продаются по ценам ниже цен на аналогичные членов ГАТТ в 1967 г. Величина дополнительной импортной пошлины устанавл-ся в размере демпинговых ножниц цен.

При классификации таможенных пошлин по времени действия автономные считаются постоянно действующими, временные вводятся на определенный период времени (например, на период применения экономических санкций), сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более 4 месяцев.

При взимании таможенных пошлин обычно применяются три способа. Основной из них - в проценте от стоимости товара. Такие пошлины называются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тариф устанавливается в стоимостном выражении за определенную коли­чественную единицу товара, чаще всего за единицу веса, объема или ко­личества. Эти пошлины называются специфическими. При их использовании важную роль играет выбор веса брутто или нетто. Комбинированные таможенные пошлины сочетают оба этих способа и предполагают одновременное их использование, либо на выбор, либо берется та ставка, которая позволяет получить наибольшую сумму таможенного сбора.

При всех национальных различиях таможенные тарифы имеют ряд общих черт, характеризующих их экономическое значение и применение.

Во-первых, существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного обложения пошлинами импорта. Чем более развита экономика, тем, как правило, ниже ставки тарифов. Это связано с тем, что конкурентоспособность продукции страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исключением, защищать внутренний рынок от аналогичной иностранной продукции высокими таможенными пошлинами. Например, в Швеции и Швейцарии они в среднем составляют 4% и 3% соответственно, а в Венгрии — 16 %, Югославии —11%.

Во-вторых, структура таможенного тарифа у основного большинства стран построена п о принципу эскалации, т. е. увеличения пошлин по мер е роста степени о бработки товара. Сырье обычно ввозится без пошлин либо облагается минимальными ставками, на полуфабрикаты устанавливаются средние по уровню пошлины, а на готовые изделия — наиболее высокие. Так, в США и Японии средний уровень таможенных пошлин на готовые изделия составляет 5-6 %, а на сырье — менее 1 %.

В-тр етьих, таможенные тарифы обычно имеют не одну, а несколько колонок с различным* ставками пошлин, предназначенных для взимания с одного и того же товара, но поступающего из разных стран. Чаще всего встречаются тарифы с двумя колонками пошлин; одна— с более низкими пошлинами, предназначенными для обложения товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется договоренность о снижении таможенных тарифов, другая - со значительно более высокими пошлинами. В международной торговой практике существуют таможенные тарифы с тремя, четырьмя и большим числом колонок пошлин. Таможенная стоимость товаров учитывается прежде всего при начислении различных таможенных платежей и при установлении стоимости товаров для применения санкций за таможенные правонарушения.

Принципы определения таможенной стоимости товара были включены в текст ГАТТ в 1947 г. (статья 7 «Оценка в таможенных целях») н уточнены в ходе Токийского раунда переговоров в 1976-1979 гг.

Г) Определение таможенной стоимости производится с использованием следую щих методов

> по цене сделки с ввозимыми товарами (метод I);.

> по цене сделки с идентичными товарами (метод 2);

> по цене сделки с однородными товарами (метод 3);

> вычитания стоимости (метод 4);

> сложения стоимости (метод 5);

> резервный метод (метод 6).

Основным методом определения таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами. Причем каждый последующий метод может применяться, если не может быть использован предыдущий. При первом методе под ценой сделки понимается как фактически уплаченная цена, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары.

В таможенную стоимость вещей при оценке по цене сделки с ввозимыми товарами должны быть включены отнесенные за счет покупателя и исчисленные отдельно следующие расходы:

> затраты на транспортировку ввозимых товаров до места их тамо­женного оформления, в том числе расходы по погрузке-выгрузке, складированию товаров, их страхованию, по выплате посредниче­ских вознаграждений, стоимость контейнеров и иной оборотной тары, которые рассматриваются как единое целое с оцениваемыми вещами.

> расходы, связанные с упаковкой ввозимых вещей, включая стои­мость упаковочных материалов и работ по упаковке;

> стоимость вещей, работ и услуг, которые были предоставлены поку­пателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использо­вания при производстве или продаже на экспорт оцениваемых това­ров, в том числе сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, вспомогательных материалов, затраты на инженерную и опытно-конструкторскую проработку;

> Лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;

> величина части прямого или косвенного дохода, получаемого продавцами от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых вещей.

Основной метод таможенной оценки неприменим, если ко ммерческие операции совершают взаимосвязанные партнеры. К ним относятся, в частности, юридически признанные партнеры в предприятии, участники сделки, имеющие в своей собственности не менее 5 % в уставном капитале другого участника, прямо или косвенно контролирующие друг друга, или если обоих контролирует третье лицо либо они являются близкими родственниками.

При использовании второго метода в качестве базы для определения таможенной стоимости принимается цена сделки с идентичными товарами. Под идентичными товарами понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами по следующим параметрам:

> назначение и характеристики;

> качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;

> страна происхождения;

> производитель.

Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если товар продается в одну и ту же страну, ввозится одновременно или почти одновременно с оцениваемым товаром, на тех же коммерческих условиях и в тех же количествах. Если идентичные товары ввозятся в ином количестве или на других коммерческих условиях, то цены корректируются с учетом этих различий и таможенным органом документально подтверждается их обоснованность.

Метод оценки по цене_с однородными товарами предполагает ис­пользование в качестве базы для определения таможенной стоимости цену сделки по однородным и импортируемым товарам.

Под однородными товарами понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются их характери­стики, назначение, качество, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна происхождения. В случае, когда выявляется более одной цены внешнеторговой сделки по однородным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых вещей применяется самая низкая из них.

Метод оценки вычитания стоимости используется при возникновение у экспортера расходов на территории импортера и включении этих расходов в контрактную цену. Из цены единицы товара вычитаются, если они могут быть выделены, расходы на выплату комиссионных вознаграждений, на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы, возникающие на территории страны ввоза вещей, суммы импортных таможенных пошлин, налогов, сборов, подлежащих уплате в стране импортера.

В качестве базы для определения таможенной стоимости при исполь­зовании метода оценки на основе сложения стоимости принимается цена, рассчитанная путем сложения издержек производства, общих затрат, связанных с доставкой товара до места таможенного оформления, прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки таких товаров в данную страну.

В случае, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения пяти указанных ме­тодов, она устанавливается резервным методом с учетом мировой тамо­женной практики и ст. VII ГАТТ «Оценка в таможенных целях». При этом могут использоваться цены СИФ и ФОБ. Так, США при таможенной оценке используют цены ФОБ, тогда как большинство других стран применяют цены СИФ.

В качестве базы определе ния таможенной стоимости не могут быть использо ваны:

> цена товара на внутреннем рынке страны-импортера;

> цена на товары отечественного происхождения;

> цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны;

> произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена.

Адвалорные: ТПадвал = Стт * Тставку /100%

Специфические: ТПспец = Кт * Тставку



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: