Шатунно-поршневая группа разбирается, тщательно очищается от нагара и отложений масла. Неясная или забитая маркировка деталей восстанавливается. Маркировка новых деталей производится согласно указанию завода-изготовителя. Обезличивание деталей шатунно-поршневой группы не допускается.
Поршни и кольца поршневые
Поршни разбираются, их детали очищаются и осматриваются.
Визуально определяется наличие трещин на головке поршня. Головка поршня заменяется при наличии трещин любого размера и расположения, а также сетки разгара.
Проверяется затяжка шпилек головки поршня. При ослаблении затяжки шпильки выворачиваются, очищается резьба на шпильках и в головке, заворачиваются шпильки вновь моментом 7…10 кгс·м. В случае срыва резьбы М16х1,5 в теле головки поршня, головка заменяется.
Тронк заменяется при наличии трещин или задиров любого размера и расположения, увеличении диаметра отверстия под палец более 95+0,05 мм, увеличении высоты канавок под кольца более 6+0,025 мм и 8,5+0,009 мм. При ослаблении или разрушении сливных трубок, устанавливаются новые с натягом 0,01…0,032 мм. Покрытие тронка поршня при износе на площади более 50% восстанавливается. Толщина восстановленного покрытия должна быть 0,025-0,04 мм.
Стакан тронка поршня заменяется при наличии трещин и глубоких задиров на цилиндрической посадочной поверхности. Вмятины, натиры и мелкие забоины на посадочной поверхности устраняются шабровкой или притиркой. Прилегание стакана к сфере головки шатуна должно быть не менее 80%. Пружина стакана заменяются при потере упругости. Высота пружины под нагрузкой 16,3±1,5 кг должна быть не менее 21 мм.
Кольца осматриваются и дефектируются. Заменяются при наличии сколов, задиров на рабочей поверхности, следов прорыва газов из-за неприлегания колец к зеркалу гильзы, зазора в замке более нормы, скола хрома на компрессионных и односкребковых масляных кольцах. Толщина хрома у компрессионных колец должна быть не менее 0,07 мм.
|
Зазор в замке в свободном состоянии измеряется по хорде штангенциркулем.
Зазор в замке в рабочем состоянии измеряется в калиброванной втулке Ш260+0,01 мм. Коробление колец должно быть в пределах не более 0,03 мм. Зазоры в замках поршневых колец в рабочем состоянии должны быть в компрессионном кольце 0,9-1,2 мм, в компрессионном "минутном" 0,8-1,1 мм, в маслосъемных кольцах 0,9 - 1,2 мм.
При сборке поршня проверяется прилегание по краске опорных поверхностей головки и тронка поршня, которые должны быть не менее 80%. Перед сборкой сопрягаемые поверхности головки и тронка смазываются эластомером ГЭН-150 (В) или другим с аналогичными свойствами, устанавливается новое уплотнительное кольцо. После окончания сборки качество постановки уплотнительного кольца проверяется "на керосин", течь не допускается.
Кольца устанавливаются в ручьи поршня специальными щипцами, должны свободно перемещаться в ручьях без защемления. После установки колец в ручьи проверяется зазор между ручьем и кольцом в 8…12 точках по периметру поршня. При увеличении зазоров более указанных в приложении 1 настоящего Руководства, головка поршня подлежит замене.
Пальцы поршневые и шатунные
Пальцы осматриваются и проверяются магнитным дефектоскопом. Пальцы заменяются при наличии: трещин; размеров, выходящих за предельно допускаемые; выкрашивания поверхностного слоя.
|
Втулки шатуна и палец заменяются при увеличении зазора (Приложение 1) между пальцем и втулкой шатуна, между пальцем и бобышкой поршня более нормы или при ослаблении посадки втулки в верхней головке шатуна, а также в проушине главного шатуна.
Отдельные риски и натиры разрешается полировать.
Шатуны, шатунные болты и гайки, вкладыши шатунных
Подшипников
Проводится ревизия шатунов, их подшипников, втулок, шатунных болтов, пальцев прицепных шатунов. Шатуны главные и прицепные, крышки нижних головок главных шатунов, пальцы проверяются магнитным дефектоскопом, при обнаружении трещин заменяются. Проверяются зазоры на масло, размер по стыку в свободном состоянии, натяг и непрямолинейность образующей по их затылку. Зазор "на масло" между втулкой и пальцем определяется как разность диаметров втулки и пальца. Непрямолинейность образующей проверяется лекальной линейкой, натяг - в специальном приспособлении.
Не допускаются к установке шатуны, имеющие наличие трещин в любой части; размеры, выходящие за пределы чертежа; цвета побежалости на их поверхностях; следы коррозии глубиной более 0,2 мм группового расположения общей площадью более 5 см2.
На внешней поверхности шатунов забоины, риски и царапины глубиной до 1 мм в количестве более 3 шт. на шатун, зачищаются и полируются с выполнением плавного перехода на неповрежденную поверхность. Зачищаются пятна контактной коррозии на поверхности шатуна под вкладыши и на зубчатом стыке с чистотой обработки 0,63.
|
При износе пальца прицепного шатуна свыше нормы заменяется втулка и палец. При замене новая втулка запрессовывается в головку шатуна с натягом 0,10-0,14 мм для верхней головки и 0,06-0,11 мм для прицепного сочленения, одновременно обеспечивается зазор между втулкой и пальцем. При запрессовке обеспечивается правильное положение прорези для прохода масла. При фрезеровке и обработке фасок втулок рабочая поверхность защищается от попадания инородных частиц на гальваническое покрытие.
Проверяется овальность отверстия нижней головки шатуна под шатунный вкладыш. При овальности более 0,02 мм разрешается устранять шлифовкой зубчиков крышки и последующей шлифовкой или шабровкой внутренней поверхности до чертежного размера, при этом прилегание стыковых поверхностей крышки и стержня должны быть не менее 75% поверхности. Нижняя головка шатуна обмеряется при затянутых шатунных болтах в соответствии с требованиями чертежа.
Разрешается отверстие под втулки и вкладыши шатунов восстанавливать хромированием. Толщина слоя хрома после окончательной обработки должна быть не более 0,15 мм.
При ослаблении посадки штифтов стопорения вкладышей, штифты заменяются. Допускается увеличение диаметра штифта в крышке до 17 мм, в стержне - до 12 мм, выступание штифтов над постелью - не более 3,5 мм, а утопание утолщенной части - не менее 0,5 мм.
Шатунные болты проверяются дефектоскопией. При наличии трещин, а также при увеличении длины более 1 мм, срыве ниток резьбы, крупных заусенцев болты заменяется комплектно с гайками. На дефектных болтах забивается зубилом резьба. Допускается смятие резьбы первых двух ниток болта. Смятые опорные поверхности болта и гайки зачищаются шабером с последующей проверкой прилегания к шатуну по щупу. Щуп 0,03 не должен проходить.
На шатуне должны устанавливаться болты одного диаметра.
Шатунные вкладыши дизелей осматриваются и проверяются. Вкладыши заменяются при наличии следующих дефектов: трещин или износа гальванического покрытия до бронзы на рабочей поверхности, выкрашивании и разрушения бронзы; наклепа на поверхности стыков и тыловой части в виде отдельных мелких пятен более 30% площади затылочной части; задиров на рабочей поверхности; зазора «на масло» между шейкой коленчатого вала и вкладышами более 0,35 мм; рисок на рабочей поверхности более двух, глубиной более 0,3 мм и шириной более 1 мм; натяга вкладыша менее 0,12 мм и размера по стыку в свободном состоянии менее 202,7 мм; непрямолинейности образующей затылка вкладыша, замеренной в плоскости перпендикулярной разъему свыше 0,04 мм; толщины вкладыша менее 5,91 мм.
Разрешается замена только нижнего или только верхнего вкладыша, при этом суммарный натяг 2-х половин вкладышей должен быть не менее 0,30 мм.
При установке нового вкладыша:
подбирается вкладыш по толщине с учетом обеспечения зазора между подшипником и валом 0,14...0,35 мм;
новый вкладыш маркируется номером главного шатуна;
проверяется отсутствие зависания вкладыша на штифтах, зависание не допускается;
проверяется прилегание по краске вкладышей к постелям нижней головки шатуна, должно быть не менее 75% поверхности. При плотном прилегании вкладышей к постелям величина возвышения их торцов относительно постели должна быть в пределах допуска;
проверяется натяг (превышение стыка) вкладыша в приспособлении полупостели с диаметром, равным Д = 202,0 + 0,006 мм, при условии равномерно распределенной нагрузки равной 5900 + 100 кгс на вкладыш;
проверяется зазор «на масло» между вкладышами и шейкой коленчатого вала, определяется зазор как разница замеров диаметра вкладышей, установленных в шатун и шейкой вала.
К установке на дизель не допускаются главные и прицепные шатуны, у которых втулки прицепного сочленения имеют: ослабление посадки в шатуне; наличие выкрашивания бронзовой заливки; увеличение зазора “на масло” между втулкой и пальцем более нормы.