Менеджмент качества – это скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Правила руководства и управления качеством включают в себя:
- Политика в области качества – общие намерения и направления деятельности организации, официально сформулированные высшим руководством
- Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление цели в области качества, определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества
- Управление качеством – часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству
- Обеспечение качества – часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены
- Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнять требования к качеству
Менеджмент качества – сквозной аспект в управлении предприятия.
Принципы систем менеджмента качества:
· Качество – это неотъемлемый элемент любого процесса, а не отдельная функция
· Качество – это то, что говорит потребитель, а не производитель
· Ответственность за качество должна быть адресной
· Для реального повышения качества нужны новые технологии
· Повысить качество можно только совместными усилиями всех работников организации
· Контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат
· Политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия
(1) Политика в области качества должна:
· Четко определить организационные задачи и нужды заинтересованных сторон, дать направление для всей деятельности организации
|
· Поддерживать разработку более конкурентоспособных бизнес-планов
· Гарантировать стремление к высокому качеству на всех уровнях организации
· Обеспечивать основу для установления и пересмотра задач по качеству
· Демонстрировать приверженность высшего руководства к качеству
· Приводить к видимым и ожидаемым результатам, которые должны быть эффективными и продуктивными
Политика в области качества направлена на:
· Потребителей и выполнение его требований.
· Реализацию процессного и системного подхода в системе менеджмента качества
· Установление и поддержание взаимовыгодных отношений с поставщиками и подрядчиками
Организации гарантирован успех в реализации поставленных целей за счет:
· Лидерства руководства, его обязательств и активного участия в разработке результативной и эффективной системы качества
· Непрерывного вовлечения персонала в деятельность организации
· Принятия решений высшим руководством только на основе достоверных фактов
· Применение научно-технических достижений в сфере деятельности организации
· Поддержание положительного образа организации в области качества производимой продукции и оказания услуг
Именно Политика в области качества определяет ответственность высшего руководства за качество производимой продукции и оказываемых услуг. Она является основой для постановки различных целей организации.
(2) Планирование качества предполагает определение конкретных показателей качества по всем направлениям:
|
- маркетинг
- проектирование
- производство
- материально-техническое обеспечение (сроки поставки, простой из-за отсутствия материалов)
- финансово-экономическая сфера (число ошибок в бухгалтерских документах)
Инструменты:
- Анализ затрат
- Установление уровней показателей качества (диаграммы, блок схемы)
Результат планирования – план качества
Типичные этапы жизненного цикла товара:
- маркетинговое исследование и изучение рынка
- проектирование и разработка продукта
- планирование и разработка продукта
- закупки
- производство и обслуживание
- верификация (контроль)
- упаковка и хранение
- продажа и распределение
- монтаж и наладка
- техническая поддержка в обслуживании и послепродажная деятельность
- утилизация работ
(3) Управление качеством продукции включает в себя следующие функции:
· Функцию контроля
· Функцию учета
· Функцию анализа
· Функцию принятия руководящих решений
· Функцию организации их выполнения
УК необходимо для того, чтобы выявлять каждое отклонение от нормы, выявлять дефекты и принимать оперативные решения.
Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества.
(4) Для обеспечения качества на предприятии необходимы 3 фактора:
- материальная база
- квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе
- организационная, хорошо продуманная структура управления предприятием
Для практической реализации обеспечения качества была предложена пирамида обеспечения качества (Джон Гринелл), в которой каждый следующий уровень имеет более фундаментальное значение, чем предыдущий.
|
1. качество работ (процессов)
2. качество мышления и принятия решений
3. качество информации (информационного обеспечения мышления)
=> 1-3 - Двигатели качества
4. качество информационных обратных связей
5. качество отношений между людьми (информационные потоки)
6. качество ощущений и чувств (корпоративная культура поведения)
7. качество индивидуального мироощущения – основа пирамида, наиболее узкое место наших компаний в отношении других 6 уровней
=> 4 -7 - Топливо качества
(5) Улучшение качества нельзя остановить, это постоянный процесс.
2 подхода к улучшению качества (восточный – Kaizen и западный – Kairyo):
восточный – Kaizen | западный – Kairyo |
Меленный (Volkswagen, Bosch, Mazda)
| Быстрый
|
Система менеджмента качества - это совокупность организационных методик, ресурсов, систем, которые позволяют выпускать качественную продукцию.
ISO 2008 - Система менеджмента качества (стр. 3 – скачать схему)
Наличие системы менеджмента качества – это оптимальное управление компанией. Оно является условием выхода компании на международные рынки.