Анализ динамики источников финансирования судебных органов в РФ




Источники финансирования судов в РФ

 

В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, об этом говорится в ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации"

Финансирование федеральных судов Российской Федерации, мировых судей, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации осуществляется ежемесячно равными долями в размере одной двенадцатой суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

При разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в части финансирования судов Российской Федерации учитывает в числе прочих расходов расходы на материальное обеспечение судей, работников аппаратов судов Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, социальные гарантии судей и членов их семей, защиту судей, ресурсное обеспечение судов Российской Федерации в целях создания условий для осуществления правосудия, обеспечения правового порядка и укрепления государственной власти; судебный власть финансовый денежный

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Мировые судьи финансируются из федерального бюджета. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. (при этом в бюджетной отчетности указанные расходы отражаются по разделу "Федеральная судебная система). Его осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти субъекта федерации в порядке, установленном региональным законом.

расходы на обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, системы федеральных судов общей юрисдикции, системы федеральных арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, мировых судей и их аппаратов, органов судейского сообщества, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органов, расходы на развитие судебной системы России, а также расходы на предоставление государственных гарантий, обусловленных статусом судей, иных гарантий в соответствии с федеральным законодательством отражаются подразделу 0105 "Судебная система".Финансирование судов Российской Федерации в процессе исполнения федерального бюджета производится в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Анализ динамики источников финансирования судебных органов в РФ

 

Отсутствие достаточных финансовых средств, направляемых на финансирование мероприятий Программы, негативно скажется на развитии судебной системы, то есть в полной мере не будут реализованы стратегические цели государства.Не получая достаточного финансирования из федерального бюджета, суды вынуждены искать иные источники финансирования - бюджеты субъектов федерации и муниципальных образований, а также средства частных инвесторов. По данным Счетной палаты РФ, полученные денежные средства расходуются судами на нужды строительства, ремонт, приобретение автотранспорта, покупку оборудования, жилья, оплату услуг связи, коммунальных услуг и других текущих хозяйственных расходов, т. е. на незащищенные статьи расходов, финансирование которых не осуществлялось в полном объеме ежегодных бюджетных назначений. Объемы средств и материальных ценностей, полученные судами из внебюджетных источников, не отражались в бухгалтерской отчетности перед Минюстом РФ или отражались частично. Наибольшее распространение такая практика получила в районных и городских судах общей юрисдикции. По данным проверок, проведенных Счетной палатой РФ в 2012-2013 годах, наряду с финансированием из средств федерального бюджета судебная система в нарушении ст. 124 Конституции РФ финансировалась и из средств субфедеральных бюджетов различных уровней, а также из средств сторонних организаций. Вместе с тем проверки показали, что отдельные суды финансировались из местных бюджетов в гораздо больших объемах. Наиболее высокий процент финансирования из местных бюджетов (от 50 до 70 процентов) был выявлен в Московском и Санкт-Петербургском городских судах, Челябинском областном суде, Арбитражном cуде Республики Дагестан. Было также отмечено, что наряду с финансированием из средств местных бюджетов Тульский областной суд получил средства частных инвесторов в размере 0,2 процента от общего объема финансирования; Арбитражный cуд Нижегородской области получил беспроцентную ссуду от АО "Нижнегороднефтепродукт". Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода для привлечения дополнительных ресурсов в целях повышения эффективности деятельности судов.

Создание благоприятного инвестиционного климата в нашей стране напрямую связано с эффективностью судебной системы. Развитие судебной системы является немаловажным фактором привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации. Эффективность решения проблем в деятельности судебной системы программно-целевыми методами подтверждается положительным опытом реализации федеральных целевых программ "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы и "Развитие судебной системы России" на 2007-2012 годы. Современный этап социально-экономических преобразований диктует необходимость перехода государственных судебно-экспертных учреждений на новый качественный уровень деятельности, что определяет необходимость применения программно-целевого метода, позволяющего выбрать оптимальный вариант решения проблем, обеспечить рациональное и адресное расходование средств, учесть потребности судов и органов правосудия Российской Федерации в новых услугах государственных судебно-экспертных учреждений. Решение задач Программы без использования программно-целевого метода потребует дополнительного ежегодного финансирования за счет средств федерального бюджета на соответствующий год в связи с тем, что в соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только за счет средств федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия._

Анализ ситуации показал, что средства федерального бюджета на судебную систему в 2007-2011 годах составили:

в 2007 году - 78931,3 млн. рублей, из них средства на реализацию Программы до 2012 года - 6379,7 млн. рублей;

в 2008 году - 92627,4 млн. рублей, из них средства на реализацию Программы до 2012 года - 8937,1 млн. рублей;

в 2009 году - 107289,2 млн. рублей, из них средства на реализацию Программы до 2012 года - 10152,5 млн. рублей;

в 2010 году - 109009,6 млн. рублей, из них средства на реализацию Программы до 2012 года - 10930,3 млн. рублей;

в 2011 году - 113858,5 млн. рублей, из них средства на реализацию Программы до 2012 года - 13531,5 млн. рублей.

В 2012 году запланированы средства на судебную систему в размере 117793,4 млн. рублей, из них средства на реализацию Программы до 2012 года - 10792,8 млн. рублей.

Несмотря на ряд позитивных перемен, произошедших в сфере правосудия в результате реализации Программы до 2012 года, и значительное увеличение бюджетных расходов на органы правосудия, все еще остались проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации этой сферы удовлетворяет общество.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: