Габариты подвижного состава




Габариты

Для нормального обеспечения перевозок на железнодорожном транспорте кроме подвижного состава и пути имеются многочис­ленные сооружения и устройства, которые расположены вдоль пути и над ним.

К ним относятся пассажирские платформы, здания, опоры контак­тной сети, сигнальные и путевые знаки, приводы электрической цент­рализации стрелок, путепроводы, мосты, провода связи и электроснабжения. Расстояния от этих сооружений и устройств до пути при­нимаются с учетом размеров обращающегося подвижного состава и условий его движения. Для обеспече­ния безопасности движения поез­дов требуется, чтобы локомотивы и вагоны, а также грузы на откры­том подвижном составе могли свободно проходить не только мимо устройств и сооружений, но и мимо следующего по соседним пу­тям подвижного состава, не задевая их. Эти требования обеспечиваются со­блюдением установленных Государственным стандартом габаритов прибли­жения строений и габаритов подвижного состава.

Габаритом приближения строений называется предельное попе­речное, перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути мате­риалы и оборудование, за исключением тех устройств, которые непосредст­венно взаимодействуют с под­вижным составом: вагонные замедлители, кон­тактный провод.

Габаритом подвижного состава называются предельные, попереч­ные, перпендикулярные оси пути, очертания, в которых, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвиж­ной состав, установленный на прямом горизонтальном участке пути.

Государственным стандартом (ГОСТ 9238-83) установлены габариты приближения строений двух видов: С и Сп. Габарит С (рис. 1.6) распространя­ется на пути, сооружения и устройства общей сети железных дорог и на подъ­ездные пути от станции примыкания до территории промышленных предпри­ятий.

Габарит Сп распространяется на пути, сооружения и устрой­ства, находя­щиеся на территориях промышленных, транспортных предприятий, а также промышленных железнодорожных станций. Габарит Сп отличается от габа­рита С меньшими вертикальными размерами. Горизонтальные размеры, хоть и остаются такими же, как в габарите С, но по усмотрению министерств и ве­домств, ко­торым принадлежат подъездные пути, могут быть уменьшены до 2750 мм на перегонах и до 2450 мм на станциях. Это делается, как правило, в особо трудных условиях, в которых сооружается подъез­дной путь, для умень­шения стоимости строительства.

Размеры габаритов приближения строений отсчитываются: го­ризонталь­ные — от оси пути; вертикальные — от уровня верха го­ловки рельса (в кри­вых от внутреннего рельса).


Рис. 1.6. Габарит приближения строений С: - - линия приближения пролет­ных строений мостов, конструктивных элементов тоннелей, галерей, платформ, настилов переездов, индукторов локомотивной сигнализации, механизмов стре­лочных переводов и расположенных в их пределах устройств сигнализации, цент­рализации и блокировки (СЦБ), а также сооружений и устройств, располагаемых на междупутьях станций; -о- — линия приближения всех вновь строящихся со­оружений и устройств (кроме расположенных на путях, электрификация которых исключена даже при электрификации данного участка); -·- — линия приближе­ния зданий, сооружений и устройств (кроме пролетных строений мостов, конст­руктивных элементов тоннелей, галерей, платформ), расположенных с внешней стороны крайних путей перегонов и станций, а также у отдельно лежащих путей на станциях; -··- — линия, выше которой на перегонах и в пределах полезной длины путей на станциях не должно подниматься ни одно устройство, (кроме ин­женерных сооружений, настилов, переездов, индукторов локомотивной сигнали­зации, а также механизмов стрелочных переводов и расположенных в их пределах устройств СЦБ); -···- — линия приближения фундаментов зданий и опор, под­земных тросов, кабелей, трубопроводов и других не относящихся к пути сооруже­ний на перегонах и станциях, за исключением инженерных сооружений и устройств СЦБ в местах расположения сигнальных и трансляционных точек; • • • • — линия приближения конструктивных элементов тоннелей перил на мостах, эстакадах и других инженерных сооружениях


В соответствии с ГОСТ 9238-83 принято расстояние от оси пути до строящихся сооружений, опор контактной сети и сигналов 3100 мм. Это позволяет при производстве путевых работ применять тяже­лые путевые машины, например, струги и снегоочистители с вы­носным в сторону крылом. Опоры контактной сети, удаленные на это расстояние, не должны попадать в кюветы выемок.

Вдоль пути под землей приходится прокладывать кабели при устройстве автоблокировки, устанавливать фундаменты различных сооружений и устройств. Нормы габарита С предусматривают, что­бы эти коммуникации устраивались на глубине не менее 1 м от уров­ня головки рельсов и на расстоянии 2,9 м от оси пути.

Для всех сооружений и устройств нижнее очертание габаритов С и Сп находится выше уровня головок рельсов на 50 мм внутри колеи и на уровне головок рельсов снаружи колеи. Размеры ct\ -= 670 мм, cij - 760 мм определяют ширину желоба в пределах насти­ла на переездах при ширине колеи 1520 мм.

Габариты С и Сп применяют при строительстве новых железных дорог, сооружений и устройств, при сооружении вторых путей, при электрификации железных дорог и реконструкции сооружений.

Для ранее построенных сооружений и устройств (до 1983 г.), не отвечающих требованиям габаритов С и Сп, вплоть до их пере­устройства сохраняются существующие габаритные размеры.

ГОСТ 9238-83 устанавливает габариты для линий со скоростями движения поездов до 160 км/ч. Для линий и участков железных дорог со скоростями движения поездов свыше 160 км/ч габаритные нормы устанавливаются дополнительными указаниями МПС РФ.

Габарит подвижного состава Государственным стандартом раз­делен на три группы.

Первая группа — габарит Т распространяется на подвижной со­став, допущенный к обращению по путям общей сети железных до­рог, подъездным путям промышленных и транспортных предприя­тий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габаритов С и Сп.

Вторая группа — габарит 1-Т распространяется на подвижной со­став, допущенный к обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным путям и путям промышленных предприятий.

Третья группа — габариты 1-ВМ (0-Т), О-ВМ (01-Т), 02-ВМ (02-Т), Q3-BM (03-Т) распространяются на подвижной состав, допущенный к обращению по всей сети железных дорог колеи 1520 (1524) мм и по железным дорогам стран дальнего зарубежья, имеющим колею 1435 мм. В скобках указаны обозначения габаритов, применявшихся до введе­ния настоящего стандарта. Основные размеры габаритов приведе­ны в табл. 1.1.

 

 

Таблица 1.1

Габариты подвижного состава

 

Габариты подвижного состава   Область применения   Высота, мм   Ширина, мм
       
    Т Обращение по путям общей сети железных дорог, подъездным путям и путям промышленных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габарита С и Сп        
    Тц Для цистерн и вагонов-самосвалов, допускаемых к обращению по путям общей сети железных дорог, подъезд­ным путям промышленных и транс­портных предприятий        
Тпр То же для полувагонов    
    1-Т Для подвижного состава, допускаемого к обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным пу­тям промышленных и транспортных предприятий        
  1-ВМ (0-Т) Сеть железных дорог колеи 1435 мм, используемая для международных сообщений    
  0-ВМ (01-Т) Сеть железных дорог колеи 1520 (1524) мм, основные линии железных дорог колеи 1435 мм    
02-BM (02-Т) То же    
  03-ВМ (03-Т) Сеть железных дорог колеи 1520 (1524) мм, железные дороги колеи 1435 мм европейских стран    

 

Пространство между габаритом приближения строений и га­баритом под­вижного состава, а также между габаритами смеж­ных составов необходимо для компенсации возможных смеще­ний подвижного состава, которые вызы­ваются отклонениями в положении отдельных элементов пути и колесных пар подвиж­ного состава, допускаемыми нормами их содержания (напри­мер, износ рельсов, отклонения рельсовых нитей по уровню), колебаниями и боковыми наклонами подвижного состава на рессорах. Государственный стандарт уста­навливает также га­баритные размеры для следующих элементов: нижней части га­баритов приближения строений С и Сп (для двойных перекрес­тных переводов, горочных вагонных замедлителей), их верх­ней части (минималь­ные допускаемые зазоры между сооруже­ниями, устройствами и контактным проводом, токоприемником и подвижным составом), а также нижней части всех габаритов подвижного состава.

Габарит приближения строения периодически проверяют. Сплошная проверка в тоннелях проводится ежегодно, а по глав­ным путям — не реже одного раза в пять лет. Проверка осуществ­ляется пропуском специальной деревянной габаритной рамы, уста­новленной на платформе или кузове вагона. Конструкция рамы имеет отгибающиеся части, которые при соприкосновении с соору­жением указывают на нарушение габаритных размеров. Свободный проход рамы мимо сооружений и устройств означает, что габарит С соблюдается.

Расстояния между осями путей. По смежным главным и станцион­ным путям проходит различный подвижной состав. Следовательно, расстояния между этими путями и от путей до сооружений и устройств, располагающихся в междупутьях, должны быть такими, чтобы исклю­чалось соприкосновение друг с другом локомотивов, путевых машин, проходящих одновременно по смежным путям, а также подвижного состава с сооружениями и устройствами. Расстояние в прямых участ­ках на перегонах между осями путей двухпутных линий должно быть не менее 4100 мм. Оно обеспечивает только безопасность скрещения подвижного состава. Расстояние между осями второго и третьего пу­тей на перегонах трех- и четырёхпутных линий должно быть не менее 5000 мм, что позволяет при следовании поездов по этим путям остав- лять на меж­дупутье инвентарь и инструмент при ремонте пути, а так же устанавливать не­обходимые сигналы.

На станциях большое количество железнодорожников различ­ных профес­сий занимается подготовкой подвижного состава в рейс, обслуживанием пути, средств связи, электроснабжения и т.д. Поэтому расстояние между осями пу­тей на станциях увеличено: между осями главных, приемо-отправочных и сор­тировочных пу­тей на прямых участках эксплуатируемых линий должно быть не менее 4800 мм; на путях второстепенных и грузовых дворов — 4500 мм. При перегрузке грузов из вагона в вагон может быть до­пущено междупутье, равное 3600 мм, исходя из условий организации работы.

При новом строительстве или реконструкции станций, разъез­дов и обгон­ных пунктов расстояния между осями путей принима­ют в соответствии с табл. 1.2.

Таблица 1.2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: