(1833 – 1887)
А лександр Бородин прославился как автор исторической оперы «Князь Игорь», премьера которой состоялась в Мариинском театре в 1890 году. Кроме того он автор симфоний, романсов, квартетов и концертов. При этом Бородин не был профессиональным композитором: главным делом жизни он считал химию, ездил на зарубежные конференции с Менделеевым, преподавал в Медико-хирургической академии, руководил собственной лабораторией и даже открыл химическую реакцию, которую позже назвали в его честь.
Александр Бородин родился в Петербурге. Его отец, Лука Гедианов, происходил из знатного и богатого грузинского рода. Мать – Авдотья Антонова – дочь простого военного из Нарвы. Их общего сына Гедианов распорядился записать как ребенка своего слуги по фамилии Бородин. Первое время Александр Бородин рос в доме князя и начальное образование получил дома. Мать наняла преподавателя по французскому и немецкому языкам, сама учила сына читать и считать.
В 1840 отец подписал сыну «вольную грамоту» и подарил четырехэтажный особняк недалеко от Семеновского плаца, куда Александр вскоре переехал вместе с матерью. Окна дома выходили на площадь, где тренировались военные, и Александр Бородин часто слышал военный оркестр, подбирал на домашнем фортепиано мелодии знакомых маршей, звучащих на плацу,
общался с музыкантами военного оркестра. Мать и отец композитора
Мать заметила интерес сына к музыке. С 1841 года будущий композитор брал уроки игры на флейте, а чуть позже – на фортепиано и виолончели. Уже в девять лет Александр Бородин сочинил первое музыкальное произведение – польку «Элен».
Образованию юного Александра уделялось много внимания: для домашнего обучения были приглашены учителя по русскому, французскому и немецкому языкам, истории, географии, математике, рисованию и черчению, а так же, по музыки и танцам.
|
Когда Александру Бородину было 13 лет, он сочинил свой первый концерт для флейты с фортепиано. Композитор исполнял партию флейты, а его сводный брат - фортепиано. Преподаватель по музыке похвалил произведение и посоветовал ученику продолжать писать.
Вскоре Бородин закончил трио для двух скрипок и виолончели. Мать издала пьесы сына. В предисловии было написано: «Просим читателей обратить внимание на новое прекрасное сочинение адажио для фортепиано, написанное А. Бородиным. В этом небольшом произведении столько души и творческой силы, что мы заранее поздравляем любителей музыки с новым талантом».
Однако музыка была не единственным увлечением Александра Бородина. Свою комнату он превратил в импровизированную химическую лабораторию: на подоконниках стояли банки с растворами, на столе - колбы, трубки и горелка. Будущий композитор читал книги по химии, сам делал акварельные краски к уроку рисования и экспериментировал с фейверками.
Он решил превратить увлечение в профессию: в 1850 году Александр Бородин сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой петербургской гимназии и поступил на медицинский факультет Медико-хирургической академии. Все экзамены были сданы на отлично. Александр Бородин был прилежным студентом. На третьем курсе он стал заниматься у знаменитого химика Николая Зинина. У ученого была большая лаборатория. Композитору разрешили быть там в любое время и проводить собственные опыты.
|
«Лаборатория превратилась в миниатюрный химический клуб, в импровизированное заседание химического общества, где жизнь молодой русской химии кипела ключом, где велись горячие споры, где хозяин, увлекаясь сам и увлекая гостей, громко, с жаром развивал новые идеи и, за неимением мела и доски, писал пальцем на пыльном столе уравнение реакций, которым впоследствии было отведено почетное место в химической литературе. Это была пора патриархальных дружеских отношений между учителем и учениками»
Александр Бородин, биографический очерк «Николай Николаевич Зинин»
Во время учебы в академии Бородин не забывал о музыке. Он брал уроки фортепиано и виолончели, а в выходные посещал музыкальные вечера. На четвертом курсе академии Александр Бородин написал романсы «Красавица-рыбка» и «Слушайте, подруженьки, песенку мою», а также трио «Чем я тебя огорчила». Увлечение композитора не одобрял преподаватель по химии. Николай Зинин говорил: «Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами. На вас я возлагаю все свои надежды, чтоб приготовить заместителя своего, а вы все думаете о музыке и о двух зайцах».
В 1856 году Александр Бородин окончил Медико-хирургическую академию и был назначен ординатором во Второй военно-сухопутный госпиталь. Однако вскоре композитор понял, что работа врача не для него: Бородин несколько раз падал в обморок при виде тяжелобольных, а однажды во время операции сломал инструмент в горле пациента. Он сумел вовремя сориентироваться, и все обошлось.
|
В госпитале композитор познакомился с семнадцатилетним Модестом Мусоргским.
«Между прочим, я узнал, что он [Мусоргский] сам пишет музыку <...> я был ужасно изумлен небывалыми, новыми для меня элементами музыки <...> Признаюсь, заявление его, что он хочет посвятить себя серьезно музыке, сначала было встречено мною с недоверием и показалось маленьким хвастовством; внутренно я подсмеивался немножко над этим. Но, познакомившись с его «скерцо», призадумался: верить или не верить?»
Александр Бородин, композитор
В апреле 1856 года Бородин устроился ассистентом Зинина и вел семинары у студентов академии. Композитор решил серьезно заняться наукой и начал писать диссертацию «Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорной в их действии на человеческий организм».
В 1858 году он защитился и стал доктором
медицины. Медико-хирургическая академия
Осенью следующего года «для усовершенствования в химии» академия направила Александра Бородина в Германию, для работы в лаборатории знаменитого химика Эрленмейера. Лаборатория располагалась в университетском городе Гейдельберге, где в это время жили физиолог Иван Сеченов, химик Дмитрий Менделеев, врач Сергей Боткин. Молодые ученые были знакомы и часто собирались вместе. Сеченов в «Автобиографических записках» писал: «Узнав, что я страстно люблю «Севильского цирюльника», он [Бородин] угостил меня всеми главными ариями этой оперы и вообще очень удивлял всех нас тем, что умел играть все, что мы требовали, без нот на память».
В свободное время Бородин и Менделеев путешествовали: они вместе побывали во Франции, Италии, Швейцарии. Менделеев вспоминал: «Пускались мы в дорогу с самым маленьким багажом — с одним миниатюрным саквояжем на двоих. Ехали мы в одних блузах, чтобы совсем походить на художников, <...> Бегали мы весь день по улицам, заглядывали в церкви, музеи, но всего более любили, народные маленькие театрики, восхищавшие нас живостью».
В 1860 году Александр Бородин с Николаем Зининым и Дмитрием Менделеевым был на первом международном съезде химиков в Карлсруэ, Германия. На нем учёные впервые сформулировали определения атома и молекулы.
В 1861 году Бородин впервые описал реакцию серебряных солей карбоновых кислот с галогенами. Этот процесс превращения химических элементов назвали в его честь.
В это же время в Гейдельберге Бородин познакомился с пианисткой Екатериной Протопоповой, с которой, по возвращении в Россию в 1862 году обвенчался.
1862 год в жизни Бородина был знаменателен ещё одним важным событием: в доме у своего друга, терапевта Сергея Боткина, Бородин познакомился со знаменитым композитором Милием Балакиревым. Они разговорились о сочинительстве, и Балакирев пригласил химика на вечер его музыкального кружка, который позже назвали «Могучей кучкой». Туда входили композиторы Модест Мусоргский, Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков. Музыканты собирались у Балакирева: играли свои сочинения и вместе дорабатывали их до финального варианта. После нескольких вечеров Александр Бородин стал постоянным участником кружка.
Чаще всего роль критика выполнял Балакирев - преподаватель им же основанной «Бесплатной музыкальной школы». О своем знакомстве с Бородиным он писал: «Наше знакомство имело для него то важное значение, что до встречи со мной он считал себя только дилетантом и не придавал значения своим упражнениям в сочинении. Мне кажется, что я был первым человеком, сказавшим ему, что настоящее его дело — композиторство».
После длительного перерыва Бородин снова стал сочинять музыку. У него возникла идея первой симфонии.
В 1863 году Александр Бородин возглавил новую химическую лабораторию в Медико-хирургической академии. Химику выделили ведомственную квартиру этажом выше: так он мог больше времени проводить за работой. Бородин был одним из самых популярных преподавателей в учебном заведении.
«Близкое, задушевное отношение Бородина к ученикам не ограничивалось только лабораторией. Почти все работавшие там были приняты в его семью, как самые близкие знакомые, часто завтракали, обедали и даже ужинали у него, когда оставались долго в лаборатории. Квартира Бородина была, можно сказать, постоянно настежь для всей молодежи. По выходе учеников его из академии он постоянно хлопотал об
участи каждого» /Профессор Алексей Доброславин, ученик Александра Бородина/
Преподавание отнимало много времени, поэтому свою первую симфонию Бородин закончил только спустя пять лет – в 1867 году. На премьере в Русском музыкальном обществе оркестром дирижировал Балакирев. Произведение приняли тепло: публика долго аплодировала, а композитора несколько раз вызывали на сцену. Симфонию хвалил и знаменитый музыкант Франц Лист. Вскоре после премьеры Бородин написал романсы «Спящая княжна», «Старая песня», «Фальшивая нота», «Морская царевна».
В конце 1860-х годов композиторы «Могучей кучки» обратились к жанру оперы. Мусоргский работал над «Борисом Годуновым», Балакирев - над «Жар птицей», а Римский-Корсаков заканчивал «Псковитянку». Общему настроению поддался и Александр Бородин: он задумал оперу «Князь Игорь». Сюжет композитору подсказал музыкальный критик Владимир Стасов. Перед тем, как начать писать музыку, Бородин изучал летописи и исторические документы, съездил в Путивль - древнерусский город, откуда начал свой поход на половцев князь Игорь. Композитор сам сочинил либретто. К 1870 году был готов первый отрывок - «Сон Ярославны».
Одновременно с оперой композитор начал сочинять вторую симфонию. Однако работа продвигалась медленно - Александр Бородин был занят в лаборатории. Более того, в 1872 году химик стал преподавателем первых в России Высших медицинских курсов. У него не оставалось времени на музыку. Вскоре серьезно заболела жена Екатерина Бородина: чтобы не беспокоить ее сон, композитор практически перестал играть на фортепиано.
«Его бесконечная доброта и отсутствие себялюбия делали домашнюю обстановку такою, что заниматься сочинением было для него крайне неудобно <...> Спросишь его: «Александр Порфирьевич, написали ли вы?». Он отвечает: «Написал». Но оказывается, что он написал множество писем. «Александр Порфирьевич, переложили ли вы наконец такой-то нумер?» — «Переложил», — отвечает он -серьезно. — «Ну, слава богу, наконец-то!» — «Я переложил его с фортепиано на стол», — продолжает он так же серьезно и спокойно»
Николай Римский-Корсаков, композитор
К опере «Князь Игорь» Александр Бородин вернулся только в 1874 году. Первыми композитор написал «Половецкий марш» и «Плач Ярославны». Большую часть произведения он закончил летом 1875 года в Москве, когда гостил у родственников жены. Вдали от работы Александр Бородин посвящал много времени музыке: в этот период появились «Половецкие пляски», хор первого акта и ария Кончака. По приезде в Петербург композитор показал наработки друзьям из «Могучей кучки». Он вспоминал: «Признаюсь, я даже не ожидал, что мои московские продукты произведут такой фурор <...> Корсинька в восторге, Модест — тоже <...> Особенно меня удивляет сочувствие к первому хору, который мы пробовали в голосах и - без хвастовства скажу - нашли ужасно эффектным, бойким и ловко сделанным в сценическом отношении».
И. Репин Портрет А. Бородина
В 1876 году Александр Бородин закончил вторую симфонию. Премьера состоялась в феврале 1877 года на концерте Русского музыкального общества в Петербурге. Критик Владимир Стасов сразу же назвал симфонию «Богатырской ».
В 1880 году Александр Бородин сочинил два струнных квартета, симфоническую картину «В средней Азии» и начал работать над третьей симфонией. Друзья композитора торопили его закончить оперу «Князь Игорь».
«Свою химию он любил выше всего, и когда мне хотелось ускорить окончание его музыкальной вещи, я его просила заняться ею серьезно, он вместо ответа спрашивал: «Видели ли вы на Литейной, близ Невского, магазин игрушек, на вывеске которого написано: «Забава и дело»? На мое замечание: «К чему это?» — «А вот, видите ли, для меня музыка — забава, а химия — дело»
Людмила Шестакова, сестра Михаила Глинки
Ни третью симфонию, ни оперу «Князь Игорь» Александр Бородин закончить не успел. 27 февраля 1887 года он скончался. Вскоре после его смерти Римский-Корсаков и Александр Глазунов разобрали бумаги Бородина и дописали его оперу «Князь Игорь». Римский-Корсаков вспоминал: «Некоторые нумера его были окончены и оркестрованы автором <...> прочее же было лишь в отрывочных набросках, а многое и вовсе не существовало <...> Содержание этих действий я твердо знал из бесед и совместных обсуждений с Бородиным». В этой редакции оперу впервые поставили в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре.
И. Билибин Декорации к опере «Князь Игорь»
В 1909 году «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» в постановке М. Фокина имели огромный успех на знаменитых «Русских сезонах» в Париже, организованных известным русским импресарио С. Дягилевым.
Н. Рерих Декорации к опере «Князь Игорь»
К. Коровин
Декорации к опере «Князь Игорь»
А. Бородин похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.