ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В КОНЦЕ 5-го КЛАССА




Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

выявлять основную нравственную проблематику произведения;

определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)

пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;

создавать сочинения-миниатюры по картине.

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс. Литература – 105 часов

Учебник Литература. 5 класс В 2 частях: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений (авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: «Дрофа» 2012г.

 

 

№ урока Тема урока Коли-чество часов Дата проведения При-меча-ние
Плани-руемая Факти-ческая
  ВВЕДЕНИЕ- 1 ч. Введение. Роль книги в жизни человека.        
  УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 11 ч. Русский фольклор. Малые жанры фольклора..        
  Детский фольклор.        
  Сказка как особый жанр фольклора.        
  «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой.        
  Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.        
  Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников.        
  Изобразительный характер формул волшебной сказки. Поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок.        
  «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания        
  Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли.        
  Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».          
  Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки».        
  ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 2 ч. Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет».        
  «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.        
  ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА - 1 ч. М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…».        
    ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА – 45 ч. Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.          
  И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне».        
  И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».          
  Жанр басни. Повествование и мораль в басне.        
  Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.        
  В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».        
  «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.        
  Баллада В.А.Жуковского «Кубок».        
  Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед».          
  А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».          
  «У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.          
  А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил.          
  Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.          
  Помощники царевны. Народная мораль, нравственность.          
  Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки.          
  Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила».        
  Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».        
  Мир детства в изображении А.Погорельского.        
  В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps»        
  «Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения.          
  М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.        
  Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».        
  Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место».        
  Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя.          
  Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».        
  Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века.        
  Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».        
  Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».          
  И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.        
  История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение.          
  Герасим и Муму. Счастливый год.        
  Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.        
  Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению.        
  Анализ сочинений. Работа над ошибками.          
  А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, динамичная картина природы.          
  Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.        
  Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.        
  Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого        
  Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения.        
  Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»        
  А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»        
  Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова        
    РУССКИЕ ПОЭТЫ19 ВЕКА О РОДИНЕ Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев        
  Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков.        
  Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения.        
  РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА - 23 Ч. И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.        
  В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»        
  Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».        
  Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру.        
  Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.        
  Обучение навыкам характеристики литературного персонажа.        
  С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворениях Есенина.        
  Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятель-ная работа «Картинки из моего детства»        
  П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки.        
  Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.        
  «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова.        
  К.Г.Паустовс-кий: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки.        
  Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки.        
  Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».        
  К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».        
  С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».        
  Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесы-сказки.        
  Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом.        
  Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева».        
  Два мира сказки «Снежная королева».        
  Писатели-сказочники и их герои.        
  А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита».        
  Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита».        
  В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.        
  Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».        
  Р/Р Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»).        
  Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».        
    ПОЭТЫО ВОв (1941 - 1945) Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».        
  Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста».        
  Великая Отечественная война в жизни моей семьи.        
  ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ20 ВЕКА О РОДИНЕ Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…».        
  Картина В.М.Васнецова «Алёнушка». А.А.Прокофьева «Аленушка». Д.Б.Кедрина.        
  Н.М.Рубцов «Родная деревня». Дон -Аминадо «Города и годы».        
  ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ - 3 Ч. Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор        
  Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».        
  97-98 ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 8 ч. Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»        
  Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.        
  Том Сойер и его друзья.        
  ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ – 5 ч. Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века.        
102-103 Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».        
104-105 Резервные уроки        

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: