Уже в Древнем Египте лепнина была известна, а в Греции ею украшались колонны и фасады зданий. Для рельефного лепного декора в эпоху классицизма, началась новая жизнь. В то время все античное принималось за образец, и эта новая жизнь воплотилась в качестве важнейших элементов классического стиля.
Различные резные розетки, дивные карнизы, утонченные вензеля и пилястры, вазы, шары, цветочные венки и гирлянды – такое многообразие вариантов декора поистине безгранично. С их помощью всегда эффектно украшали любой интерьер.
Только на рубеже XVII-XVIII веков на территории России и Украины стали украшать здания лепниной. Но очень быстро лепнина приобрела популярность, особенно в сочетании с монументальной живописью. Лепнина стала излюбленным приемом в декорировании интерьера. Белая матовая поверхность лепных изделий создавала особенный эффект, ни сколько не похожий на блеск позолоченной резьбы. Белый рельеф отчетливо выступал на ярких стенах. Особенно эффектно лепнина смотрелась на голубых, желтых, розовых и нежно-зеленых оттенках стен. Лепнину использовали для обрамления окон, арок, каминов, потолков и колонн.
При слове «лепнина» в нашей памяти тут же всплывают великолепные дворцы, музеи и шикарные усадьбы. Именно лепнина была украшением этих масштабных сооружений, она требовала средств и никогда не была украшением хижин. Только в последние десятилетия лепнина сумела поселиться в современных квартирах. В СНГ с распространением просторных квартир, высоких потолков, качественного загородного жилья теперь все чаще стал, востребован рельефный архитектурный лепной декор.
Искусство украшения жилого интерьера лепниной было известно еще во времена античности. В древней Греции и Риме потолки и стены комнат украшались позолоченными лепными рельефами с изображением мифологических персонажей. Античные рельефы вдохновляли художников и архитекторов лепного декора. Редкий архитектурный стиль обходился без орнаментальных, рельефных украшений на фасадах и интерьерах зданий.
|
Сначала, лепные украшения моделировали из пластической массы, нанесенной на штукатурку. С возникновением первых форм из гипса появилась возможность делать лепные работы быстрее и дешевле.
По орнаменту и сюжету лепнины можно определить стиль и время со создания интерьера. На протяжении 17 столетия лепнина была отраслью, в которой лидировали итальянцы. Опираясь на традиции и мастерство предыдущего периода ренессанса, художники по стукко (лепные рельефы с добавлением в гипс мраморной или гранитной крошки) продолжили и развили дальше принципы пышного лепного декора. Белые или позолоченные стукковые обрамления пышно оттеняли живопись или фресковые росписи. Весь потолок залы представляет собой как бы одно гигантское стукковое покрывало. Такого рода декор непосредственно вел к стилю рококо, сочетавшему в себе фресковую живопись с лепниной, облицовкой мрамором и деревом, что в целом прекрасно иллюстрирует закономерности перехода от богатства барокко к новой легкости рококо.
В России искусство лепнины достигло своего расцвета 18 веке благодаря великому итальянскому архитектору Бартоломео Растрелли. С группой своих помощников он спроектировал внутренние покои дворцов Петербурга, Царского села, Петергофа. Во дворцах был представлен весь репертуар барочной декорации: белая лепнина на позолоченном основании, трофеи, гирлянды, рог изобилия, раковины, львиные головы и пальметты, свивающиеся листья и т.д.
|
В эпоху классицизма лепной орнамент исполняется плоским рельефом.
---кстати, давайте напомним какие рельефы знаем? (углубленный, контррельеф, барельеф, горельеф- анализ каждого), продолжим -фризы, пилястры, карнизы подчеркивают вертикальные и горизонтальные членения стен. Потолочные и стенные панно обводятся лепными или резными рамками. Медальоны, факел Гименея, античные алтари и урны, головы сатиров, сфинксы, амуры - наиболее частые мотивы лепного декора эпохи классицизма.
В Москве существовали специализированные мастерские, где можно было приобрести готовые барельефы и элементы лепных карнизов, а затем скомпоновать их по своему вкусу. Такие изделия представляют художественную ценность и по сегодняшний день, так как выполнялись удивительно тщательно.
Ампир диктует новые законы искусства. Лепнина, роспись, мебель, фарфор- все элементы интерьера подчинены симметрии и единству орнаментальных мотивов. Основными формами лепного декора являются летящие славы, военные арматуры, сфинксы, кариатиды, венки, розетки, пальметты, лиры. Интерьеры московских особняков поражали тонкостью и изысканностью отделки.
С 40-х годов начинается период эклектики, смешения разных стилей, когда одна комната могла быть оформлена в античном стиле, другая в готическом духе, третья - стиле барокко. Лепнина делается в соответствующем стиле.
|
На рубеже веков новый взгляд на строительство и дизайн интерьера принес модерн. Ломаются устоявшиеся представления о декоре, уже не встретишь классических фриза и карниза. Основные темы декора – это плавные линии морской волны, растительные и животные орнаменты.
Помпезный сталинский стиль конца 30 - 50-х годов охотно заимствовал формы классической архитектуры – от античности до ампира. И пышная лепнина с характерной советской символикой украсила фасады и интерьеры общественных зданий. А более скромный вариант в виде лепных карнизов и розеток вокруг люстры можно встретить в жилых домах той эпохи и по сей день. Сегодня лепнина вновь в моде и современный интерьер все чаще украшают архитектурные элементы из гипса.
Как видите, традиции, заложенные античностью бережно наследовались от эпохи к эпохе, совершенствовались и приобретали новые характерные черты.
Виды декоративной лепнины:
декоративные изделия из гипса, фризы, карнизы, потолочные розетки, колонны, пилястры, полуколонны балясины, статуи, барельефы, лепные панно, гипсовые скульптуры, гипсовая лепнина, Гипсовые барельефы, декоративные элементы из гипса и гипсовые изделия для фасадов зданий.
гипс
Гипс, применяемый в скульптуре, получают промышленным обжигом (при 140—190 °С) природного гипсового камня — осадочной породы, представляющей собой кристаллогидрат сернокислой соли кальция CaSO4*2H2O.
При замешивании с водой порошок гипса быстро затвердевает, слегка увеличиваясь в объеме (от 0,2 до 1%). Благодаря этому уникальному свойству, наряду с доступностью и легкостью в работе, гипс издавна считается незаменимым материалом для временного переведения скульптур, выполненных в мягком материале, в рабочие модели, так как обеспечивает исключительную точность в передаче самых тонких деталей скульптурной моделировки.
Нередко гипс применяется и в качестве конечного скульптурного материала.