Упражнения на развитие слухового внимания.




Эти упражнения помогают детям различать мажорное и минорное окончание музыки, слышать и передавать в движении короткие музыкальные фразы с затактовым построением; совершенствуют плавность движений. Чтобы дети различали мажорное и минорное окончание, педагог спрашивает их: «Грустно или весело окончилась музыка?» Позднее, чтобы проверить, действительно ли дети научились различать мажор и минор, следует менять последовательность частей. Например, дать прослушать два раза части с мажорным окончанием и последующей пляской или с минорным окончанием и колыбельной.

«Поспи и попляши». (Т.Ломовова «Игра с куклой».)

Дети стоят в кругу, в руках у одного ребенка кукла.

Первая часть музыки. На затакте каждого такта ребенок плавным движением передает куклу своему соседу справа (слева), который принимает ее на первый счет следующего такта, и так до конца первой части музыки, которая заканчивается в миноре: кукла засыпает, ребенок держит ее на руках.

Вторая часть музыки. «Колыбельная». Ребенок, последним получивший куклу, ходит внутри круга, укачивая ее. После окончания музыки он занимает свое место в кругу

Третья часть музыки. Дети передают спящую куклу дальше по кругу. Музыка оканчивается в мажорной тональности. Кукла просыпается, ребенок поворачивает ее вертикально.

Четвертая часть музыки. «Плясовая». Ребенок, последним получивший куклу, пляшет с нею внутри круга, остальные дети слегка ^лопают в ладоши.

Повторяется громко четвертая часть музыки. Дети пляшут, а кукла «хлопает».

Упражнение «Летний дождь». (Музыка С. Разоренова.)

Кап, кап, кап, кап.

Кап, кап, кап, кап.

Дождь пошел сначала редкий.

Капля — две на весь лесок.

Кап, кап, кап, кап.

А потом по каждой ветке — кап!

На каждый лепесток.

Ливень хлынул проливной

И повис над мокрым лесом.

Словно пряжей водяной.

И поил он все травинки,

Огороды и сады.

Не оставил ни пылинки —

только лужицы воды.

Игра «Раз и два».

Занимающиеся стоят лицом к педагогу и потряхивают бубнами над головой на счет: «раз и два, раз и два!» Потом все делают поворот направо, останавливаются и снова потряхивают бубном под счет «раз и два», еще поворот вправо, и все оказываются спиной к педагогу, затем следующие два поворота вправо возвращают всех в первоначальное положение. В каждом положении занимающиеся встряхивают бубном над головой и считают: «Раз и два! Раз и два!» При повторении игры поворот делается налево. Во время счетных упражнений дети проговаривают стихи.

СЧЕТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Эти упражнения используются на логоритмических занятиях для организации поведения детей и взрослых при выполнении заданий, особенно сложных построений, серий движений.

В начале коррекционного курса счетные упражнения включаются в организационный момент: дежурный говорит, сколько детей (взрослых) пришло на занятие. Затем занимающиеся пересчитываются по порядку, рассчитываются на первый и второй, первый, второй и третий и т.д., в зависимости от цели упражнения.

Счет помогает детям правильно встать парами, построиться в две колонны, в две шеренги, встать по трое, четверо и т.д.

Счетные упражнения включаются в зарядку. Например, дежурный дает задание: на счет «раз» — поднять руки вверх («сноп»), на счет «два» — руки в стороны («елка»), на счет «три» — присесть («пенек»). Причем дежурный говорит или цифры, или слова, обозначающие разные движения.

Счетные упражнения проводятся и в стихотворной форме как сигнал для выполнения очередного упражнения. Например: «Раз — дрова, два — дрова, раскололся ствол едва! Бух — дрова, бах — дрова, вот уже полена два» — в упражнении, имитирующем рубку дров. Или: «...Пляска кончается, кружки собираются. Мальчики — к Алене, девочки — к Катюше. Раз, два, три!»

***

Раз, два, три, четыре, пять

В прятки мы хотим играть.

«Да» и «нет» не говорить,

Все равно тебе водить.

***

Раз, два, три, четыре, пять —

В прятки мы хотим играть.

Надо только нам узнать.

Кто из нас пойдет искать.

***

Научились мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

***

С броском мяча: «Раз, два, три — лови!»

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Эти упражнения, впервые предложенные для работы сзаикающимися В.А. Гринер, представляют интерес для логопеда, не владеющего музыкальным инструментом. Такие задания можно использовать при проведении утренней зарядки или физкультминутки во время логопедических занятий, с проговариванием стихотворных строк как с движениями, так и без них. Движения не должны быть механическими. Стихотворный материал должен иметь:

1) разную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.;

2) определенный динамичный размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

3) среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;

4) насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движения;

5) сюжетную линию или действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать логическую связь между текстом и движением.

6) Кроме того, стихотворения следует подбирать, учитывая возраст, речевые и двигательные возможности занимающихся.

Не все речевые упражнения можно выполнять двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому лучше разделить занимающихся на две группы: одна выполняет движения, другая произносит текст.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: