Измерение нормативных предпочтений в группе (О.И. Комиссарова)




Методика выявления организационных ценностей и норм

 

Методика была разработана на основе предположения о респонденте как наблюдателе жизни в организации, которого мы просим оценить типичные образцы поведения людей на рабочем месте. Таким образом, он сообщает не о своём поведении или чувствах, а своё видение принятого поведения в организации. Это помогает понять, какие элементы организационной культуры (ценности и нормы) являются в данной организации приоритетными и в какой степени они разделяются сотрудниками. Методика включает ценности, приемлемые с нормативной точки зрения. Указанные ограничения снижают диагностические возможности методики как инструмента выявления истинных организационных ценностей, однако они не противоречат основному предназначению методики: в течение короткого времени получить общее, но достаточно обоснованное представление о доминирующих в организации ценностях и нормах.

 

Порядок работы, обработка результатов:

Бланк опросника представляет собой таблицу из двух столбцов. В левом находится список организационных ценностей и норм в виде суждений о принятых способах поведения в организации, а в правом – проставляются оценки по 5-ти бальной шкале Лайкерта (1 – полностью не согласен, 5 – полностью согласен).

Индивидуальные данные метода ранжирования организационных ценностей заносят в сводную таблицу и высчитывается средние значения и стандартные отклонения по каждой ценности в целом по организации и по подгруппам.

 

Оценка результатов:

Интерпретация и оценка результатов производится как выявление иерархии различных ценностей в организации, представленности в этой иерархии различных типов в соответствии с выбранными классификациями организационных ценностей. Оценивается соответствие индивидуальной иерархии ценностных ориентаций организационной.

 

Инструкция:

Ниже приведён ряд суждений о Вашей фирме. Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны с каждым из суждений, используя следующую шкалу:

1 – полностью не согласен

2 – скорее не согласен, чем согласен

3 – затрудняюсь ответить

4 – скорее согласен, чем не согласен

5 – полностью согласен

 

В нашей фирме Оценка
Принято принимать решения, не откладывая их в долгий ящик  
Интересы клиента ставят на первое место  
Можно «расти» талантливому человеку  
Очень ценится индивидуальное проявление творчества  
Ценятся партнёрские отношения между сотрудниками  
Принято внимательно относиться к нуждам каждого сотрудника  
Ценится «доступность» руководства  
Все сотрудники готовы учиться (в т.ч. на ошибках)  
Руководство старается знать, чем живёт каждый сотрудник  
Даже нестандартные идеи подчинены интересам фирмы  
Высоко ценится профессионализм  
Критерием оценки каждого является результативность  
Цели и ценности фирмы разделяются всеми сотрудниками  

 

 

Экспресс-диагностика социальных ценностей личности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов)

Назначение теста:

Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений и может быть полезна как при выборе характера работы, так и при оценке работника в процессе найма и аттестации кадров.

 

Инструкция:

Ниже предлагается 16 утверждений. Оцените для себя значимость каждого из них в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30, 40 … 100 (очень важно).

ТЕСТ

 

1. Увлекательная работа, которая доставляет вам удовольствие.

2. Высокооплачиваемая работа.

3. Удачная женитьба или замужество.

4. Знакомство с новыми людьми, социальные мероприятия.

5. Вовлечение в общественную деятельность.

6. Ваша религия.

7. Спортивные упражнения.

8. Интеллектуальное развитие.

9. Карьера.

10. Красивые машины, одежда, дом и т. д.

11. Времяпрепровождение в кругу семьи.

12. Несколько близких друзей.

13. Работа на добровольных началах в некоммерческих организациях.

14. Медитация, размышления, молитвы и т. д.

15. Здоровая сбалансированная диета.

16. Чтение образовательной литературы, просмотр образовательных передач, самосовершенствование и т. п.

 

 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Распределите баллы согласно таблицам (цифры в разделах – номера соответствующих утверждении).

Профессиональные 1 9

Финансовые 2 10

Семейные 3 11

Социальные 4 12

Общественные 5 13

Духовные 6 14

Физические 7 15

Интеллектуальные 8 16

 

Чем выше итоговое количество баллов в каждом разделе, тем большую ценность представляет для вас данное направление. При этом чем ближе друг к другу значения во всех восьми разделах, тем более разносторонним человеком вы являетесь.

 

 

Измерение нормативных предпочтений в группе (О.И. Комиссарова)

Описание теста

Тест позволяет выделить два типа нормативных предпочтений: коммуникативный и деловой. На основе выделенных нормативных предпочтений у индивидов в группе складываются два типа нормативных ожиданий, которые предъявляются субъекту восприятия: коммуникативное и функциональное. Знание нормативных ожиданий помогает исследователю в объяснении ошибок, возникающих при восприятии другого, и позволяет более адекватно описывать процесс социальной регуляции поведения в группе.

Данный тест можно рассматривать и как один из инструментов, позволяющих прогнозировать поведение индивидов в группе. Применяя дополнительно другие методики, можно ответить на вопросы: как строится процесс межличностного восприятия на основе нормативных ожиданий? почему это происходит и что можно изменить в поведении индивидов?

 

К процедуре исследования предъявляется ряд требований.

1. Исследование проводится в группе со сложившейся системой отношений, срок существования группы — не меньше 1 года.

2. Группа должна иметь известный опыт совместной деятельности.

3. Опросные листы заполняются каждым испытуемым индивидуально. Методика состоит из опросного листа, содержащего 51 вопрос, и ключа.

 

Инструкция к тесту

Исследователь раздает испытуемым опросные листы и зачитывает инструкцию: «Перед Вами опросный лист, содержащий ряд высказываний. Если Вы согласны с высказываниями, то поставьте знак «+»; если нет, то «-». В отдельных случаях допускается знак «минус-плюс», если Вы не уверены в ответе».

 

ТЕСТ

1.Самое большое удовлетворение люди получают от высокой оценки своей работы.

2.Счастливы лишь те люди, которые приобрели в жизни настоящих друзей.

3.Все спортсмены стремятся к известности.

4. Рациональные люди часто страдают от дефицита общения.

5.Я не считаю себя человеком бескорыстным.

6.Лучшими преподавателями я считаю тех, кто хорошо знает свой предмет.

7.Каждый должен вести себя так, чтобы не вызывать недовольство окружающих.

8.Успехи студента зависят от его добросовестного отношения к своим обязанностям.

9.Любое дело никогда не заменит радости человеческого общения.

10.Иногда мне доставляет удовольствие посплетничать.

11.Чтобы нравиться другим, надо хорошо делать свое дела

12.На работе между коллегами должны быть только деловые отноше-ния.

13.Самое страшное для человека — чувство одиночества.

14.Когда я был ребенком, я любил, чтобы меня хвалили.

15.Большинство людей использует работу в группе как возможность проявить себя, получить оценку со стороны.

16.Лучшими друзьями человек считает тех, кто его понимает.

17.Основная роль школы должна заключаться в подготовке учеников к правильному выбору профессии.

18.Человек испытывает необычайный прилив сил, когда работаете сим-патичными ему людьми.

19.Я помогаю только тем людям, к которым хорошо отношусь.

20.Я предпочитаю вести по телефону только деловые разговоры.

21.Мне не нравятся учреждения, где в интересах дела забывают об ин-тересах сотрудников.

22.Критика моей работы окружающими отрицательно влияет на ре-зультаты.

23.Свободное время необходимо проводить в общении с друзьями.

24.Я стараюсь спланировать свой будущий день.

25.Хороший руководитель — прежде всего специалист в своей области.

26.Для большинства работа в группе — еще одна возможность пооб-щаться с новыми людьми.

27.Я предпочитаю книги о жизни известных людей.

28.Коллеги на работе должны быть в товарищеских отношениях.

29.Мне тяжело работать с людьми, которые не умеют сдерживать свои чувства.

30.Школа прежде всего должна воспитывать в учениках лучшие чело-веческие качества.

31.Мои лучшие друзья должны много знать и уметь.

32.Я часто говорю с другими о вещах, никак не связанных с моими деловыми интересами.

33.Человек способен на большие дела лишь тогда, когда его усилия достаточно вознаграждаются.

34.Ухудшение товарищеских отношений на работе отрицательно ска-зывается на деятельности сотрудников.

35.Я считаю, что ради дела можно пожертвовать отношениями сотруд-ников.

36.В незнакомой компании меня привлекают общительные люди.

37.Хороший руководитель прежде всего создает на работе атмосферу взаимопонимания.

38.Свободное время необходимо использовать для самообразования и любимых дел.

39.Успехи студента в значительной степени зависят от отношений с людьми, окружающими его в вузе.

40.Я считаю прямых и откровенных людей бестактными.

41.При условии одинакового финансового успеха я предпочел бы при-нять участие в конкурсе, чем организовывать его.

42.Самое большое удовольствие человек получает от сознания того, что находится в кругу близких друзей.

43.Люди слишком много времени тратят на выяснение отношений.

44.Я часто сужу о людях по первому впечатлению.

45.В жизни человек должен надеяться только на себя.

46.Главная задача учителя — построить хорошие взаимоотношения ме-жду учащимися.

47.Мне бывает трудно признать свои ошибки.

48.Люди, посвятившие жизнь любимому делу, достойны восхищения.

49.Для человека большое удовольствие — быть душой компании.

50.Мне всегда тяжело разочаровываться в людях.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: