Дизайн рекламы
Учебное пособие.
Введение | |
1. Основы дизайна | |
1.1. От новой формы до нового духа | |
1.2. «Российский вариант» | |
2. Может ли реклама быть «системой» | |
2.1. Системный дизайн | |
2.2.Газета | |
2.3. Реклама | |
3. «Конструктивная структура» рекламы | |
3.1. Структурные элементы | |
3.2. Типы и виды рекламы | |
4. Законы «свободного» творчества | |
4.1. Особенности восприятия газетной рекламы | |
4.2. Создание образа | |
5. Графический дизайн: шаг за шагом | |
5.1. Элементы и комплексы | |
5.2. Принципы гармоничной композиции | |
5.3. Модульная система проектирования | |
Заключение | |
Контрольные тесты |
ВВЕДЕНИЕ
Дизайн относится к разряду самых модных, «ультрасовременных» и в то же время непонятных видов «деятельности. Коллекции «от кутюр» представляет дизайнер, новый автомобиль, модель образа жизни идеального губернатора или проект города-музея - он же. Дизайнеру вы заказываете товарный знак. Как же можно определить дизайн, если каждый из создателей перечисленных объектов вкладывает в данное понятие свое содержание, и можно ли вообще называть их «коллегами»? Один из вариантов ответа на поставленные вопросы предлагает данное учебное пособие. Однако наиболее пристальное внимание в нем уделено дизайну рекламы, так как работа рассчитана на студентов второго курса рекламного отделения факультета журналистики МГУ. В то же время она может быть интересна для практиков и исследователей рекламы и дизайна.
Цель пособия - дать обоснованное представление о взаимосвязи дизайна и рекламы, показав исторические корни их взаимодействия и взаимопроникновения.
|
Основная задача курса - систематизировать представления студентов о дизайне, расширить их знания в данной области и с помощью практических заданий дать наглядное представление о специфике этого вида деятельности, что в значительной степени повысит уровень их профессиональной готовности к работе в рекламных агентствах или в отделах рекламы, а также в газетах и журналах.
В первом разделе дана краткая история возникновения и развития дизайна. Особо выделена специфика становления данного вида деятельности в России и представлена типологическая матрица современного дизайна.
Второй раздел посвящен системному дизайну, использованию его методик в средствах массовой информации и в рекламной деятельности.
Третий раздел завершает строительство дизайн-системы «Реклама», обосновывая логическую цепочку «цель рекламы - аудитория - тип и вид рекламы -дизайн».
Четвертый раздел посвящен чрезвычайно актуальному вопросу объективации творческих решений в дизайне, в частности в графическом дизайне и рекламе.
Пятый раздел раскрывает тайны профессионального мастерства, показывая «кирпичики» графического дизайна, способы их взаимосвязи и компоновки в рекламном обращении.
Исследований, посвященных проблемам современной рекламы, в постсоветский период стало значительно больше 1, но с дизайном дело обстоит наоборот. Большинство работ отечественных авторов посвящены истории дизайна2.
1 См.: Гермогенова Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М., 1994; Завьялов П. С., Демидов В. Е. Формула успеха: Маркетинг. М., 1991; Зазыкин В. Г. Психология в рекламе. М., 1994; Рожков И. Я Международное рекламное дело. М., 1994 и др.
|
2 АникстМ., Бабурина Н., Черневич Е. Русский графический дизайн. 1880-1917. М., 1992; Серов С. И. Стиль в графическом дизайне. 60-80-е годы. М., 1991; Хан-Магометов С. О. Пионеры советского дизайна. М., 1995.
Безусловно, этот аспект имеет большое значение для профессионального становления отрасли, но не может заменить практические методики ее осуществления. Поэтому автор вынужден был обратиться к работам специалистов индустриально развитых стран, опыт которых может быть адаптирован для российских дизайнеров рекламы 1.
