Проектирование
Раздел III. Специальноепроектирование
Тема 3.3. Разработка проекта композиции традиционного симметричного платка.
Композиция строится по принципу симметрично повторяющегося рисунка по углам платка.
Элементами композиции платка могут быть цветочные и орнаментальные мотивы, выполненные с натуры или с образцов декора текстильных изделий традиционного прикладного искусства.
Проект композиции разрабатывается с учетом последующего его выполнения в ручной художественной росписи ткани в технике «холодный батик».
Задание 1. Выполнить зарисовки растений различных видов и орнаментальных мотивов с изделий народных художественных промыслов.
Количество: минимум 5 зарисовок.
Формат: А-4, расположение вертикальное.
Материалы: бумага акварельная ф. А-4, карандаш ТМ (НВ), ластик; краски акварельные или анилиновые, кисти колонковые и беличьи, №№ 3-9, палитра, баночка для воды, ветошь для протирания кисти.
Требования, предъявляемые к сбору графического материала
Первым, и главным, этапом при создании любого проекта является этап сбора информации об объектах изучения. В художественном проектировании изделий из текстиля, а также проектировании изделий с применением художественной росписи ткани, источниками творческого изучения являются, как правило, объекты растительного мира (см. рисунки 1, 2, 3). Таким образом, на этом первом этапе важно верно выбрать объект (растение) для дальнейшей декоративной стилизации.
При изучении и отборе растений для графического изображения с натуры важно руководствоваться следующими простыми правилами:
- растение, выбранное для натурной зарисовки, должно обладать простой и понятной силуэтной формой, в процессе дальнейшей переработки оно должно быть легко узнаваемо при выполнении стилизации изображения средствами пятновой двухтоновой (черно-белой) графики;
|
- при выборе ветки или растения для зарисовки следует помнить, что на ней должно присутствовать достаточное для изучения количество листьев, соцветий и плодов. Ветки, чересчур обильно покрытые листвой, цветами, плодами и ягодами, следует «упрощать», вычленяя для зарисовки наиболее характерные для данного растения элементы. Рисунок не должен быть перегружен излишними деталями, количество раппортов следует сократить до минимума;
- для наиболее удачного компоновочного размещения в листе следует выбирать для зарисовок ветки, вписывающиеся в прямоугольную форму, и размещать их на белом листе ф. А-4, предпочтительно вертикального расположения;
- при зарисовке любого объекта с натуры следует помнить, что в графической работе должна присутствовать доминанта, и ее не следует располагать ни непосредственно в геометрическом центре листа, ни на периферийном участке. Доминантой при зарисовке ветки или растения с натуры может быть особенно интересный, богато орнаментированный прожилками лист, наиболее фактурное, сложносоставное соцветие, и т. п.;
- все остальные элементы зарисовки должны располагаться в листе в такой последовательности, чтобы поддерживать своим присутствием главный элемент, и находиться в соподчинении ему;
- при выборе наилучшего ракурса следует избегать переворачивания и изгибания частей растения, «выворачивания» либо закручивания листьев, соцветий, плодов и т. п., то есть стараться выстраивать изображение, по мере возможности, максимально придерживаясь фронтального расположения объекта и всех его частей. На данном этапе следует обратить внимание на то, что при зарисовке графического материала с растений во время пленэра, или с чуть увядших или засохших объектов растительного мира, получить максимально фронтальный вид, конечно же, не представляется возможным;
|
- исходя из предыдущей установки, следует более пристально и внимательно отнестись к изучению отдельных составных элементов растения, таких, как листья, лепестки, мелкие соцветия, бутоны и т. п.; их следует изображать в масштабе 1:1 в свободном месте на поле листа с изображением основного объекта изучения, а наиболее мелкие элементы можно увеличить до масштаба 2:1;
- не стоит ограничиваться при изображении растений каким-либо одним графическим материалом или техникой исполнения. Кроме грифельного карандаша и листа белой бумаги существует огромное количество материалов, таких как тонированная бумага, тушь и перо, гелевые черные ручки, маркеры, фломастеры, а также уголь, сепия, сангина, различных оттенков соусы.
Необходимо помнить, что только при творческом, нонконформистском подходе к работе, только при проявлении живого, неподдельно интереса к источнику творчества художника может посетить так называемое «вдохновение».
Рис. 1. Пример натурной зарисовки растения, выполненной простым графитным карандашом (ветка цветущего шиповника). Разбор в тоне, с применением линейного анализа удалённости планов.
Рис. 2. Пример натурной зарисовки растения, выполненной простым графитным карандашом (водосбор). Тоновой разбор.
Рис. 3. Пример натурной зарисовки растения, выполненной простым графитным карандашом (колокольчик луговой). Тоновой разбор.