Анализ произведения «История эллинизма».




Изучение эллинизма в работах И.Г.Дройзена.

 

 

Выполнила студентка 4 курса 1 группы

дневного отделения

гуманитарного факультета

(историческое отделение)

Волкова Алина Алексеевна

 

Научный руководитель:

канд. ист. наук, доцент кафедры

зарубежной истории

Кармазина О.В.

 

 

Воронеж – 2020

 

Введение

История эллинизма долгое время находилась в тени истории Древней Греции и до середины XIX в. она совершенно не была разработана. Первым, кто ввел понятие «эллинизм» в историю стал И.Г. Дройзен.

Для анализа мною было выбрано произведение Дройзена «История Эллинизма». «История эллинизма» Дройзена -фундаментальная работа, охватывающая период античной истории: от возвышения Македонии при царях Филиппе и Александре до вторжения Рима.

Дройзен представил обобщенное значение рассматриваемой им эпохи в древней истории. Именно он дал этой эпохе наименование эллинизм, под которым при первом рассмотрении он подразумевал «распространение греческого господства и образованности среди старых культурных народов». Однако в широком смысле понятие эллинизма трактовалось им как сложное взаимодействие и соединение западного и восточного миров, культур и религий, итогом, которого должно было стать возникновение христианства. Поскольку возникновение христианства было для Дройзена поворотным пунктом человеческой истории, ему уделялось особое внимание в его работах.

Историю эллинизма Дройзен представил преимущественно в ее политической форме. В произведении обзор эллинистического периода был доведен лишь до 220 г. до н. э. - до начала активного вмешательства в дела греков Римской державы. Вся последующая история эллинизма осталась за пределами его внимания.

Так же для исследования биографии автора, мною был использован труд Карла Криста «Жизнь и творчество ведущих древних историков современности Дармштадт»[1]. В своей работе автор описывает жизненный путь многих известных историков, в том числе И.Г.Дройзена. Автор указывает на основные причины, побудившие Дройзена заняться историей и о его развитии, которое привело к изучению древней истории.

Социально-политическая обстановка в Германии в начале XIX века.

В начале XIX века Германия продолжала оставаться в состоянии феодальной раздробленности. Решением Венского конгресса был создан “Германский союз”, в котором два государства – Пруссия и Австрия вели борьбу за верховенство.Буржуазная революция 1848-1849 годов попыталась провести общегерманские реформы. Но революционному движению не удалось завершить начатые преобразования.

Состояние исторической науки в Германии в XIX веке.

На рубеже XVIII-XIX вв. историческая наука в Германии постепенно превращается в важный инструмент различных концепций объединения страны. Историки становятся на службу государственным интересам, которые они понимают по-разному, в зависимости от традиций и особенностей немецких земель. В течение 20 – 40-х годов XIX столетия в исторической науке Германии развернулась борьба двух идейных и методологических направлений: консервативно-романтического и либерально-романтической.История эллинизма мало привлекало историков и до середины XIX в. она совершенно не была разработана.

Биография Г.Дройзена.

Густав Дройзен родился 6 июля 1808 года в Трептове-на-Рейне в семье военного священника. Полковой священник Иоганн Христоф Дройзен был в гуще военной и политической жизни тех лет: он принимал участие в создании Трептовского отделения Тугендбунда в 1811. «В атмосфере этих бурных лет, когда перекраивалась карта Европы, когда ничтожная роль Германии во всех этих событиях стала невыносимо ранить самолюбие немцев.Пережив национальное унижение, Дройзен стал решительным сторонником ее единства, основу которого он видел в Пруссии. Здесь же, как многократно отмечалось, корни его восприятия событий в Греции IV века до н.э.».[2]

Дройзен был домашним учителем великого немецкого композитора Якоба Людвига Феликса Мендельсона Бартольди. С 1826 года Дройзен учился в Берлинском университете, где в основном на него оказали влияние Г. В. Ф. Гегель и А. Бёк.В 1831 году Дройзен защитил докторскую диссертацию, посвященную государству Лагидов (Птолемеев) при Птолемее VI. В 1833 году Дройзен - приват-доцент древней истории и классической филологии в Берлинском университете; с 1835 года экстраординарный профессор.

Анализ произведения «История эллинизма».

Европейскую известность Дройзен приобрел после публикации «Истории Александра Великого». В 1877-1878 годах в Гамбурге все 3 тома были опубликованы под единым названием «История эллинизма».

При написании своих работ и отбору источников, к историческому материалу он относил не только архивные официальные источники, но также авторские произведения (философские и литературные труды, а также работы других историков), сказания, воспоминания (мемуары).Поскольку уровень достоверности источников зависит от отдаленности источника и факта, его породившего, то важно отметить наличие в источниковой базе произведений современников, описываемых произведений. Однако, стоит критически подходить к художественным работам и мемуарам, поскольку они носят субъективный характер и не всегда отражают всю полноту, происходящих событий.

Говоря об источниках, Дройзен постоянно отмечал их неполноту и фрагментарность, не позволяющую получить полную картину прошлого. Поэтому он полагал, что в основе достоверности произведения лежит «четкость в обозначении пробелов и возможных ошибок»[3]. А отсюда вытекает необходимость анализировать разные виды источников, в поисках точки пересечения между ними. Дройзен делает акцент на человеческих действиях, которые составляют основу всех явлений прошлого.

Историческая концепция Дройзена объединила в себе интеллектуальные достижения немецких школ историков (гёттингенской, гейдельбергской, берлинской). Малогерманская школа, к которой принадлежал Дройзен, определила научное направление в области истории, основанное на синтетическом подходе к изучению истории. Такой подход может помочь выявить глубинные взаимосвязи между различными логическими концепциями. Дройзен стремился в своем исследовании провести анализ различных источников, находя их взаимосвязь, поставив при этом во главу угла действия людей.

И. Г. Дройзен впервые ввёл использование термина «эллинизм» и создал соответствующую концепцию. В созданной им работе «История эллинизма» историк фактически провел полную переоценку периода правления Александра Македонского и следующего за ним столетий. До этого данный период рассматривался как составляющая в структуре Древнегреческой истории. Поэтому необходимо отдать должное автору, поскольку именно он выделил данную историческую эпоху как отдельную веху истории. Последователи Дройзена продолжили разработку данной темы, поэтому на современном этапе устоялось понимание самобытности эллинизма в исторических реалиях.

Автор затронул ряд проблем, которые породили споры среди последователей. Так, в работе Дройзена понятие эллинизм получило новую трактовку, нежели оно имело ранее (глагол hellenizein в основном своем значении означал просто "говорить по-гречески") это понятие стало теперь обозначением временных рамок как послеклассическойгреческой истории, так и восточной истории после разрушения Персидской державы. Однако многие последователи Дройзена, отмечают, что его произведение требует доработки. Сам автор указывал на то, что он описывает наиболее интересные ему исторические персоналии и периоды, поэтому позднейшие явления в эллинистической культуре, в особенности ее отношения с Римом, оказались вне поля его зрения.Авторубыло важно высказать общий принципиальный взгляд.

Так же одной из проблем, поднимаемых в произведении, является роль Александра Македонского в описываемом историческом периоде. И так как возникновение христианства Дройзен считал поворотным пунктом человеческой истории, то он определял историю после Александра как движение в эту сторону и дал данному периоду новое освещение. Сам автор так пишет о значении Александра в описываемых событиях: "Имя Александра означает конец одной всемирной эпохи и начало новой".

Немаловажным является и определение хронологических рамок периода. Согласно взгляду Дройзена, этот процесс открыл поход Александра, хотя он сам признает, что после смерти Александра Македонского в течение нескольких столетий происходил регресс развития и что процесс культурного обмена обрел свою силу лишь позднее.

Заключение

Имя Дройзена, как правило, упоминается в ряду основоположников теоретических основ исторической науки второй половины XIX века, и тезисы его были известны и получили продолжение в работах его последователей. К его заслугам следует отнести создание фундаментального произведения, как по меркам 19 века, так и по мнению современников. Именно Дройзен первым ввелпонятие «эллинизма» и привел его трактовку, периодизацию, красочно описав основные события изученной эпохи.

Однако, помимо очевидных заслуг, выделяют и критику деятельности историка. Так, не все исследователи согласны с его трактовкой эллинизма. Для И. Дройзена основным в истории эллинизма было соединение Греции и Востока, и последствие данного синтеза в возникновении христианства. Вторая основная линия— исследованиепреобразований в политике эпохи эллинизма, интерес к которому, вероятно, породили политические потрясения, происходившие в его стране.Однако в 20 веке, на данное явление историки стали смотреть как на объединение древнегреческого и древневосточного мира в единую систему государств.

В целом, вклад Дройзена в историю нельзя не оценить по достоинству и его трактовка имеет свое важное место среди других исследователей.

литература

1. Дройзен И.Г.История эллинизма. История Александра Великого/ И.Г Дройзен. - Пер. с нем. Бугай Д.В. - М.: Академиче-ский Проект; Киров: Константа, 2011. — 623 с.

2. Дройзен, И. Г. Энциклопедия и методология истории // И. Г.Дройзен Историка.СПб.: Владимир Даль; Фонд «Университет». 584 с. С. 448.

3. Крист К. Жизнь и творчество ведущих древних историков современности Дармштадт[Электронный ресурс] / Под ред. Проф. Э.Д. Фролова. – Наука. Ювента. СПб. 1997. Режим доступа: https://centant.spbu.ru/centrum/publik/frolov/frol031.html

 


[1]1. Крист К. Жизнь и творчество ведущих древних историков современности Дармштадт [Электронный ресурс] / Под ред. Проф. Э.Д. Фролова. – Наука. Ювента. СПб. 1997. Режим доступа: https://centant.spbu.ru/centrum/publik/frolov/frol031.html

[2]Крист К. Жизнь и творчество ведущих древних историков совре-менности Дармштадт [Электронный ресурс] / Под ред. Проф. Э.Д. Фролова. – Наука. Ювента. СПб. 1997. Режим доступа: https://centant.spbu.ru/centrum/publik/frolov/frol031.html

[3] Дройзен, И. Г. Энциклопедия и методология истории // И. Г.Дройзен Историка.

СПб.: Владимир Даль; Фонд «Университет». 584 с. С. 448.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: