Основные особенности массового политического поведения
Его важнейшими признаками являются:1)Статистичность, инерционность (массы не обладают свойством самоорганизации, они пассивны и инерционны в выборе методов своих действий). 2)Стохастичностъ, вероятность (в массовом поведении велика случайность, неупорядоченность отношений между людьми). 3)Ситуативностъ (характер действий масс часто определяется местом, временем, поводом; долговременные, рациональные интересы соседствуют с эмоциональными проявлениями). 4)Анонимность (членам масс не интересны индивидуальные свойства, личностные качества друг друга). 5)Отказ от личной ответственности.
30.Политическая элита: концепции и научные школы.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА - внутренне сплоченная, составляющая меньшинство социальная общность, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом. Ее характеризует близость установок, стереотипов и норм поведения, единство (зачастую, относительное) разделяемых ценностей, а также причастность к власти (независимо от способа и условий ее обретения).
Краткая сравнительная характеристика теорий элит В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса
В. Парето определял элиту как группу, состоящую из людей, являющихся наиболее продуктивными или наиболее способными, имеющие наивысшие показатели в определенной сфере деятельности. Он разработал теорию циркуляции элит. Любая элита, по его мнению, со временем ухудшает свой состав, теряет мобильность, динамизм, первоначальные качества и постепенно, будучи замкнутой, вырождается. Социальное равновесие требует, чтобы в господствующую элиту постоянно кооптировались личности неэлитарного происхождения "элитарными качествами" и устранялись из нее личности с качествами неэлитарными. Но этого не происходит, поскольку господствующие элиты охраняют свои привилегии, стараются передать их по наследству. Одновременно растет контрэлита, готовая вытеснить властвующую элиту и самой стать господствующей. Со временем, когда процесс ухудшения состава правящей элиты и происходит количественный рост контрэлиты приобретает широкие масштабы, контрэлита при поддержке масс (или даже без нее) свергает власть прежней элиты и устанавливает свое господство. История воспринимается как смена социальных циклов. "Циркуляция элит" осуществляется с помощью насильственных методов, свержений, революций, которые, по мнению Парето, в целом полезны для общества.
|
Г. Моска, в свою очередь, считал, что политика есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинства (элиты) и подвластного большинства (массы, народа). Он определял элиту как "класс, который правит", или как класс людей, которые выполняют все политические функции и монополизируют власть, тогда как другой класс состоит из тех, кем управляю и кого контролируют. При этом используют способы более или менее легальные, более или менее произвольные и насильственные, но которые обеспечивают первому классу материальные возможности для существования, жизненно необходимы средства для функционирования политического организма.
Значительный вклад в теорию элит внес немецкий политолог Р. Михельс. Исследуя социальные отношения, он пришел к выводу о невозможности прямой демократии, прямого господства масс. Для выражения интересов, принятия и реализации решений требуются особые организации (партии, профсоюзы и т.п.). Функционирование же организаций протекает по особым законам. Развитие любого института связано с формирование иерархичности и особого управленческого слоя. Со временем этот слой монополизирует власть, отрывается от масс, превращаясь в олигархию, заботящуюся лишь о сохранении своего положения. Эту тенденцию Михельс назвал "железным законом олигархии", подчеркивая тем самым неизбежность формирования управленческого слоя со своими специфическими интересами в любой организации, в любом обществе.
|
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО: природа, подходы, черты.
1. Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц. 2. Лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. 3. Лидерство — это влияние на других людей.
В структуре лидерства обычно выделяют три главных компонента:
|
1)индивидуальные черты лидера;
2)ресурсы или инструменты, которыми он располагает;
3)ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние.
При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров можно выделить их три общих функции: 1) политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;
2) определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы; 3) мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.
Культурологический подход. Целесообразно отделять собственно политическое лидерство от функций должностных лиц в государственном или партийном аппарате. Американский политолог Роберт Такер обращает внимание на то, что лидеры – это либо «реальные лидеры», либо должностные лица, либо менеджеры. Но только истинные лидеры выполняют функции по «постановке политического диагноза и прогнозированию», «определению тактики политических действий», «мобилизации» тех, кто будет вовлечен в конкретную политическую деятельность.
Марксистский подход. Марксистская концепция исследует это явление, исходя из классового принципа. Политический лидер выступает здесь как наиболее последовательный, сознательный и умелый выразитель интересов и воли класса, играющий по отношению к классу вспомогательную, служебную роль. Классический марксизм-ленинизм недооценил относительную автономию и активность лидеров, способность политических руководителей «навязывать массам, используя их иллюзии и доверчивость, тупиковые варианты общественных изменений, противоречащие интересам классов и всего народа».
Бихевиористский подход. Суть его сводится к попыткам выявить набор желательных или обязательных психологических черт личности лидера. Однако многие лидеры, во-первых, обладают далеко не всеми характеристиками списка предлагаемых черт, во-вторых, у них нередко наличествуют взаимоисключающие черты.
32. Понятие политической культуры
Политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны форм и образов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества. Политическая культура - ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики. Эта система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.
Функции культуры:
- идентификация, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности.
- адаптация- потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде;
- социализация - обретение определенных навыков и свойств в реализации своих гражданских прав, политических функций и интересов;
- интеграция (дезинтеграция), обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства;
-коммуникация, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации;
-ориентация,характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
-предписание(программирование), выражающее приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека.
Структура политической культуры
Политическая культура - явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность строения и организации определяется многообразными связями политической культуры с различными социальными и политическими процессами. Разнообразные внутренние образования политической культуры отображают формирование поведения субъектов политики, этапы становления культурного целого(т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных культурных образований и т.д. На каждом из приведенных ниже уровней ценностных представлений человека могут складываться довольно противоречивые представления. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, где представления о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия; ГРАЖДАНСКИЙ, где человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса; ПОЛИТИЧЕСКИЙ уровень ценностных представлений, где вырабатывается отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и противникам.
Культура участия отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).
33. Политическое сознание: понятие, структура, функции
Политическое сознание — это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность человека к участию в управлении делами общества и государства. Политическое сознание — одна из основных форм общественного сознания, она возникает вместе с появлением государственности, политической власти. Это наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные представления граждан, опосредствующие их связи с институтами власти. Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.
Функции политического сознания: 1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия); 2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок); 4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность); 5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).
По глубине отражения действительности выделяют следующие уровни политического сознания: 1)идеологический (формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.); 2)психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость, поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.).
В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:
—массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);
— групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит); —индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).
34.Политическая идеология: понятие, функции, роль в политической системе.
Идеоло́гия — система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ.
Большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Политическая идеология - это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму. Функциями политической идеологии являются: 1)овладение общественным сознанием; 2)внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; 3)создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач. Роль идеологий в жизни общества обусловлена функциями, которые они выполняют: 1)ориентационную, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, она задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности; 2)мобилизационную, то есть, предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию; 3)интегративную, связанную с тем, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии задают ему значимость, превосходящую по своим масштабам любой индивидуальный или групповой интерес. Политические идеологии противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором; 4)амортизационную, которая заключается в том, что, будучи способом интерпретации политической действительности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. по 5) функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы, поскольку политические идеологии возникают на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставить их интересам других групп.
35.Политический процесс: понятие, структура, типология.
Термин "политический процесс" давно и широко используется в социально-философской и политологической литературе, в публицистике. Однако пока за ним не стоит строго определенного и общепринятого понятия. Оно отсутствует не случайно: на сегодня явно не достаточен объем знаний о самом политическом процессе (содержание, роль, историческая типология, внешние формы и т.д.). Тем не менее, можно говорить, что политический процесс - форма функционирования политической системы общества, развивающейся в пространстве и времени. Другими словами, политический процесс можно представить как совокупную деятельность всех субъектов политических отношений, связанную с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы. Основные виды политического процесса
С точки зрения системных качеств организации политической власти различаются две основных разновидности политического процесса: демократический и недемократический. В демократическом политическом процессе сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия. Внутреннее содержание недемократического политического процесса определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, авторитарной политической культуры и менталитета граждан. С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти разделяются стабильный и нестабильный политические процессы. Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти, спада материального производства, социальных конфликтов. Неспособность режима отреагировать на сложившуюся ситуацию адекватным образом и вызывает нестабильность политического процесса.
Политические процессы разделяются также на открытые и закрытые. Последние означают тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в рамках критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное и т.д. Открытые же процессы демонстрируют такой тип изменений, который не позволяет предположить, какой — позитивный или негативный для субъекта — характер имеют сложившиеся трансформации или какая из возможных в будущем стратегий более предпочтительна. такой тип процессов характеризует изменения, совершающиеся в предельно неясных и неопределенных ситуациях, которые предполагают повышенную гипотетичность как свершаемых, так и планируемых действий.
Важным является и подразделение политических процессов на стабильные и переходные. Стабильные политические процессы выражают ярко очерченную направленность изменений, преобладание определенного типа властных отношений, форм организации власти, предполагающих устойчивое воспроизведение политических отношений даже при сопротивлении тех или иных сил и тенденций. Внешне они могут характеризоваться отсутствием войн, массовых протестов и других конфликтных ситуаций, грозящих свержением или изменением правящего режима. В нестабильных же процессах отсутствует четкое преобладание тех или иных базовых свойств организации власти, исключающих возможность качественной идентификации изменений. В этом смысле отправление власти осуществляется в условиях как неравновесности влияния основных (экономических, социальных, ценностных, правовых) предпосылок, так и несбалансированности политической активности основных субъектов в политическом пространстве.
36. Характеристика политического процесса в современной России.
Политический процесс в России представляет собой широкую палитру политических взаимодействий субъектов, носителей и институтов власти. Они действуют на основе тех ролей и функций, которые задаются системой культуры, традициями, конфессиональной средой, ментальностью общества, особенностями исторического развития, чертами психологического склада этносов и т.д. Обозначенные социальные переменные предполагают определенную интерпретацию политических ролей и функций, заметно отличающуюся от той, которая принята в современных демократиях. Поведение субъектов власти и властных институтов в России имеет иные логику и происхождение.
Первая особенность политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.
Отсюда вытекает вторая особенность политического процесса в России - отсутствие консенсуса между участниками политического жизни. В России не было традиции консенсуса, и ее невозможно было укоренить за несколько лет реформ. Другая же причина конфликтности политического процесса кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у зарождающихся политических сил, а также в их неравных возможностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.
Третья особенность политического процесса в России состоит в его неструктурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы гражданского общества весьма условны. Во-первых, потому, что интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные партии похожи скорее на клиентелы, объединяющие единомышленников вокруг политического деятеля, чем на форму связи власти с гражданским обществом.
Четвертая особенность политического процесса в России выражается в отсутствии интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы. Вертикально организованный политический процесс функционирует через диалог между властью и обществом, в котором последнее доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной системы представительства.
Пятая особенность политического процесса в России выражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства, как в формировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Эту интеграцию различных субкультур участников политического процесса государство проводит методом навязывания им определенных ценностей и стандартов политической деятельности.
Шестой особенностью российского политического процесса является высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов. Острое противоборство правящей элиты и контрэлиты выступает следствием культурно-политической неоднородности самой элиты, разные группы которой ориентируются как на либеральные, так и на социалистические ценности.
Седьмая особенность политического процесса в России заключается в том, что тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых западных стран.
38.Международная политика и международные отношения.
Международные отношения — это сфера межгосударственного, межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные (их субъектами служат не государства, а разнообразные неправительственные организации), культурные, информационные и т.д. Современные тенденции международных отношений:
— интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и в обеспечении всех аспектов его безопасности;
— формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на земле. К их числу относятся сохранение мира, минимизация военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемическими заболеваниями и преступностью;
— демилитаризация и демократизация — постепенный отказ от военно- силовых методов решения возникающих в этой сфере проблем (так как они оказываются все менее эффективными и все более опасными, в том числе и для прибегающей к ним стороны), а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы малыми они ни были.
Мировая политика — это часть системы международных отношений, деятельность государств по властному обеспечению их интересов при решении проблем, возникающих в сфере международных отношений. Современной доминантой мировой политики служит стремление к поддержанию безопасности в разнообразных ее аспектах: военном, экологическом, правовом, технологическом, информационном и т.д.
6. Материалистическая концепция политики и государства в трудах Маркса и Энгельса.
Создание К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектико-материалистической теории государства и права – выдающееся событие во всей многовековой истории политической и правовой мысли.
В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс доказывал, что государство возникло в результате раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами, и само оно является инструментом господствующего класса и остается машиной подавления эксплуатируемых классов. Ф. Энгельс считал, что государство существует не вечно. Оно исчезнет тогда, когда исчезнут классовые различия между людьми. Уничтожить классы можно только путем пролетарской революции, которая превратит пролетариат в господствующий класс, установит пролетарскую демократию, централизует весь капитал, все орудия производства в руках государства, подчинит производство плану.
К. Маркс в своей политико-правовой концепции рассматривал государство и право как надстроечные явления по отношению к базису. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данной системе производства. Одна общественно-экономическая формация сменяется другой в результате борьбы классов. Постоянно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие с устаревшей системой производственных отношений. После социальной революции происходит переворот во всей громадной надстройке.
К. Маркс уделял большое внимание раскрытию классовой сущности государства и права. Так же как и Ф. Энгельс, К. Маркс считал, что государство есть результат раскола общества на антагонистические классы. Само государство - орудие и собственность господствующего класса.
10. Классификация политики
Общество, как известно, представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, состоящую из подсистем: экономической, социальной, политической и духовной. Политика находит свое проявление и отражение во всех названных сферах.
Особое место в сфере социальной жизни занимает национальная политика. Ее объектом являются национальные отношения. Экономическая политика демократического государства – совокупность научных положений, целей, политических средств и практических мер, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями в сфере экономической жизни общества, под ее влиянием происходит взаимодействие между государством и гражданским обществом. Социальная политика – это система идей, установок, целей, методов и средств, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями по поводу их места в обществе и обеспечении их непосредственно жизнедеятельности. Политика в политической сфере направлена на регулирование отношений между гражданами и социальными общностями по поводу прежде всего государственной власти. Политика в сфере духовной жизни призвана осуществлять регулирование отношений между гражданами, коллективами, социальными общностями и нациями по поводу функционирования идей, взглядов, теорий, их реализации в обществе и непосредственной жизнедеятельности людей. По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Обе части политики диалектически взаимодействуют. В большинстве случаев внутренняя политика обусловливает содержание, средства, методы и социальную направленность внешней политики. Государственная политика как вид деятельности обычно рассматривается на нескольких уровнях: местном, региональном, национальном, международном. Местный уровень включает решение социально-бытовых вопросов (обеспечение сносных жилищных условий, строительство и эксплуатация школ, больниц и т.д.) Региональный уровень требует в большей степени государственного вмешательства, координации деятельности различных социальных групп и национальных общностей, направленных на комплексное развитие всего региона, осуществление сбалансированной экологической политики, защиты прав и свобод граждан от посягательств преступных групп и мафиозных кланов. Центральное место в политике государства занимает общенациональный уровень. На этом уровне государство призвано определить наиболее точно приоритеты в политике по отношению к разным социальным слоям и группам. Международный уровень политики призван обеспечить защиту национальных интересов государства, суверенных прав граждан, создание благоприятных условий для эффективного социально-экономического развития общества, не допустить втягивания страны в локальные и международные конфликты.
39. Политическая аналитика и прогностика.
Политическое знание характеризуется тем, что включает в себя политическую аналитику, т.е. научный анализ конкретной политической ситуации, и политическую прогностику, т.е. научно-обоснованное выдвижение предположений (прогнозов) о том, как могут развиваться политические события. Различают два вида политических прогнозов: - поисковый прогноз, когда возможные состояния того или иного политического объекта, процесса или явления определяются путем переноса наблюдаемых тенденций в будущее. - нормативный прогноз предполагает определение возможного развития событий в случае принятия какого-либо управленческого решения или изменения обстоятельств.
37. Политический менеджмент.
Политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации. Политический менеджмент позволяет управляющему субъекту решать следующие задачи: 1.Укрепление авторитета государственного или политического деятеля. 2.Создание привлекательного образа государственного учреждения, политической партии, общественной организации или группы давления. 3.Расширение числа сторонников той или иной политической программы, управленческого проекта. 4.Формирование электоральных предпочтений населения. 5.Организация политических союзов, блоков. 6.Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах. 7.Оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения. 8.Мобилизация масс для политической поддержки. Особенностью политического менеджмента является то, что в его рамках субъект управления, стремясь к достижению поставленных целей, не использует право легитимного насилия и статусные ресурсы политической власти. Политический менеджмент использует специфические приемы и методы как особый вид управленческих отношений.
13. Политические институты, ценности и символы.
Политический институт — система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных средств и на основе определенных норм. К политическим институтам относятся государство, государственные и политические органы и политические учреждения, политические партии. Политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление политической власти. Они предназначены для удовлетворения политических потребностей и интересов отдельных индивидов или их групп. Политические институты пронизаны политическими ценностями (вид социальных ценностей, признаваемых не отдельными людьми, а большими группами, целыми сообществами). Объективной основой политических ценностей являются общие жизненные потребности и долговременные интересы больших социальных групп и индивидов. Политические ценности преимущественно имеют субъективное значение, поэтому необходимы формы их объективации. Одной из форм объективации ценностей служат политические символы. Политические символы — ценности и признанные в обществе отношения, которые они выражают. Воплощая в себе общественно- исторический опыт, ценности выступают объективными элементами политических институтов. Через ценности устанавливается определенное отношение индивидов к политическим институтам. Приверженность граждан к данным политическим ценностям является необходимым условием стабильной работы политических институтов и способности выполнять свои роли.