Внесём небольшое дополнение в чертёж отливки: покажем штриховой линией её внутреннюю полость там, где отливка не имеет разреза.
Рисунок 5
Разумеется, тело стержня имеет очертания и размеры внутренней полости отливки. Остаётся изобразить его крепёжные концы – знаки.
Рисунок 6
Левая половина стержня попадает в разрез. Заштрихуем её. Для наглядности стержень изображён синим. Крепёжные концы – знаки стержня немного конические для того, чтобы их было удобно вставлять в предназначенные им углубления формы. Внутренняя полость отливки имеет указанные на чертеже размеры. Эти же размеры имеет тело стержня. Длины его крепёжных концов – знаков пока не известны. Ясно, что знаки должны быть соразмерны стержню, чем стержень толще и длиннее, тем больше должны быть его знаки. Длину нижнего знака находим по таблице П.8 [11, стр. 25]. Поперечный размер стержня 280мм, высота стержня 405мм. Этим габаритам стержня соответствует нижний знак высотой h=60мм. Высоту верхнего знака h рекомендуется брать не более половины высоты нижнего. Пусть h1=30мм. Конусность знаков стержня можно не обозначать. Когда модельщик будет изготовлять стержневой ящик, он сам назначит конусность знаков от 5 до 10∘. Точно такую же конусность модельщик назначит и для знаковых выступов модели, создающих при формовке углубления в полости формы для знаков стержня.
В дополнение к чертежам детали и отливки появился третий чертёж – чертёж стержня со всеми, необходимыми для изготовления стержня, вполне достаточно для изготовления стержневого ящика. Всю остальную его конструкцию модельщик создаст сам в процессе изготовления стержневого ящика.
Знаки стержня должны входить в предназначенные им углубления полости формы свободно, без усилий. В противном случае, при попытке вдавить знак стержня в углубление, в которое он не входит свободно, стержень (или форма) может разрушиться. Зазоры должны гарантировать свободное вхождение знаков в предназначенные им места, компенсировать возможные неточности изготовления стержня и формы. Назначим зазоры между знаками стержня и углублениями формы, предназначенными для знаков. Ясно, что зазоры должны быть тем больше, чем больше знаки и стержень. По таблице П.9 [11, стр. 26] определим величины зазоров. Боковой зазор для нижнего знака S1=2,4мм (на сторону), боковой зазор для верхнего знака S1=2,0мм (на сторону), торцовый (верхний) зазор для верхнего знака S2=3,1мм. Боковые зазоры S1 гарантируют свободное вхождение знаков стержня в предназначенные им углубления формы. Верхний зазор S1 гарантирует, что при смыкании верхней половины формы с нижней, стержень не будет раздавлен.
|
Нанесём зазоры между знаками стержня и формой на чертёж, укажем размеры зазоров. На рисунке 6 появился пятый чертёж – чертёж модели отливки. Самый внешний контур изображения, по наружной поверхности отливки и зазорам, есть наружное очертание модели отливки. Размеры модели это размеры детали + толщины припусков + высоты знаков + величины зазоров. Конечно, чертёж модели, как и чертёж стержневого ящика, на рисунке 6 присутствует в неявном виде: есть только внешний контур модели со всеми размерами. И этого модельщику достаточно для изготовления модели. Недостающие конструктивные элементы (разъём модели, соединение её частей, места присоединения к ней моделей элементов литниковой системы) модельщик создаст сам в процессе изготовления модели.
|
Следует с уважением отнестись к тому, что изображено на рисунке 6. На рисунке 6 изображено пять чертежей, лежащих друг на друге: чертёж детали, чертёж отливки, чертёж стержня, чертёж стержневого ящика, чертёж модели отливки. Чертежи хорошо согласованы, полностью соответствуют друг другу. Иначе и быть не может. Ведь каждый следующий чертёж был получен из предыдущего минимальным прибавлением к тому необходимых элементов.