Старшие подростки (14–16 лет)




Главная их особенность – они считают себя взрослыми. Более того, они зациклены на этом вопросе. Им жизненно необходимо доказывать всем, что они взрослые. У них только-только заканчивается переходный возраст, но уже чувствуется некоторая склонность к максимализму, часто это приводит у девочек к истерикам, у мальчиков – к дракам. Склонны к депрессиям и чрезвычайным подъемам настроения. Они достаточно умны, общительны, умеют отстаивать свою точку зрения. Не любят, когда ими командуют. Считают, что вправе распоряжаться собой сами. Больше говорят, чем делают. Если делают что-то, то в основном напоказ. Не могут существовать без лидера, поэтому, сами того не подозревая, его создают, в большинстве случаев от этого страдают. Было бы неплохо, если бы этим лидером стал ты. Нуждаются в поощрении, добрых словах со стороны старших.

Зачем они едут в лагерь? После девяти месяцев непрерывного контроля со стороны родителей, постоянных требований учителей что для них лагерь? Свобода. Они приезжают туда, чтобы расслабиться, отдохнуть и, как говорится, оторваться по максимуму. Вожатый должен быть для них авторитетом, не допускать панибратства. Если вожатый не добьется уважения в первые дни, то он не сможет создать отряд. Нужно сделать из этих детей союзников, советоваться с ними во всем. Они уже считают себя взрослыми и не терпят, когда без них принимают решение (будь то название отряда, сценарий сказки или назначение дежурных).

У старших детей часто существует жесткая борьба между отрядами за лидерство. Старшие отряды – благодатная среда в плане постановок, при чутком руководстве они могут создать театральный шедевр и сами сошьют к нему костюмы. В этом возрасте появляется ярко выраженная тяга к противоположному полу. Вашим инструментом должны оказаться дискотеки и игры на взаимодействие, на телесный контакт. Положительный эффект таких игр достигается благодаря публичности их проведения.

В результате всех физиологических и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он становится более чувствительным и застенчивым. Он расстраивается из-за малейшего дефекта, преувеличивая его значение (девочка с веснушками может думать, что они ее уродуют). Небольшая особенность строения тела или функционирования организма сразу же убеждает мальчика, что он не такой, как все, что он хуже других. Подросток так быстро меняется, что ему трудно разобраться, что он собой представляет. Его движения становятся угловатыми, потому что он еще не может управлять своим новым телом так легко, как раньше. Аналогично вначале ему трудно управлять и своими новыми чувствами. Подросток легко обижается на замечания. В какие-то моменты он чувствует себя взрослым, умудренным жизненным опытом и хочет, чтобы окружающие относились к нему соответственно. Но в следующую минуту он чувствует себя ребенком и ощущает необходимость в защите и материнской ласке. На доброе слово и предложение помочь подросток может ответить показной грубостью и холодностью, но долго будет еще вспоминать, что именно его похвалили как самого ответственного в отряде и именно ему сказали, что он может стать хорошим спортсменом в будущем.

Другой особенностью этого возраста является формирование собственной точки зрения. У человека в таком возрасте обо всем есть свое мнение. Он стремится определить собственное место в коллективе и переживает о том, что о нем думают другие. Для подростков характерно объединение в неформальные группы. На ребят можно эффективно действовать через лидеров (нужно войти в доверие, найти общий язык, взять их к себе в помощники).

Как найти с ними общий язык?

1. Предложить делать друг другу сюрпризы: можно играть в игры «Гномы и великаны», «Тайный друг».

2. Налаживать атмосферу для откровенных разговоров. Например, после утомительного дня вечером или на ночь глядя поговорить «о жизни».

3. Научить детей ставить себя и своих близких на чужое место, научить их проецировать ситуацию на себя, абстрагироваться.

4. Смотреть с детьми хорошие фильмы, а потом их обсуждать.

5. Построить руководство поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых.

6. Организовать для мальчиков спортивные соревнования, а для девушек – дела в помещении, организацию встреч с друзьями.

7. Организовать осмысленную, деятельную и достаточно сложную игру.

 

Игры на знакомство

«Назови себя, назови меня». Игроки делятся на две команды, которые располагаются друг напротив друга на небольшом расстоянии в шеренгах или линиях. Одна из команд получает мяч. По сигналу ведущего первый игрок команды бросает мяч игроку второй команды, называя свое имя. Тот ловит мяч и возвращает его следующему игроку первой команды, называя свое имя. Игрок, стоящий последним, получив мяч, передает его в обратном направлении, но уже называет свое имя и имя того, кому он бросает мяч. И так до тех пор, пока мяч не попадет в руки первому игроку первой команды.

«Имя шепотом». Все участники свободно передвигаются по площадке в течение 2-5 минут, стараясь подойти к большему числу участников и прошептать на ухо свое имя. Затем задание меняется. Теперь нужно подойти к большему числу участников и прошептать каждому на ухо его имя.

«Ветер дует в сторону…». Участники садятся в круг. Водящий говорит: «Ветер дует в сторону того, кто...» (умеет плавать, считает себя умным, любит читать, пишет стихи, умеет играть на гитаре, занимается спортом и другие характеристики). Те играющие, к которым относится высказывание ведущего, должны поменяться местами, а водящий старается занять освободившееся место. Кто не успел занять стул, становится водящим.

«Интервью». Участники разбиваются по парам (по принципу «с кем я меньше всего знаком») и в течение 5 минут рассказывают друг другу о себе. Затем пары поочередно занимают импровизированную сцену. Один из напарников садится на стул, второй становится за него. Тот, кто стоит за стулом, в течение минуты должен рассказать о своем напарнике всем остальным участникам. Сидящий не может комментировать или подсказывать. Затем напарники меняются.

«Построение». Ведущий предлагает участникам построиться в шеренгу по: цвету глаз (от самых светлых до самых темных); числам и месяцам рождения; первым буквам имен в алфавитном порядке; цвету волос; размеру обуви; знаку зодиака и т. д.

«Дорога вопросов». Вызывается любой участник. Определяется дистанция от старта до финиша. Задача участника – пройти дистанцию, а задача остальных – не дать ему это сделать, задавая вопросы о нем. Во время ответа участник должен стоять на месте и двигаться только тогда, когда никто не задает вопросов.

«Формула личности». Формула – термин точных наук. Участникам необходимо описать себя, свои принципы, свой характер в виде формулы. Можно придумать свои символы и их обозначения, а можно использовать знакомые: =, +, -, (),*, / и т. д. После выполнения каждый участник записывает формулу на флипчарте и презентует ее отряду.

«Клубок». Ведущий наматывает кончик клубка ниток себе на палец и кидает клубок ниток сидящему напротив участнику, называя свое имя и то, что он любит делать. Поймавший клубок также наматывает нитку на палец и перекидывает клубок другому участнику. Клубок должен вернуться к ведущему. Затем происходит обратный процесс. Последний участник возвращает предыдущему клубок, называя теперь его имя и любимое занятие. Таким образом, клубок сматывается обратно.

«Записки». Каждый участник делит лист бумаги на шесть частей и пишет свое имя шестью разными вариантами, как можно более интересными. Закончив, он разрезает лист на шесть частей и аккуратно сворачивает все записки. Вожатый собирает записки, перемешивает их хорошенько и предлагает каждому по кругу вытащить шесть любых записок. По сигналу все открывают записки. Каждый пытается получить обратно все шесть своих записок с помощью переговоров с теми, кто их держит. Нельзя отдавать записку, не получив взамен другую. Побеждает тот, кто собрал все шесть частей первым.

«Почему я? Почему не…». Игра в кругу. Ведущий предлагает одному из ребят выйти в круг. Задача человека в кругу – произнести слова: «Я иду к... (имя)» и направляться к нему. Например: «Я иду к Свете». Света в этот момент должна спросить: «Почему я?» и предложить «Почему не... (имя)?» Например: «Почему я? Почему не Дима?». Если Света успевает произнести эти слова, человек в кругу направляется к Диме, если нет – кладет руку на плечо Свете, и тогда Света становится в круг. Задача человека в кругу – как можно быстрее дойти до человека. Задача остальных участников – быстро реагировать на свои имена.

«Суета сует». Всем участникам раздаются карточки, которые разделены на 9–16 клеточек. В каждой клеточке записано задание. Суть одна: записать в клеточку имя человека, который (тут открывается простор для фантазии): любит рыбу, держит дома собаку, любит звезды… Чем неожиданней будет задание, тем лучше. Можно заложить в эту карточку то, что нужно тебе как вожатому. Например, выявить любителей рисования, пения, игры на гитаре и т. д. Побеждает тот, кто быстрее и точнее соберет имена.

 

Забавные игры

«Глаза на пальцах». Участнику завязывают глаза, подводят к столу с предметами и просят его разложить эти предметы согласно порядку, который задает ведущий. Например: стоял повар, за ним портной, за ним музыкант... Следовательно, ребенок сначала должен наощупь найти ложку, затем катушку ниток, свирель и т. д. Время выполнения задания –1 минута.

«Глаза-фотоаппараты». Заметить, что изменил ведущий в расположении вещей на столе.

«Через глазок». Картина закрыта листом бумаги вдвое большего размера с небольшим глазком-вырезом, через который надо рассмотреть картину и ответить на вопросы (сколько здесь людей, в какой одежде и т. д.).

«Узнай наощупь». В темный мешок кладут предметы – надо определить их наощупь, не вытаскивая.

«Несмеяна». Рассмешить «Несмеяну», не прикасаясь к ней руками.

«Портрет по телефону». Первый видит картинку и шепотом описывает ее второму. Затем передают третьему, четвертому и т. д. Последний должен нарисовать по описанию.

«Прыгающий художник». Лист бумаги прикрепляют на стене так, чтобы он оказался на уровне головы ребенка. Его задача: нарисовать рисунок, много раз допрыгивая до листа.

«Журавли». Двое стоят на одной ноге и переливают воду из стакана в стакан. Кто первый прольет воду или опустит ногу – тот проиграл.

Творческие игры

«Шутки эха». Изобразить звуками: вокзал, метро, школу, сафари, зоопарк, сельский двор.

«Изобрази блюдо».

«Пантомимы на пословицы».

«Живые картины». Изобразить известную картину.

«Инсценировка стиха». Например, «У Лукоморья».

«По-разному». Постановка одного и того же танца или песни на разный лад (как хор, цыгане, балет, опера и т. д.)

«Немой разведчик». Участник с помощью пантомимы изображает своей команде, что он увидел на картинке (прочитал в телеграмме). Команда постепенно угадывает. Правильно – он кивает, нет – отрицает.

«Китайский экскурсовод». Надо описать, что изображено на картинке, избегая каких-то букв («л», «к» и т. п.). Команда-соперник задает вопросы, провоцируя на произнесение этих букв.

 

Игры на взаимодействие

«Я вижу в тебе». Участники игры становятся в два круга лицом друг к другу (получается два круга: внутренний и внешний).

Первый этап игры – «Три пальца»: по команде ведущего участники показывают человеку, стоящему напротив, 1, 2 или 3 пальца (1 палец – просто посмотрели друг другу в глаза, 2 пальца – пожали друг другу руки, 3 пальца – обнялись). В случае если участники показывают разное количество пальцев, выполняется действие, соответствующее меньшему количеству (например, один показал 3 пальца, а другой 2 – просто пожали друг другу руки). Ведущий, после того, как участники выполнили действия, дает команду: «Переход!», и внешний круг смещается на одного человека вправо.

Второй этап игры называется «Я хочу предложить тебе». Это коронная фраза этого этапа. По команде ведущего: «Внутренний – к внешнему! Поехали!» те, кто стоят во внутреннем круге, начинают говорить тому, кто стоит напротив, что они хотят ему предложить, начиная свою речь коренной фразой. По команде: «Стоп!» все разговоры прекращаются, после следующей команды: «Внешний – к внутреннему! Поехали!» начинает говорить тот, кто стоит во внешнем круге. Вторая команда: «Стоп!» прекращает разговоры. Вожатый дает 1-2 секунды на то, чтобы участники в паре посмотрели друг другу в глаза, и подает команду: «Переход!», по которой игроки внешнего круга перемещаются на одного человека вправо. Необходимо отметить, что предлагать можно все что угодно, начиная от мороженого и прогулки до поездки в Америку и виллы. Основная цель этого этапа – «разговорить» ребят.

Этапы с третьего по пятый проводятся по тому же принципу, что и второй, заменяется только ключевая фраза.

Третий этап – «Я вижу в тебе».

Четвертый этап – «Мне не нравится в тебе».

Пятый этап – «Мне нравится в тебе».

«Фиксация». Все играющие встают в круг. Каждый участник выбирает любого человека, стоящего в кругу, себе в пару, никому об этом не говоря. Ведущий объясняет, что каждый должен сделать 15 шагов (не больше и не меньше) так, чтобы подойти к выбранному человеку и зафиксировать какую-либо заранее придуманную фигуру в паре с этим человеком. Ведущий громко вслух считает до 15, на каждый счет делается один шаг.

Игра позволяет выделить эмоциональных лидеров коллектива, определить уровень сплоченности в отряде. Сразу же после проведения игры необходимо провести обсуждение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: