Ореста Адамовича Кипренского (1782-18360)




Тема: Русское искусство 1 пол. 19 века. Живопись.

 

Начало XIX столетия называют золотым веком русской живописи. Русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.

В живописи этого времени воплотился новый стиль – романтизм.

(Романтизм – стиль в изобразительном искусстве, музыке, литературе конца XVIII – первой трети XIX в.; основывается на утверждении ценности человеческой личности, индивидуальных чувств, изображении сильных страстей и характеров, одухотворении природы; для романтизма важна категория возвышенного; романтизм противостоял классицизму, утверждая индивидуальность восприятия любого предмета и явления в противовес нормам и правилам, на которых основывается классицизм).

Восприятие многообразия и неповторимости окружающего мира отразилось в привычных жанрах: портрете, пейзаже и дало толчок развития бытового жанра. Русский романтизм прошел два этапа: первый этап – он проявился в портрете и пейзаже; в 30-х годах XIX столетия – в жанре большой исторической картины.

 

Портретный жанр.

Считался низким жанром. Ярко проявился в творчестве

Ореста Адамовича Кипренского (1782-18360)

Орест был воспитанником училища при Санкт-петербургской Академии художеств, затем обучался в самой Академии художеств. Обучение было основано на академической школе, где главным был рисунок, крепкая композиция. Кипренский учился в классе исторической живописи.

Годы между окончанием Академии и поездкой за границу, овеяны романтическими чувствами, - наивысший расцвет творчества Кипренского.

Вращался в литературной среде, знал К. Батюшкого, П. Вяземского, ему позировал В.Жуковский, А. Пушкин.

Настоящим призванием Кипренского стал - портрет. Жанр портрета в России был востребован. Именно в этот период первенство в жанре портрета принадлежит русским живописцам.

Художник создает новый образ человека, уничтожает дистанцию между зрителем и портретируемым (репрезентативный портрет) и человек становится частью мира обыденного, открывается житейская красота.

1. «Портрет мальчика Челищева»

Образ сочетает непосредственность ребенка с серьезностью взрослого. В 15 лет он уже участвовал в Отечественной войне 1812 года и с русской армией дошёл до Парижа. Только романтики обратили внимание на неповторимость детства.

Кипренский написал несколько автопортретов. Как и у любимого им Рембрандта, автопортреты сопроводили его творческую жизнь.

 

1 2 3

2. «Автопортрет с кистями за ухом»

Написан без зеркала: главное здесь – не точная передача черт лица, а позиционирование себя как художника, творческой личности.

3. «Автопортрет с разовым шейным платком»

Нет признаков профессии, перед нами молодой романтик, ищущий чего-то в реальной действительности, но найти не может.

4. «Автопортрет в полосатом халате»

Написан в Италии, усталый умудренный опытом художник.

В 1809 г. Кипренский откомандирован в Москву. Там он создал один из парадных портретов

5. «Портрет гусара Евграфа Давыдова»

Гусар показан почти в полный рост, Мундир написан контрастными яркими цветами. Задумчивый взгляд, большой открытый лоб создают впечатление одухотворенности образа; работа усилена романтическим полумраком, пронизывающего скользкими пятнами света.

Тема была продолжена в портретах участников Отечественной войны 1812 г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: