Александр Николаевич Плюснин




Экономическая сущность налогов и основа налогооблжения

1. Экономическая сущность налога.

Вся история России имеет богатый опыт применения налогов. Основной источник доходов древнерусского государства была дань, затем пошлины (судебные или таможенные), в 15 в. появлись налоги, которые взимались со старений, постоялых дворов, земли, а затем появились акцизы на соль, сахар и т.п.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. В форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства (и муниципальных образований).

Налог характеризуется как практическая форма движения денежных средств от товара производителя государству, взносы осуществляют все участники производства ВВП:

· работники создающие своим трудом мат. и немат блага и получающие определенный доход;

· хозяйствующие субъекты.

За счет денежных средств формируются ресурсы государства, которые аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах.

2. Принципы налогообложения.

Это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.

Осн. принципы сформулировал в 1776 г. А.Смит «Исследования о природе и причинах богатства народов»:

· принцип справедливости: каждый должен участвовать в покрытии ресурсов государства сообразно своим доходам и возможностям. Это положение реализуется через 2 основные идеи: сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщиков; кто получает больше благ от государства тот должен больше платить налог;

· принцип сорозмерности: сбалансированность интересов налогоплательщиков и государственного бюджета, характеризуется кривой Лафера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость доходов бюджета от налогового бремени;

«Зависимость бюджета от прогрессивности налогообложения»

100%

Б

 
 


Доходы теневой экономики

Доходы предъявленные

к налогообложению

 

50% 100% Т

 

Нормальная зона шкалы Запретная зона шкалы

 

Д

100%

Д – доходы,

Б – налоговая база, заинтересованность в легальном бизнесе,

Т – ставки налога.

· принцип учета интересов налогоплатильщиков:

1. принцип определенности – налог, который обязан уплатить каждый, должен быть точно определен, а не произволен; размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны как налогоплательщику, так и всякому другому;

2. принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен для плательщика;

· принцип экономии: сумма сборов по отдельному налогу должна превышать затраты на его обслуживание причем в несколько раз.

Немецкий экономист Адольф Фагнер дополнил этот перечень принципом обеспечения достаточности и подвижности, т.е. способностью налога к увеличению или уменьшению в соответствии с потребностями государства. Он считал, что для эффективного функционирования налоговой системы необходима, выбрать оптимальный источник и объект обложения, указав на обязательность исключение из налоговой базы необходимого минимума.

3. Функции налогов

Налоги являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные орагны в целях обеспечения средствами тех лиц предприятий или программ, которые испытывают потребность в ресурсах, т.е. налоговое регулирование ставит основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств необходимых для решения проблем социального, экономического и научно-технического развития страны.

Функции налогов:

1. Фискальная: изъятие у организаций и физических лиц части их дохода в свою пользу, по средствам данной функции реализуется главное предназначение налогов: аккумулирование ресурсов в руках государства.

2. Социальная: позволяет придать рыночной экономике социальную направленность. Это достигается путем установления прогрессивных (регрессивных) ставок налога и направление значительной части средств на социальные нужды.

3. Регулирующая: влияние налогов на инвестиционные процессы, на спад и рост производства. Налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются те, которые направляются на воспроизводство производственных фондов.

Для этой функции выделяют три состовляющие:

· стимулирующая: реализуется через ситему льгот и проявляется в изменении объекта налогообложения, уменьшения налоговой базы или уменьшение ставки;

· дестимулирующая;

· воспроизводственная: аккамулирует средства на востоновление использованых ресрсов.

4. Контрольная: позволяет количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства, благодоря этой функции оценивается эффективность каждого налога и выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему.

4. Элементы налогов.

Все налоги имеют общий признак, элементы. В разрезе этих элиментов и расписывается вся налоговая процедура, т.е. техника исчисления налоговой базы, самой суммы налога сроки уплаты и т.д. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплатильщики и все элементы налогообложения, а именно:

· Субъект налогообложения, (кто платит);

· Объект налогообложения;

· Налоговая база,

· Налоговый период,

· Ставка,

· Порядок исчисления налогов,

· Сроки уплаты.

Субъект налогообложения: лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Субъектами являются юридические и физические лица.

Объект налогообложения: Этим элементом могут быть операции по реализации товаров, имущества, прибыль, доход. Стоимость реализации товаров либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налогоплательщика законодательство о налогах и сборов связывают возникновение обязанностей по уплате налогов.

Налоговая база: Стоимостная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период: Календарный год или иной период времени, по окончанию которого определяется налоговая база и сумма налогов, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по окончанию которых уплачиваются налог на платежи.

Ставка: Величина налоговых платежей на еденицу измерения налоговой базы.

1. твердые налоговые ставки: устанавливаются в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

2. пропорциональный: процент от налоговой базы.

Порядок исчисления и сроки уплаты налогов:

1. Юридические лица: самостоятельно исчисляют сумму налога и перечисляют их в бюджет.

2. Физические лица: Расчет налога и порядок его уплаты определяют налоговые органы.

Налоговые льготы сокращения размера налогов обязательства налогоплательщика: изъятие, скидки, кредиты.

5. классификация налогов.

Налоги в РФ классифицируются по:

· объекту налогообложения (прибыль, имущество, средства потребления);

· по принадлежности к уровню власти: федеральные; региональные; местные.

· по полноте прав использования налоговой суммы: закрепленные, регулирующие.

· по источнику уплаты: себестоимость, прибыль, доход.

· по способу изъятия: прямые, косвенные (НДС, налог с продаж, таможенные пошлины, акциз).

· по субъекту уплаты: физические лица, юридические лица.

· по методу обложения: прогрессивные, регрессивные, равные.

· по способу обложению: кадастровые (налог на землю), декларационные.

· по назначению: общие, целевые.

По способу уплаты налога выделяют три группы:

· по декларации: налог по декларации – официальное заявление налогоплательщика об объекте обложения и полагающихся ему льгот за налогооблагаемый период. Налог о декларации служит основной для исчисления суммы налога.

· по источнику дохода: налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога рассчитанного в бухгалтерии предприятия (налоговым агентом – юридическое и физическое лицо, обязанность которого удержать с вас налог и оплатить его в бюджет).

· кадастровый метод: объект дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень групп заносится в специальную таблицу, где для каждой группы установлена специальная ставка.

6. Методы налогообложения.

Это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

Основные группы:

· Равный способ налогообложения: для каждого плательщика устанавливается равная сумма налогов (подушное налогообложения): сбор на содержание милиции.

· Пропорциональный: для каждого налогоплательщика равная ставка, а не сумма и ставка налога не зависит от ставки налогообложения.

· Прогрессивный: при увеличении объекта налогообложения ставка возрастает.

· Регрессивный: наоборот.

 

Налоговая политика государства.

1. Налоговая политика ее содержание.

Налоговая политика - правовые действия органов власти и управления, определяющие целенаправленность налоговой системы.

При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроля государственных доходов, формируемых налоговым методом.

Экономически обоснованная налоговая политика преследует собой цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Налоговая политика как совокупность тактически и стратегически правовых установок органов власти и управления способно по средствам налоговых методов обеспечить потребность воспроизводства и рост общего благосостояния.

Исходной установкой служит не только обеспечение правового порядка, но и проведение всесторонней оценки хозяйственных экономических отношений.

Налоговая политика, проводимая расчетом на перспективу, свидетельствует о налоговой стратегии, а на текущий момент налоговой тактики.

Налоговая политика должна решать две взаимосвязанные, но противоречивые задачи:

· - обеспечение сбалансированности бюджета

- стабилизация темпов инфляции;

· - оживление деловой активности

- поддержка производства и торговли.

2. налоговое право.

Налоговое право как один из важнейших компонентов финансового права регулирует отношения, складывающиеся в области налоговой деятельности государства.

Налоговое право – система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению введение в действие и взиманию налогов, а также налогового контролю и привлечению к ответственности за нарушение.

Существуют общие и особенные нормы налогового права:

1) общие нормы имеют значение для всех налогов и характеризуют основныые положения налогообложения. Нашли отражения в I части НКРФ и описывают:

· систему налога

· основание возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов.

· права и обязанности участников налоговых отношений

· формы и методы налогового контроля

· виды и размеры ответственности в налоговой сфере

2) особенные нормы налогового права 2-я часть НКРФ: регулируют порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов.

Предмет налогового права – это отношение складывающиеся между государством налогоплатильщиком и иными лицами по поводу установления введения и взимания налогов.

Налоговые отношения всегда связаны с изъятием у физических и юридических лиц части их доходов в соответствующий бюджет или внебюджетные фонды.

Метод и права – совокупность и сочетание приемов способов воздействия на общественные отношения по вопросам налогообложения.

Следовательно, метод налогового права характеризуется как властно имущественный обусловленный необходимостью применения однозначных недопускающих выбора норм в целях формирования государственного бюджета.

Налоговые правоотношения – общественные отношениия урегулируемые нормами налогового права.

Согласно ст.2 НК РФ к отношениям регулируемых налоговым правом:

· отношение по установлению, ведению и взиманию налогов.

· отношение возникающие в процессе осуществления налогового контроля.

· отношения возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данный перечень является исчерпывающим т.к. налоговые отношения не могут быть предметом регулирования:

· нормативно правовыми актами, которые не входят в понятие законодательства о налогах и сборах.

· нормативно правовые акты других отраслей права.

Налоговые отношения - особые либо они отличаются от финансовых и административных правоотношений своим объектом, субъектом и содержанием.

Субъекты наоговых.правоотношений:

· -государственные налоговые органы;

· -налоговые плательщики;

· -налоговые представители (агенты).

В соответствии со ст.9 НК РФ участниками отношений являются: кроме тех что, перечислили

· таможенный орган

· финансовый орган (Министерство Финансов, Финансы Управлений, департаменты и отделы).

· органы государственных внебюджетных фондов

· сборщики налогов - органы исполнительной власти и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов.

Налоговыми органами являются: Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения.

В качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов выступают организации и физические лица, для которых соответствии с законодательством возложены обязанность уплачивать по уплате налогов и сборов.

Юридические лица уплачивают налоги независимо от организационно правовых форм, в том числе филиалы и представительства юридического лица.

Физические лица имеют разные правовые положения (статус), который определяется законодательством с целью применения соответствующих льгот ставок порядка и срока уплаты.

Налоговые агенты: лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет сумм налогов.

Объекты налоговых правоотношений:

· материальные блага юридических и физических лиц, с которых в установленном законом порядке взимаются налоги и сборы.

· материальные блага налогоплатильщика существует как в денежной так и в имущественной форме и представляет собой доходы (прибыль):

-стоимость определенных товаров (акцизы),

-отдельные виды деятельности налогоплатильщиков,

-операции с ценными бумагами,

-пользование природными ресурсами

-имущество юридических и физических лиц,

-добавленая стоимоть продукции

-другие объекты.

3. Принципы н/права.

Можно сформулировать шесть основных юридических принципов налогообложения:

-принцип равного налогового бремени,

- принцип установления налога законами,

- принцип отрицания обратной силы налоговых законов,

- принцип приоритета налоговыми законами над не налоговыми законами,

- принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе,

- принцип сочетания интересов государства и обязанности субъектов.

(1) Всеобщность уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом и органом не допускается установленным дополнительных или повышенных ставок в зависимости от дискриминационных оснований.

(3) Общий отраслевой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению налоговых платежей не распространяется на отношения, возникающие до его принятия.

(4) Является специальным.

(5) Он присущ любой системе налогового законодательства и предполагает не равенство сторон в правовом регулировании в налоговом отношении. Эти неравенства проявляются в неравномерном положении плательщика налога при взыскании не доимки и штрафа, а также возврат переплаченных налогов.

4. Направление развития современной системы налогообложения.

Настоящее время одним из препятствий на пути развития экономики и предпринимательства являются не совершенствовании налоговой системы РФ.

Она формировалась в условиях спада производства и инфляции и имеет ярко выраженный фискальный характер, т.е. роль регулирующей функции налогов значительно понижено.

Важнейшим принципом налоговой системы д.б. приоритет произ-ва над интересами бюджета.

Во всех развитых странах основными стимулами налогообложения являются стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и поиска способов для снятия всех преград на пути экономического роста.

Концепция развития основных направлений налоговой реформы реализуется по следующим способам:

· Достижение стабильности и определенности нал.системы:

1. установление предельных ставок региональных и местных налогов;

2. отказ от практики применения в качестве объекта налогообложения выручки;

3. сокращение числа налогов;

4. устранение противоречий как налогового так и иных законодательств;

5. выравнивание условий налния за счет сокращения льгот.

· Фискальные стимулы предусматривают следующие меры:

1. введение дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей.

2. введение рыночного механизма налогообложения нежвижимости.

3. постепенное снижение налогового бремени на предприятии, перенос части нал.нагрузки со сферы производства в сферу потребления.

4. применение агрегированного налогооблжения субъектов малого бизнеса.

· Находится в области повышения собираемости налогов и предусматривает:

1. последовательный переход к исчислению налогов по отгрузке;

2. наличние у источника выплаты.

3. введение механизма реального контроля доходов физических лиц.

4. совершенствование методов банковского контроля.

5. усиление контроля и ответственности за неполное отражение бухалтерской отчетности операций по налично-денежному обращению.

6. предоставление льгот лишь при условии полной уплаты налогов в предыдущем году.

 

Налоговая система.

1. Понятие налоговой системы.

Различные страны строят свою налоговую систему на базе обще принятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений.

Однако основные принципы в целом не однозначны и во многом зависят от приверженности от той или иной теории.

Налоговая система - взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве сущесвенных условий налогообложения.

Существенные условия налогобложения:

· системы и принципы налогового законодательства;

· принципы налоговой политики;

· порядок установления и ввода в деятельность налогов;

· виды налогов и их общие элементы;

· порядок распределения налогов по бюджету;

· система налоговых органов, формы и методы налогового контороля;

· права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.

Налоговая система каждого государства это плод исторического и национального развития, поэтому невозможно выделить эталоны характеристики системы, можно лишь только дать общие характеристики и наметить тенденции дальнейшего развития.

2. Основные экономические характеристики налоговой системы.

Экономическая характеристика налоговой системы включает в себя следующие показатели:

1) Налоговый гнет (налоговое бремя) – это соотношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, который показывает какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется по средством бюджета. Для измерения налоговой нагрузки сотрудниками международного центра сравнительных исследований проблем налогообложения введено понятие полной ставки налогообложения (ПСН), оно показывает, какая часть добавленной стоимости изымается в государственный бюджет и рассчитывается как соотношение общей суммы налогов и платежей к величине добавленной стоимости в процессе производства и реализации товара.

В РФ в настоящее время отсутствует обще принятая методика исчисления налоговой нагрузки, имеются лишь отдельные измерители, позволяющие в косвенной форме давать представление о налоговом бремени. Существует методика, в основу которой положено методология исчисления доли налогов в ВВП, предложенная Минфином РФ. Она расчитывается для юридических лиц как отношение суммы всех начисленных налогов, включая платежи во внебюджетные фонды к объему реализации продукции. Расчеты показывают, что общее бремя налогов в РФ (ПСН) оценивается в 53-60 %, что на 10-16 % выше, чем в ряде зарубежных стран, более того это намного выше уровня «налоговой ловушки» (40%), когда инвестирование в развитие производства становится невыгодным.

Для гармонизации налоговой системы РФ и стимулирования хозяйственной активности необходимо снижение ПСН до уровня 40-45%.

2) Второй показатель-это соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли. Величина этого покозателя в странах объединенной Европы – 12/1, а в России на уровне 2/1.

3) В налоговых системах разных стран часто проводят различие между прямыми и косвенными налогами. В менее развитых странах доля косвенных налогов высока, т.к. механизм их взимания более прост.

Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет в России в 2003 г. заметно отличатся от большинства развитых стран, т.е. довольно низка доля прямых налогов и высока доля косвенных налогов.

Низкая доля прямых налогов обусловлена не значительной по сравнению с другими странами важной составляющей: налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В странах с развитой экономикой этот налог состоляет от 24 до 72 % всех налоговых поступлений.

Налоговую систему конкретной страны характеризуют также принимаемые типы налогообложения. Так для налоговой системы России характерно пропорциональное (НДФЛ, НДС), прогрессивное (налог на имущество физических лиц) и регрессивное налогообложение (ЕСН).

3. Основные политико-правовые характеристики налоговой системы.

К числу наиболее важных политико-правовых характеристик можно отнести следующее:

1) Сложившиеся в стране пропорции в распределении хозяйственно-экономических функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти. В зависимости от величины расходов, которые ложатся на бюджеты различных уровней выделяются 3 группы стран:

- страны с высоким уровнем расходов местного бюджета (20-30 %). Это Дания, Норвегия, Швеция.

- страны со средним уровнем расходов бюджета (10-20 %). Это Англия, Италия, Ирландия, Нидерланды.

- страны с низким уровнем расходов местного бюджета (10 и менее %). Это Бельгия, Германия, Франция и Россия.

2) Роль налогов среди источников доходов бюджетов различных уровней. В разных странах различаются как количество местных налогов, так и их доля в бюджетах. Например, В Англии 2 местных налога, во Франции ≈ 50, в Бельгии ≈ 100, а в России ≈ 5. Доля налогов в местных бюджетах состовляет в Италии 11%, в Германии -9%, в Дании - 40%.

3) Степень контроля ценральнойй администрации за органами местной власти. Основное содержание этого контроля состовляет право налоговой инициативы, т.е. к какому уровню власти и в какой степени принадлежит право вводить и устанавливать налоги.

Технически решение по реализации этих факторов охватывает 3 формы взаимоотношений бюджетов, условно именуемых: разные налоги, разные ставки, разные доходы.

Разные налоги – эта форма предусматривает. что разные уровни власти вводят свои налоги, при этом существует полное и неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. При этом система центральных органов власти устанавливает исчерпывающий перечень налогов и вводит в действие общегосударственные налоги, а органы власти – местные налоги.

Разные ставки – суть в том, что основные условия взимания налога и максимальный размер налоговой ставки устанавливает ценральный орган, а местные органы - устанавливают только ставку налога, действующую на территории муниципального образования. Эта форма оставляет меньше самостоятельности местным органам власти, но в большей степени защищает интересы налогоплательщиков.

Разные доходы – при этой форме свобода правовых действий местных органов власти не значительна, поскольку в данном случае распределяются только средства, которые собираются централизовано. Порядок и условия разделения устанавливаются федеральным центром по потребностям конкретных регионов, либо по другим критериям, например, численность населения.

4. Система налогового законодательства РФ.

Это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. В рамках этой совокупности различают федеральные законы, законы и акты субъектов федерации и акты местного самоуправления.

В основу Российского законодательства наложена концепция системы законов о налогах прямого действия, которая предусматривает исключение и издание конкретизирующих и развивающих данные налоги подзаконных актов.

Наиболее общие подходы по вопросам налогообложения закреплены в конституции РФ (ст.57).

Общие принципы налогообложения в России закреплены в НК РФ (часть 1). Там перечислены налоги и другие платежи, определены права, обязанности и ответственность субъектов налоговых правоотношений.

Законы РФ включают законы общего действия и законы о конкретных налогах (2 ч. НК РФ).

Указы президента РФ – устанавливают самостоятельные нормы права, а так же носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению.

Постановления правительства РФ – устанавливают ставки таможенных пошлин и акцизов, расчитывают индекс инфляции и устанавливают ставку рефинансирования ЦБ.

Акты министерства РФ по налогам и сборам – в ряде случаев эти акты могут иметь нормативное значение и нарушение их влечет за собой юридическую ответственность, но в целом задача при издании подобных актов сводится к разъяснению методики взимания налогов, ввода в действие законов.

Письма, указания и разъяснения МНС носят нормативный характер и в основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций.

Постановление конститиционного суда, решение и определение верховного суда РФ имеют важное значение для регламентации отношений в налоговой сфере. Принятые в настоящее время постановления этих органов, а три высшего арбитражного суда служат для защиты интересов налогоплательщиков, позволяя им обжаловать незаконные решения налоговых органов в судебном порядке.

Становление и развитие налоговой системы России.

1. История возникновения системы налогообложения в России с 9-19вв.

Объединение древнеруского государства началось с конца 9 в., основным источником доходов княжеской казны была дань. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал “выход”, взимавшийся вначале уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота. Каждый удельный князь сам собирал дань и передавал ее великому князю для отправления в орду. Сумма выхода стала зависеть от соглашений великих князей с ханами.

Уплата выхода была прекращена Иваном III в 1480 г. После чего вновь началось создание налоговой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек-укреплений на южных границах московского государства.

Затем Иван Грорзный ввел стрелецкую подать на создание регулярной армии и полонянечные деньги для выкупа русских людей, угнанных в рабство.

Политическое объединение русских земель произошло в 15 веке. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство налогов собирал приказ большого прихода. Более упорядочена налоговая система была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), давшего в 1655 г. счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили точно определить бюджет государства.

В эпоху Петра I (1672-1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства и крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны вводились все новые налоги вплоть до смешных – на бороду и усы. В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения. Тяжесть многих налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих граждан.

2. Характеристика налоговой системы дореволюционной России.

На рубеже 19-20 в. Россия почти одновременно с передовыми капиталистическими странами вступила в стадию империализма. В дореволюционной России основным место в системе налогообложения занимали косвеные налоги. В 1913 г. их доля составляля 60% доходов бюджета, в т.ч. от казеной винной монополии 28,6%. Крупные доходы приносили акцизы на сахар, табак, соль, спички и керосин. Значительно меньшую роль играли прямые налоги. Такие как поземельный, промысловый, которые составляли только 6% от всех поступлений. Еще в 1898 г. Николай II утвердил положение о государственном налоге, который просуществовал до 1918. Он состоял из налога торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярморочную торговлю. В городах наиболее крупных из прямых налогов был налог с недвижимого имущества.

В 1913 г. был установлен налог на автоматические экипажи и велосипеды.

Первая мировая Война губительно сказалась на финансовом положении страны: резко возрасла бумажно-денежная эмиссия.

С 1 января 1917 г. был введен подоходный налог. После февральской революции положение дел еще более ухудшилось. Временное правительство не сумело справиться с экономическими и финансовыми трудностями. До 66% всех бюджетных расходов покрывал выпуск бумажных денег. В этот же период значительно вырос долг России перед иностранными государствами.

3. Налоговая система 1917г. и в годы НЭПа.

Очередной спад во всей финансовой системе России наступил после октября 1917 г. Основным источником доходов Советской Власти стала эмиссия денег. После установления диктатуры пролетариата налоги использовались государством для подрыва экономической мощи буржуазии.

В 1918 по 1920 гг. был установлен и действовал Военный Коммунизм. Была введена всеобщая трудовая повинность. Кроме того, государство стало перед необходимостью изъятия сельско хозяйственных излишков и запрета частной торговли на хлеб. Одной из наиболее характерных черт военного коммунизма стала продразверстка. Это обязательная сдача государством всех излишков по твердой цене.

Определенный этап налаживания финансовой системы наступил после провозглашения НЭПа, когда были сняты запреты на торговлю. Были разработаны системы налогов, займы и приняты меры по укреплению денежной единицы. В 1923-1925 гг. существовали следующие виды налогов:

· Прямые (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, гербовый сбор и т.д.), благодаря им перераспределялись доходы предприятий и они составляли 43% всех налоговых поступлений в 1923 г., в 1925г – 82%.

· Косвеные (акцизы) были установлены на продажу чая, спичек, табачных изделий, нефтепродуктов и других потребительских товароов.

В период НЭПа были только два чрезвычайных налога: в 1922 г. – общегражданский, для оказания помощи голодающим, а в 1924 – единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая.

4. Налоговая реформа 1930-1931 гг. Налогообложение в годы ВОВ и послевоенное годы.

Налоговая реформа 1930 г. унифицировала налоговые и неналоговые платежи в государственном бюджет и заменила их 2-мя формами изъятий для предприятия: налогом с оборота и отчислениями от прибыли. НСО уплачивали хозяйственно-расчетные, государственные и кооперативные предприятия. Основная часть НСО собиралась в отраслях легкой и пищевой промышленности. Кроме того, НСО взимался в нефтяной и газовой отрасли, в электроэнергетике и по отдельным видам продукции в машиностроении. Налог взимался в виде разницы между розничными и оптовыми ценами предприятия за вычетом торговых скидок.

В1936 г. отменен раннее взимавшийся сельскохозяйственный налог и введен подоходный налог с колхозов.

В период ВОВ доля налогов с населения резко возросла. В 1941 г. введена чрезвычайная военная надбавка к подоходному налогу, которая в 1942 г. была заменена военным налогом. В этом же году был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. В послевоенное время происходило постепенное снижение налогов с населения.

В 1946 г. отменен военный налог и значительно уменьшены другие налоги

 

Ответственность плательщика за нарушение налогового законодательства.

1. Вина в налоговом праве.

Понятие вины налогоплательщика введено сравнительно недавно. Однако оно чрезвычайно важно для налогового законодательства, так в зависимости от степени вины санкции могут быть уменьшены,. увеличены или отменены.

Налоговый Кодекс определяет налоговое правонарушение как виновно совершенное противоправное деяние, за которое установлена ответственность. Если при совершении правонарушений вины нет, значит, плательщик к ответственности не привлекается.

Следует также отметить, что степень вины налогоплательщика влияет только на величину налоговых санкций, но не на величину пени. Это связано с тем, что Налоговый Кодекс рассматривает пени не как ответственность, а как способ обеспечения обязанности по уплате налогов, т.е. пени начисляются вне зависимости от вины налогоплательщика. Для выяснения роли вины налогоплательщика в налоговом праве рассмотрим формы вины и вину организации.

2. Формы вины.

Определяют согласно ст. 110 НК РФ как умысел или неосторожность.

· Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий), либо вредный характер последствий, возникших в следствии этих действий, хотя должно было и могло это осознавать.

· Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо его совершившее осознавало противоправный характер своих действий, либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий.

Различие в формах вины заключается в психическом отношении лица к своему деянию. На практике далеко не всегда возможно определить умышленно ил



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: