Методические рекомендации по организации дополнительной внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов по учебной дисциплине
Самостоятельная работа студентов, которая оценивается отдельно от семинарских и практических занятий, охватывает все темы дисциплины и состоит из четырех работ:
1) подготовка рефератов по темам;
2) подготовка письменных докладов по варианту;
3) составление схем по варианту;
4) выполнение домашних тестовых заданий.
Глубокое усвоение учебного материала возможно только при условии сочетания аудиторных занятий и систематической самостоятельной работы студентов с литературой и нормативным материалом. В данный раздел включены все необходимые материалы, которые определяют порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций по дисциплине.
Требования к написанию ответов на вопросы для самостоятельной работы.
Ответы на вопросы должны быть законспектированные в отдельной тетради.
Перед началом изложения материала студент составляет план, в соответствии с которым решает выбранное задание. Изложенный материал должен быть лаконичным (10-12 страниц), логичным, последовательным. Кроме того, ответ в обязательном порядке должен содержать аргументированные и правильно сформулированные выводы.
Ответы на теоретические вопросы должны быть полными и основываться на нормативно-правовой основе.
Требования к составлению схем для самостоятельной работы.
Схемы должны составляться согласно заданию в соответствующих вариантах. Они печатаются на листах А4, одно задание может находиться на нескольких листах.
Самостоятельная работа студентов в семестре оценивается следующим образом:
|
• соответствие реферата теме, ответов на вопросы и составленных схем варианта;
• наличие плана, соблюдение его при написании реферата, ответы, умение доказать свою точку зрения;
• сравнение теоретических знаний с практическими примерами;
• аргументированность изложенного материала исследования в реферате, ответах;
• составление схем в полном объеме;
• соответствие работы всем требованиям.
• соответствие реферата тематике и надлежащее его оформление;
• наличие конспекта ответов на вопросы, вынесенные на самостоятельную работу;
• наличие составленных схем в полном объеме.
1. Вопросы для самостоятельной работы:
ВАРИАНТ 1.
1. Виды регистрационных производств и их характеристика. Производства, связанные с регистрацией определенных субъектов и объектов. Производства по легализации объединений граждан.
2. Общие законодательные требования к стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях.
ВАРИАНТ 2.
1.Характеристика производств по осуществлению контроля и надзора (контрольно-надзорные производство). Особенности контроля над выполнением субъектами предпринимательской деятельности лицензионных условий.
2. Правовые основания и порядок обжалования решений по делам об административных правонарушениях.
ВАРИАНТ 3.
1. Особенности производств по принятию нормативных актов управления в зависимости вот субъектов издания: Указы и Распоряжения Главы ДНР; Постановления и Распоряжения Народного Совета ДНР; приказы и инструкции министров.
2. Правовые основания и порядок исполнения решений по делам об административных правонарушениях, проблемы исполнения решений.
|
ВАРИАНТ 4.
1. Характеристика и виды индивидуальных актов управления их роль в системе средств административно-правового регулирования.
2. Характеристика законодательного регулирования административной ответственности и признаки административной ответственности.
ВАРИАНТ 5.
1.Характеристика субъектов, осуществляющих административно-процессуальную деятельность.
2. Юридический состав административного проступка и его основные элементы.
ВАРИАНТ 6.
1.Суды как органы административной юстиции.
2. Правовые основания и порядок обжалования решений по делам об административных правонарушениях.
ВАРИАНТ 7.
1.Стадии административных производств по отработке и принятию нормативных актов управления.
2. Общие законодательные требования к стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях.
ВАРИАНТ 8.
1.Органы и должностные лица, осуществляющие контрольные функции, особенности осуществления контроля, связанного со спецификой выполняемых ими функций.
2. Общие законодательные требования к стадии возбуждения дела об административном правонарушении.
ВАРИАНТ 9.
1.Место производства по обращениям граждан в административном процессе.
2. Правовые основания и порядок исполнения решений по делам об административных правонарушениях, проблемы исполнения решений.
ВАРИАНТ 10.
1.Стадии производства по обращениям граждан.
2. Характеристика законодательного регулирования административной ответственности и признаки административной ответственности.
|
ВАРИАНТ 11.
1. Основные требования к субъектам управленческой деятельности, по рассмотрению обращений граждан.
2. Правовые основания и порядок обжалования решений по делам об административных правонарушениях.
ВАРИАНТ 12.
1. Право гражданина при рассмотрении заявления или жалобы.
2. Общие законодательные требования к стадии рассмотрение дел об административных правонарушениях.
ВАРИАНТ 13.
1.Ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан.
2. Характеристика дисциплинарного производства в органах прокуратуры.
ВАРИАНТ 14.
1. Классификация принудительных мэр, правовые основания и порядок их применения.
2. Общие законодательные требования к стадии возбуждения дела об административном правонарушении.
ВАРИАНТ 15.
1.Производство по применению мер полицией.
2.Юридический состав административного проступка и его основные элементы.
ВАРИАНТ 16.
1.Правовое основание и особенности применения мер пресечения.
2. Правовые основания и порядок исполнения решений по делам об административных правонарушениях, проблемы исполнения решений.
ВАРИАНТ 17.
1.Правовые основания и особенности производства по административному задержанию.
2. Соблюдение законности при применении законов при производстве дел об административном правонарушении.
ВАРИАНТ 18.
1.Правовые основания и особенности производства по личному досмотру и досмотру вещей. Производство по изъятию вещей и документов.
2. Общие законодательные требования к стадии возбуждения дела об административном правонарушении.
ВАРИАНТ 19.
1.Правовые основания и особенности производства по использованию полицией специальных мер.
2. Характеристика законодательного регулирования административной ответственности и признаки административной ответственности.
ВАРИАНТ 20.
1.Признаки дисциплинарного принуждения и стадии дисциплинарного производства.
2. Правовые основания и порядок обжалования решений по делам об административных правонарушениях.
ВАРИАНТ 21.
1.Дисциплинарная ответственность и порядок ее применения.
2. Общие законодательные требования к стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях.
ВАРИАНТ 22.
1.Меры (виды) поощрения и их характеристика, которые применяются в дисциплинарном производстве, особенности их в ОВД.
2.Юридический состав административного проступка и его основные элементы.
ВАРИАНТ 23.
1.Меры (виды) взыскания, применяемые в дисциплинарном производстве, особенности их в ОВД.
2. Правовые основания и порядок исполнения решений по делам об административных правонарушениях, проблемы исполнения решений.
ВАРИАНТ 24.
1.Характеристика дисциплинарного производства в Вооруженных Силах ДНР.
2.Соблюдение законности при применении законов при производстве дел об административном правонарушении.
2. Составление схем для самостоятельной работы:
ВАРИАНТ 1
Схематически отразить понятие, общие черты и принципы административного процесса.
ВАРИАНТ 2
Схематически отразить суть и назначение контроля, принципы и формы контроля, отличие контроля от надзора.
ВАРИАНТ 3
Схематически отразить виды регистрационных производств и их характеристику.
ВАРИАНТ 4
Схематически отразить понятие и классификацию принудительных мер.
ВАРИАНТ 5
Схематически отразить признаки, стадии, виды поощрений в дисциплинарном производстве в Вооруженных силах ДНР.
ВАРИАНТ 6
Схематически отразить систему и виды административных производств.
ВАРИАНТ 7
Схематически отразить производства по регистрации актов гражданского состояния и регистрации коллективных договоров и соглашений.
ВАРИАНТ 8
Схематически отразить производства по государственной регистрации транспортных средств и осуществления технического осмотра транспортных средств.
ВАРИАНТ 9
Схематически отразить сроки подачи жалобы, сроки рассмотрения обращений, требования к обращениям, права граждан при рассмотрении обращений.
ВАРИАНТ 10
Схематически отразить виды и стадии производств по применению мэр административного принуждения.
ВАРИАНТ 11
Схематически отразить правовые основания и порядок производства по применению мер пресечения, производства с отстранение водителей от управления транспортными средствами и проверке их на состояние опьянения.
ВАРИАНТ 12
Схематически отразить понятие административного производства и стадии административных производств.
ВАРИАНТ 13
Схематически отразить понятие производства по обращениям граждан, принципы, задачи и стадии производства по законодательству ДНР.
ВАРИАНТ 14
Схематически отразить понятие, принципы, стадии и их содержание производства по делам об административных правонарушениях.
ВАРИАНТ 15
Схематически отразить систему участников, сроки, систему доказательств и систему мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
ВАРИАНТ 16
Схематически отразить структуру административного процесса.
ВАРИАНТ 17
Схематически отразить признаки, стадии, виды поощрений в дисциплинарном производстве в адвокатских коллегиях.
ВАРИАНТ 18
Схематически отразить признаки, стадии, виды поощрений в дисциплинарном производстве в ОВД.
ВАРИАНТ 19
Схематически отразить систему субъектов административного процесса, способствующих достижению целей процесса и реализации административно-процессуального статуса граждан (адвокат, свидетель, специалист и др.).
ВАРИАНТ 20
Схематически отразить правовые основания, понятия, формы и виды обращений граждан, решения которых могут быть обжалованы.
ВАРИАНТ 21
Схематически отразить производства по использованию полицией специальных мер.
ВАРИАНТ 22
Схематически отразить отделения административного процесса от иных видов юридически-процессуальной деятельности.
ВАРИАНТ 23
Схематически отразить административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения.
3. Тесты для самостоятельной работы:
1) Административный процесс - это:
а) урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных субъектов направленная на реализацию норм соответствующих материальных отраслей права в ходе рассмотрения и решения индивидуально-конкретных дел;
б) урегулированная гражданско-процессуальными нормами деятельность уполномоченных субъектов направленная на реализацию норм соответствующих материальных отраслей права в ходе рассмотрения и решения индивидуально-конкретных дел;
в) урегулированная уголовно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных субъектов направленная на реализацию норм соответствующих материальных отраслей права в ходе рассмотрения и решения индивидуально-конкретных дел.
2) Какой принцип административного процесса обусловлен необходимостью широкой осведомленности общества о деятельности государственных органов:
а) принцип объективной истины;
б) принцип гласности;
в) принцип скорости и экономичности административного процесса.
3) Какие виды процессуальных действий:
а) предыдущие промежуточные, завершающие;
б) посторонние, обратные, акцентуальные;
в) обратные, длинные, продолжительные.
4) Административно-процессуальная норма - это:
а) санкционированное государством общеобязательное правило поведения, возникающих в ходе реализации процессуального порядка разрешения административных дел;
б) установленное, или санкционированное государством и обеспеченное его принуждением общеобязательное правило поведения, которым регулируются организующие общественные отношения, возникающие в ходе реализации процессуального порядка рассмотрения дел;
в) установленное, или санкционированное государством и обеспеченное его принуждением общеобязательное правило поведения, которым регулируются организующие общественные отношения, возникающие в ходе реализации процессуального порядка разрешения административных дел.
5) Содержание административно-процессуальных отношений - это:
а) субъективные права и обязанности участников административного процесса, которые реализуются ими в рамках административно-процессуальных правоотношений;
б) объективные права и обязанности участников административного процесса, которые реализуются ими в рамках административно-процессуальных правоотношений;
в) субъективно-объективные права и обязанности участников административного процесса, которые реализуются ими в рамках административно-процессуальных правоотношений.
6) При наличии или отсутствии конфликта в основе административного дела административно-процессуальные правоотношения делят на:
а) двусторонние и многосторонние;
б) охранительные и регулятивные;
в) конфликтные и неконфликтные.
7) В зависимости от выполняемых функций и задач административно-процессуальные правоотношения классифицируются на:
а) регулятивные и охранительные;
б) двусторонние и многосторонние;
в) конфликтные и неконфликтные.
8) По количеству участников административно-процессуальные правоотношения делят на:
а) регулятивные и охранительные;
б) двусторонние и многосторонние;
в) горизонтальные и вертикальные.
9) По характеру взаимодействия участников выделяют административно-процессуальные правоотношения:
а) регулятивные и охранительные;
б) двусторонние и многосторонние;
в) горизонтальные и вертикальные.
10) Административно-процессуальная правоспособность - это:
а) способность иметь юридические права в административном процессе;
б) способность нести юридические обязанности в административном процессе;
в) способность иметь юридические права и обязанности в административном процессе.
11) Административно-процессуальная дееспособность - это:
а) способность от имени государства осуществлять свои административные процессуальные обязанности;
б) способность лично осуществлять свои административные права и обязанности;
в) способность лично осуществлять свои административные процессуальные права и обязанности, в том числе поручать ведение дела представителю.
12) К первой группе субъектов, участвующих в управленческом процессе относятся:
а) субъекты, наделенные собственными полномочиями;
б) субъекты, на которые распространяется собственное влияние;
в) субъекты, которые одновременно обладают собственными полномочиями и находятся под управленческим воздействием.
13) Ко второй группе субъектов, участвующих в управленческом процессе относятся:
а) субъекты, которые наделены собственными полномочиями;
б) субъекты, на которые распространяется собственное влияние;
в) субъекты, которые одновременно обладают собственными полномочиями и находятся под управленческим воздействием.
14) К третьей группе субъектов, участвующих в управленческом процессе относятся:
а) субъекты, которые наделены собственными полномочиями;
б) субъекты, на которые распространяется собственное влияние;
в) субъекты, которые одновременно обладают собственными полномочиями и находятся под управленческим воздействием.
15) Сколько групп субъектов административного процесса выделяет Н. Салищев:
а) 4;
б) 2;
в) 5.
16) Сколько групп субъектов административного процесса выделяет В.К. Колпаков:
а) 4;
б) 2;
в) 5.
17) На сколько групп подразделяются меры административного принуждения:
а) 2 группы;
б) 3 группы;
в) 4 группы.
18) Какая разница между административной мерой и административным взысканием:
а) административные меры не содержат в себе элемента наказания лица, к которому они применяются;
б) административные меры содержат в себе элемент наказания лица, к которому они применяются;
в) административные меры содержат в себе элемент поощрения к лицу, к которому они применяются.
19) На сколько групп можно разделить административные меры, которые применяются полицией:
а) 2 группы;
б) 3 группы;
в) 4 группы.
20) В чем заключается связь мер административного пресечения с административно-предупредительными мерами:
а) первые во многих случаях предшествуют административным вспомогательным мерам;
б) последние во многих случаях предшествуют административным вспомогательным мерам;
в) последние во многих случаях не предшествуют административным вспомогательным мерам.
21) Чем полицейская управленческая деятельность отличается от деятельности других органов исполнительной власти:
а) носит четко выраженный императивный характер, осуществляется в официальном порядке от руководства областной государственной власти, которая предоставляет сотрудникам милиции право на применение специфических мер административного воздействия
б) носит четко выраженный государственно-властный императивный характер, осуществляется в официальном порядке от имени государства, предоставляет сотрудникам милиции право на применение специфических мер административного воздействия;
в) не отличается.
22) Один из основных направлений деятельности полиции:
а) административная деятельность;
б) ревизионный контроль;
в) ревизионно-надзорная деятельность.
23) Сколько стадий производства по применению мер административного пресечения и административно-предупредительных мер выделяют:
а) 2 стадии;
б) 3 стадии;
в) 4 стадии.
24) Кто из перечисленных должностных лиц не имеет права осуществлять административное задержание:
а) должностные лица ОВД;
б) должностные лица пограничных войск;
в) должностные лица органов местного самоуправления.
25) Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом:
а) его составившим, а также задержанным;
б) его составившим;
в) задержанным.
26) Кем может проводиться досмотр вещей:
а) уполномоченными на то должностными лицами ОВД;
б) уполномоченными лицами контрольно-ревизионных органов;
в) должностными лицами органов местного самоуправления.
27) Устранение водителей от управления транспортными средствами и их проверка на состояние алкогольного опьянения применяется милицией в случаях:
а) если есть достаточно оснований считать что они находятся в таком состоянии;
б) когда водитель совершает неповиновение законным интересам сотрудникам полиции;
в) сотрудники милиции не имеют такого права.
28) Каким нормативно-правовым актом регламентировано применение изъятие вещей и документов:
а) Кодекс законов «Об управлении транспортными средствами»;
б) Административный кодекс;
в) Кодекс Украины «Об административных правонарушениях».
29) Какое значение аббревиатуры «КУоАП»:
а) Кодекс Украины «Об Апелляции»;
б) Кодекс Украины «Об административном процесс»;
в) Кодекс Украины «Об административных правонарушениях».
30) В каком варианте ответа полно изложено содержание понятия «обращение граждан»:
а) под обращением граждан следует понимать изложенные в письменной форме предложения (замечания)
б) под обращением граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы;
в) под обращением граждан следует понимать изложенные в устной форме заявления.
31) Предложение это -:
а) обращение лиц без гражданства в органы государственной власти и местного самоуправления, где высказываются мнения об урегулировании общественных отношений и условий жизни граждан и совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни;
б) обращения граждан, где высказывается совет, рекомендация относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, а также вылавливаются мнения относительно урегулирования общественных отношений, условий жизни граждан и иных сфер деятельности государства и общества;
в) обращение граждан с просьбой о содействии реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций.
32) Заявление - это:
а) обращение граждан с просьбой о содействии реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также высказывания мнения относительно улучшения их деятельности;
б) обращения граждан, где высказываются совет, рекомендация относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, а также вылавливаются мнения относительно урегулирования общественных отношений, условий жизни граждан и иных сфер деятельности государства и общества;
в) обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц.
33) Жалоба - это:
а) обращение граждан с просьбой о содействии реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также высказывания мнения относительно улучшения их деятельности;
б) обращения граждан, где высказываются совет, рекомендация относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, а также вылавливаются мнения относительно урегулирования общественных отношений, условий жизни граждан и иных сфер деятельности государства и общества;
в) обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц.
34) Обращение имеет исключительно:
а) добровольный характер;
б) принудительный характер;
в) неотложный характер.
35) Административное производство по рассмотрению обращений граждан это -:
а) урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность общественных организаций по рассмотрению жалоб, заявлений и предложений;
б) регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность органов публичной администрации по рассмотрению жалоб, заявлений и предложений;
в) регламентированная гражданско-процессуальными нормами деятельность органов публичной администрации по рассмотрению жалоб, заявлений и предложений.
36) Гарантией обеспечения прав и свобод граждан в административном процессе являются:
а) запрет вмешиваться в их частную жизнь;
б) разрешение предоставлено органам местного самоуправления, вмешиваться в их частную жизнь;
в) Уголовный кодекс ДНР.
37) В структуре производств по рассмотрению обращений граждан выделяют следующие стадии:
а) возбуждение дела по обращению, рассмотрение дела, обжалования решения по делу, исполнение решения по делу;
б) возбуждение дела по обращению, рассмотрение дела, обжалования решения по делу;
в) рассмотрение дела, обжалования решения по делу, исполнение решения по делу, обнародование решения по делу.
38) Личный прием граждан предусматривает:
а) непосредственное общение граждан с политическими партиями, общественными организациями по решению различных проблем личного характера;
б) непосредственное общение граждан с руководителями и должностными лицами органов публичной администрации по оперативному решению различных проблем личного и всеобщего характера;
в) направленное по почте сообщение, в котором содержатся предложения по оперативному решению различных проблем личного и всеобщего характера.
39) В каком варианте ответа перечислены все критерии к письменному обращению граждан:
а) фамилия, имя, место жительства гражданина, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования;
б) фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, изложена суть постановки вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования, должно быть подписано заявителем (заявителями) с указанием даты;
в) фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, изложена суть постановки вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования, должно быть подписано заявителем (заявителями) без указания даты.
40) В случае несогласия с решением принятым по делу по заявлению или жалобе гражданин может обжаловать его в:
а) высшем органе публичной администрации;
б) суде;
в) оба варианта ответа верны.
41) Стадия обжалования решения по делу отсутствует в производстве по рассмотрению:
а) жалоб;
б) заявлений;
в) предложений.
42) Установлена ли действующим законодательством юридическая ответственность граждан за предоставление обращений противоправного характера:
а) установлено;
б) не установлено;
в) данная норма права находится на стадии разработки.
43) Чем отличается дисциплинарная ответственность от административной:
а) лицо несет ответственность в порядке трудовой или служебной подчиненности;
б) лицо несет ответственность в порядке трудовой подчиненности;
в) лицо несет ответственность в порядке служебной подчиненности.
44) Почему некоторые ученые исключают дисциплинарное производство из перечня административных производств:
а) потому что дисциплинарные (деликтные) отношения возникают на основе и по поводу нарушений трудового законодательства, а дисциплинарная ответственность часто применяется в порядке организационной трудовой подчиненности;
б) потому что дисциплинарные (деликтные) отношения возникают на основе коррупционных деяний;
в) потому что дисциплинарное производство является главным в перечне административных производств.
45) Рассмотрение дел о малозначительном дисциплинарном проступке происходит в упрощенном порядке, как правило, такое производство имеет только:
а) три стадии;
б) две стадии;
в) четыре стадии.
46) В общем, в дисциплинарном производстве по рассмотрению дел об административных деликтах можно выделить:
а) три стадии;
б) две стадии;
в) четыре стадии.
47) На какой стадии дисциплинарного производства по рассмотрению дел об административных деликтах характеризуется выяснением всех обстоятельств правонарушения, уполномоченный субъект рассмотрения дела (прямой начальник) письменным приказом назначает:
а) принятие решения по делу;
б) обжалования принятого решения;
в) служебное расследование.
48) Есть ли нежелание нарушителя предоставлять объяснение препятствием для наложения дисциплинарного взыскания:
а) да;
б) нет;
в) не имеет значения.
49) Какой документ составляется в случае отказа предоставить объяснения лицом, в отношении которого проводится служебное расследование, должностным лицом, который проводит:
а) акт;
б) заявление;
в) соответствующая справка;
50) Кому после подписания акта служебного расследования представляется на рассмотрение:
а) должностному лицу, которое назначило расследование;
б) общественной организации;
в) коллектива предприятия.
Учебная литература и нормативные правовые акты для подготовки к выполнению самостоятельной работы по дисциплине
Учебная литература:
1. Кузьменко О. В. Теоретические основы административного процесса: монография / О. В. Кузьменко. - К.: Атика, 2005. – 352 с.
2. Кузьменко О. В Административно-процессуальное право Украины: учебник / О. В. Кузьменко, Т. О. Гуржий; под общ. ред. О. В. Кузьменко. - К.: Атика, 2007.-416 с.
3. Комзюк А. Т. Административный процесс Украины: учеб.пособие. /А. Т. Ком-зюк, В. М. Бевзенко, Р. С. Мельник. - К.: Прецедент, 2007. - 531 с.
4. Лазарев И. М. Место административных процедур в системе юридического процесса / И. М. Лазарев // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития). - М.: Академический правовой ун-т, 2003. - С. 205-211.
5. Демский Е. Ф. Административное процессуальное право Украины: учеб. пособ. / Е. Ф. Демский. - К.: Юринком Интер, 2008. - 496 с.
Нормативные правовые акты:
1. Кодекс Украины об административных правонарушениях // Ведом. Верх. Совета УССР. 1984. Приложение к № 52. Ст. 1122 (с последующими изменениями и дополнениями).
2. О местных государственных администрациях: Закон Украины // Ведом. Верх. Рады Украины. 1999. № 20-21. Ст. 190.
3. Таможенный кодекс Украины // Ведом. Верх. Рады Украины. 1992. № 16. Ст. 203 (с последующими изменениями и дополнениями).
4. Об ответственности предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства о ветеринарной медицине: Закон Украины // Ведом. Верх. Рады Украины. 1997. №7. Ст. 58.
5. Конституция Донецкой Народной Республики: Закон Донецкой Народной Республики от 14.05.2014 г. (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс] / https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/konstitutsiya/. – Донецк, 2016.
6. Официальный сайт Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dnr-online.ru
7. Официальный сайт Главы ДНР, Председателя Совета Министров [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://av-zakharchenko.su
8. Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dnrsovet.su/ru/
9. Законодательная деятельность Народного Совета ДНР [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/zakony/
10. Постановления Народного Совета ДНР [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/prinyatye/postanovleniya-narodnogo-soveta-dnr/
11. Официальный сайт Совета Министров ДНР [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://smdnr.ru