Воспитание быстроты и скоростных способностей на занятиях по спортивным играм.




Для характеристики возможностей выполнить двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота».Развитие быстроты – способности человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью – характеризуется увеличением подвижности нервных процессов, быстро следующих друг за другом, давая возможность быстрой смене сокращений и расслаблений мышц, направляя и координируя движения и уменьшая латентный (скрытый) период двигательной реакции.

Виды скоростных способностей

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.

К элементарным формам проявления скоростных способностей относятся:

- способность к быстрому реагированию на сигнал (быстрота двигательной реакции);

- способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью (быстрота одиночного движения);

- способность к выполнению движений в максимальном темпе (частота движений)

Элементарные формы скоростных способностей проявляются в про­стых и сложных двигательных реакциях, скорости вы­полнения отдельных движений при незначительном внеш­нем сопротивлении или частоте движений. Проявление быстроты сочетается с другими двигательными качества­ми (силы, гибкости, выносливости, координации) и тех­ническими навыками. Элементарные формы быстроты слабо поддаются совершенствованию, так как они зависят от свойств врожденного типа нервной системы (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик и их соотношения).

Физиологический механизм элементарной быстроты имеет сложную цепь последовательных операций:

1) время сенсорного восприятия (в основном, это зрение и слух);

2) время передачи информации от сенсоров в кору го­ловного мозга;

3) время обработки полученной информации и приня­тие правильного решения;

4) время передачи нервного импульса мышцам-исполни­телям;

5) быстрота сокращения мышц.

Простая реакцияпредставляет собой латентное время реагирования известным движением на заранее обусловленный сигнал (старт в беге на выстрел или команду). Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 сек. Простая двигательная реакция имеет большое значение в тех видах двигательной деятельности, где результат во многом зависит от быстроты начала движения (спринт, игры, стрельба, фехтование). В обычной жизни также встречается немало случаев, требующих мгновенного реагирования, особенно в экстремальных ситуациях – на транспорте, производстве и т.п.

Сложная двигательная реакцияделится на два вида:

– реакция на движущийся объект (например, на полет мяча);

– реакция с выбором, связанная с необходимостью выбора из нескольких возможных вариантов одного наиболее подходящего действия.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Быстрота одиночного движенияопределяется временным интервалом, затраченным на его выполнение (например, удар в боксе).

Частота, или темп, движений – это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 сек.).

В простых реакциях наблюдается значительный положительный перенос скоростных способностей. Человек, обладающий хорошей реакцией в одних ситуациях, может великолепно реагировать в любых других, однако между разными элементарными формами прямой связи не существует. К примеру, человек с хорошей двигательной реакцией не обязательно продемонстрирует высокий темп движений и наоборот.

Комплексной формой проявления скоростных способ­ностей является способность к достижению высокого уров­ня соревновательного упражнения (ходьба, бег, плавание и др.). Комплексные формы быстроты хорошо поддаются развитию, так как зависят от широкого круга факторов, поддающихся совершенствованию.

Комплексные формынаблюдаются в сложных двигательных актах, для которых характерно сочетание элементарных форм проявления скоростных способностей с другими двигательными способностями (силовыми, координационными и др.).

К таким комплексным формам проявления относятся:

– способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, рывки в игровых видах спорта и т.п.);

– способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (в спринтерском беге, плавании и других циклических видах спорта);

– способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п.

Выделяют в играх и единоборствах еще одно специфическое проявление скоростных способностей – быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении

Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следующих факторов:

1. Подвижности и лабильности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

2. Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости.

3. Эффективности внутримышечной и межмышечной координации.

4. Генетические данные человека. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследственностью, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40—60%)

5. Степени развития волевых качеств, силовых и координационных способностей, гибкости.

6. Энергетических запасов в мышце (содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза).

7. Возраста и пола.

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет

Естественным путем скоростные качества увеличиваются примерно до 14-15 лет. Однако диапазон возраста для их целенаправленного развития колеблется от 7 до 17 лет. При этом важнейший показатель скоростных способностей – частота движений - наиболее эффективно совершенствуется с 7 до 9 и в 12-13 лет, а скорость одиночных движений – в 10 – 13 лет. Максимальная скорость в циклических упражнениях у юношей эффективно поддается улучшению в 15-16 лет, у девушек в 14-17 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.)

Высокие скорости, как известно, возможны только при максимальных волевых усилиях. Интенсивность волевого усилия также поддается некоторому повышению в результате целенаправленной физической работы.

Следующим фактором он выделяет качество техники выполнения скоростных движений. Признано, что применение упражнений на скорость, освоенных на уровне умения, не способствуют росту быстроты, так как человек частично отвлекает свое внимании, а соответственно и усилие на контроль за техникой действия. Поэтому для тренировки скоростных способностей применяемые движения должны быть освоены до уровня навыка, что позволяет сконцентрировать сознание, внимание и волю на обеспечение максимальных усилий и скоростей, благодаря которым улучшаются данные способности

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:

1) возникновения воз­буждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;

2) передачи возбуждения в центральную нервную систему;

3) перехода сигнальной инфор­мации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферен­тного сигнала;

4) проведения эфферентного сигнала от централь­ной нервной системы к мышце;

5) возбуждения мышцы и появ­ления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в со­стояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза (восстановления).

На проявление скоростных способностей также влияет и температура внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20-22°С. При 16°С скорость снижается на 6-9%.

 

Задачи и средства воспитания скоростных способностей

Развитие скоростных способностей – это процесс повышения максимально возможной скорости сокращения мышц.

Первая задачасостоит в необходимости разностороннего развития всех форм проявления скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий). Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст – сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача – максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Третья задача– совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности.

Средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной либо около предельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы.

1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:

а) быстроту реакции;

б) скорость выполнения отдельных движений;

в) улучшение частоты движений;

г) улучшение стартовой скорости;

д) скоростную выносливость;

е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча)

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все, основные компоненты скоростных способностей(например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).

3. Упражнения сопряженного воздействия:

а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);

б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.)

В спортивной практике для развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.

Для развития частоты движений применяются:

- циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений;

- бег под уклон, с тяговым устройством;

- быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения;

- упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.

Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером.

Основное требование при использовании всех выше перечисленных средств заключается в том, чтобы, во-первых, они должны быть хорошо освоенными, во-вторых, по продолжительности должны быть кратковременными (не более 20-22 секунд), в-третьих, выполнялись с предельной скоростью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: