Определение уровня развития коллектива




Методика №1.

Психологический климат коллектива

 

Цель: на основе наблюдений за классом в различных ситуациях оценить различные проявления психологического климата в классе по предлагаемой схеме:

Свойства психологического климата А Оценка Свойства психологического климата B
  Преобладает добрый, жизнерадостный тон настроения         -1 -2 -3 Преобладает подавленное настроение
  Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии         -1 -2 -3 Конфликтность в отношениях, антипатия
  В отношениях между группировками существует взаимное расположение, понимание         -1 -2 -3 Группировки конфликтуют между собой
  Членам класса нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности         -1 -2 -3 Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
  Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов класса         -1 -2 -3 Успех или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

 

Ход проведения:

Оценки означают:

+3- свойство проявляется всегда,

+2- свойство проявляется в большинстве случаев,

+1- свойство проявляется нередко;

0-ни это, ни противоположное свойство не появляется достаточно чётко,

–1-иногда проявляется противоположное свойство,

–2-в большинстве случаев проявляется противоположное свойство,

–3-всегда проявляется противоположное свойство.

 

Для получения большей объективности сведений можно предложить оценить психологический климат учителю.

Обработка:

Подсчитать сумму положительных и отрицательных оценок, из большей суммы вычесть меньшую. Положительный результат говорит о благоприятном климате, отрицательный результат – о неблагоприятном климате.

 

Анализ проведения Методики №1 (психологический климат коллектива)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Методика №2

Памятка-вопросник для изучения отношения детей к трудовой деятельности

Цель: выявление отношения классного коллектива к трудовой деятельности

Ход проведения: на основании наблюдений для каждого ребёнка отметить в таблице характерное для него отношение к труду, умение работать сообща. Проанализировать данные таблицы, сделать выводы о преобладающем в данном классе типе отношения к труду, наличию навыков коллективной деятельности, самостоятельности и ответственности при выполнении трудовых заданий.

 

ФИО Любит трудиться, доводить дело до конца Охотно берётся за дело, не доводит до конца Неохотно берётся за дело, но доводит до конца Неохотно берётся за дело, не доводит до конца Пренебрежительно относится к труду Работает по настроению Предпочитает работать коллективно Предпочитает работать в одиночку Проявляет самостоятельность Несамостоятелен
  Бобр Инна                    
  Вегера Ян                    
  Вераксин Алексей                    
  Говорьян Янина                    
  Есьман Виктория                    
  Железняк Алина                    
  Журович Юля                    
  Кохненко Сергей                    
  Кузьменко Анастасия                    
  Лемба Анастасия                    
  Мейлах Мария                    
  Мищенко Николай                    
  Несеймук Егор                    
  Пабулы Анастасия                    
  Пискун Денис                    
  Правоторов Алексей                    
  Сабошук Анастасия                    
  Стельченко Антон                    
  Турчин Анастасия                    
  Шкудун Павел                    
  Щербин Ксеня                    
Сумма баллов                    

Анализ проведения Методики №2

3 ученика в классе любят трудиться, начиная какое-либо дело, доводят его до конца.

2 ученика охотно берутся за любое дело, но выдержки не хватает для того, чтобы дело это завершить.

3 человека неохотно берутся за дело, но доводят его до конца.

1 ученик пренебрежительно относится к труду.

2 ученика работают по настроению.

6 ученика предпочитают работать коллективно.

2 ученика предпочитают работать в одиночку.

2 ученика проявляют самостоятельность.

 

Методика №3.

Определение уровня развития коллектива

 

Цель: на основе личных наблюдений за группой определить уровень развития коллектива класса.

Ход выполнения:

Учитель объясняет учащимся, что в своём развитии любой коллектив проходит ряд ступеней и предлагает школьникам образные описания различных стадий развития коллективов. Далее учитель просит ребят определить на какой стадии развития находится их класс, обратить внимание на то, к каким ступеням развития всем надо ещё стремиться.

Описания групп разного уровня развития:

«Песчаная россыпь» ¾ самый низкий уровень развития класса. Вроде бы класс есть, но в то же самое время каждый человек сам по себе. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Причина: либо еще мало знают друг друга, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Нет твердого, авторитетного актива.

«Мягкая глина» ¾ в классе заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные: доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как его никто не поддерживает.

«Мерцающий маяк» ¾ формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой классе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В классе есть на кого опереться ¾ актив. Класс отличается своей индивидуальностью. Но иногда она не может проявить настойчивость в преодолении трудностей. Некоторые члены класса не всегда подчиняются коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива. Проявление активности наблюдается всплесками ¾ да и то не у всех.

«Алый парус» ¾ здесь действуют по принципу «один за всех все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Есть надежный, авторитетный актив. К нему идут за советом, помощью. У большинства членов проявляется чувство гордости за свой коллектив, все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа интересуется, как обстоят дела в других классах, приходят им на помощь, если попросят. Хотя класс и сплочена, бывают моменты, когда она не может преодолеть трудности, совершает ошибки.

«Горящий факел» ¾ здесь хорошо проявляются все качества коллектива: тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Если кому-то трудно, если рядом класса, которым нужна поддержка, такой коллектив бескорыстно приходит на помощь, делает все, чтобы принести пользу людям.


Анализ проведения методики №3
(Определение уровня развития коллектива)

Послушав ответы учащихся и на основе личных наблюдений за взаимоотношениями в группе, был сделан вывод, что по уровню развития коллектив группы скорее всего можно назвать «Мерцающий маяк», т.к. соответствующие признаки проявляются наиболее полно и наиболее устойчивы на данном этапе.

«Мерцающий маяк» ¾ формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой классе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В классе есть на кого опереться ¾ актив. Класс отличается своей индивидуальностью. Но иногда она не может проявить настойчивость в преодолении трудностей. Некоторые члены класса не всегда подчиняются коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива. Проявление активности наблюдается всплесками ¾ да и то не у всех.

 

 

Методика №4.

Что важнее?

Цель: определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ).

Ход проведения: учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 30, 24, 34), учебно-организаторские умения (8, 13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35). Школьники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы.


Качества личности:


1. Дисциплинированность  
2. Эрудированность  
3. Сознание общественного долга  
4. Сообразительность  
5. Начитанность  
6. Трудолюбие  
7. Идейная убежденность  
8. Умение контролировать работу  
9. Моральная воспитанность  
10. Самокритичность  
11. Отзывчивость  
12. Общественная активность  
13. Умение планировать работу  
14. Любознательность  
15. Умение работать с книгой  
16. Целеустремленность  
18. Прилежание  
19. Требовательность к себе  
20. Критичность  
21. Духовное богатство  
22. Умение объяснить задачу  
23. Честность  
24. Инициативность  
25. Внимательность  
26. Ответственность  
27. Принципиальность  
28. Самостоятельность  
29. Общительность  
30. Рассудительность  
31. Скромность  
32. Осведомленность  
33. Справедливость  
34. Оригинальность  
35. Уверенность в себе  



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: