Этапы социального конфликта




СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ: ПРИЧИНЫИ ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ.

Социальный конфликт

Несмотря на то, что конфликты оставляют неприятные воспоминания, избежать их полностью невозможно, потому что это один из способов взаимодействия людей. В процессе своей жизнедеятельности человек оказывается в различных конфликтных ситуациях, возникающих даже по незначительному поводу.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, борьба друг с другом)

Социальный конфликт – это способ социального взаимодействия, заключающийся в столкновении и противоборстве противоположных интересов, целей и способов действий индивидов или групп.

По своему отношению к конфликту люди разделились на две группы. Одни воспринимают его как стресс и стремятся к ликвидации причин конфликта. Другие считают естественной и неизбежной формой человеческих отношений и убеждены в том, что человек должен уметь находиться в нём, не испытывая чрезмерного напряжения и волнения.

Субъектами конфликта являются не только сами противоборствующие стороны, но и

· подстрекатели, побуждающие людей конфликтовать,

· пособники, подталкивающие участников своими советами, технической помощью к конфликтным действиям,

· посредники, стремящиеся предотвратить, остановить или разрешить конфликт,

· свидетели, наблюдающие за происходящими событиями со стороны.


Предметом социального конфликта является какой-либо вопрос или благо (деньги, власть, правовой статус и пр.).

Причины конфликтов.

 

1.Социальное неравенство (неодинаковое положение людей в обществе бедные и богатые)

2.Дефицит благ (материальных, духовных, престижных постов…)

3.Борьба за лучшие позиции (собственность, доходы, права…)

4.Несовпадение ценностей индивида и общества (отклонение от общепринятых норм поведения)

5.Противоположность интересов и эгоизм.

6.Плохая информация, недоразумения.

7.Несовершенство человеческой психики (ненависть, зависть, злоба…)

Последствия социального конфликта

 

Несмотря на нежелательность конфликтов, они всё же выполняют необходимые для общества функции. Социальные конфликты являются позитивными если

· информируют о болезненности какой-либо части общественной системы, о существовании социального напряжения и мобилизуют на решение имеющихся проблем;

· стимулируют изменения и обновления общественных отношений, социальных институтов или всей общественной системы в целом;

· усиливают групповую сплочённость или побуждают субъектов конфликта к сотрудничеству.

 

Негативными сторонами конфликта являются

· создание стрессовых ситуаций;

· дестабилизация социальной жизни;

· отвлечение от решения своих должностных задач.

 


Виды и этапы социальных конфликтов

 

Виды социальных конфликтов
По продолжительности кратковременный, долговременный и затяжной
По частоте разовый и повторяющийся
По уровню организации индивидуальный, групповой, региональный, локальный и глобальный
По типу отношений внутриличностный, межличностный, межгрупповой и межнациональный
По содержанию экономический, политический, правовой, трудовой, семейный, идеологический, религиозный и др.
По факторам рациональный и эмоциональный
По степени открытости скрытый и явный
По форме внутренний (с самим собой) и внешний (с другими людьми)

 

Этапы социального конфликта

 

В своём развитии социальный конфликт проходит четыре этапа или стадии:

· Предконфликтная ситуация, состоящая из двух фаз. На скрытой (латентной) фазе конфликтная ситуация только формируется, а на открытой фазе стороны осознают возникновение конфликтной ситуации и чувствуют напряжение.

· Собственно конфликт. Это основная стадия конфликта, которая также состоит из двух фаз. На первой фазе у сторон формируется психологическая установка на борьбу, они открыто отстаивают свою правоту и стремятся подавить противника. А окружающие люди (подстрекатели, пособники, посредники, свидетели) своими действиями формируют условия протекания конфликта. Они могут обострять, сдерживать конфликт или оставаться нейтральными. На второй фазе возникает перелом и переоценка ценностей. На данной фазе существует несколько вариантов поведения сторон конфликта: доведение его до пика напряжения, взаимные уступки, либо полное разрешение.

· Выбор третьего варианта поведения свидетельствует о переходе конфликта на этап завершения противоборства.

· Послеконфликтый этап характеризуется окончательным урегулированием противоречий и мирным взаимодействием сторон конфликта.


Способы урегулирования социальных конфликтов

Какие же существуют способы урегулирования конфликта? Их несколько:

 

· Избегание — уклонение от конфликта, замалчивание проблемы (данный способ не разрешает конфликт, а лишь временно смягчает или задерживает его).

· Компромисс — решение пробле­мы путём взаимных уступок, удовлетворяющих все противоборствующие стороны.

· Переговоры — мирный обмен предложениями, мнениями, аргументами, направленными на поиск совместного решения существующей проблемы.

· Посредничество — привлечение третьей стороны для урегулирования конфликта.

· Арбитраж — обращение к авторитетному органу власти, наделённому специальными полномочиями и соблюдающему законодательные нормы (к примеру, администрация учреждения, суд).

Вопрос 3

Что относится к форме разрешения конфликта:

а) порицание, юмор, убеждение, уступка;

б) уступка, компромисс, уход, сотрудничество;

в) требование, критика, убеждение, юмор;

г) уступка, требования, убеждение, критика;

д) подчинение, требования, убеждение, критика.

Задание на контроль

1. Конфликт - это:

а) борьба мнений;

б) спор, дискуссия по острой проблеме;

в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений;

г) соперничество, направленное на достижение победы в споре;

д) столкновение противоположных позиций.

2. Конфликтная ситуация - это:

а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;

б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;

в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;

г) причина конфликта;

д) этап развития конфликта.

 

3. Причина конфликта - это:

а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;

б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;

в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;

г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

д) то, из-за чего возникает конфликт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: