Тема 2.7. Речь как познавательный процесс
1. Понятие речи
2. Функции речи
3. Речевые процессы
4. Виды речевых процессов
5. Развитии речи в онтогенезе
Понятие речи
Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь возникла как средство общения, а затем и как средство мышления в практической деятельности человека Речь можно определить как процесс пользования специальной системой знаков - языком (естественным).
Речь - 1) исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать ее из прошлого и передавать в будущее;
2) это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств;
Общение- взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или аффективно- оценочного характера.
Язык - система условных символов, относительно независимых от индивида, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Коммуникация (в психологии) - передача информации при помощи языка и других знаковых средств.
Слово - единица речи.
Слово как единица языка имеет две стороны – внешнюю звуковую (фонетическая) и внутреннюю смысловую (семантическую). Слово является носителем информации, оно всегда соотносится с обозначаемыми им определенными предметами и явлениями действительности. Эта информация и есть значение слова.
Функции речи
Речь выполняет ряд важных для человека функций:
1) коммуникативную (осуществляет прием и передачу информации между людьми). Эта функция речи является интегральной, обобщающей, поскольку речь вообще имеет смысл только в общении;
2) мнестическую (с помощью речи информация переводится в кратковременную
и долговременную память);
3) экспрессивную, отражающую отношение человека к событиям действительности, оценку этих событий и собственное эмоциональное состояние;
4) интеллектуальную, которая дает возможность осуществить главнейшее назначение речи - быть орудием мышления;
5) регулятивную (участвует в регуляции психических процессов, поведения и деятельности).
Виды речевых процессов.
Видовая классификация речевых процессов связана с их модальностью
и степенью активности информанта.
Слушание. Длительное вслушивание в сменяющие друг друга звуковые обозначения приводит к умению дифференцировать их между собой, узнавать, соотносить с ними объекты и явления мира.
Конечная цель слушания - это понимание речи даже в условиях помех. Для хорошего понимания речи очень важна собственная позиция слушателя: внимание, заинтересованность и пр. Экспериментально подсчитано, что потери информации составляют 70-80%.
Говорение. Говорение занимает 30% речевого времени и вместе с аудированием на 3 / 4 закрывает собой все речевые процессы.
Аудирование. Ведущим видом речи является аудирование. В нем заметно проявляется эмоциональное состояние и отношение к теме разговора. Через акустический речевой канал идет большой поток информации, зачастую более ценной, чем через зрительный. Бывает гораздо важнее не то, что сказано, а как сказано, каким тоном голоса, с каким акцентом и паузами.
Письмо. Письменная речь слабее всего представлена в общей структуре речевых процессов, так как обилие технических устройств типа клавиатурного ввода информации или электронных приспособлений делает сам графический процесс трудоемким, старомодным и непопулярным. Тем не менее по письму можно многое узнать о пишущем, особенно когда навыки письменной речи уже сформировались.
Чтение. Из зрительных модальностей речи более распространена ее пассивная форма - чтение. Эта форма относится к поздней и не во всех странах достаточно развита, Направленность чтения может быть самой разнообразной - от поверхностного просмотра текстов до углубленного многократного изучения.
Речь внешняя - речь, связанная с процессом общения, обмена информацией. Это устная и письменная речь.
Речь внутренняя - особый вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.
Речь эгоцентрическая - речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней. Иногда при ослабленном самоконтроле этот феномен свойствен и взрослым, особенно пожилым людям.
Речь монологическая - речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют (доклад, лекция, выступление на собрании и т. п.).
Речь диалогическая - речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть переменно бывают относительно активными или пассивными собеседниками.
Речь устная - звуковая речь, которая воспринимается другими на слух.
Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов.
Речь жестовая - способ общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов.
Речь сенсорная - это понимание смысла речи на основе сенсорной информации.
Речь экспрессивная - эмоционально окрашенная речь.
Развитие речи в онтогенезе
Развитие речи ребенка подчинено определенным закономерностям. Сензитивным периодом развития речи являются первые три года. По истечении этого периода процесс слухо-речевого развития и обучения замедляется и требует больших усилий. Ребенок проходит три этапа становления речи: подготовительный (фонемный) - от рождения до 1,5-2 лет, этап самостоятельной речи – от 1,5-2 до 7 лет и этап систематического обучения и развития речи - школьный период.
Сензитивные периоды развития (лат. sensus - чувство, ощущение) - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Сензитивный период – это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики - процессов и свойств. Эти периоды не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития.
Роль языка в формировании личности.
Сегодняшнее время – это время высоких информационных технологий, глубоко гуманистического понимания роли человека. Изучаются возможности “встроенности” личности в общественные отношения. При обучении и использовании разнообразных технологий мы должны помнить, что язык играет огромную роль. Следует отметить, что природа, создавшая человека, позаботилась о трех механизмах языковой способности:
1. Субъект решает сам, что он передает другому (внешняя речь).
2. Субъект решает, что сохранить в мыслях.
3. Процесс речепорождения и понимания скрыт от своего хозяина, и он видит лишь результат.
По приблизительным подсчетам доли использования языка и речи в жизни человека распределяются следующим образом:
а) общение – аудирование и говорение, диалоги, монологи (в среднем не более 15% времени),
б) внутреннее общение: одностороннее – через чтение книг, газет, через телевидение, музеи, а так же письма, записи, дневники – личные и деловые (в совокупности до 35% времени),
в) общение с самим собой, т.е. обдумывание чего-то, воспоминания, внутренний диалог с самим собой или с вымышленными персонажами, муки совести, самоанализ, принятие решений для себя (занимает 50% времени).
Чем богаче мир человека, тем глубже его мысли, и тем более сложных и разнообразных языковых
Контрольные вопросы и задания:
Решите представленный ниже кроссворд.