Значение военной присяги




Ритуал военной присяги, без преувеличения, всегда был квинтэссенцией русской воинской традиции.

Приведение к присяге имеет не только правовое, но прежде всего – нравственное значение.

Слово «присяга» Владимир Иванович Даль ставит в один ряд со словами «досягать», «достигать», «сяжень» (сажень) и т.п. В этом понятийном ряду сокрыта глубокая древность русского воинского обычая. В старину мой предок, дававший клятву храбро сражаться с врагом, в подтверждение верности слову прикасался к священному предмету — «досягая» (дотягиваясь) его: между человеком и святыней всегда предполагалась определённая дистанция, — тем самым придавая сказанному высший — священный — смысл! Такую же клятву давал и князь своим воинам: что он не покинет дружину в любой опасности и будет стоять насмерть.

Пример из истории: Князь Святослав, убеждённый язычник, и его «вои» клялись перед сражением (историки датируют, что случилось это около 969 г.), «как встарь» /!/: «Если же не соблюдём <…> — будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и Волоса, бога скота…». С десятитысячной дружиной, стоя против 100-тысячного греческого войска, Святослав обратился к воинам с речью, в которой прозвучали и воинская клятва, и завет: «Уже нам некамо ся дети — волею и неволею стати противу. Да не посрамим земле Русскые, но лязем костию ту! Мертви бо срама не имам; аще ли побегнем, то срам имам. И не имам убежати, но станем крепъко! Аз же перед вами поиду; аще моя голова ляжеть — то поразмыслите о себе». И что же «реша вои» — рядовые солдаты, по-нашему? А вот что: «Идеже глава твоя, ту и главы наши сложим!»

Нарушение этой священной клятвы оборачивалось для древнего русича несмываемым до смерти позором. Проклятие падало и на весь род его. Хотя до крещения Руси для нее и не существовало понятия «ад», был лишь Ирий — рай, однако нарушить данное Священное Слово, переступить через него — такое существовало за пределами миропонимания наших пращуров: данное Слово находилось на самой вершине пирамиды, именуемой сегодня нравственным кодексом.

Отношение воина к своей торжественной клятве характеризует его верность Отечеству и готовность защищать Родину не щадя ни сил, ни самой жизни.

Так, великий русский писатель граф Л.Н. Толстой, который в молодости принимал участие в героической обороне Севастополя, говорил в отношении военной присяги, что для вступления в бой с врагом не на жизнь, а на смерть воинам "нужны не деньги, не звания, ордена и прочие награды... Нужна совсем другая, более высокая побудительная причина. И эта причина есть - это любовь к Родине...".

Массу ярких примеров истинного патриотизма, верности присяге явили наши воины в годы Великой Отечественной войны: 11 дней оборонялись пограничники заставы лейтенанта Лопатина, все погибли, но не сдались, не оставили свой участок границы. Целый месяц оборонял Брестскую крепость майор Гаврилов, он продолжал сражаться с врагом даже когда остался совсем один, не имея еды и питья, в полном вражеском окружении.

Если любовь к Родине — это проявление патриотизма, то защита Отечества — это долг и обязанность патриота. Человек, лишенный чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной защите.

Современная Российская армия не отступает от исторических военных традиций нашего государства. Российский солдат, как его отцы и деды, вступая на ратный путь, также приносит торжественное обещание верно служить Родине. Эта клятва для него не пустой звук, о чем свидетельствуют последние вооруженные конфликты, в которых воины нашей армии проявляли героизм, мужество и отвагу.

Только в 80-е годы за самоотверженное выполнение воинского долга на афганской земле 86 человек удостоены звания Героя Советского Союза и более 200 тыс. человек награждены орденами и медалями, из них 110 тыс. солдат и сержантов.

Вот как действовал в бою наш земляк гвардии рядовой разведчик Николай Анфиногенов, когда из разведгруппа встретилась с душманской засадой (цитата из наградного листа):
"Рядовой Анфиногенов, прикрывая отход товарищей от напавшей банды душманов, израсходовав все боеприпасы, оказался в окружении мятежников.
Убедившись, что его товарищи вне опасности, последней гранатой взорвал себя и подбежавших к нему бандитов.
Геройски погиб сам, уничтожив при этом восемь мятежников, и тем самым обеспечил своим товарищам выход на более выгодные позиции.»

 

Поскольку в присяге сконцентрированы благородные идеалы защиты Отечества, то каждый воин, принимая ее, берет на себя высокие обязательства. Их исполнение составляет смысл воинской службы. С того момента, как юноша в торжественной обстановке, перед лицом своих командиров, товарищей, родных и близких произнесет слова священной клятвы, он считается полноправным защитником Родины.

А до приведения к присяге статус молодого воина отличается следующим:

- военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов;

- за военнослужащим не может закрепляться оружие и военная техника;

- на военнослужащего не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.

Выполнение требований военной присяги представляет собой служебную обязанность для каждого солдата и является делом совести и чести. И нет ничего более позорного, чем нарушение своих торжественных обязательств. Вот почему нарушение присяги всегда считалось преступлением и каралось законом. (Зачитываю статьи УК РФ об ответственности за воинские преступления).

За любое отступление от присяги воин в ответе перед Родиной, народом и своей совестью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: