Очерк 2. Образование в системе социальных институтов
Образование как социальный институт. Образование и наука. Образование и церковь. Образование и средства масс-медиа.
Из всех известных в социологии определений социального института ограничимся в данном случае тем, согласно которому социальный институт есть исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей.
К важнейшим социальным функциям образовательных институтов относятся: репродуктивная (социальное воспроизводство); культурно-репродуктивная; коммуникативная; селективная; регулятивная; инструментальная; а также функция социальной мобильности.
«Образование — это освоение ребенком мира отчужденных знаний. Потому что школа, как специализированный институт, предлагает ребенку знания, вырванные из жизненно-практи- ческого контекста... Если до сих по ребенок приобретал знания в непосредственном жизненном опыте, по своему хотению, то отныне перед ним ставится задача освоения некоей суммы искусственно систематизированных знаний»3.
Понятно, что в такой форме знания осваиваются и присваиваются труднее, чем в непосредственном виде. Но, с другой стороны, только столкнувшись с фактом существования чуждого знания, ребенок начинает понимать свое незнание и развивать стремление к познанию мира, то есть двигаться в стопону образования4
Образование в присущей ему форме воспроизводит одно из противоречий социализации индивида: следовать норме, то есть быть похожим на остальных, и одновременно сохранять при этом собственную неповторимость - отличаться от других людей.
Образование и наука
Наука - важнейший социальный институт, взаимодействие с которым осуществляется традиционно и не без оснований считается одним из первоочередных для образования.
|
Логическая связка «наука и образование», в которой «наука» стоит на первом месте, чаще всего предполагает такое понимание их связи, согласно которому образование выполняет в отношении науки некую функцию. Это функция воспроизводства и трансляции научных знаний, методов и средств научного исследования и, наконец, воспроизводство самого ученого как субъекта научной деятельности. Образование в этом смысле существует как бы по сопричастности с наукой.
Образование и церковь
Отношения образования и церкви имеют длительную историю. Не вдаваясь в подробности, отметим следующее.
Не менее выдающуюся роль сыграла христианская церковь в становлении уникального феномена европейской культуры - университета
«Наряду с традиционными двумя властями - церковной и светской - явилась третья - власть интеллектуалов, воздействие которых на социальную жизнь со временем становилось все ощутимее».
В дальнейшем, начиная с эпохи Возрождения и особенно Нового времени, по мере секуляризации культуры начинается процесс неуклонного умаления роли церкви в деле образования вплоть до окончательного отделения школы от церкви. В итоге светский характер образования, имеющего государственную аккредитацию, получил к настоящему времени конституционное закрепление в подавляющем большинстве цивилизованных государств, стал нормой функционирования образовательных учреждений.
Конституционное запрещение участия церкви в системе признаваемого государством образования отнюдь не ущемляет ее прав на учреждение собственных образовательных институтов. Такие учреждения существуют наряду с системой светского образования, осуществляя духовно-религиозную образовательную деятельность. К тому же всякий, получающий светское образование индивид, вправе получать дополнительное духовное образование в системе воскресных церковных школ, лекториев и т.п.
|
Как известно, Российская Федерация, согласно действующей Конституции, является светским государством, а, значит, призвана соблюдать вышеуказанную норму, отделяющую церковь от признаваемого государством образования.
Образование и средства масс-медиа
Крупнейшим институтом, влияющим на сферу современного образования, выступают средства масс-медиа (СММ). Они задают совершенно новую конфигурацию источников знания в современном обществе. Для ее понимания совершим очень краткий экскурс в историю познания, точнее, форм объективации знания.
Симуляция (как правило, весьма искусная) реальной жизни в средствах масс-медиа противостоит знанию, отражающему эту жизнь средствами образования и просвещения.
В рыночном обществе масс-медиа представляет предприятие, которое преследует не идейные, а коммерческие цели, реализует не просветительский, а коммерческий проект: получение максимума дохода при минимуме затрат.
3. Образование,государство и гражданское общество. Образова́ние — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «формирования ума, характера и физических способностей личности. Госуда́рство — организация, обладающая политической властью, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории, и обладающая суверенитетом. Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.
|
1. Государственное образование: за и против. Позитивные стороны государственного образования очевидны: его регулярность, доступность для широких масс людей, надежность, стабильное материально-финансовое обеспечение, наличие квалифицированных кадров, постоянный контроль за деятельностью, гарантированность качества, сертифицируемость и др.
Отрицательные стороны государственного образования-1 государственной идеологии в сфере образования.2-неминуемая обреченность государственного образования на финансирование по остаточному принципу, по отношению к другим, более приоритетным, с точки зрения государства, сферам. 3 - нарастающая неспособность государства обновлять и эффективно поддерживать имеющуюся учебно-лабораторную базу образования в условиях инновационного развития.4- резкое уменьшение возможности государства обеспечивать финансовыми и материальными ресурсами требуемую базу развития вузовской науки.
2. Образование и ценности гражданского общества. Гумбольдтовой идеи университета. Она означала переход от представлений об образовании как способе просвещения людей к воззрениям на образование как на способ формирования субъекта гражданского общества. В этом факте ярко проявилась способность образовательных учреждений быть мощными проводниками общественных изменений. Общепризнанно, что атмосфера университета - с его культурной аурой, духом и ценностными предпочтениями — традиционно несет в себе человекообразующее начало. Питаясь творческим потенциалом
научной мысли и животворящей силой культуры, образование воспроизводит в непрерывно циркулирующем процессе общественного развития самое главное приобретение - креативные силы отдельного индивида, обогащенные всеобщностью человеческого опыта и умноженные на способности остальных людей. Образование в этом свете перестает быть просто эстафетным процессом передачи накопленного опыта от одного поколения к другому - оно становится формой производства человечности и социальности.
3. Гражданская миссия университета: испытание на прочность Университет стоит перед выбором: либо полностью подчиниться общественному запросу, то есть редуцироваться до высокотехнологичного института профессионального тренинга, либо все-таки продолжать отстаивать ценности полноценного личностного развития. Индивидуализация принесла с собой постоянно растущему числу мужчин и женщин беспрецедентную свободу экспериментирования - но... она также принесла с собой беспрецедентную задачу преодоления ее последствий.
Очерк 4. Образование в экономике знаний
Экономоцентризм в образовании.
«Главными источниками... особенно большой прибыли и завтрашнего капитала - все больше становятся идеи, а не материальные объекты. Идеи создаются только один раз и затем продолжают приносить богатство в зависимости от числа покупателей/клиентов/потребителей...»1. Знание начинает играть ключевую роль в создании конкурентных преимуществ и формировании стоимости производимой продукции. Оно отныне выступает а как капитал, который сам подлежит воспроизводству в экономических циклах. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфрастуктуры становятся непременными условиями развития общества и экономики. Ведущими ресурсами этого развития выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии.
Экономоцентризм в образовании Экономика знаний обусловила существенный поворот в осмысле нии образования как института воспроизводства человеческой субъектности, личности. Этот поворот вылился в экономоцентрическое понимание образовательной деятельности и ее продуктов. Его сторонники исходят из узко утилитарного, прагматического понима ния образования как некоторого набора знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную квалификацию (компетенцию) человека. Соответственно само образование становится школой исключительно профессиональной подготовки, видом деятельности по воспроизводству такого рода знаний и умений. Если эта деятельность реализуется в условиях рыночного производства, то она сводится к товарной услуге, предоставляемой потребителю, со всеми вытекающими отсюда последствиями: мини мизацией затрат и максимизацией доходов, резким уменьшением (вплоть до исключения из образовательных программ) тех компонентов, которые не имеют непосредственного отношения к профессиональным знаниям и, следовательно, являются бездоходными, затратными.
Образовательные продукты в качестве товаров Как любая разновидность деятельности, образование в рыночном обществе должно строиться на принципе товарно-денежного обмена произведенных им собственных продуктов. С одной стороны, знания как продукты образовательной деятельности обладают некоторыми очевидными товарными характерис тиками: способностью удовлетворять потребности человека (полезностью), обмениваться на любые другие товары (универсальностью). С другой стороны, продукты образовательной деятельности отмечены целым рядом принципиально нетоварных особенностей. Во-первых,. Это можно проиллюстрировать известной «яблочно-идейной» историей. Встречаются два человека, у каждого из которых в руке по яблоку. Если они обменяются ими, то ничего не изменится - каждый останется с одним яблоком. Но если встречаются два человека, и у каждого из них есть по одной идее, то, обменявшись ими, они получают удивительный, по сравнению с «яблочной» ситуацией, результат: и тот и другой из них становится обладателем двух идей! Более того, яблоки рано или поздно амортизируются (будут съедены, засохнут, сгниют), тогда как идеям это не грозит никогда, они лишь будут складываться, умножаться в процессе обращения. Вторая нетоварная особенность образовательных продуктов обусловлена принципиальным различием в способе производства знаний в отличие от производства вещей. невозможность определить более или менее точный товарно-денежный эквивалент образовательных услуг, что в свою очередь порождает условность их стоимости и, соответственно, цены. По существу последняя определяется экономическими возможностями общества и может колебаться в довольно широком диапазоне. Зп учителей связана лишь с одним обстоятельством – соц-эком возможностями гос-ва. 3я особенность нерентабельность, даже если мы платим за учебы все равно это невыгодно для вуза, нужны дополнительные инвесторы. 4я это сфера услуг и мы не можем вернуть деньги если нам что-то не понравиться, наоборот нас даже могут отчислить за неуспеваемость.
Противоречия платного образования
1. Раз это товар расширяет доступность для людей. + люди работают а не шаряться на улице.
2. 2.круто то что мы платим и это дополнительные деньги для универа.
3. Платность образование выравнивает стартовые возможности. + все могут поступит. – «блат» у кого много денег полюбому поступят и у них шансы даже больше. Это дикриминация!
4. + Платное образование – свобода выбора.Люди сами определяют для чего им образование: престиж, любопыство, хобби итд. – Образование теряет свою ценность, и становится потребительской ценностью.
5. Платность образование вызывает рост конкцренции, поэтому мы моем выбирать что лучше какой вуз.
«Нация должна взять на себя ответственность за собствен ное образование и должна иметь желание оплатить все расходы на него».
К настоящему времени обозначились три модели финансирования высшего образования
Первая, неолиберальная, или полностью рыночная, отмечена минимизацией государственного вклада в дело финансирования образования Она перекладывает финансовое бремя на остальных инвесторов, требует от учебных заведений самим нести ответ ственность за свои действия на рынке образовательных услуг. Относительно высокий размер платы за образование компенсируется при этом для широких категорий населения развитой системой льгот, дотаций, стипендий. Модель практикуется в США, Японии, Австралии, Южной Корее. Вторая, смешанная, или частично рыночная, предполагает некое равновесие между вкладами государства и индивида с тенденцией постепенного сокращения доли государственного и одновременным увеличением доли частного финансирования образовательных услуг. Модель характерна для Канады, Великобритании, Испании, Италии. Третья, патерналистская, требует от государства взять на себя всю ответственность за финансирование высшего образования. Считается, что, поскольку в системе образования осуществляется становление индивидов как личностно развитых граждан, образо вание должно быть свободным от доминирующего влияния рынка. Данной модели следует большинство стран западной Европы - Германия, Норвегия, Дания, Австрия, Италия, Франция, Швеция, Финляндия
5. Образовательное сообщество как экономическая корпорация
Утверждение экономо-центрического подхода в образовании имеет одно из важнейших следствий существенного изменения деятельности образовательного сообщества. Из академического объединения оно превращается в экономическую корпорацию, функционирующую по правилам деятельности хозяйствующего субъекта и занятую производством, трансляцией и распространением особого вида продукта - научного знания, которое может быть успешно капитализировано в человеке.
Корпорация по производству человеческого капитала
Начиная с Нового времени, научное знание рассматривалось в основном в дискурсе Истины об окружающем мире и воспринималось как абсолютная ценность, стоящая выше ценности любых других аспектов этого знания. Функцией обр. учреждений была - производства и распространение истинного знания. Эконом. ф-я- материальное обеспечение деятельности сотрудников.
Однако в усл-х экономики знания приобретают понятие «полезного знания»т.е. приносящий быструю экономическую выгоду. Как следствие, образование превращается в разновидность предпринимательства со всеми вытекающими отсюда последствиями. В оборот активно вводятся термины «предпринимательский университет», «интеллектуальное предпринимательство», «академический капитализм». Отныне университет - это не храм науки, a market place. Учащиеся выступают в роли клиентов корпорации, покупателей на рынке образовательных услуг. Торжествует принцип «Клиент всегда прав!»
Все звенья университетского организма самоопределяются по признакам конкурентности и доходности. Структурные подразделения оцениваются по тому, каков их вклад в бренд вуза на рынке образовательных услуг. Изменяется содержание учебного процесса. Ни один традиционный предмет преподавания в чистом виде студентов не устраивает. Востребованы новые образовательные продукты- гибриды, содержащие компонент бизнес-образования и менеджмента.
Менеджмент в образовании
Важнейшей новацией в деятельности вуза как экономической корпорации становится новый тип управления им - менеджмент.
Суть менеджмента в образовании - применение идеологий, техник и практик из частного сектора экономики в образовательных организациях, занятых производством общественных благ, в том числе полностью или частично финансируемых государством. В этой связи ставка делается на так называемый предпринимательский тип управления. Он нацелен на поиск новых источников обеспечения ресурсами (финансовыми, материальными, кадровыми) на основе управления соответствующими рисками.
Предпринимательский тип управления рассматривается как способ преодоления нарастающей неэффективности традиционных - коллегиального и административно-бюрократического - типов управления вузом в новых экономических условиях. Первый тип отличается медлительностью, растянутостью во времени, вызванной многочисленными процедурами согласования решений, принимаемых коллегиальными органами вуза (учеными советами подразделений, различного рода комиссиями и др.). Кроме того, он может быть эффективным только в условиях неограниченных ресурсов. Второй тип чреват волюнтаризмом внутривузовских административно-бюрократических структур, лишением сотрудников творческой инициативы.
Основные стороны менеджмента в обр-и - четкое и скрупулезное планирование деятельности, наличие измеряемых индиикаторов деятельности, контроль за исполнением принятых решений, тотальное документирование всей деятельности, Система управления качеством образования и его оценки,Система управления персоналом, Имидж-мейкинг и PR и тд.
Введение принципов менеджмента в деятельность образовательного учреждения означает разделение академической (образовательной и научно-исследовательской) деятельности, с одной стороны, и управленческой, с другой. Традиционно оба этих начала - академическое и управленческое - объединялись в одном лице руководителя вуза или его подразделения. Отныне такое объединение теряет свою эффективность. Почему?
В усл. рыночной экономики знаний система образования становится фабрикой по массовому выпуску узких функционеров, эффективная управленческая деятельность требует от руководителя высокого профессионализма, который объективно несовместим с одновременным занятием интенсивной педагогической или научной деятельностью.
Необходимо изменение основных объектов управления. Если раньше таковыми были самостоятельные структуры вуза (факультеты), то теперь ими становятся образовательные программы - бакалаврские. Каждый преподаватель должен иметь хотя бы миним. способности в области менеджмента. Необходимость тотального документирования деятельности. Идея изменения отношения к студенту с привычной патерналистской формулы «авторитет - подавторитетный» на «производитель - потребитель».
Очерк 6. Образование в обществе потребления
Образование как потребление. Образование в орбите потребительства. Символическое потребление в сфере образования как способ идентификации индивида.
Цель статьи – рассмотрение образования в дискурсе потребления. Потребительные харак- теристики образования раскрываются понятиями «производительное потребление» и «потре- бительное производство». Отмечена специфика потребительских запросов к образованию со стороны бизнеса, общества, государства. Показано, что личностная идентификация индивида, осуществляемая по паттернам потребления, в сфере образования принимает форму следования символическим псевдоценностям. Особое внимание уделено метаморфозам, которые претерпе- вает субъектность в образовании под влиянием потребительства.
качестве потребителей. (В контексте темы данного очерка мы абстрагируемся от того, что данные потребители могут сами являться производителями образовательных услуг). Бизнес-структуры как основные приобретатели образованных носителей рабочей силы руководствуются в отношении образования экономоцентрической позицией. Согласно ей, образование есть не более чем средство потребления, обеспечивающее особым способом обращение капитала и заключающееся в минимально необходимом наборе профессиональных качеств (компетенций) работника. Соответственно все компоненты образования, выходящие за рамки узкопрофессионального тренинга, в частности общегуманитарная, общекультурная подготовка, воспитательная работа и т.п., рассматриваются бизнесом в качестве излишнего «довеска» к профессиональной образовательной программе, который лишь удорожает ее реализацию и неоправданно увеличивает стоимость выпускника вуза на рынке профессионалов. Общество, объективно заинтересованное в повышении культурного уровня своих членов, относится к образованию как к общественному благу. Оно видит в нем эффективный инструмент социализации людей и выступает генеральным потребителем образовательных услуг на так называемом рынке социализации, отвечающем за воспроизводство культурности, духовности, субъектности. Социум связывает образованность не исключительно с профессиональной подготовкой, а с формированием и развитием личностных качеств индивидов. В этой части общественный интерес вступает в противоречие с интересами бизнес-потребителей. Для его разрешения общество вынуждено привлекать государство с целью финансирования непрофессиональных, но социально и культурно значимых компонентов образования. Однако чем дальше, тем больше бремя оплаты социали- зационных услуг, оказываемых системой образования, перекладывается на самого заинтересованного в них индивида. Естественным следствием этого обстоятельства становится дискриминация соискателей этих услуг по признаку платежеспособности 3. |
качестве потребителей. (В контексте темы данного очерка мы абстрагируемся от того, что данные потребители могут сами являться производителями образовательных услуг). Бизнес-структуры как основные приобретатели образованных носителей рабочей силы руководствуются в отношении образования экономоцентрической позицией. Согласно ей, образование есть не более чем средство потребления, обеспечивающее особым способом обращение капитала и заключающееся в минимально необходимом наборе профессиональных качеств (компетенций) работника. Соответственно все компоненты образования, выходящие за рамки узкопрофессионального тренинга, в частности общегуманитарная, общекультурная подготовка, воспитательная работа и т.п., рассматриваются бизнесом в качестве излишнего «довеска» к профессиональной образовательной программе, который лишь удорожает ее реализацию и неоправданно увеличивает стоимость выпускника вуза на рынке профессионалов. Общество, объективно заинтересованное в повышении культурного уровня своих членов, относится к образованию как к общественному благу. Оно видит в нем эффективный инструмент социализации людей и выступает генеральным потребителем образовательных услуг на так называемом рынке социализации, отвечающем за воспроизводство культурности, духовности, субъектности. Социум связывает образованность не исключительно с профессиональной подготовкой, а с формированием и развитием личностных качеств индивидов. В этой части общественный интерес вступает в противоречие с интересами бизнес-потребителей. Для его разрешения общество вынуждено привлекать государство с целью финансирования непрофессиональных, но социально и культурно значимых компонентов образования. Однако чем дальше, тем больше бремя оплаты социали- зационных услуг, оказываемых системой образования, перекладывается на самого заинтересованного в них индивида. Естественным следствием этого обстоятельства становится дискриминация соискателей этих услуг по признаку платежеспособности 3. |
Очерк 6. Образование в обществе потребления
Образование как потребление. Образование в орбите потребительства. Символическое потребление в сфере образования как способ идентификации индивида.