ИГРА
Игра занимает особое место в жизни и деятельности детей, облегчает процесс передачи социально ценных отношений, позволяет включиться в общение, дает возможность научиться воспроизводить сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем предстоит столкнуться. Посредством игры создается коллектив, через игру выстраиваются правила поведения и взаимоотношения в коллективе. Игры развивают творческие способности, являются отличным инструментом в работе с детским временным коллективом, главное для педагога – научиться этим инструментом пользоваться.
Чтобы правильно подобрать игру, нужно ответить на ряд вопросов:
1. Какова цель игры или, другими словами, для чего вожатый ее проводит? Цели могут быть разными: создание и развитие коллектива; выявление и развитие талантов и способностей (интеллектуально-познавательные игры, спортивные игры, упражнения на снятие зажимов); занять паузу.
2. Возраст, на который вы ориентируетесь при проведении игры? Многие игры, интересные для детей старшего возраста, малышам покажутся очень сложными, и наоборот, игры, в которые с удовольствием играют малыши, для старших будут не интересны.
3. Условия, которыми вы располагаете для организации игры: помещение или улица; территория передвижения; возможность сидеть в кругу; актовый зал; спортивная площадка.
4. На какой стадии находится формирование коллектива? Согласитесь, неразумно играть в середине смены в игры на знакомство, а при первой встрече проводить элементы веревочного курса.
5. Количество участников игры.
6. Какими реквизитом располагаете: бумага, ручка, скрепки, маркеры, мячи, обручи, скакалки, песок?
7. Сколько у вас свободного времени для проведения игры?
|
8. Какой итог игры вам нужен: победители, номинации, одобрение, глубокий анализ.
Под любой из заданных параметров можно подобрать игру. Есть игры, которые требуют подготовки, поэтому при планировании вашей работы с напарником заранее подбирайте игры на следующий день и не забывайте оставлять время на подготовку, если она нужна. Умение правильно проводить планирование смены, дня, игры станет для тебя важным опытом не только в вожатской работе, но и в жизни.
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Младший подростковый возраст (10–13 лет)
Дети такого возраста уже не маленькие, поэтому многое понимают и готовы во всем тебе помогать. В этом возрасте у них особенно развито желание лидерства. Старайся не выделять «любимчиков» открыто: они могут зазнаться, переоценить свою значимость в отряде. 10–12 лет – опасный возраст, когда у детей возникает некоторое сознание «не хочу, не буду». Дети любят, когда их уговаривают, повышая таким образом уровень своей значимости. Разработай систему мотивации участия во всех делах и мероприятиях, например, рейтинговая система (дети очень любят соревноваться – кто дальше, выше, сильнее).
В этом возрасте могут возникнуть наибольшие проблемы с поведением. Сразу же приготовься к тому, что тебе придется побыть «жилеткой» не для одного ребенка (если, конечно, у тебя сложатся доверительные отношения с детьми). Учти, это очень важно – дать ребенку выговориться, выслушать его, ему важно быть понятым. Для этих детей на первое место выходят их сверстники. Поэтому конфликты со взрослыми выходят на новый уровень. Детям важно отстоять свое мнение. И часто они это делают, вставая в оппозицию вожатому. В этот же момент у ребят возникает тяга к объединению в группы. Вам важно выделить лидера в детском коллективе, сделать его своим помощником и союзником.
|
В этом возрасте дети с удовольствием участвуют во всевозможных конкурсах и соревнованиях, а также в разнообразных творческих и ролевых играх. Они уже не такие маленькие, чтоб не понять правил игры или идеи выступления, но еще не обременены подростковыми комплексами, легко поддаются воспитанию. Мероприятия на этом возрасте подойдут любые, надо только уметь их подать. Ребята будут играть и в детские «Сантики-фантики», и во всякие серьезные игры – ток-шоу или «Что? Где? Когда?». Эти дети – самый благодатный материал, так сказать. Вы с напарником можете сделать из своего отряда что угодно: от футбольной команды до совета романтиков (а может быть, то и другое одновременно). Если их заинтересовать, они пойдут за вами куда угодно. И у вас есть реальный шанс изменить их к лучшему.
Ребята подвержены влиянию старших, стремятся им подражать. Поэтому на среднем возрасте вожатому так важно иметь авторитет среди детей, быть для них примером во всем. Кроме того, сами считают себя взрослыми. Этим можно пользоваться: «Что вы, как маленькие, себя ведете…» Правда, не стоит этим злоупотреблять.
Стремление к сплоченности. Этим детям очень нравится быть командой, быть лучше всех. Именно в этом возрасте у детей очень сильно «стадное» чувство. Младшие дети еще не осознают таких социальных аспектов, для маленького ребенка, скорее, существует он сам и окружающий мир, с которым он налаживает контакт. Старшие дети придают большое значение своей индивидуальности, стараясь как можно весомее и ярче представить окружающим свое «Я». А вот для детей этого возраста главное – «Мы». И это очень благодатная почва для работы вожатого, для создания в отряде нужной атмосферы, для построения Отряда (именно так – с большой буквы «О»).
|
Еще одна особенность – романтичность и сложность взаимоотношений. Мальчиков и девочек тянет друг к другу, но они не умеют друг с другом общаться. Они боятся сделать первый шаг, боятся неудач и подшучивания товарищей. Здесь вожатый должен прийти на помощь, подтолкнуть, дать совет. Особую роль, конечно, играют дискотеки. Для детей станцевать медленный танец – это событие. И это очень серьезно. Это почти то же самое, что признаться в любви. И поэтому пригласить девочку на танец – действительно сложно. А ведь порой нужно просто подбодрить, вселить уверенность, и ребенок будет после этого вам благодарен. Есть много игр и мероприятий, направленных на сближение мальчиков и девочек: «Мигалки», «Лавочки», «Любовь с первого взгляда», «Тайный друг» – все это очень нравится детям. Стоит только начать! Нужно сформировать у них правильное отношение к любви. В данном вопросе для этого возраста (и не только) существует семь главных «Не»: не подозревать в любви дурного, не запрещать общения, не выспрашивать специально, не высмеивать (даже не подшучивать), не растравлять сочувствием, не подсказывать без крайней необходимости. Отношения между напарником и напарницей должны быть примером для детей.
Как найти с ними общий язык?
1. Поощрять и хвалить детей.
2. Использовать такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности, организовывать коллективные спортивные игры, проводить занятия по интересам.
3. Некоторые игры-соревнования желательно проводить отдельно для мальчиков и девочек.
4. Разговаривать и общаться.
Как ввести ребят в игру?
1. Объяснять правила игры, проводить игру и «судить» необходимо в темпе.
2. Вожатый играет роль не прямого наставника, а старшего члена коллектива, руководит игрой изнутри. Если дети принимают ошибочное решение, вожатый не должен спешить его отменять; лучше вначале убедить детей в его ошибочности, а может быть, даже дать детям возможность убедиться в ошибке на практике (если предполагаемые отрицательные последствия неверного решения допустимы).