организованные интересы в сфере религии, науки и культуры: церкви, религиозные секты, научные ассоциации, общеобразовательные кружки, союзы деятелей искусств.




Вопрос 36.

РЕКРУТИРОВАНИЕ ЭЛИТ - механизм отбора в Правящую элиту, на руководящие должности в государстве или партии. Существуют две основные системы рекрутирования элит: система гильдий и антрепренерская система. В чистом виде они встречаются довольно редко, однако можно выделить характерные черты этих систем. Для системы гильдий характерны:

  1. Закрытость. Отбор на более высокие посты осуществляется из нижестоящих слоев самой элиты. Медленный, постепенный путь наверх.
  2. Высокая степень процесса отбора, наличие многочисленных фильтров формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж, образование, характеристики и т.п.).
  3. Небольшой, относительно закрытый круг селектората, т. е. тех, кто проводит отбор. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего органа или даже один первый руководитель.
  4. Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства.

Антрепренерскую систему рекрутирования элит отличают:

  1. Открытость. Претендентом на занятие руководящей должности может быть представитель любой общественной группы.
  2. Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров.
  3. Широкий круг селектората. Им могут выступать даже все избиратели.
  4. Высокая конкурентность отбора, острое соперничество за занятие руководящих позиций.
  5. Первостепенное значение индивидуальности (яркая личность, значимые личные качества, умение найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее, наличие интересных предложений и программ).

Таким образом, элитарность политической жизни общества - реальность сегодняшнего дня. В центре внимания должны быть проблемы повышения качества и эффективности работы политической элиты. Во многом положительное решение этой проблемы зависит от руководителя, лидера.

Смена элит происходит в процессе борьбы за власть. Господствующее положение стремятся занять многие люди, обладающие особыми психологическими и социальными качествами, но никто добровольно не уступает им своего высокого социального положения привилегированного слоя. Поэтому скрытая или явная борьба за это привилегированное положение неизбежна.

Вопрос 38.

Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом.
Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной.
В истории партий Макс Вебер выделил три этапа: партии как аристократические группировки, партии как политические клубы и современные массовые партии. Считается, что двумя основными причинами появления массовых партий были:

а) распространение избирательных прав, которое вынуждало к расширению объема
влияния;

б) организационное развитие рабочего класса.

Последнее вело к тому, что: организующийся вне парламента пролетариат, создавал массовые партийные
организации; в свою очередь этот процесс вынуждал к конкуренции традиционные группировки, которые массовости пролетарских партий должны были противопоставлять преобразования своих структур в том самом направлении.
Политические партии с оформлением партийных билетов, взносов, членства в партии и дисциплиной появились в Европе с возникновением массового организованного рабочего движения. Первой массовой и постоянно действующей
партией была либеральная партия в Англии (с 1861 г.). Причинами возникновения массовых политических партий послужило распространение всеобщего избирательного права. Каждая партия создавалась для защиты определенных
интересов населения (как правило, экономических или национальных).

Вопрос 39.

Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Признаками партии являются:

§ функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

§ наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

§ направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

§ наличие народной поддержки, добровольность членства;

§ наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

§ выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

§ разработка идеологии, формирование общественного мнения, распространение политической культуры;

§ создание возможностей для политической социализации личности;

§ подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

§ организация избирательных кампаний и участие в них;

§ борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

А также:

1. Теоретическая функция:

§ анализ состояния и теоретическая оценка перспектив развития общества;

§ выявление интересов разных социальных групп общества;

§ разработка стратегии и тактики борьбы за обновление общества;

2. Идеологическая функция:

§ распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей;

§ пропаганда своих целей и политики;

§ привлечение граждан на сторону и в ряды партии;

3. Политическая функция:

§ борьба за власть;

§ участие во внутренней и внешней политике (разработка, формирование, проведение в жизнь);

§ выполнение предвыборных программ

4. Организаторская функция:

§ реализация программных установок и решений;

§ проведение избирательных кампаний;

§ подбор кандидатов на выборные должности, кадров для выдвижения в правительство, центральное и местное руководство.

 

Вопрос 40.

Предложено несколько типологий политических партий:

§ по идеологической ориентации выделяют партии либеральные, консервативные, коммунистические и проч.;

§ по территориальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;

§ по социальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;

§ по отношению к социальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;

§ по участию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.

Наиболее известна классификация партий по организационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии (А.Дюверже).

Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.

В зависимости от положения в политической системе партии делят на правительственные и оппозиционные.

Правительственные партии, победившие на выборах, играют ведущую роль в формировании правительства.

Оппозиционные партии представляют интересы политического меньшинства. Они сосредоточиваются на критике правящих партий, проводимой ими политике. 6 свою очередь, оппозиция подразделяется на системную и внесистемную.

В соответствии с идеологическими ориентациями выделяют либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, фашистские и другие партии.

Вопрос 41

Политические партии возникают для представительства и попытки удовлетворения интересов различных социальных слоев. Количество партий в обществе отражает степень экономической, идеологической и другой неоднородности интересов. Чем выше степень неоднородности, тем больше число партий в политической системе общества.

В зависимости от положения политических партий в политической системе, а также характера взаимодействия между ними и «типажа» самих партий, в каждой стране складывается их особая конфигурация, т.е. партийная система.

Партийная система - это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.

Виды партийных систем:

§ однопартийные;

§ двухпартийные;

§ многопартийные.

Однопартийная система

Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

В рамках многопартийной системы выделяют:

§ многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;

§ многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;

§ «блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.

В Скандинавских странах длительное время доминировали социалистические партии, в Италии — Христианско-демократическая партия, в Японии — Либерально-демократическая. Доминирующих партий нет в Швейцарии, Нидерландах, Финляндии.

В парламентских республиках партии, победившие на выборах в парламент, формируют правительство. Если не существует преобладающей партии, они вынуждены создавать коалиции для совместного формирования правительства.

Вопрос 43.

Понятие «группаинтересов » (или заинтересованная группа) ввел в научный оборот американский ученый Артур Бентли в работе «Процесс управления» (1908). Под данным термином он понимал разнообразные организованные группы людей, имеющих определенные цели и выдвигающих конкретные требования перед политической властью. В отличие от партий, они не претендуют на политическую и административную власть.

Различные группы интересов владеют широким набором ресурсов для воздействия на власть. Это могут быть экономические и финансовые возможности, информация, организационные структуры. Те группы интересов, которые имеют возможность поддерживать постоянные связи с правительством, чаще всего становятся органичной частью механизма управления обществом.

Характерные признаки групп интересов
Для четкого определения «групп интересов» необходимо вычленить их характерные признаки, которые отличали бы данный термин от других социальных групп.

В политологической науке в этой связи выделяют «узкий» (организационный) и «широкий» (функциональный) подход. Сторонники «узкого» подхода, считают, что «группы интересов» как минимум должны соответствовать следующим характеристикам:

1.Группы интересов представляют собой объединение членов, связанных для защиты общих интересов. 2.Группы интересов создаются с целью достижения тех или иных целей в органах государственной власти. Таким образом, те организационные группы, для которых политическая активность не является приоритетной задачей, не могут быть отнесены к группам интересов.

3.Группы интересов пытаются оказать влияние на власть, скорректировать принимаемые политические решения в своих интересах. При этом группы интересов не стремятся завоевать власть, в этом их ключевое отличие от партийных групп.

4.По своему субъектному статусу группы интересов являются негосударственными образованиями. Таким образом, группы, формируемые внутри органов государственной власти, и отстаивающие свои корпоративные интересы (например, при распределении бюджетного финансирования, государственных тендеров и пр.) не могут быть отнесены к группам интересов.

Как следует из данных характеристик, к группам интересов в таком случае можно отнести лишь некоммерческие организации, ассоциации или союзы, стремящиеся влиять на политическую власть с целью реализации интересов своих членов.
Сторонники широкого подхода в качестве определяющего критерия определяют функцию группы по оказанию влияния на власть, в связи с чем любую социальную группу, стремящуюся оказать такое влияние, можно признать группой интересов.

Так сторонник функционального подхода А. Павроз относит к группам все социальные общности, объединенные единым интересом и стремящиеся реализовать данный интерес посредством воздействия на политический процесс без прямого завоевания и осуществления государственной власти.
Дж. Уилсон по поводу включения в состав групп интересов корпорации писал, что необходимо ответить положительно на вопрос о том, «следует ли нам сделать вывод, что любая организация, которая в той или иной мере стремится воздействовать на государственную политику, должна считаться заинтересованной группой», так как узкое определение групп интересов, в результате которого в данную категорию не включается крупный бизнес, представляет собой «ненормальное и нежелательное явление».
А Ч. Линдблом, в связи с расширением состава групп интересов до представителей бюрократии, отмечал, что «исследования заинтересованных групп обнаруживают, что государственные чиновники, их ассоциации, департаменты или агентства также играют роль групп интересов... Трактовка государственных чиновников как членов заинтересованных групп встречает сопротивление. Но если отвлечься от терминологических споров, то станет ясно, что активность официальных лиц или организаций, предназначенная повлиять на политику, часто весьма сходна с деятельностью частных заинтересованных групп».

Таким образом, в рамках широкого подхода к группам интересов мы будем относить всех тех, кто оказывает организованное воздействие на власть, в том числе религиозные организации, корпорации, а также политические группы, реализующие свои корпоративные (не связанные с завоеванием политической власти) интересы и т.п.

 

Вопрос 44.

Типология заинтересованных групп представляет большую трудность, что объясняется их многочисленностью и чрезвычайным многообразием (следствием чего является, в частности, большое количество, предложенных в литературе типологий). Однако все исследователи сходятся в том, что группы интересов - есть, прежде всего, результат самоорганизации гражданского общества. Так, американские ученые Г. Алмонд и Дж. Пауэлл выделяют четыре типа групп интересов:

1.спонтанные, то есть стихийно организованные, часто ориентированные на насилие (манифестации, бунты);

2.неассоциативные, то есть неформальные, непостоянные и ненасильственные, формирующиеся на основе родственных связей, вероисповедания и т.п. (религиозная сетка, студенческая группа)

3.институциональные, то есть формальные организации, помимо выражения интересов, наделенные и другими функциями (партия, собрание, администрация)

4.ассоциативные, то есть добровольные, специализирующиеся на выражении интересов организации (профсоюзы, группы деловых людей, этнические и религиозные ассоциации граждан)

Французский политолог М. Дюверже предложил подразделять группы интересов по критерию их организационных структур на:

а) массовые ( профсоюзы, молодежные организации, организации ветеранов и т.д.) и б) кадровые (предпринимательские союзы, элитарные организации).

К третьему типу групп интересов Дюверже отнес - научно-исследовательские центры и фонды, рекламные агентства. Кроме того Дюверже различал группы интересов действующие исключительно в политической сфере и организации, для которых оказание политического давления составляет лишь какую-то часть их деятельности (профсоюзы. церковь и др.).

Получила распространение типология групп интересов, действующих в определенной общественной сфере - экономической, духовной, социальной или политической. Типология, как раз и ориентированная на пять различных общественных сфер, деятельности заинтересованных групп, была разработана У. фон Алеманом:

1) организованные интересы в экономической сфере и в мире труда: предпринимательские объединения, профсоюзы, потребительские союзы;

2) организованные интересы в социальной сфере: объединения защиты социальных прав (общество слепых, союзы пенсионеров и др.), объединения социальных достижений (благотворительные организации), группы самопомощи (общество анонимных алкоголиков) и др.;

3) организованные интересы в сфере досуга и отдыха: спортивные союзы, кружки общения и реализации хобби;

организованные интересы в сфере религии, науки и культуры: церкви, религиозные секты, научные ассоциации, общеобразовательные кружки, союзы деятелей искусств.

5) организованные интересы в общественно-политической сфере: духовные, этические, правозащитные ("Международная амнистия", "Врачи без границ"), общественные движения (экологическое, разоруженческое, феминистское).

Вопрос 45.

Для оказания влияния на парламент и правительство, организованные группы используют разнообразные методы:

 


  1. подача письменных предложений, касающихся конкретных решений;

  2. участие в открытых обсуждениях законопроектов;

  3. участие в консультативных комитетах ведомств;

  4. создание коалиций с другими фирмами и организациями;

  5. финансирование подготовки законопроектов, правительственных решений и их экспертиза;

  6. неофициальные контакты с должностными лицами после обнародования проекта решения;

  7. обращение в судебные органы;

  8. организация публичных акций (митинги, пикеты, сбор подписей и т.д.).


Иногда применяются и противоправные формы: подкуп чиновничества, шантаж и другие.
Одной из форм деятельности организованных групп является лоббизм. Лоббированиеэто процесс деятельности представителей групп интересов в органах законодательной и исполнительной власти. Она имеет форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро. Их задача – добиться в принимаемых нормативных документах отражения или закрепления своих частных интересов. Лоббисты являются, как правило, профессионалами. Это – эксперты, консультанты, часто из числа бывших политиков, депутатов, должностных лиц в правительстве, государственных служащих, военных, юристов, специалистов по связям с общественностью, политологов и т.д. Спектр лоббистской деятельности достаточно широк: сбор информации и предоставление ее законодателям; выступления на слушаниях в парламенте; участие в разработке законопроектов; информирование парламента о последствиях принятия того или иного закона; неформальные контакты; и другие.

Выделяются две основные модели лоббизма: англосаксонская (США, Канада), предполагающая обязательную государственную регистрацию лоббистских организаций и определение допустимых рамок их деятельности; континентальная (Франция, Италия), при которой лоббистские организации могут воздействовать на законодательный орган, официально участвуя в работе специально созданных совещательных советов, комитетов, комиссий во властных структурах.
Лоббизм, являясь частью функционального представительства, несет соответствующую долю его позитивной нагрузки. Он необходим и для государственных органов, и для тех, кого затрагивают решения государства. Представляя ценную информацию о реальной ситуации и о возможных последствиях принимаемых мер, он создает более надежную базу для принятия решений государственными органами и способствует восприятию этих решений теми, кого они непосредственно касаются.
К негативным сторонам лоббизма следует отнести склонность многих его участников к удовлетворению своекорыстных устремлений, создания благоприятной среды для возможной коррупции и злоупотреблений. Однако вместе с расширением практики лоббизма, растет и арсенал средств, способных ограничить такого рода действия.

Вопрос 46.

Политическая идеология — это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают интересы определенных социальных общностей и политических групп, выражают их притязания на власть.

Политическая идеология обладает определенной спецификой. Она непосредственно связана с общественным и индивидуальным сознанием, жизнедеятельностью и интересами классов, наций, партий, государств и ориентирована на власть.
Поскольку современное общество состоит из большого числа социальных и политических групп с различными интересами, постольку в нем постоянно происходит идеологическая борьба. Одна из важных задач идеологической борьбы — придать особым интересам господствующих классов и групп форму всеобщего интереса и тем самым внедрить в сознание людей идею общности интересов всех классов и социальных групп данного общества.
В любой политической идеологии обычно выделяют три уровня функционирования: теоретико-концептуальный, программно- политический и поведенческий. Одни политические идеи и ценности направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление, а другие выражают стремление к переменам в общественно- политической жизни, смене властных элит, политической модернизации.
На теоретико-концептуальном уровне формулируются основные положения, раскрывающие интересы и:: идеалы класса, социального слоя, нации, государства.
На программно-политическом уровне политические принципы и идеалы переводятся или воплощаются в соответствующие программы, манифесты, лозунги, которые составляют идейно- политическую основу для принятия управленческих. На поведенческом уровне идеи, ценности, интересы, выраженные в идеологии, реализуются также в обыденном общественном сознании. Важно подчеркнуть еще одну черту политической идеологии. Кроме теоретически обоснованных положений любая идеология предполагает определенную оторванность от действительности, ее принятие массами на веру. Например, К.Маркс и Ф.Энгельс неоднократно называли идеологию "иллюзорным", "ложным сознанием. Идеологии вполне могут поступиться истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться действительным ради ложного.

Вопрос 47.

Функции идеологии:

 

  1. Легитимизационная. Оправдает власть или притязания на власть.
  2. Интегративная. Объединяет людей в группы, консолидирует общество.
  3. Мобилизационная (организационно-мобилизационная). Приводит социальные силы в движение, превращает идеи в действия.
  4. Когнитивная (познавательная). Способствует просвещению участников политики и их более четкой самоидентификации.
  5. Нормативная. Очерчивает критерии оценки политических явлений, событий, норм социального поведения.
  6. Коммуникативная. Организует общение, взаимопонимание внутри социальных групп и между ними.
  7. Конструктивная (прогностическая). Служит постановке целей и задач, являющихся ориентирами для политических действий.
  8. Социально-психологическая (компенсаторная). Создает социальный комфорт, компенсирует неудовлетворенность жизнью.

Вышеперечисленные функции политическая идеология выполняет благодаря двум свойствам, которые отличают ее от других форм политического сознания. Это - претензии на тотальную значимость (или глобальность) и нормативность. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи. Идеология требует приверженности со стороны ее сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует.

Вопрос 48.

Консерватизм - это идейно-политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, национальных особенностях, религии, собственности. Консерватизм зародился в конце XVIII- начале XIX века не как идеология новых классов, а как реакция на новые условия уходящих с исторической сцены классов.

Основные принципы консерватизма:

общество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю;

существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы;

ориентация на государственный авторитет;

пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума;

возможность социального равенства между людьми;

частная собственность - гарант личной свободы и социального порядка.

Основные идеи консерватизма:

» общественное бытие индивида должно строиться в соответствии с традициями;

» идея национального величия;

» обществу присущи социальное неравенство и политическая конкуренция;

» отказ от активного политического вмешательства в общественную жизнь;

» пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

Неоконсерватизм

Неоконсерватизм - это идеология, сочетающая идеи классического консерватизма и либерализма. Неоконсерватизм возник в XX веке как синтез идей традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его представители: в теории - А. Хайек, в политике - Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак.

Неоконсерваторы более терпимо относятся к государству, признают необходимость его вмешательства в управление обществом, однако это вмешательство должно носить ограниченный характер. Низкая эффективность политических методов решения социальных проблем обусловлена тем, что природа самих этих проблем не социальная, а личностная, и они гораздо эффективнее решаются через усилия и активность индивида.

Основные идеи неоконсерватизма:

только рыночные отношения ведут к реальному развитию общества и человека;

свобода и равенство несовместимы;

классическая демократия неосуществима или вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит;

главное право личности - право иметь собственность и свободно распоряжаться ею.

Вопрос 49

Либерализм - это учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида наряду с ограничением сфер деятельности государства. Либерализм зародился как идейное течение в Англии, в середине XVII века. Основоположник - Джон Локк (1632- 1704). Впоследствии, по мере перехода к буржуазному строю, либерализм распространился по всей Западной Европе и к середине XIX века стал здесь доминирующей идеологией. К этому времени сложились и основные принципы и цели этой идеологии.

Основные принципы:

отдельный индивид (а также индивидуальные потребности и права человека) первичнее и реальнее, чем общество и его институты в целом;

отличие и обособленность каждого человека от других людей безусловны, а связь и сходство между ними условны и вторичны; все законы и ценности человек создает сам;

человек индивидуально свободен и несет ответственность перед своей свободой, в основе которой лежит частная собственность.

Цели либерализма:

- приверженность парламентскому строю и парламентским процедурам;

- негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства;

- необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенство закона;

- обеспечение основных политических прав и свобод граждан, уважения и достоинства человеческой личности;

-распространение практики плебисцитарной ("плебс" - народ) демократии, всенародного обсуждения законов, укрепление местного самоуправления;

- обоснование демократической сущности элитаризма, необходимость конкуренции элит;

- компромисс, консенсус, единогласие в решении важных политических проблем.

Неолиберализм

Глубокий кризис первой трети XX века (1929-1933) выявил ограниченные возможности либерализма сдерживать процессы нарастания социального неравенств;!, что потребовало известной модернизации либеральной политической доктрины. Возникший на базе классического либерализма неолиберализм, который получил дальнейшее развитие в 50-е 60-е гг., представляет собой сейчас мощное течение. Суть его заключается в том, что наряду с абсолютной ценностью частной собственности, прав и свобод граждан нельзя отрицать необходимость учета общественных интересов и государственного участия не только в экономике, но и в различных социальных программах.

Вопрос 50.

Социали́зм — обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы[1], для чего ставящий перед собой глобальную цель свержения капитализма, построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего историю человечества, и мобилизующего для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Согласно определению энциклопедии Британника социализм — это экономическая система, при которой средства производства находятся в общественной собственности. По определению философского словаря под редакцией А. А. Ивина социализм — это радикальный коллективизм индустриальной эпохи (история которой развивается между двумя крайними проявлениями: социализмом и капитализмом) воплощение которого на практике неминуемо приводит к тоталитаризму.

Термин «социализм» впервые был использован в работе Пьера Леру «Индивидуализм и социализм» (1834).

Социал-демократия — умеренный тип социализма. Основным отличием является отказ от насилия, как средства политической борьбы. Основными целями социал-демократии являются снижение имущественного неравенства путем законодательных реформ, в частности — изменения налоговой системы.

Вопрос 51.

Термин «политическая культура» ввел в научный оборот И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г. Алмондом. Классическое определение было сформулировано Г. Алмондом и Г. Пауэллом. Развернутое исследование политической культуры как системы ценностных ориентаций и политических действий началось с 1950-х годов.

Классическое определение поли­тической культуры, сформулированное Г.Алмондом и Г.Пауэллом, звучит следующим образом: «Политическая культура есть совокупность индиви­дуальных позиций и ориентаций участников данной политической систе­мы. Это субъективная сфера, образующая основание политических дейст­вий и придающая им значение». Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Вопрос 52.

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).

6)мобилизационная (это процесс, в ходе которого посредством образования новых партий и других политических институтов на политическую арену выводятся широкие слои населения.)

Структура:

Авторы первой концепции политической культуры Г. Алмонд и С. Верба в качестве основных ее компонентов выделили три уровня политических ориентаций.

Познавательные ориентации включают знания и мнения субъекта о политической системе, ее ролях и носителях этих ролей, о ее так называемых «входах» и «выходах».

Аффективные (эмоциональные) ориентации отражают чувства, испытываемые субъектом по отношению к политической системе, к ее роли и государственным служащим.

Оценочные ориентации содержат суждения и мнения относительно политических объектов.

Сторонник более широкой трактовки политической культуры У. Розенбаум счел необходимым вычленять «компоненты ядра», т. е. те элементы, которые играют главенствующую роль в формировании политической культуры общества. Эти компоненты он разделил на три осно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: