Тема: Русское искусство 1 пол. 19 века. Живопись.
Начало XIX столетия называют золотым веком русской живописи. Русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.
В живописи этого времени воплотился новый стиль – романтизм.
(Романтизм – стиль в изобразительном искусстве, музыке, литературе конца XVIII – первой трети XIX в.; основывается на утверждении ценности человеческой личности, индивидуальных чувств, изображении сильных страстей и характеров, одухотворении природы; для романтизма важна категория возвышенного; романтизм противостоял классицизму, утверждая индивидуальность восприятия любого предмета и явления в противовес нормам и правилам, на которых основывается классицизм).
Восприятие многообразия и неповторимости окружающего мира отразилось в привычных жанрах: портрете, пейзаже и дало толчок развития бытового жанра. Русский романтизм прошел два этапа: первый этап – он проявился в портрете и пейзаже; в 30-х годах XIX столетия – в жанре большой исторической картины.
Портретный жанр.
Считался низким жанром. Ярко проявился в творчестве
Ореста Адамовича Кипренского (1782-18360)
Орест был воспитанником училища при Санкт-петербургской Академии художеств, затем обучался в самой Академии художеств. Обучение было основано на академической школе, где главным был рисунок, крепкая композиция. Кипренский учился в классе исторической живописи.
Годы между окончанием Академии и поездкой за границу, овеяны романтическими чувствами, - наивысший расцвет творчества Кипренского.
Вращался в литературной среде, знал К. Батюшкого, П. Вяземского, ему позировал В.Жуковский, А. Пушкин.
|
Настоящим призванием Кипренского стал - портрет. Жанр портрета в России был востребован. Именно в этот период первенство в жанре портрета принадлежит русским живописцам.
Художник создает новый образ человека, уничтожает дистанцию между зрителем и портретируемым (репрезентативный портрет) и человек становится частью мира обыденного, открывается житейская красота.
1. «Портрет мальчика Челищева»
Образ сочетает непосредственность ребенка с серьезностью взрослого. В 15 лет он уже участвовал в Отечественной войне 1812 года и с русской армией дошёл до Парижа. Только романтики обратили внимание на неповторимость детства.
Кипренский написал несколько автопортретов. Как и у любимого им Рембрандта, автопортреты сопроводили его творческую жизнь.
1 2 3
2. «Автопортрет с кистями за ухом»
Написан без зеркала: главное здесь – не точная передача черт лица, а позиционирование себя как художника, творческой личности.
3. «Автопортрет с разовым шейным платком»
Нет признаков профессии, перед нами молодой романтик, ищущий чего-то в реальной действительности, но найти не может.
4. «Автопортрет в полосатом халате»
Написан в Италии, усталый умудренный опытом художник.
В 1809 г. Кипренский откомандирован в Москву. Там он создал один из парадных портретов
5. «Портрет гусара Евграфа Давыдова»
Гусар показан почти в полный рост, Мундир написан контрастными яркими цветами. Задумчивый взгляд, большой открытый лоб создают впечатление одухотворенности образа; работа усилена романтическим полумраком, пронизывающего скользкими пятнами света.
Тема была продолжена в портретах участников Отечественной войны 1812 г.