ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
(заочное отделение)
Уважаемые студенты 2 курса инженерного факультета (направление Строительство), к семинарам по первой и второй темам следует готовиться к 12 ноября 2020г.
К 14 октября готовитесь к семинарским занятиям по третьей и четвертой темам.
23 и 25 октября – экзамены по группам.
Подготовленные конспекты первоисточников и другие письменные работы высылаете преподавателю, то есть мне, по электронной почте. Мой адрес: lugor06@rambler.ru
Тема 1Философия, ее предмет и назначение (2 часа)
1 Философия как мировоззрение и знание.
2 Историческая изменчивость представлений о предмете и назначении философии.
3 Функции философии.
Базовые понятия: мировоззрение, мироощущение, мировосприятие,
миропонимание, миф, антропоморфизм, синкретизм, религия, вера, разум
философия, мудрость, рациональное, наука, знание, предмет знания.
Основные имена: Аристотель, Фома Аквинский, Гоббс, Бердяев
Обязательная литература для конспектирования к семинару:
Мир философии, кн.1. Аристотель, с.12-13; Фома Аквинский, с.15; Гоббс, с.18-23; Бердяев, с.97-107.
Учебники и учебные пособия:
Философия: учебник / Ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 735 с. Раздел первый, с.14-18, 27-33.
Философия: учебник для бакалавров / Ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2012. – 561 с. Раздел 1 (1.1, 1.5).
Подготовка к первой теме требует большой самостоятельной работы по конспектированию текстов самих философов. Конспект – краткая запись содержания кого-либо текста, например, книги, статьи, лекции. Выделяете самое важное в текстах четырех философов, указанных в задании к первой теме, а именно, как каждый из этих философов понимает предмет философии, ее роль в культуре, в обществе. Книгу «Мир философии» проще всего найти в Интернете, но страницы могут немного не совпасть с указанными здесь. Находите, открываете книгу первую, раздел первый, часть первую. В этой первой части текст Аристотеля идет вторым, Фомы Аквинского – четвертым, Гоббса – шестым. Текст Н. Бердяева находится ближе к концу первой части первого раздела.
Кроме того, необходимо письменно ответить на третий вопрос плана – функции философии.
Вопросы для размышления
1 Все ли знания, накопленные человеком к определенному возрасту, входят в мировоззрение?
2 Попытаетесь дать ответ на вопрос: «Что есть философия?»
3 Каждый ли человек философ?
4 Как понимали предмет и назначение философии Аристотель, Фома Аквинский, Гоббс, Бердяев? Покажите связь их позиции с эпохой, в которую они жили.
Тема 2 Философия Нового времени
1 Научная революция 17в. и особенности новоевропейской философии.
2 Основные философские учения эпохи.
3 Особенности классической немецкой философии, её главные представители.
Базовые понятия: деизм, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, метод,
индукция, дедукция, субстанция, атрибут, детерминизм, истина, общественный договор, вещь-в-себе, явление, априорные формы познания, категорический императив, абсолютная идея, диалектика, абстрактное и конкретное (в философии Гегеля и Маркса).
Основные имена: Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гоббс, Локк,
Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Кант, Гегель, Фейербах.
Вопросы для размышления
1 Почему становление капитализма приводит к рождению научно рационального стиля мышления.
2 Почему сложившаяся в 17-18 веках научная картина мира получила название механической?
3 Согласны ли Вы с тем, как Кант противопоставлял счастье и долг?
4 Л.Фейербах утверждал, что человек человеку – бог. Согласны ли Вы с этим утверждением?
Формы подготовки к данному семинару иные: 1) небольшой, объёмом 3-5 страниц, письменный доклад по одному из вопросов плана семинарского занятия (по Вашему выбору), 2) письменные ответы на вопросы для размышления (кратко, своими словами и с обоснованием ответа). А также составление словарика терминов (см.: базовые понятия) и философов (см.: основные имена).
Тема 3 Учение о человеке (2 часа)
1 Специфика бытия человека в мире.
2 Многомерность человека
3 Духовность человека. Проблема смысла жизни.
4 Свобода и ответственность личности
Базовые понятия: антропосоциогенез, деятельность, общение,
биологическое и социальное, индивид, индивидуальность, личность, способности, потребности, права, обязанности, социализация, духовность, долг, смысл жизни, судьба, творчество, свобода, ответственность.
Основные имена: Энгельс, Маркс, Фрейд, Кассирер, Шелер, Бердяев, Толстой, Сартр, Камю, Франкл.
Учебники и учебные пособия:
Философия: Учебник /ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 735 с. Раздел 5, гл.24, 25, 26 (26.2).
Философия: учебник для бакалавров / Ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2012. – 561 с. Раздел 5, гл. 24,25, 26.
Вопросы для размышления
1 Почему бытие человека всегда есть загадка для него самого?
2 Что может человек и что ему недоступно в принципе?
3 Смысл жизни – один на всю жизнь? Или в разные периоды жизни он разный?
4 Может ли человек совершенствоваться бесконечно?
Формы подготовки к данному семинару: 1) небольшой, объёмом 3-5 страниц, письменный доклад по одному из вопросов плана семинарского занятия (по Вашему выбору), 2) письменные ответы на вопросы для размышления (кратко, своими словами и с обоснованием ответа). А также составление словарика терминов (см.: базовые понятия) и философов (см.: основные имена).
Тема 4 Мир человека: общество, история, культура (2 часа)
1 Общество как система. Специфика социального познания.
2 Основные проблемы философии истории.
3 Философское понимание культуры.
4 Ценности как ядро культуры.
Базовые понятия: общество, социальное, деятельность, общественные отношения, свойства общества (самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность), социальная структура, сферы общественной жизни (материальная, социальная, политическая, духовная), история, развитие, прогресс, классы, массы, личности, общественно-экономическая формация, цивилизационный подход, культура, ценности, материальная и духовная культура, творчество, традиции..
Основные имена: Конт, Спенсер, Маркс, Вебер, Плеханов, Бердяев, Фромм, Данилевский, Шпенглер, Тойнби,Ростоу, Арон, Поппер, Хантингтон.
Учебники и учебные пособия:
Философия: Учебник /ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 735 с. Раздел 4, гл. 15,18, 23..
Философия: учебник для бакалавров / Ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2012. – 561 с. Раздел 4, гл. 19,21, 22.
Вопросы для размышления
1 Перечислите и дайте краткую характеристику основным субъектам исторического процесса.
2 Прогресс и регресс как виды развития. Возможен ли в истории прогресс без регресса?
3 Какие сценарии будущего существуют и какой из них, на ваш взгляд, имеет больше шансов воплотиться в реальность;
4 Какова роль России во всемирном историческом процессе в настоящее время и в перспективе? Считаете ли вы, что Россия должна стать страной №1 в духовной области?
Формы подготовки к данному семинару: 1) небольшой, объёмом 3-5 страниц, письменный доклад по одному из вопросов плана семинарского занятия (по Вашему выбору), 2) письменные ответы на вопросы для размышления (кратко, своими словами и с обоснованием ответа). А также составление словарика терминов (см.: базовые понятия) и философов (см.: основные имена).
Экзаменационные вопросы по философии
для студентов заочного отделения
1 Мировоззрение, его структура и исторические типы
2 Особенности философии как мировоззрения
3 Предмет философии и основные разделы философского знания
4 Главные философские направления
5 Функции философии
6 Предпосылки возникновения философии
7 Античная философия: общая характеристика
8 Философские системы Платона и Аристотеля
9 Проблема человека в античной философии
10 Философия Средних веков
11 Философия Нового времени. Философские Взгляды Ф. Бэкона и Р. Декарта
12 Классическая немецкая философия
13 Философия марксизма
14 Позитивизм: возникновение и этапы развития
15 Иррационализм в современной философии
16 Особенности философской мысли в России
17 Философские учения Вл. Соловьева и Н.Бердяева
18 Проблема бытия в философии
19 Пространство, время, движение и развитие
20 Специфика бытия человека в мире
21 Природное, социальное, духовное в человеке
22 Понятие личности. Свобода и ответственность личности
23 Сознание: свойства, структура, сущность
24 Психика человека как единство сознательных и бессознательных процессов
25 Познание и его структура. Роль чувств и разума в познании
26 Проблема истины в философии и науке
27 Специфика научного познания
28 Роль науки и техники в современном обществе
29 Глобальные проблемы современной цивилизации
30 Общество и его структура. Специфика социального познания
31 Основные проблемы философии истории
32 Ценности и их роль в жизни общества и человека