Учащиеся должны знать:
• авторов и содержание изученных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
выявлять основную нравственную проблематику произведения;
определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
создавать сочинения-миниатюры по картине.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс. Литература – 105 часов
Учебник Литература. 5 класс В 2 частях: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений (авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: «Дрофа» 2012г.
| № урока | Тема урока | Коли-чество часов | Дата проведения | При-меча-ние | |
| Плани-руемая | Факти-ческая | ||||
| ВВЕДЕНИЕ- 1 ч. Введение. Роль книги в жизни человека. | |||||
| УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 11 ч. Русский фольклор. Малые жанры фольклора.. | |||||
| Детский фольклор. | |||||
| Сказка как особый жанр фольклора. | |||||
| «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. | |||||
| Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. | |||||
| Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. | |||||
| Изобразительный характер формул волшебной сказки. Поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок. | |||||
| «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания | |||||
| Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Тема мирного труда и защиты родной земли. | |||||
| Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | |||||
| Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки». | |||||
| ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 2 ч. Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». | |||||
| «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | |||||
| ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА - 1 ч. М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». | |||||
| ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА – 45 ч. Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. | |||||
| И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». | |||||
| И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». | |||||
| Жанр басни. Повествование и мораль в басне. | |||||
| Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. | |||||
| В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | |||||
| «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | |||||
| Баллада В.А.Жуковского «Кубок». | |||||
| Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». | |||||
| А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». | |||||
| «У лукоморья…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | |||||
| А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. | |||||
| Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | |||||
| Помощники царевны. Народная мораль, нравственность. | |||||
| Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки. | |||||
| Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». | |||||
| Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | |||||
| Мир детства в изображении А.Погорельского. | |||||
| В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps» | |||||
| «Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения. | |||||
| М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | |||||
| Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино». | |||||
| Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место». | |||||
| Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя. | |||||
| Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». | |||||
| Контрольная работа № 1 по произведениям 1-ой половины 19 века. | |||||
| Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». | |||||
| Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». | |||||
| И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | |||||
| История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение. | |||||
| Герасим и Муму. Счастливый год. | |||||
| Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | |||||
| Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению. | |||||
| Анализ сочинений. Работа над ошибками. | |||||
| А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, динамичная картина природы. | |||||
| Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | |||||
| Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | |||||
| Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого | |||||
| Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения. | |||||
| Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» | |||||
| А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | |||||
| Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова | |||||
| РУССКИЕ ПОЭТЫ19 ВЕКА О РОДИНЕ Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев | |||||
| Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков. | |||||
| Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. | |||||
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА - 23 Ч. И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | |||||
| В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | |||||
| Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | |||||
| Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. | |||||
| Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | |||||
| Обучение навыкам характеристики литературного персонажа. | |||||
| С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворениях Есенина. | |||||
| Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятель-ная работа «Картинки из моего детства» | |||||
| П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки. | |||||
| Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. | |||||
| «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. | |||||
| К.Г.Паустовс-кий: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. | |||||
| Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки. | |||||
| Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». | |||||
| К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | |||||
| С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | |||||
| Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Художественные особенности пьесы-сказки. | |||||
| Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом. | |||||
| Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». | |||||
| Два мира сказки «Снежная королева». | |||||
| Писатели-сказочники и их герои. | |||||
| А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». | |||||
| Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | |||||
| В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | |||||
| Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | |||||
| Р/Р Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»). | |||||
| Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». | |||||
| ПОЭТЫО ВОв (1941 - 1945) Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». | |||||
| Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста». | |||||
| Великая Отечественная война в жизни моей семьи. | |||||
| ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ20 ВЕКА О РОДИНЕ Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». | |||||
| Картина В.М.Васнецова «Алёнушка». А.А.Прокофьева «Аленушка». Д.Б.Кедрина. | |||||
| Н.М.Рубцов «Родная деревня». Дон -Аминадо «Города и годы». | |||||
| ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ - 3 Ч. Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | |||||
| Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | |||||
| 97-98 | ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 8 ч. Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | ||||
| Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. | |||||
| Том Сойер и его друзья. | |||||
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ – 5 ч. Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века. | |||||
| 102-103 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | ||||
| 104-105 | Резервные уроки |