Наиболее полно методики системного дизайна рассмотрены в сборнике «Дизайн: очерки теории системного проектирования» (М., 1983). В области дизайна средств массовой информации хотелось бы выделить книгу С. И. Галкина «Оформление газеты и журнала: от элемента к системе» (М., 1984).
Работы немецких и американских исследователей, специализацией которых была экспериментальная психология 2, труды советских и зарубежных психологов и физиологов послужили основой при рассмотрении модели восприятия рекламного обращения, воздействия его отдельных структурных элементов на реципиента. С точки зрения дизайна рекламных обращений наибольший интерес представляет работа Т. Кенига «Психология рекламы. Ее современное состояние и практическое значение», где подробно рассмотрены такие важные вопросы, как место расположения рекламы в издании, взаимосвязь цвета фона и шрифта, способы привлечения непроизвольного внимания читателя с помощью различных элементов оформления и др. Книга немецкого исследователя Р. Арнхейма (представителя школы гештальтпсихологии) «Искусство и визуальное восприятие» позволяет лучше понять обоснованность законов композиции в графическом дизайне.
|
Исходя из задач курса была разработана система «домашних» заданий, направленных на выработку умения видеть оригинальное в типическом и донести увиденное до читателя, способности принимать творческие решения, обосновывать их при работе с художниками и дизайнерами. Поэтому выполнение заданий важно для успешного освоения материала как данного курса, так и последующих, посвященных практической деятельности в области дизайна и рекламы.
Задания приведены после каждого раздела. Они оцениваются по следующей шкале: «+» - зачтено, «—» — переделать, «++» - работа идет в архив для демонстрации студентам следующих поколений. Студенты, успешно сдавшие все работы, автоматически получают зачет.
Контрольные тесты, приведенные после Заключения, помогут студентам проверить свои знания и легко сдать дифференцированный зачет. Однако ответы на вопросы теста неоднозначны. Возможно, что правильными будут сразу несколько из предложенных вариантов. Поэтому необходимо продумать каждый из них и обосновать свою точку зрения.
Основы дизайна
Во многом профессиональное становление дизайна и.рекламы было обусловлено одними и теми же причинами. Их окончательное формирование произошло во второй половине XIX века, когда развитие техники и появление новых технологий сделали возможным выпуск массовой продукции, способствовали появлению промышленных предприятий, производивших товары одинакового качества и стоимости. К этому времени значительно возрос и уровень грамотности населения, особенно в Европе. В Великобритании выходит «Dаi1у Маi1» - первая в Европе газета, получавшая основной доход от рекламы. В России появляются специализированные издания: «Коммерческий листок», «Торговый бюллетень» и др., а затем и рекламные агентства. На этой волне активно развивается новое направление деятельности художников и типографов - художественный рекламный плакат, возможности которого были по достоинству оценены с появлением полноцветной литографии.
Сложились все необходимые предпосылки для профессионального становления индустрии рекламы и индустрии дизайна:
массовое производство товаров, сбыт которых необходимо стимулировать;
- массовый рынок, который надлежит проинформировать о существовании и отличительных качествах этих товаров;
- средства массовой информации, которые способны это сделать и основной доход которых приходится на поступление от рекламы;
- профессиональное становление самих рекламистов, подготовка которых осуществлялась развивающейся системой рекламных агентств.
Массовое производство обеспечило появление практически идентичных товаров. С одной стороны, никто не хочет приобретать товар, который не представляется определенной потребительской ценностью. Необходима убедительная причина, объясняющая, почему данная торговая марка лучше других, хотя товар производится по одинаковой технологии и на одном и том же оборудовании. С другой стороны, чем привлекательнее облик товара, тем больше на него спрос, тем короче его путь от конвейера до покупателя. Следовательно, надо придать товарам соответствующие свойства и оповестить о них потенциальных потребителей. Решить эту проблему помогла эстетизация товара.
Эстетизация может быть присуща товару непосредственно. Дизайн делает его максимально привлекательным для покупателя. Опосредованно можно приписать товару мнимые или реальные отличительные свойства с помощью рекламы. Эти явления имеют один корень, но идут к свой цели - стимулировать сбыт - самостоятельно, с помощью присущих каждому из них средств.
Реальным выражением эстетизации в рекламе служит уникальное торговое предложение, принципы которого сформулировал Р. Ривс1. Рекламист должен найти какой-либо ход, трюк, который бы сразу поднял данную марку над продукцией конкурентов. Причем совершенно необязательно, чтобы и они не могли сказать о своем товаре то же самое. Главное, что они этого еще не говорили. В качестве примера Ривс приводил фразу из рекламной кампании зубной пасты: «Она не только чистит зубы, но и очищает дыхание». Таким образом, реклама обосновывает причину выбора товара данной фирмы.
Дизайн придает эстетическую окраску самому изделию: посредством оригинальной конструкции, формы, цвета и др. Сочетание эстетики и утилитарности стало одним из основополагающих принципов промышленного дизайна -одного из первых и наиболее массовых видов данной деятельности. В 1821 году в первом в России труде по технической эстетике К. Подчашинский попытался соотнести понятия «прекрасное» и «полезное». «Первопричиной действительной красоты вещей, - писал он, - является не что иное, как польза, которую они нам приносят или принести могут.»1 Именно приоритет утилитарности принципиально отличает дизайн от оформления и декоративно-прикладного искусства. Какие бы формы он ни принимал - от стайлинга до арт-дизайна, - он всегда направлен на решение задач эффективности, а не на внешнюю эффектность. Поэтому наравне с технической эстетикой дизайн включает в себя конструирование и проектирование как неотъемлемые условия профессиональной деятельности.
1.1 ОТ НОВОЙ ФОРМЫДО НОВОГО ДУХА
Неоднократно предпринимались попытки более илименее точно определить дату возникновения индустрии дизайна. Одна из первых концепций трактует дизайн как обязательный атрибут созданного человеком объекта - извечное качество вещей. Подобная точка зрения объясняется прежде всего тем, что действительно одним из первых видов дизайна был промышленный дизайн. Однако в современных условиях сводить целую индустрию к приданию внешней формы объектам искусственной среды, к оформлению не только не правомерно, но и невозможно. Другие концепции называют даже точную дату возникновения индустрии дизайна. В Германии - 1907 год, в США - 1929-й и т. д. (Более подробно с ними можно ознакомиться, прочитав книгу В. Л. Глазычева «О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе» (М., 1970). Вряд ли правомерно приписывать деятельности отдельных даже и гениальных дизайнеров столь грандиозное значение. Именно в силу своей ориентации на функциональность дизайн возникает на фоне более глобальных явлений - социально-экономических преобразований.
С течением времени дизайн расширял сферу своего применения. Постепенно от чисто оформительских задач (направленных при этом на вполне конкретные коммерческие цели) - стайлинга - он перешел к конструированию и проектированию своих объектов.
Интерьер офисов, выставочных залов, а позднее - фирменный стиль, создание композиционно-графической модели издания, разработка и внедрение на рынок имиджа как государственных, общественных и коммерческих предприятий, так и политических деятелей вновь сблизили дизайн и рекламу. Постепенно сформировался новый вид дизайна, весьма далекий от первоначального промышленного стайлинга. Его основа - комплексное проектирование всех направлений деятельности по созданию и функционированию объекта, конструирование всех его составляющих, научная организация труда. Это явление получило название системный дизайн.
Таким образом, невозможно дать определение дизайна в целом ни через момент его возникновения, ни через его объект. Особенности развития дизайна во второй половине XX века позволяют говорить о нем как о синкретическом виде творческой деятельности, основная цель которой -функциональная организация внешней среды, в том числе предметной, коммуникативной, политической и т. п. В этом определении заложен базовый признак, позволяющий в любом контексте отличить произведение дизайна от произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, - функциональность. Эстетическая выразительность служит средством для решения конкретных, чаще всего коммерческих задач. Именно они определяют конечный облик объекта.
При этом в различных видах дизайна проблема динамики функционального и эстетического решается неодинаково, что отражает представленная далее типологическая матрица современных видов дизайна.
В таблице виды дизайна систематизированы по трем традиционно выделяемым этапам или уровням его развития. Возникновение каждого из них было обусловлено качественными изменениями в объекте дизайна, расширением границ этого вида деятельности и, как следствие, появлением новых методик, определяющих вид дизайна.
На первом этапе своего развития дизайн был привязан к конкретным объектам: промышленным изделиям, книжно-журнальной продукции и т. п. - их созданию или изменению. Поэтому первый уровень так и назван «предметным» и ограничивает представленные виды дизайна проблемами формы и конструкции. Большинство устоявшихся определений дизайна относится именно к этим видам. «Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения производителя.»
С развитием предметной среды и постоянным совершенствованием материалов и технологий определяющая взаимосвязь между разработанным эскизом, проектом и конечным продуктом становилась менее прочной, так как в значительной степени увеличилось число факторов, которые в свою очередь влияли на конечное выражение и даже функциональную ориентацию объекта. Чтобы укрепить эту связь, сохранив за собой права на авторство, дизайнер вынужден был расширять область предварительных исследований. В противном случае он бы не смог гарантировать эффективность создаваемого продукта: в проекте было одно, а потребитель получил несколько иное, что могло негативно повлиять на спрос. В сферу профессиональной деятельности были включены самые детальные исследования различных этапов разработки, производства и реализации объекта: специфика производственных процессов, оптимальный подбор исполнителей, отношения будущего продукта к продукции конкурентов и его перспективы на рынке, его взаимосвязи со «смежными» объектами (возможно, выпускамыми этой же фирмой), особенности потенциального потребителя и т. п. Все эти объективные факторы определяют судьбу объекта дизайна. Постепенно выделяется новое направление дизайн-деятельности, где дизайнер предстает не столько разовым исполнителем, сколько руководителем созданной им для данного случая группы специалистов.
В силу этого второй уровень развития дизайна в целом был определен как дизайн межпредметных связей. На этом этапе развития дизайна его составляющие удобнее представить в виде равнобедренного треугольника, так как к технической эстетике и конструированию окончательно присоединилось проектирование. И именно это направление определяет дальнейшее развитие дизайна. Принципиальным моментом, закрепившим эти изменения, было возникновение нон-дизайна (проектирование межличностных отношений), конечным продуктом которого является документ, текст. Название «недизайн» подчеркивает его удаленность от разработки определенного продукта, различия традиционных и современных объектов и функций дизайна. Независимые дизайн-студии стали универсальными экспертными организациями, которые занимаются анализом и при необходимости реорганизацией деятельности крупнейших корпораций, предприятий, политических организаций, учебных заведений 1, если это в какой-либо степени влияет на эффективность работы сотрудников фирмы-клиента, может изменить ситуацию в конкурентной или предвыборной борьбе.
В последние десять - пятнадцать лет глобальное усложнение созданной человеком среды обитания расширило границы дизайна (процессуально-деятельностный) до разработки средовых и отраслевых программ, а также комплексных проектов жизнедеятельности, реализация которых возможна на государственном уровне. К осуществлению подобных проектов необходимо привлечь различных специалистов: социологов, политологов, экономистов, маркетологов, программистов, архитекторов, художников и т. д. — выбор зависит от особенностей создаваемого объекта.
Одной из ярких тенденций, которая, хочется верить, определит развитие человечества в XXI веке, является стремление к межгосударственной интеграции. Дизайн уже сегодня пытается выйти на новый уровень - мегадизайн человека. Пока такие гуманистические проекты осуществляют влиятельные международные ассоциации. Например, ЮНЕСКО.
Многие современные виды дизайна (фитодизайн, эрго-дизайн и т. д.) выделились благодаря специфике создаваемых объектов, используемых средств или воззрений самих дизайнеров. В любом случае к ним применимы те базовые методики, которые вошли в типологическую матрицу современного дизайна.
Уровни развития дизайна | Взаимосвязь утилитарного и эстетического | ||
Приоритет утилитарного | Бифункциональность | Приоритет эстетического | |
1. Предметный конкретные предметы) | Инженерный дизайн | Художественное конструирование | Стайлинг |
2. Межпредметный (функции и взаимосвязи) | Нон-дизайн | Системный дизайн | Арт-диэайн |
3. Процессуально-деятельностный | Компьютерный дизайн | Дизайн-программирование | Художественное проектирование |
4. Художественное программирование | |||
5. Метадизайн человека (человечество, как единый организм) |
ЗАДАНИЕ
Постарайтесь взглянуть на свою комнату глазами человека, впервые ее увидевшего, и дайте описание интерьера, характеризующее ее владельца. Что бросается в глаза в первую очередь. Какие элементы интерьера, цвета являются нетипичными, а какие вы встречаете в комнатах большинства своих знакомых. Какие ваши черты наиболее ярко проявляются в присутствующих предметах и их расположении, а что характерно для квартиры в целом.
Литература:
Дизайн: Очерки теории системного проектирования. Л., 1983. С. 24-27.
Глазычев В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М., 1970. С. 8-12, 60-86.
Лазарев Е. Н. Дизайн: от формы вещи до духа человека // Дизайн для всех. 1992, № 1. С. 30-32.
1.2 «РОССИЙСКИЙ ВАРИАНТ»
Наиболее сильной стороной отечественного дизайна была и остается эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке.
В отличие от зарубежного дизайна, который возник из потребности промышленности каким-либо образом стимулировать сбыт товаров, русский дизайн вышел из беспредметного искусства в основном через творчество производственников и конструктивистов. Художники и теоретики этих направлений дали толчок к его возникновению. Идя по стопам Сезанна, кубистов, они осознали необходимость определения базовых составляющих произведения искусства, с помощью которых можно передать зрителю любую чувственную информацию. Они искали универсальные элементы художественной формы, протестуя против традиционного реалистического изображения объектов действительности. Таким образом, художники пришли к противопоставлению конструкции как воплощения истинной сущности предметов и композиции как привнесенной извне формы, искусственно надетой на уже существующее. Именно стремление сделать «конструктивную структуру» основой формообразования объединило в общем движении художников некогда различных направлений.
На первом этапе развития (1917-1922) дизайн формировался на стыке производства и агитационно-массового искусства. Основным объектом стало художественное оформление новых форм общественной активности масс: политических шествий и уличных празднеств. Оригинальная конфигурация и устройство трибун, агитационных и театральных установок, киосков доказали обоснованность переноса акцентов с разработки новых стилистических приемов на художественно-конструкторские проблемы. Наиболее интенсивно развивается графический дизайн, что проявляется в принципиально новом подходе к созданию плаката, рекламы, книжной продукции.
Необходимо отметить немаловажную роль театра в становлении конструктивизма. Всеволод Мейерхольд предоставил сцену для реализации данной концепции на практике. На первый план выходит материальная сторона художественного творчества, которое трактуется как сознательная и целесообразная организация элементов произведения, как изобретательство. Конструктивизм переориентировал представителей беспредметного искусства на социальную целесообразность творчества. В качестве основателей конструктивизма, чье творчество имело принципиальное значение для дальнейшего развития дизайна, можно назвать В. Маяковского, В. Татлина, О. Брика, В. Кушнера, позднее - Б. Арватова, А. Веснина, В. и Г. Стенбергов, А. Гана, А. Лавинско-го, Вс. Мейерхольда, А. Родченко, В. Степанову, Л. Попову. Их центром стал созданный в 1919 году Совет мастеров, а поздньэ - ИНХУК и, главным образом, Рабочая группа конструктивистов ИНХУКа (А. Родченко, братья Стенберги, К. Медуницкий, К. Йогансон).
Преобладание в социальном заказе на дизайн элементов агитационно-массового искусства предопределило активное участие в движении «от изображения к конструкции» прежде всего художников и их профессиональных организаций.
Однако признание новой концепции формообразования пришло лишь в 1921 году, когда произошли определенные изменения в экономической ситуации. Так совпало, что именно этот год характеризуется наиболее активными и плодотворными пространственными экспериментами конструктивистов. Прежде всего необходимо отметить деятельность первых «красных художников» (выпускников Первых ГСХМ - Государственных свободных художественных мастерских), организовавших Общество молодых художников (Обмоху, 1919-1923). Оригинальные конструкции и теоретические манифесты К. Йогансона, братьев Стенбергов и К. Медуницкого подробно разобраны в книге С. О. Хан-Маго-метова «Пионеры советского дизайна» (М., 1995). Конструктивизм перерос производственное искусство, утвердив собственную эстетику и самостоятельные цели. Основным «противником», полемика с которым не ослабевала, остается супрематизм, основателем и идейным вдохновителем которого был Казимир Малевич.
Второй этап развития дизайна в России (1923-1932) можно считать временем становления его профессиональной модели. Россия становится одним из важнейших центров формирования дизайна. Происходит становление школы профессиональной подготовки дипломированных дизайнеров -производственных факультетов ВХУТЕМАСа.
Дизайн переориентируется на решение практических задач: разработку бытового оборудования для жилищ, обстановки рабочих клубов, общественных интерьеров... Производственный заказ пока не играет определяющей роли, и активной стороной остается сам дизайн, сохранивший энтузиазм изобретательства. Основная цель - организация предметной среды с учетом общих процессов в сферах труда, быта и культуры.
В этот период формируются оригинальные творческие концепции дизайна, определившие его дальнейшее развитие. Более подробно о них можно узнать из работ самих авторов - А. Родченко, Л. Лисицкого, В. Татлина.
Задача создания новой среды жизнедеятельности придала особый импульс развитию конструктивизма. Производственные факультеты ВХУТЕМАСа охватывает эйфория изобретательства. Безусловно, тон задавали их лидеры -А. Родченко и Л. Лисицкий, которые наиболее ярко проявили себя именно в графическом дизайне. Фотомонтаж, коллаж, шрифтовые композиции, рекламная и плакатная графика, книжные конструкции составляют золотой фонд мирового дизайна. Множество их открытий и проектов в других областях (новые принципы организации выставочных и бытовых интерьеров, типовой мебели, архитектурных ансамблей и небоскребов) были реализованы значительно позже.
Комплексный подход к созданию объектов нашел отражение и в профамме В.Татлина, преподававшего культуру материала. Он уделял основное внимание роли взаимосвязей и взаимоотношений: человек и вещь, функция и материал, различные материалы в процессе создания «систематической, жизненно необходимой вещи»1. Он учил студентов с самых первых шагов разработки проекта учитывать функциональный (конечная цель создания предмета, особенности производства) и органический (человек, который будет этой вещью пользоваться) факторы.
Третий этап (1933-1960) был достаточно печальным для развития дизайна в России: он перестает быть интегрирующей творческой деятельностью, развитие которой определялось универсальной концепцией (вне зависимости от специфики объекта). Принцип стандартизации применялся не только к человеку, но и к создаваемой искусственной среде. Стихия изобретательства, которая позволила отечественному дизайну достичь высот мирового признания, явно не вписывалась в изменившуюся атмосферу. Дизайн как единый процесс формообразования окружающей среды перестал существовать. Он был расчленен на узкоприкладные направления: инженерно-технический, предметно-бытовой и декоративно-оформительский, которые воспринимались как различные виды деятельности. Кончилась целая эпоха единой эстетической концептуальное, которая не зависела от специфики объекта.
Однако потенциал, накопленный авангардом, еще какое-то время сказывался в проектных работах. В первую очередь в продукции графического дизайна: политических и киноплакатах, книгах, рекламе.
Четвертый этап развития дизайна определяется по-разному: 60-80-е или 60-90-е годы. Его начало характеризуется безусловным интересом к наследию 20-х годов. Созданный в 1961 году Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) начинает свою деятельность с издания журнала «Техническая эстетика» и выпуска тематических сборников, которые самым подробным образом обратились к первой волне русского авангарда, поставившей советский дизайн на одно из первых мест в европейской эстетике того периода. Это время возрождения художественного конструирования. Большое внимание уделялось разработке новой концептуальной базы дизайн-деятельности, обоснованию ее новых видов, органично отвечающих современным требованиям.
В 60-е годы были пересмотрены многие стандарты. Пристальное внимание было обращено на функциональные и эстетические качества предметов народного потребления. Пожалуй, можно сказать, что именно в то время дизайн получил самый массовый заказ за весь период своего существования в нашей стране.
В связи с этим расширилось поле деятельности и для рекламы. Развивается система специализированных изданий: «Книжное обозрение», «Рекламное приложение» к «Вечерней Москве», «Новые товары».
Значительно изменился внешний вид периодических изданий. Во многом этот процесс происходит под влиянием западноевропейской школы графического дизайна. Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор - признаком стиля. Многие новые издания создаются по необычной методике -с первоначальной разработкой модульной сетки.
Однако подобное «оживление» продолжалось сравнительно недолго. 70-е годы практически прервали заказ производства и бытовой сферы на профессиональный дизайн. Это было время критической реакции на авангард первой (1910-1920 годы) и второй волны (1950-1960 годы). На первый план выдвигается ценность обыденного и анонимного, что отражают эклектические тенденции всевозможных «ретро»-стилей.
ВНИИТЭ сумел сохранить теоретическую школу, продолжая изучать опыт европейского дизайна и предлагая свои концепции. Это ясно видно по информационным выпускам и журнальным публикациям. Огромный научный потенциал был также накоплен и в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной. Их деятельность позволила уже в начале 80-х годов, когда запрос на дизайн резко вырос, сформулировать и обосновать типологическую матрицу современного дизайна, а также применить на практике собственные концепции, в частности концепцию системного дизайна - возможного провозвестника эпохи единой проектной концептуальное.
В конце 80-х - начале 90-х годов появление предприятий частных форм собственности, развитие отношений конкуренции, с одной стороны, и коммерциализация прессы, с другой, возродили российскую рекламу как одно из важнейших средств массовой коммуникации. Появились чисто рекламные издания («Центр РLUS», «Экстра М» и др.) и многочисленные рекламные агентства. Соответствующие отделы были созданы практически во всех средствах массовой информации и крупных фирмах. В связи с этим в значительной степени повысился интерес к дизайну вообще и к графическому дизайну в частности. Однако общие тенденции развития данного вида деятельности привели к тому, что дизайн воспринимался исключительно в узкоприкладном значении данного термина: либо как промышленный, либо как графический дизайн, - все так же лишенный единой концептуальности, которая была традиционна дли российского дизайна в период его возникновения и взлетав 20-е годы.
Литература:
АникстМ.. Бабурина Н., Черневич Е. Русский графический дизайн. 1880-1917. М., 1992.
Серов С. И. Стиль в графическом дизайне. 60-80-е годы. М.,1991.
Хан-Магометов С. О. Пионеры советского дизайна. М., 1995.
2. Может ли реклама быть «СИСТЕМОЙ»
Разработка образного решения, его визуализация в структуре и композиции рекламы представляют собой отдельные этапы единого процесса создания эффективного обращения. Практика работы большинства современных рекламных агентств включает в себя, как правило, только два последних звена этой цепочки как друг с другом не согласованные, различные виды работ. Анализ рыночной ситуации, изучение потенциального потребителя и возможных каналов связи с ним пока не стали неотъемлемой частью профессиональной деятельности, обязательной предпосылкой создания образа объекта рекламы. Подобная искусственная разобщенность частей единого процесса рекламирования существенно влияет на эффективность работы, давая повод критически относиться к рекламным публикациям. Логично объединить их в целостный комплекс, используя методики системного дизайна.
2.1. СИСТЕМНЫЙ ДИЗАЙН
В основе системного дизайна лежит системный подход, который неоднократно использовался в научных исследованиях, посвященных теории и истории журналистики '. Одним из его основополагающих принципов является понимание любого объекта как единого целого, включающего определенные структурные элементы, каждый из которых по отношению к нему является подсистемой, по отношению к собственным составляющим - системой. Эта цепочка практически бесконечна, так как любая система может быть рассмотрена и в том, и в другом качестве. Например, система «Курс» распадается на «Отделения», которые в свою очередь будут системой для такой подсистемы, как «Группа». А по отношению к «Курсу» гиперсистемой будет «Факультет» и т. д.
Жизнеспособность любой системы зависит от того, насколько функциональна ее структура. Невозможно успешное существование систем с недостаточным или избыточным количеством элементов. Так, издательская деятельность прекращается, если в типографии отсутствует половина отделов и цехов. Такая же ситуация возникает при наличии «излишков». Представьте, что произойдет, если производственный отдел, который занимается оформлением технических заданий для полиграфических цехов, «усилить» конструкторским отделом, а печатную линию завершить аэродиномической трубой. Пример, возможно, несколько утрирован, но наглядно демонстрирует основное требование системного подхода о необходимом и достаточном количестве структурных элементов.
Входя в единый комплекс, элементы обретают новые, ранее не присущие им качества, порождая таким образом свойства целого. Ни один элемент системы не в состоянии работать изолированно, вне связи с другими. Каждый, из них проявляется с учетом его места в системе, а система в целом неотделима от условий ее существования.
Системный дизайн - это особый вид творческого проектирования, включающий в создаваемую модель все факторы, которые в какой-либо степени влияют на процесс разработки и создания объекта, условия его потребления и последующего функционирования. Логическая обусловленность каждого последующего шага в цепочке позволяет с наибольшей вероятностью гарантировать адекватное конкретному объекту решение извечной проблемы дизайна -соотношения утилитарного (эффективность, экономичность, комфорт, безопасность) и прекрасного (эстетическая выразительность, образность, способность вызывать положительные эмоции и ассоциации), при котором красота основана на осознании функций объекта и служит для их максимального выполнения. Таким образом, системный дизайн выступает как некий универсальный способ организации практически любого вида деятельности. Он «вырос» из узкоприкладного, вполне конкретного вида дизайна, направленного на придание объектам гармоничной внешней формы.
Использование программно-целевого, системного подхода в практике дизайна позволило с принципиально иной позиции рассмотреть предмет и задачи этого вида деятельности. Особенность данного метода заключается в том, что конечной целью является не единичный, а целостно-структурированный объект.
Исходя из этого предметом системного дизайна является комплексное проектирование, основой которого служит поэтапное взаимодействие двуединых субъекта и объекта, что принципиально отличает его от других методов проектирования.
Общую структуру системы в данном случае можно представить в виде следующей схемы:
Под субъектом подразумевается автор проекта - дизайнер (субъект-1), и потенциальный потребитель будущего объекта (субъект-2). Персональные характеристики каждого из них, обстоятельства первичного контакта с объектом (коммуникационная ситуация) в значительной степени влияют на состояние всей системы, определяют ее целесо