- Общие сведения: школа, класс, предмет, ФИО преподавателя, порядковый номер урока, тема урока.
- Цели урока: какие цели были поставлены на уроке? Вытекает ли цель из меты урока, предусмотренного программой?
- Содержание урока: какой материал был включён в урок? Насколько он соответствует цели урока и программе?
- соответствует ли содержание материала возрасту учащихся?
- насколько материал данного урока связан с предыдущим и последующими материалами?
- является ли содержание материала научно достоверным? Каково его прикладное значение?
- насколько доступен материал для учащихся?
- достаточно ли материала на уроке? Не было ли перегрузки?
- насколько использованы возможности содержания материала для воспитательной работы?
- насколько хорошо освоен материал урока учителем? Как учитель владеет материалом?
- Методы и методические приёмы:
- какие методы учитель использовал на уроке? (Для сообщения учащимся новых знаний, для выработки и развития умений и навыков, для совершенствования ЗУНов и т.д.)
- соответствовали ли методы цели и содержанию урока?
- достаточно ли разнообразны и продуманы методы каждой части урока?
- активизируют ли учащихся на работу, будят ли их мысли?
- как сочетается работа учителя и учащегося при использовании данных методов?
- обеспечивают ли данные методы правильное и полное усвоение материала учащимися?
- учитывается ли при этом подборе методов возраст учащегося, его опыт и наличие оборудования?
- насколько хорошо учитель владеет методами, использованными на уроке?
- Организационная сторона:
- насколько были подготовлены к уроку учитель, учащиеся, классная комната?
|
- как учитель распределил время? Насколько рационально и продуктивно оно было использовано на уроке?
- как учитель организовал класс в начале урока, в конце урока? Какова была дисциплина учащихся, их активность, внимание?
- поведение учителя на уроке: речь, обращение с детьми (тактичность, умение видеть класс и владеть им, осуществление индивидуального подхода и т.д.), аккуратность и организованность во всей работе на уроке, внешний вид.
- Результаты урока:
- усвоение учащимися новых знаний, умений и навыков
- воспитательное значение урока
- урок – как составная часть предмета
- общие выводы.
Полный (углубленный) анализ урока - - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.
1. Целевая направленность урока (постановка триединой задачи).
2. Каков объем отобранного на урок учебного материала и реальность его усвоения на уроке учащимися.
3. Какое время на уроке было отведено изучению нового материала, его разбору, закреплению и выявлению результатов усвоения.
4. Как организована самостоятельная мыслительная деятельность учащихся, уровень взаимопроверки своих знаний на уроке.
5. Как работа с учебником способствовала усвоению и закреплению знаний учащихся.
6. Выявить, каков уровень обратной связи со всеми учащимися.
7. Какова система заданий работы учителя с учащимися и как она способствует достижению необходимого уровня знаний на данном уроке.
|
8. Рациональность проведения уроков - лекций, семинара, конференции, диспута, конкурса и т.д., выдача материала блоками, использование опорных сигналов на данном уроке.
9. Какие методы и приемы обучения были использованы и их активность на уроке.
10.Осуществляется ли опора на межпредметные связи.
11.Как творчески проверено домашнее задание предыдущего урока у всех и доведено ли новое до каждого ученика, его оптимальность с учетом объема заданий по другим предметам.
12.Каков результат усвоения знаний учащихся и не снизится ли он в новых условиях, ситуациях.
4) обучение языковым средствам общения: фонетика. Обучение произношению: цель, содержание, принцип аппроксимации.
При обучении иностранному языку огромную роль играет обучение фонетике, ведь от качества и чистоты произношения во многом зависят коммуникативные возможности человека. Произносительный навык включает в себя два основных навыка:
- фонематический слух, позволяющий четко и правильно слышать звуки в речи и во время обучения, что является весьма важным фактором при работе с иностранным языком;
- четкая артикуляция, позволяющая четко и правильно произносить звуки.
Начальный этап. На начальном этапе происходит становление слухопроизносительных навыков, которое включает в себя: ознакомление со звуками, тренировку учащихся в их произношении для формирования навыков, применение приобретенных навыков в устной речи и при громком чтении. Здесь превалируют устные формы работы над языковым материалом. Однако в процессе чтения и письма характер работы над произношением не меняется. Громкое чтение - типичное для этого этапа – создает дополнительные возможности для развития слухопроизносительных навыков. Опыт показывает, чем короче, лаконичнее объяснение, тем оно эффективнее. Например:
|
- носовой [ŋ] можно сравнить со звоном колокола (бим-бом, дин-дон).
Средний и старший этапы. состоит в поддержании приобретенных навыков произношения, воспрепятствовать их деавтоматизации. Естественно, что содержание речи усложняется, и это поглощает основное внимание учащихся, а произношение упускается из виду. выполнение фонетической зарядки; отработка фонетической стороны нового лексико-грамматического материала; работа над произношением путем чтения вслух. Задания формулируются следующим образом: «Повторите за мной/ диктором слова, обращая внимание на звук [ŋ]». Материалом фонетической зарядки могут быть отдельные звуки, звукосочетания, слова, предложения и небольшие тексты, содержащие фонетические явления, нуждающиеся в постоянном репродуцировании. Например, в английском языке: [w] — what, water, wind, why, а далее рифмовка: Why do you cry, Willy; Why, Willy, why?
Если ученик, пользуясь речью, достигает взаимопонимания, следовательно, он в основном владеет произношением. Таким образом, необходимо добиваться от учеников относительно правильного произношения. Речь идет об опоре на принцип аппроксимации, то есть о приближении к желаемому результату.
Основной целью использования фонетических упражнений является закрепление и совершенствование произносительных навыков изучаемого языка.
Задачи же этих упражнений весьма разнообразны, так как они призваны помочь не только достижению основной цели изучения фонетики, но и многих других целей, поставленных перед изучением предмета
• развитие коммуникативных способностей учащихся, поскольку это одна из ведущих задач всего изучения английского языка.
• поддержание у учащихся интереса к изучаемому предмету и создание положительной мотивации к обучению.
• Совершенствование навыков разговорной речи и аудирования при помощи развития правильного произношения и тренировки его посредством разговора.
• Создание психологической готовности к самостоятельной речевой деятельности.
• Возможность самореализации для каждого ученика.
• Создание условий для развития и самосовершенствования учеников.
• Развитие фонематического слуха и артикуляции.
• Воспитание интереса к стране изучаемого языка.
• Воспитание эстетического вкуса, трудолюбия, внимания..
Фонетические игры и упражнения делятся на подгруппы:
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха
Игры и упражнения на развитие навыков звукопроизношения
Игровые приемы и упражнения в обучении транскрипции;
Игровые приемы и упражнения в обучении интонации;
Игровые приемы и упражнения для тренировки произносительных навыков.
Упражнения в слушании. на развитие фонетического Слушание должно быть активным, поэтому оно всегда должно сопровождаться заданием, концентрирующим произвольное внимание учащегося на определенной характеристике фонемы или ннтонемы.
1. прослушайте ряд звуков/слов, поднимите руку (сигнальную карточку, хлопните в ладоши), когда услышите звук [...];
2. прослушайте предложение и скажите, сколько раз в нем встретился звук [...];
Упражнения, выполняемые с графической опорой, могут иметь следующий вид:
3. обозначьте черточками паузы в предложениях/тексте, которые вы слышите; (см.№4)
4. подчеркните слова, на которых голос учителя/диктора повышается; (см.№4) и др.
Упражнения в воспроизведении. на формирование собственно произносительных навыков учащихся, Материалом этих упражнений служат отдельные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения.
1. произнесите звуки (слоги/слова/сочетания), обращая внимание на... (указывается признак) вслед за учителем/диктором; (см.№6)
2. припомните слова, содержащие звук [...] и др.
Эти же упражнения могут выполняться и со зрительной опорой. Кроме того, можно назвать следующие:
1. расставьте в предложениях ударения/паузы и прочтите их вслух;
2. прочтите вслух предложения, меняя интонацию (логические ударения);
Помимо специальных упражнений для постановки, поддержания и совершенствования произношения, учащихся широко используются заучивание наизусть скороговорок, рифмовок, стихотворений (см.№7), диалогов, отрывков из прозы и чтение вслух отрывков из текстов, изучаемых по учебнику
Чтение вслух и заучивание наизусть дадут ощутимые результаты только в том случае, если при этом каждый раз достигается максимально правильное произношение. Поэтому рекомендуется подбирать небольшие отрывки (до 10—12 строчек), работа с которыми должна обязательно проходить обе стадии.
5) Система упражнений для обучения аудированию: две подсистемы упражнений. Составление фрагмента урока по обучению аудированию