1. Разработайте план занятия по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения составлению рассказов по сюжетной картине с помощью современной технологии
Методические рекомендации: Для разработки плана занятия по обучению детей рассказыванию по сюжетной картине используйте следующий картинный материал: "Ежи";"Купание медвежат";"Львы";"Кролики";"Кошка с котятами"; "Как Миша варежку потерял";"Медвежонок на прогулке";"Ребята и ёж"; " Как подружки котёнка спасли". Раскройте особенности развития монологической речи в старшем дошкольном возрасте. Охарактеризуйте основные виды, в которых осуществляется развитие монологической речи. Назовите исследователей, занимающихся вопросами формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста. Укажите приемы и виды обучения рассказыванию по картине. Раскройте технологию работы.
2. Разработайте конспект родительского собрания по следующим темам «Развитие речи детей как средство общения через сюжетно-ролевые игры»; «Развитие речи дошкольников в контексте ФГОС ДОО»; «Эффективное внедрение педагогических технологий развития речи как условие развития речевых способностей дошкольников»; «Использование инновационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста».
Методические рекомендации: вспомните определение понятия «педагогический совет», какова главная цель педагогического совета, его функции и виды. Раскройте основные формы организации педагогического совета (традиционный; с использованием отдельных методов активизации педагогов; нетрадиционный педагогический совет). Укажите примерную структуру заседания педагогического совета и алгоритм его подготовки.
|
3. Подготовьте конспект пересказа на основе текстов русских народных сказок (сказка по выбору студента) для детей старшего возраста с помощью технологии моделирования, ТРИЗ
Методические рекомендации: вспомните содержание традиционных этапов обучения дошкольников пересказу (Вводная беседа; первичное рассказывание; беседа по сказке; повторное рассказывание; пауза; пересказ сказки; оценка работы детей). Студенты составляют конспект пересказа в соответствии с перечисленными этапами.
4. Определите правильность представленных ниже положений, поставив рядом с номером каждого положения значок «В» – если утверждение верно, «Н» – если оно неверно.
1. Дошкольник постигает грамматику практическим путем, в процессе использования языка и восприятия речи окружающих людей.
2. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста включает работу по морфологии, словообразованию, синтаксису.
3. В работе по формированию грамматически правильной речи необходимо, чтобы у ребенка сформировался «динамический стереотип» на одну грамматическую форму.
4. Условиями формирования грамматической стороны речи является: формирование грамматически правильной речи в повседневном общении, использование правильных методов при обучении грамматическим формам, развитие поисковой активности, формирование обобщенных средств и способов решения языковых задач.
5. Усвоение синтаксиса идет в плане количественного и качественного изменения словесного состава предложения.
|
6. Работа по формированию грамматического строя речи не связана с развитием других сторон языка и форм речи.
7. В старшем дошкольном возрасте не используют в работе по обучению детей правильным грамматическим формам ситуации «письменной речи».
8. Программным ядром раздела грамматики является формирование языковых обобщений.
9. Словотворчество мешает ребенку ориентироваться в особенностях грамматики русского языка, поэтому с этим явлением необходимо бороться.
10. У детей необходимо сформировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов.
Теоретические вопросы
1. Речь, ее формы, функции и значение в жизнедеятельности человека.
2. Проблема соотношения биологических, социальных и других факторов в речевом развитии детей.
3. Развитие структурных компонентов речи в дошкольном детстве.
4. Проблема соотношения мышления и речи в трудах представителей отечественной и зарубежной науки.
5. Предмет, цели, задачи и содержание методики развития речи как учебной дисциплины.
6. Методы научного исследования в методике развития речи.
7. Связь методики развития речи со смежными дисциплинами.
8. Теоретические основы методики развития речи.
9. К.Д.Ушинский – основоположник методики первоначального обучения родному языку.
10. Е.И.Тихеева, ее роль в создании методики развития речи в детском саду.
11. Развитие и совершенствование методики развития речи в период с 20 по 70 гг. ХIX века.
12. Актуальные проблемы методики развития речи МРР на современном этапе.
|
13. Задачи, содержание и методы работы по развитию речи детей в ДОО.
14. Теоретические основы программы развития речи детей дошкольного возраста.
15. Теоретические основы формирования связной речи у детей дошкольного возраста.
16. Особенности и методика формирования речевого общения детей на разных этапах.
17. Задачи, содержание и методика формирования разговорной речи у детей раннего и дошкольного возраста.
18. Особенности восприятия картины детьми дошкольного возраста. Методика работы с картиной в разных возрастных группах.
19. Рассказы детей из личного опыта в разных возрастных группах, методика их проведения.
20. Составление детьми сюжетных рассказов по игрушке.
21. Рассказывание как средство формирования монологической речи у детей.
22. Методика составления описательных рассказов о предмете и игрушке.
23. Беседа как средство развития диалогической речи. Методика проведения бесед.
24. Методика обучения пересказыванию литературных произведений в разных возрастных группах.
25. Развитие самостоятельности и творческого воображения в ходе творческого рассказывания и методика составления творческих рассказов.
26. Особенности развития речи детей раннего возраста и методика работы на занятии.
27. Теоретические основы словарной работы в ДОО.
28. Задачи, методы и содержание работы по развитию словаря с детьми раннего возраста.
29. Особенности организации работы с детьми по развитию словаря в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов.
30. Методика работы по развитию словаря в процессе видовых и родовых обобщений.
31. Дидактические игры, их значение и использование для решения задач словарной работы в детском саду.
32. Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Роль наблюдений и экскурсий в развитии словаря.
33. Особенности усвоения детьми дошкольного возраста звукопроизношения, словопроизношения, средств интонационной выразительности.
34. Задачи и содержание работы по воспитанию качеств, навыков правильного и четкого звука и словопроизношения в разных возрастных группах.
35. Система работы по формированию звуко- и словопроизношения в разных возрастных группах.
36. Особенности усвоения детьми грамматического строя речи русского языка и задачи формирования грамматически правильной речи.
37. Методика формирования навыков грамматически правильной речи у детей.
38. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений. Задачи и содержание работы ДОО по ознакомлению детей с художественной литературой.
39. Методика чтения и рассказывания литературных произведений детской литературы в разных возрастных группах.
40. Особенности восприятия и понимания детьми поэтических произведений. Методика ознакомления с поэзией в детском саду.
41. Художественно-речевая деятельность детей.
42. Подготовка к обучению грамоте в системе работы детского сада.
43. Проблема обучения грамоте детей в истории отечественного дошкольного образования.
44. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению, его сущность, психологические основы.
45. Характеристика современных методик обучения чтению детей, обоснование целесообразности их использования в работе с дошкольниками.
46. Инновационные формы работы воспитателя по развитию речи детей на современном этапе.
47. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста.
48. Проблема планирования по развитию речи детей в детском саду на современном этапе.
49. Методическое руководство работой по развитию речи детей дошкольного возраста.
50. Инновационные формы организации методической работы по развитию речи в детском саду.