Тема 4 Мир человека: общество, история, культура (2 часа)




ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

(заочное отделение)

 

Уважаемые студенты 2 курса инженерного факультета (направление Строительство), к семинарам по первой и второй темам следует готовиться к 12 ноября 2020г.

К 14 октября готовитесь к семинарским занятиям по третьей и четвертой темам.

23 и 25 октября – экзамены по группам.

Подготовленные конспекты первоисточников и другие письменные работы высылаете преподавателю, то есть мне, по электронной почте. Мой адрес: lugor06@rambler.ru

 

Тема 1Философия, ее предмет и назначение (2 часа)

1 Философия как мировоззрение и знание.

2 Историческая изменчивость представлений о предмете и назначении философии.

3 Функции философии.

 

Базовые понятия: мировоззрение, мироощущение, мировосприятие,

миропонимание, миф, антропоморфизм, синкретизм, религия, вера, разум

философия, мудрость, рациональное, наука, знание, предмет знания.

Основные имена: Аристотель, Фома Аквинский, Гоббс, Бердяев

 

Обязательная литература для конспектирования к семинару:

Мир философии, кн.1. Аристотель, с.12-13; Фома Аквинский, с.15; Гоббс, с.18-23; Бердяев, с.97-107.

 

Учебники и учебные пособия:

Философия: учебник / Ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 735 с. Раздел первый, с.14-18, 27-33.

Философия: учебник для бакалавров / Ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2012. – 561 с. Раздел 1 (1.1, 1.5).

Подготовка к первой теме требует большой самостоятельной работы по конспектированию текстов самих философов. Конспект – краткая запись содержания кого-либо текста, например, книги, статьи, лекции. Выделяете самое важное в текстах четырех философов, указанных в задании к первой теме, а именно, как каждый из этих философов понимает предмет философии, ее роль в культуре, в обществе. Книгу «Мир философии» проще всего найти в Интернете, но страницы могут немного не совпасть с указанными здесь. Находите, открываете книгу первую, раздел первый, часть первую. В этой первой части текст Аристотеля идет вторым, Фомы Аквинского – четвертым, Гоббса – шестым. Текст Н. Бердяева находится ближе к концу первой части первого раздела.

Кроме того, необходимо письменно ответить на третий вопрос плана – функции философии.

 

Вопросы для размышления

1 Все ли знания, накопленные человеком к определенному возрасту, входят в мировоззрение?

2 Попытаетесь дать ответ на вопрос: «Что есть философия?»

3 Каждый ли человек философ?

4 Как понимали предмет и назначение философии Аристотель, Фома Аквинский, Гоббс, Бердяев? Покажите связь их позиции с эпохой, в которую они жили.

 

Тема 2 Философия Нового времени

1 Научная революция 17в. и особенности новоевропейской философии.

2 Основные философские учения эпохи.

3 Особенности классической немецкой философии, её главные представители.

 

Базовые понятия: деизм, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, метод,

индукция, дедукция, субстанция, атрибут, детерминизм, истина, общественный договор, вещь-в-себе, явление, априорные формы познания, категорический императив, абсолютная идея, диалектика, абстрактное и конкретное (в философии Гегеля и Маркса).

 

Основные имена: Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гоббс, Локк,

Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Кант, Гегель, Фейербах.

 

Вопросы для размышления

1 Почему становление капитализма приводит к рождению научно рационального стиля мышления.

2 Почему сложившаяся в 17-18 веках научная картина мира получила название механической?

3 Согласны ли Вы с тем, как Кант противопоставлял счастье и долг?

4 Л.Фейербах утверждал, что человек человеку – бог. Согласны ли Вы с этим утверждением?

 

Формы подготовки к данному семинару иные: 1) небольшой, объёмом 3-5 страниц, письменный доклад по одному из вопросов плана семинарского занятия (по Вашему выбору), 2) письменные ответы на вопросы для размышления (кратко, своими словами и с обоснованием ответа). А также составление словарика терминов (см.: базовые понятия) и философов (см.: основные имена).

 

Тема 3 Учение о человеке (2 часа)

1 Специфика бытия человека в мире.

2 Многомерность человека

3 Духовность человека. Проблема смысла жизни.

4 Свобода и ответственность личности

 

Базовые понятия: антропосоциогенез, деятельность, общение,

биологическое и социальное, индивид, индивидуальность, личность, способности, потребности, права, обязанности, социализация, духовность, долг, смысл жизни, судьба, творчество, свобода, ответственность.

 

Основные имена: Энгельс, Маркс, Фрейд, Кассирер, Шелер, Бердяев, Толстой, Сартр, Камю, Франкл.

 

Учебники и учебные пособия:

Философия: Учебник /ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 735 с. Раздел 5, гл.24, 25, 26 (26.2).

Философия: учебник для бакалавров / Ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2012. – 561 с. Раздел 5, гл. 24,25, 26.

 

Вопросы для размышления

1 Почему бытие человека всегда есть загадка для него самого?

2 Что может человек и что ему недоступно в принципе?

3 Смысл жизни – один на всю жизнь? Или в разные периоды жизни он разный?

4 Может ли человек совершенствоваться бесконечно?

 

Формы подготовки к данному семинару: 1) небольшой, объёмом 3-5 страниц, письменный доклад по одному из вопросов плана семинарского занятия (по Вашему выбору), 2) письменные ответы на вопросы для размышления (кратко, своими словами и с обоснованием ответа). А также составление словарика терминов (см.: базовые понятия) и философов (см.: основные имена).

 

 

Тема 4 Мир человека: общество, история, культура (2 часа)

1 Общество как система. Специфика социального познания.

2 Основные проблемы философии истории.

3 Философское понимание культуры.

4 Ценности как ядро культуры.

 

Базовые понятия: общество, социальное, деятельность, общественные отношения, свойства общества (самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность), социальная структура, сферы общественной жизни (материальная, социальная, политическая, духовная), история, развитие, прогресс, классы, массы, личности, общественно-экономическая формация, цивилизационный подход, культура, ценности, материальная и духовная культура, творчество, традиции..

 

Основные имена: Конт, Спенсер, Маркс, Вебер, Плеханов, Бердяев, Фромм, Данилевский, Шпенглер, Тойнби,Ростоу, Арон, Поппер, Хантингтон.

 

Учебники и учебные пособия:

Философия: Учебник /ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 735 с. Раздел 4, гл. 15,18, 23..

Философия: учебник для бакалавров / Ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2012. – 561 с. Раздел 4, гл. 19,21, 22.

 

Вопросы для размышления

 

1 Перечислите и дайте краткую характеристику основным субъектам исторического процесса.

2 Прогресс и регресс как виды развития. Возможен ли в истории прогресс без регресса?

3 Какие сценарии будущего существуют и какой из них, на ваш взгляд, имеет больше шансов воплотиться в реальность;

4 Какова роль России во всемирном историческом процессе в настоящее время и в перспективе? Считаете ли вы, что Россия должна стать страной №1 в духовной области?

 

Формы подготовки к данному семинару: 1) небольшой, объёмом 3-5 страниц, письменный доклад по одному из вопросов плана семинарского занятия (по Вашему выбору), 2) письменные ответы на вопросы для размышления (кратко, своими словами и с обоснованием ответа). А также составление словарика терминов (см.: базовые понятия) и философов (см.: основные имена).

 

 

Экзаменационные вопросы по философии

для студентов заочного отделения

 

1 Мировоззрение, его структура и исторические типы

2 Особенности философии как мировоззрения

3 Предмет философии и основные разделы философского знания

4 Главные философские направления

5 Функции философии

6 Предпосылки возникновения философии

7 Античная философия: общая характеристика

8 Философские системы Платона и Аристотеля

9 Проблема человека в античной философии

10 Философия Средних веков

11 Философия Нового времени. Философские Взгляды Ф. Бэкона и Р. Декарта

12 Классическая немецкая философия

13 Философия марксизма

14 Позитивизм: возникновение и этапы развития

15 Иррационализм в современной философии

16 Особенности философской мысли в России

17 Философские учения Вл. Соловьева и Н.Бердяева

18 Проблема бытия в философии

19 Пространство, время, движение и развитие

20 Специфика бытия человека в мире

21 Природное, социальное, духовное в человеке

22 Понятие личности. Свобода и ответственность личности

23 Сознание: свойства, структура, сущность

24 Психика человека как единство сознательных и бессознательных процессов

25 Познание и его структура. Роль чувств и разума в познании

26 Проблема истины в философии и науке

27 Специфика научного познания

28 Роль науки и техники в современном обществе

29 Глобальные проблемы современной цивилизации

30 Общество и его структура. Специфика социального познания

31 Основные проблемы философии истории

32 Ценности и их роль в жизни общества и человека

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: