Проблемные педагогические ситуации




Вопросы к итоговому экзамену (3 курс сессия 2)

Компетентностно-ориентированные ситуационные задания

С целью проверки уровня сформированности профессиональных компетенций студентам предлагается выполнить практико-ориентированные задания (к экзамену).

При выполнении практико-ориентированного задания необходимо продемонстрировать умения и способности оперирования теоретическими знаниями применительно к анализу конкретной проблемы в области профессиональной деятельности воспитателя в системе дошкольного образования, обоснованию предложений по ее оптимальному разрешению. Выполнение подобного задания позволяет продемонстрировать сформированные у него профессиональные знания, умения и навыки, а также компетенции, позволяющие как выявлять ключевые проблемы, так и проектировать профессиональные действия по их разрешению.

 

Проблемные педагогические ситуации

1.В семье растет сын. Родители любят его, окружают заботой, покупают разнообразные игрушки. Ему исполнилось 5 лет, и с ним стали происходить изменения. Он стал меньше играть с игрушками, все чаще пристает к взрослым, вмешивается в их разговоры, задает много вопросов. Родители в недоумении: раньше ребенок хорошо играл с игрушками, никому не мешал, а сейчас надоедает старшим и, если на его вопросы не отвечают, плачет.

  • С какими формами общения связано такое поведение ребенка?
  • Что можно посоветовать родителям?

 

2. Ребенок средней группы замкнут, неактивен, из неблагополучной семьи, с детьми не общается, предпочитает уединение. На предложение воспитателя поиграть охотно соглашается, но его не интересуют действия с игрушками, прижимается к воспитателю, стремится забраться на колени.

  • На каком уровне (форме) общения находится ребенок?
  • Какие педагогические действия должен предпринимать воспитатель?

 

3. Прочитайте рассказ В. Драгунского «Заколдованная буква» (см. приложение).

  • Какие особенности коммуникативных действий дошкольников в общении со сверстниками ярко проиллюстрированы писателем?
  • Выделите особенности построения предложений, лексики, звукопроизношения, характерные черты диалога.

 

4. В старшей группе появился новый мальчик, который не посещал раньше детский сад. Он громко разговаривает, высказывает просьбы в виде требований, срываясь на крик, не умеет выслушивать сверстника. На просьбы говорить тише, чтобы не мешать другим детям, почти не реагирует.

  • Какими будут ваши действия как воспитателя?
  • В чем Вы видите причины такого поведения?

 

5.Ребенок младшего дошкольного возраста не пользуется речью в общении с воспитателем, хотя с родителями разговаривает. Что Вы будете делать?

 

6.Определите, какому дошкольному возрасту (младшему, среднему, старшему) соответствует следующая характеристика связной речи:

В беседе со взрослым ребенок правильно отвечает на вопросы, выслушивает ответ, сам задаёт большое количество вопросов.

В процессе пересказывания литературных произведений ребенок может самостоятельно передать содержание небольших сказок, рассказов, не только знакомых, но и впервые прочитанных.

Умеет составить небольшие рассказы по картине, игрушке, опираясь на образец рассказа воспитателя или по плану, предложенному взрослым, при этом ребенку необходима помощь.

При составлении рассказов из опыта испытывает некоторые затруднения, не всегда может логично передать происходившие события, т.к. большое место занимает ситуативная речь, перескакивает с описания одного события на другое, логика повествования нарушается, языковые средства дополняются жестами, мимикой.

Самостоятельно придумать рассказ по теме, предложенной взрослым, не может.

7. В старшую группу детского сада пришла новенькая девочка, она быстро освоилась и стала каждый день загадывать детям загадки. Воспитатель, видя интерес девочки к этому, тоже загадал ей загадки и отметил, что ни одну из них девочка не смогла отгадать, а главное даже не пыталась думать над отгадкой.

  • Объясните причину такого поведения девочки.
  • Какую работу следует проводить с этим ребенком?

8. Внимательно прочитайте характеристику речевого развития и определите, какому дошкольному возрасту (младшему, среднему, старшему) она соответствует.

· Дети активно осваивают построение разных типов высказываний (описание, повествование, рассуждение), умеют анализировать структуру любого связного высказывания (начало, середина, конец). Осваивают родовые понятия, такие, как транспорт водный, воздушный, наземный, подземный. Все звуки родного языка произносят отчетливо. Происходит развитие фонематического восприятия. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

9.Ребенок допускает ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. Назовите дидактические игры и упражнения, которые помогут ребенку усвоить способы словоизменения существительных. На каком содержании вы будете проводить эту работу в младшем возрасте, в старшем возрасте?

 

10. Ребенок неправильно образует названия детенышей животных. Назовите дидактические игры и упражнения, которые вы будете использовать в работе с ребенком по формированию способов словообразования. На каком содержании (приведите пример) вы будете проводить эту работу. Обоснуйте, почему.

 

11. Ребенок старшего дошкольного возраста редко пользуется сложными предложениями. Какие рекомендации вы можете дать для работы с этим ребенком.

 

12. Ребенок среднего дошкольного возраста употребляет слова «хорошее», «хужее». Объясните возможную причину возникновения такой грамматической ошибки и причины ее устранения.

 

13. Ребенок среднего дошкольного возраста изменяет несклоняемые имена существительные «пальто», «кино». Дайте рекомендации для работы с этим ребенком.

 

14. Ребенок хорошо произносит практически все звуки родного языка. Испытывает затруднения в произношении некоторых шипящих (с, щ), сонорных (р). Умеет регулировать темп речи и силу голоса. Умеет выделить необходимый звук в слове. Дифференцировать звуки и определять последовательность звуков в слове не умеет. Не всегда плавно расходует воздух на выдохе, поэтому при чтении стихотворений возникают неоправданные паузы.

  • Определите, в какой возрастной группе, скорее всего, находится этот ребенок.

 

15. Вы – воспитатель средней группы детского сада. В группу пришла новенькая девочка. Наблюдая за ней, вы заметили, что девочка в процессе рассказывания не умеет плавно расходовать воздух, в результате речь её прерывиста, маловыразительна.

  • Какие дидактические игры и упражнения вы будете использовать в работе с ребенком и какие порекомендуете родителям?

 

16. В старшей группе появился новый мальчик, который не посещал раньше детский сад. Он громко разговаривает, высказывает просьбы в виде требований, срываясь на крик, не умеет выслушивать сверстника. На просьбы говорить тише, чтобы не мешать другим детям, почти не реагирует.

  • Какими будут ваши действия как воспитателя?
  • В чем Вы видите причины такого поведения?

 

17. Ребенок младшего дошкольного возраста не пользуется речью в общении с воспитателем, хотя с родителями разговаривает. Что Вы будете делать?

 

  1. Вы старший воспитатель детского сада, анализируете беседу, проводимую воспитателем старшей группы. Цель беседы – развитие диалогической речи у детей. По каким критериям Вы будете ее оценивать?

 

  1. В основной части беседы по теме «Времена года» воспитатель использует вопросы: «Какое сейчас время года? Сколько времен года Вы знаете? Назовите их. Какая погода бывает зимой (весной, осенью…)? Вспомните зимние (летние…) месяцы? Назовите их и т.д.». Оцените характер вопросов, используемых воспитателем, и их эффективность.

 

  1. Ребенок 6-7 лет не может составить рассказ по игрушке. Укажите возможные причины его затруднений, обозначьте направления педагогической работы с ним по формированию этого умения.

 

  1. Ребенок в процессе рассказывания по картине часто использует указательные местоимения «здесь», «там». Что вы будете делать?

 

  1. Определите, какому дошкольному возрасту (младшему, среднему, старшему) соответствует следующая характеристика связной речи:

В беседе со взрослым ребенок правильно отвечает на вопросы, выслушивает ответ, сам задаёт большое количество вопросов.

В процессе пересказывания литературных произведений ребенок может самостоятельно передать содержание небольших сказок, рассказов, не только знакомых, но и впервые прочитанных.

Умеет составить небольшие рассказы по картине, игрушке, опираясь на образец рассказа воспитателя или по плану, предложенному взрослым, при этом ребенку необходима помощь.

При составлении рассказов из опыта испытывает некоторые затруднения, не всегда может логично передать происходившие события, т.к. большое место занимает ситуативная речь, перескакивает с описания одного события на другое, логика повествования нарушается, языковые средства дополняются жестами, мимикой.

Самостоятельно придумать рассказ по теме, предложенной взрослым, не может.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: