Методика №1.
Психологический климат коллектива
Цель: на основе наблюдений за классом в различных ситуациях оценить различные проявления психологического климата в классе по предлагаемой схеме:
№ | Свойства психологического климата А | Оценка | Свойства психологического климата B | ||||||
Преобладает добрый, жизнерадостный тон настроения | -1 | -2 | -3 | Преобладает подавленное настроение | |||||
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии | -1 | -2 | -3 | Конфликтность в отношениях, антипатия | |||||
В отношениях между группировками существует взаимное расположение, понимание | -1 | -2 | -3 | Группировки конфликтуют между собой | |||||
Членам класса нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности | -1 | -2 | -3 | Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов класса | -1 | -2 | -3 | Успех или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство |
Ход проведения:
Оценки означают:
+3- свойство проявляется всегда,
+2- свойство проявляется в большинстве случаев,
+1- свойство проявляется нередко;
0-ни это, ни противоположное свойство не появляется достаточно чётко,
–1-иногда проявляется противоположное свойство,
–2-в большинстве случаев проявляется противоположное свойство,
–3-всегда проявляется противоположное свойство.
Для получения большей объективности сведений можно предложить оценить психологический климат учителю.
|
Обработка:
Подсчитать сумму положительных и отрицательных оценок, из большей суммы вычесть меньшую. Положительный результат говорит о благоприятном климате, отрицательный результат – о неблагоприятном климате.
Анализ проведения Методики №1 (психологический климат коллектива)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методика №2
Памятка-вопросник для изучения отношения детей к трудовой деятельности
Цель: выявление отношения классного коллектива к трудовой деятельности
Ход проведения: на основании наблюдений для каждого ребёнка отметить в таблице характерное для него отношение к труду, умение работать сообща. Проанализировать данные таблицы, сделать выводы о преобладающем в данном классе типе отношения к труду, наличию навыков коллективной деятельности, самостоятельности и ответственности при выполнении трудовых заданий.
№ | ФИО | Любит трудиться, доводить дело до конца | Охотно берётся за дело, не доводит до конца | Неохотно берётся за дело, но доводит до конца | Неохотно берётся за дело, не доводит до конца | Пренебрежительно относится к труду | Работает по настроению | Предпочитает работать коллективно | Предпочитает работать в одиночку | Проявляет самостоятельность | Несамостоятелен |
Бобр Инна | |||||||||||
Вегера Ян | |||||||||||
Вераксин Алексей | |||||||||||
Говорьян Янина | |||||||||||
Есьман Виктория | |||||||||||
Железняк Алина | |||||||||||
Журович Юля | |||||||||||
Кохненко Сергей | |||||||||||
Кузьменко Анастасия | |||||||||||
Лемба Анастасия | |||||||||||
Мейлах Мария | |||||||||||
Мищенко Николай | |||||||||||
Несеймук Егор | |||||||||||
Пабулы Анастасия | |||||||||||
Пискун Денис | |||||||||||
Правоторов Алексей | |||||||||||
Сабошук Анастасия | |||||||||||
Стельченко Антон | |||||||||||
Турчин Анастасия | |||||||||||
Шкудун Павел | |||||||||||
Щербин Ксеня | |||||||||||
Сумма баллов |
Анализ проведения Методики №2
|
3 ученика в классе любят трудиться, начиная какое-либо дело, доводят его до конца.
2 ученика охотно берутся за любое дело, но выдержки не хватает для того, чтобы дело это завершить.
|
3 человека неохотно берутся за дело, но доводят его до конца.
1 ученик пренебрежительно относится к труду.
2 ученика работают по настроению.
6 ученика предпочитают работать коллективно.
2 ученика предпочитают работать в одиночку.
2 ученика проявляют самостоятельность.
Методика №3.
Определение уровня развития коллектива
Цель: на основе личных наблюдений за группой определить уровень развития коллектива класса.
Ход выполнения:
Учитель объясняет учащимся, что в своём развитии любой коллектив проходит ряд ступеней и предлагает школьникам образные описания различных стадий развития коллективов. Далее учитель просит ребят определить на какой стадии развития находится их класс, обратить внимание на то, к каким ступеням развития всем надо ещё стремиться.
Описания групп разного уровня развития:
«Песчаная россыпь» ¾ самый низкий уровень развития класса. Вроде бы класс есть, но в то же самое время каждый человек сам по себе. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Причина: либо еще мало знают друг друга, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Нет твердого, авторитетного актива.
«Мягкая глина» ¾ в классе заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные: доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как его никто не поддерживает.
«Мерцающий маяк» ¾ формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой классе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В классе есть на кого опереться ¾ актив. Класс отличается своей индивидуальностью. Но иногда она не может проявить настойчивость в преодолении трудностей. Некоторые члены класса не всегда подчиняются коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива. Проявление активности наблюдается всплесками ¾ да и то не у всех.
«Алый парус» ¾ здесь действуют по принципу «один за всех все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Есть надежный, авторитетный актив. К нему идут за советом, помощью. У большинства членов проявляется чувство гордости за свой коллектив, все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа интересуется, как обстоят дела в других классах, приходят им на помощь, если попросят. Хотя класс и сплочена, бывают моменты, когда она не может преодолеть трудности, совершает ошибки.
«Горящий факел» ¾ здесь хорошо проявляются все качества коллектива: тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Если кому-то трудно, если рядом класса, которым нужна поддержка, такой коллектив бескорыстно приходит на помощь, делает все, чтобы принести пользу людям.
Анализ проведения методики №3
(Определение уровня развития коллектива)
Послушав ответы учащихся и на основе личных наблюдений за взаимоотношениями в группе, был сделан вывод, что по уровню развития коллектив группы скорее всего можно назвать «Мерцающий маяк», т.к. соответствующие признаки проявляются наиболее полно и наиболее устойчивы на данном этапе.
«Мерцающий маяк» ¾ формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой классе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В классе есть на кого опереться ¾ актив. Класс отличается своей индивидуальностью. Но иногда она не может проявить настойчивость в преодолении трудностей. Некоторые члены класса не всегда подчиняются коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива. Проявление активности наблюдается всплесками ¾ да и то не у всех.
Методика №4.
Что важнее?
Цель: определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ).
Ход проведения: учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 30, 24, 34), учебно-организаторские умения (8, 13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35). Школьники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы.
Качества личности: