МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ЕНАКИЕВО»
Открытое занятие
На тему: «Особенности акварельной живописи»
Педагог дополнительного образования кружок изобразительного искусства «Рисунок»
Гончарова Анна Александровна
Тема: «Особенности акварельной живописи»
Цель: Знакомство с приемами акварельной живописи.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с основными приемами акварельной живописи, видами акварели, расширить представление обучающихся об особенностях акварельной живописи, технике рисования акварелью.
Развивающие:
- развивать умение рисовать акварельными красками, творческий потенциал, внимание, воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство удовлетворения от передачи красоты предметов в рисунке.
Ход занятия
I. Организационная часть занятия
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с новым для вас материалом «акварель», вы узнаете основные техники работы акварелью. Проверка готовности обучающихся к занятию.
- наличие материалов для работы (акварель, кисти большая № 5 и маленькая № 2, специальная бумага для акварели формата А4, простой карандаш, ластик, баночка для воды)
- На занятии мы познакомимся с приемами акварельной живописи, научимся рисовать акварельными красками. Я предлагаю вам попробовать себя в роли художника-акварелиста.
Подготовка к изучению новой темы.
- Скажите, пожалуйста, вы знаете известных художников-акварелистов? (Ответы детей). На выставках бывали?
- Как вы думаете, почему они стали известными?
- Правильно. Эти люди любили рисовать акварельными красками, много времени уделяли рисованию, рисовали везде: на природе, дома, рисовали своих животных, рисовали портреты своих родных. В результате в совершенстве овладели техническими приемами акварельной живописи, стали мастерами своего дела, их знает весь мир. Благодаря их мастерству акварельная живопись совершенствовалась и развивалась.
II. Изучение нового материала
История возникновения техники акварели.
- Акварель – очень древняя техника. Первая акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги. Предшественницей акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурке (фреска), позволяющая получать сходные эффекты.
- Акварель не сразу стала отдельным видом искусства. Долгое время рисовали масляными красками, а акварель использовали для набросков.
- Замечательные акварели создавал крупнейший художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер. Это были главным образом пейзажи, которые поражают свежестью, чистотой, яркостью красок. Из первостепенных художников Ренессанса (эпоха интеллектуального и художественного расцвета началась в Италии в 14 веке) значительный след в акварели оставили художники из Италии и Испании (Клод Лоррен, Джованни Кастильоне, Антонис ван Дейк). Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа 18-19 веков.
- В середине 18 века рисование водяными красками сделалось популярным видом досуга для непрофессионалов в Англии, после публикации путевых дневников Уильяма Гилпина, которые он снабдил собственными иллюстрациями. Самым знаменитым мастером в акварели в Англии был У. Тернер, открывший огромные возможности этой техники в создании романтических образов природы.
- В середине 19 века акварель завоевала широкую популярность также в Америке и во Франции.
- Самое сильное влияние на русских художников оказала английская акварель, прежде всего на тех, кто был связан с императорской Академией художеств, находившейся в Санкт-Петербурге.
- В России в первой половине 19 века подлинный взлет акварельной живописи связан с именем К. Брюллова. Художник применял разнообразную технику, писал сразу в один слой, клал краску в два-три слоя по сухой поверхности бумаги, тонкой кистью многократно прописывал детали. И другие русские художники: П. Федотов, П. Соколов, В. Садовников, В. Суриков, А. Бенуа, Л. Бакст, И. Билибин внесли большой вклад в развитие акварельной техники.
- В конце 20 века в России повысился интерес к акварели, знаковым событием стало открытие специализированной школы акварели Сергея Андрияки.
Сегодня я предлагаю вам написать пейзаж акварельными красками применяя акварельные техники. Я уверена, что вы все талантливы и у вас получится нарисовать красивый пейзаж.
Обучающиеся слушают педагога, анализируют информацию, смотрят слайды делятся впечатлениями. (Педагог задает наводящие вопросы после просмотра презентации: «Где появилось первое упоминание о технике акварели?», «Что значит станковая картина?», «Что нового они узнали, просмотрев презентацию?»)
Физкультминутка.
Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать елочные игрушки в различных техниках акварели. Какие техники акварели вы знаете?