Система упражнений- организация действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей с учётом последовательности При построении системы упражнений следует учитывать:
- взаимодействие аудирования и говорения как 2 форм устного общения
- взаимодействие подготовительных и основных упражнений, их дозировка. Последовательность
- постепенное увеличение трудности
2 подсистемы упражнений:
- подготовительные:
-упражнения для снятия лингвистических трудностей аудирования
-упражнения для устранения психологических трудностей аудирования
- основные — способствуют выработке умений воспринимать речь в условиях приближенных к естественному речевому общению
Подготовительные упражнения для снятия лингвистических трудностей формируют умения:
- соотнесение звуковых образцов с семантикой
- определение значения слова при помощи словообразовательной догадки
- определение контекстного значения слов и грамматических конструкций
- распознание синонимичных и антонимичных явлений
Упражнения для снятия психологических трудностей способствуют развитию:
- прагматических умений
- объёма кратковременной памяти
- механизма эквивалентных замен
- речевого слуха
- умений редуцировать внутреннюю речь
Основные упражнения обучают:
- определять наиболее информативные части предложения
- устранять пробелы в понимании за счёт прогнозирования
- соотносить текст с ситуацией общения
- членить аудиотекст на смысловые куски и определять их идею
- письменно фиксировать основную часть информации
Основные упражнения: Упражнения на обучение восприятию речевого потока
|
|
6) Упражнения для изучения иностранных языков: типы, виды, цели, компоненты.
Упражнение – это регулярно повторяющееся действие, направленное на овладение каким-либо видом речевой деятельности.
Каждое упражнение состоит из нескольких компонентов:
-задание, установка и цель
-специальная организация материала
|
-обязательная направленность на совершенствование способа выполнения действия, для чего упражнение должно предусматривать, по крайней мере, многократное выполнение действий
-адекватность: адекватность упражнения означает соотнесенность его качеств с содержанием намеченной цели и выражается в том, что каждый вид речевой деятельности усваивается при выполнении упражнений в том же виде деятельности
Цели: Единство целей. Урок иностранного языка должен решать целый комплекс целей одновременно. На уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных видах речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением, письменной речью). Однако при планировании урока выделяется одна основная практическая цель. Остальные цели могут быть определены как задачи, за счет решения которых обеспечивается достижение основной практической цели.
Формулировка цели должна быть четкой и конкретной. В качестве цели может выступать тот или иной навык, то или иное умение. В этом случае правильным будут следующие формулировки цели:
· «Формирование лексических навыков»
· «Развитие техники чтения»
· «Развитие монологических умений»
Образовательная цель предполагает использование языка для повышения общей культуры, расширения кругозора, знаний о стране изучаемого языка. Данная цель достигается в процессе анализа используемых на занятиях текстов, бесед, обсуждения актуальных проблем и др. Достижение образовательной цели предусматривает приобретение учащимися страноведческих и лингвострановедческих знаний.
Воспитательная цель, как правило, обусловлена тем материалом, который используется на уроке. Данная цель реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и предполагает решение задач, обеспечивающих формирование:
· Уважительного и доброжелательного отношения к народу изучаемого языка;
· Системы моральных ценностей;
· Понимания важности изучения иностранного языка;
· Чувства справедливости, осознанного отношения к нравственным поступкам.
Реализация развивающей цели связана с развитием психических функций учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения), эмоциональной сферы, а также с формированием навыков и умений межличностного общения.
Примерные формулировки развивающей цели могут звучать следующим образом:
«Развивать механизм языковой догадки»
«Развивать способности вступать в иноязычное общение»
«Развивать способности логичного изложения мыслей»
Условия выполнения упражнений, от которых зависит успех упражнения:
-способности ученика
-уровень сформированности навыков и умений
-жизненный опыт учащихся
-интерес ученика
-отношение ученика к иностранному языку
-речевой статус ученика в классе
Виды упражнений
Предречевые
Речевые
1. По цели усвоения материала
Предречевые ( подготовительные) – направлены на формирование аспектных навыков (фонетических, грамматических, лексических) и на усвоение языковой формы: фонетические, лексические и грамматические упражнения
Речевые – направлены на развитие речевых умений в различных видах речевой деятельности. В соответствии с этим выделяют: упражнения в аудировании, говорении, чтении и письме
2. По способу выполнения
Предречевые -одноязычные (на ИЯ),устные, письменные, вербальные (словесные), невербальные
речевые - одноязычные, двуязычные, устные, письменные, вербальные, невербальные с использованием наглядности
3. По количеству учащихся - индивидуальные или парные, групповые, хоровые
4. По методу выполнения упражнений
Предречевые -классные
Речевые- домашние
5. По назначению Предречевые-тренировочные Речевые-контрольные
6. По этапам работы с текстом Предречевые-предтекстовые
Речевые-текстовые, послетекстовые
7. По степени сложности мыслительного и мнемического (связанного с запоминанием) процесса
Предречевые-полумеханические и механические
речевые-творческие
8. По стадии формирования навыков
Предречевые-рецептивные (упражнения на восприятие языкового материала)
Речевые- репродуктивные (упражнения на употребление языкового материала в речи)
9. По критерию соответствия упражнений целям обучения иностранным языкам
Предречевые-некоммуникативные (языковые) упражнения
речевые-условно (учебно) коммуникативные, подлинно (естественно) коммуникативные